В 600 г. император-полководец Маврикий послал в поход против государства авар большое войско, высвободившееся на Востоке. Экспедиционная армия должна была нанести удар по землям, где обитали авары. В бассейне реки Тисы, левом притоке Дуная, берущем начало в Закарпатье, в междуречье Тисы и Дуная, правобережье Дуная до впадения в него Дравы. Территории, где, по данным археологии, и располагаются основные памятники аварской культуры (Ч. Балинт).

«В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили». Радзивиловская летопись. Миниатюра

После трех сражений каган бежал на Тису, магистр Приск послал вслед за аварами 4 тысячи всадников. За Тисой они уничтожили поселение гепидов и «других варваров», убив 30 тысяч, надо сказать, что эта цифра вызывает сомнение у многих исследователей. Феофилакт Симокатта, когда пишет о «других варварах», отделяет их от авар и славян.

После еще одного проигранного сражения каган попытался взять реванш: вместе с аварами в отдельном войске сражались славяне. Победа была на стороне ромеев, в плен попали три тысячи авар, восемь тысяч славян и шесть тысяч других варваров. У Феофана Византийца несколько иные цифры: у него есть важное уточнение, с указанием, на то, что в плен попали еще и гепиды (3200) и другие варвары, скорее всего, гунны. Все они были в одном строю с аварами, а войско славян сражалось отдельно.

Пленных отправили аж в город Томис (совр. Констанца, Румыния) на побережье Чёрного моря за 900 км, но император приказал вернуть их кагану без выкупа.

Как мы видим, и о чём писал Фредегест, даже войско авар во многом состояло из славян. Они активно участвуют в войне на стороне авар, как их подданные и данники.

В этот же период происходили локальные боевые действия между ромеями и славянами в Далмации.

Куда делись анты?

В то же время анты, которые вели постоянную борьбу с аварами с переменным успехом, периодически попадая к ним в данники, оставались независимыми. Возможно, данниками становились ближайшие к аварам антские племена. Более того, успех похода Приска мог быть связан с тем, что анты, которые время от времени были союзниками ромеев, снова были привлечены на сторону империи и держали нейтралитет.

В 602 г. авары под предводительством Апсиха (Αψιχ) снова выступили в поход против Византии. Но Апсих, устрашённый войском ромеев у Железных ворот (месте сближения Карпат и Стара-Планины на границе Сербии и Румынии, ниже города Оршов в Румынии), изменил направление похода и двинулся за 500 км отсюда на антов как союзников Византии. Это расстояние не должно вызывать удивления, авары постоянно кочевали, каждый год они совершали походы: от Византии до территории франков.

Кроме политических моментов, авары считали земли антов более богатыми чем византийские, так как они меньше подвергались вторжениям. (Иванова О.В., Литаврин Г.Г.). Племенному союзу антов был нанесён сокрушительный удар:

«Тем временем каган, получив известие о набегах ромеев, направил сюда Апсиха (Αψιχ) с войском и приказал истребить племя антов, которые были союзниками ромеев. При таких обстоятельствах авары в большом числе отпали и спешно, как перебежчики, перешли на сторону империи».

Феофан Византиец, используя предыдущее свидетельство, писал:

«После того, как это случилось часть варваров перешла к ромеям».

Здесь сложно согласиться с выводами о том, что авары не смогли разгромить антов.

Во-первых, это никак не следует из текста, почему часть авар перешла к ромеям, и кто это был: авары или болгары, а также перешли ли они вследствие трудностей борьбы с антами или по другой причине, не ясно.

Во-вторых, это противоречит «доктрине» ведения войны в степях, которой неукоснительно придерживался кочевой аварский союз. Что мы видим неоднократно в войнах кочевников: тюрки подолгу преследуют авар, татары проходят полмира в погоне за данниками кипчаками. И это проницательно подчеркнул автор «Стратигикона»:

«…но напирают, пока не добьются полного уничтожения неприятеля, используя для этого все средства».

Какая тактика, такая и стратегия.

Возможно, и поход против антов мог быть не единовременным актом.

В-третьих, анты после этого периода практически исчезли со страниц исторических источников. Использование в титулатуре императора Ираклия I (610-641 гг.) термина «Антский» свидетельствует не об отражении политических реалий, а о традиционном для позднеримской и византийской традиции выдавать желаемое за действительное.

В-четвертых, очевидно, союз антов распался: основные племена, входившие в него, двинулись на новые места обитания.

Одна часть антов осталась на месте, скорее всего, вне зоны интересов авар, в междуречье Днестра и Днепра, впоследствии тут сформируются племенные союзы тиверцев и уличей, с которыми будут воевать первые Рюриковичи. Другие племенные союзы покидают северное Подунавье, при этом в диаметрально разных направлениях, как это стало с сербами и хорватами. Константин Багрянородный писал в Х веке о легендарной сербов:

«Но когда двое братьев получили от отца власть над Сербией, один из них, взяв половина народа, попросил убежище у Ираклия, василевса ромеев».

События, связанные с племенами сербов и хорватов, очень похожи на ситуацию с дулебами.

Это был словенский племенной союз, сформировавшийся на Волыне в VI в. К дулебскому союзу относились будущие племена древлян и полян.

Некоторые исследователи связывают его с племенем Валинана арабского географа Масуди:

«Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо (верховная) власть была у него (князя Маджака. – В.Э.) и прочие цари ему повиновались».

Возможно, это был не совсем политический союз, сложившийся в первой половине VI в., и Маджак (имя личное или должность) был верховным жрецом культового союза (Алексеев С. В.).

Во второй половине VI в. авары разгромили этот союз. «Эти обры воевали против славян, - читаем в ПВЛ, - и притесняли дулебов – также славян».

Часть дулебов ушли на Балканы, часть в Среднюю Европу (Чехия), а оставшиеся попали под аварское иго. Возможно, были перемещены аварами на другие земли, но источники об этом умалчивают. Вероятно, именно к этим дулебам относится рассказ о «примучивании» дулебских жен, так как часть этого племени оказались в непосредственной близости от центра аварского государства (Пресняков А.Е.).

Такая же ситуация вынудила хорват и сербов, входивших в антский племенной союз, начать переселение. Известно, что хорваты и сербы появляются на границах Византии в начале VII в., где уже присутствовали словенские племена. А более мелкие племена из антов, например, севера, двигаются в сторону Фракии и Греции, сорбы (сербы) – в западном направлении, другая часть хорватов – на север и запад. Эта новое движение славян совпало с серьезными изменениями в Византии, и с периодом ослабления власти каганата. Об этом в следующей статье.

Почему у славян не было государства?

У нас нет данных о том, какие социально-политические события происходили в рамках антского союза племён, скорее всего, это была аморфная «конфедерация» родственных племен, с периодическим преобладанием какого-то либо племени или союза родственных племен. Разница между славенами и антами была лишь в одном: у вторых этот союз уже сложился в начале VI века, у первых нет, поэтому словенские племена были значительно быстрее покорены кочевниками-аварами.

Какая система управления была у антов? Если в IV в. ими наряду с вождем управляли старейшины, то наверняка институт старейшин или «старцев градских», жупанов, подобных родоплеменным сенаторам Древнего Рима, сохранился и в этот период. Верховная власть, если и была постоянной, то была представлена вождем, не военного типа, а теологического, как в случае с Маджаком.

Нижней планкой перехода к государственности является момент возникновения «вождества». Можно сказать, что в VI в. славянское общество, в особенности антское, не находящееся в прямой зависимости от авар, стояла на пороге перехода к «вождеству».

Мы знаем ряд военных предводителей (праслав. *kъnжzь, *voldyka), таких как анты Мезамером или Межимиром, Идаризия, Келагаст, Добрету, или словени Даврит, Ардагаст и Мусокий и Перогаст.


Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Радзивиловская летопись. Миниатюра

А вот как действовали эти князья, нам рассказывает легенда, сохраненная в недатированной части ПВЛ о Кие, Щеке и Хориве, «вождях-основателях» или просто главах родов, племени полян, славенской, а не антской группы.

Управление было по принципу: каждый княжил в роде своем, как писал Прокопий Кесарийский, не управляются одним человеком. Кий, возможно, вовлеченный в военную деятельность, ходил в Царьград со своим родом, скорее сказать с мужской частью его, составляющей ополчение рода и по дороге думал основать, для своего рода городок на Дунае. Эти события происходили в VI в. (Б.А. Рыбаков).

Таким образом, у антов и славен не было единого руководства на межплеменном уровне, а управление осуществлялась на уровне рода и племени. Вожди были военными предводителями (временными или постоянными) для совершения набегов, но не управления обществом, которые могли объединяться в союзы с такими же предводителями с целью увеличения сил.

Главным органом было собрание всех свободных - вече.

Такой структуре противостояла спаянная жесточайшей дисциплиной кочевая организация, справиться с которой в тех условиях без сторонней помощи родоплеменному славянскому обществу было практически невозможно.

И это касается победы авар над антским союзом.

Но эта ситуация дала толчок к «переселению», часто в рамках устоявшейся родовой структуры невозможно «преодолеть» традицию, а переселение открыло новые возможности, которые и способствовали формированию института «вождества», без которого переход к раннему государству был невозможен (Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В.).

Дунайская граница и славяне, начало VII века

В том же 602 г. император Маврикий поручил своему брату Петру со всем западным воинством зимой переправить в земли славян за Дунаем, чтобы там жить за счёт грабежа. В «Стратигиконе» Маврикия, которого иные исследователи как раз и отождествляют с императором, именно тактика ведения боя зимой, когда воинам-славянам и населению негде укрыться, когда на снегу видны следы преследуемых, и считается самой успешной:

«Необходимо нападения против них производить больше в зимнее время, когда они не могут легко укрыться из-за обнаженности деревьев, да и снег выдает следы убегающих, и домочадцы их бедствуют, будучи почти нагими, и, наконец, реки становятся легко преодолимыми из-за морозов».

Но войско, давно недовольное жадностью василевса, решило, что пребывание зимой среди варваров крайне опасное и сложное предприятие, вследствие чего восстало.

После воцарения нового солдатского императора, гекатонтарха-сотника Фоки, Сасанидский Иран использовал переворот и казнь императора и названного отца шахиншаха Маврикия как повод для войны. Армия, совершившая восстание, была отправлена на персидский фронт, Балканы оказались без оперативного армейского прикрытия. Авары подписали мир, но продолжали отправлять в набеги подвластных им славян.

В это же время союзные аварам лангобарды прислали последним итальянских корабелов:

«Также в это время Агилульф послал к Кагану, королю авар, рабочих для постройки судов, с помощью который Каган впоследствии завоевал некий остров во Фракии».

Возможно, именно славяне восприняли навыки кораблестроительства. В 20-х годах VII в. они опустошают острова Эгейского моря и доходят до приморских городов в Малой Азии. В 623 г., по сообщению сирийского «Смешанного хроникона», славяне напали на остров Крит. Хотя они могли это делать и на своих лодках - моноскилах. Других данных у нас по применению аварами кораблей у нас нет.

В 601 г. авары в союзе с лангобардами нападали на Далмацию, уводя в Паннонию пленное население. После подписания вечного мира между аварами и лангобардами в помощь королю Агилульфу в Италию было отправлено вспомогательное войско славян, которое участвовало в осаде и взятие в 605 г. Кремоны, а возможно и еще нескольких крепостей, в том числе и города Мантуя.

Сложно сказать, были ли славяне, поселившиеся в Восточных Альпах, ещё зависимы от авар, но в 611 или 612 г. они напали на бавар (Тироль, местечко Сан-Кандидо или Иннихен (Италия)) и разграбили их землю, и в этом же году, как пишет Павел Дьякон, «ужасно опустошили Истрию и перебили защищавших её солдат». В 612 г. аварами и славянами был захвачен центр провинции, город Солона. Археологи отмечают следы пожаров в городках в районе современных Порича и Пулы в Хорватии.


В то же время под давлением аварской власти славяне начинают массовое переселение за Дунай. Кроме всевозможных повинностей, дань аварам составляла половина урожая и всех доходов. Отсутствие армии ромеев способствовало этому. Вначале шли вооруженные племенные отряды, очищавшие территорию от ромейских отрядов, затем переселялось всё племя. Процесс был стремительным. Многие территории были попросту запущенны, так как постоянно подвергались набегам, в других местах славяне устанавливали свою власть и селились рядом с романизированным или греческим населением.

В целом ввиду того, что император Ираклий определил восточный фронт как основной и что, несомненно, так и было, другим территориям уделялось меньше внимания. Это привело к тому, что чуть сам Ираклий не был захвачен в плен аварами, при попытке вести с ними переговоры о мире.

Первая осада Константинополя

А весной 626 г. войска сасанидов подошли к Константинополю, они, возможно, имели соглашение с аварским ханом, а может, просто действовали синхронно и должны были поддержать друг друга. Тем не менее, так как Константинополь находился на европейской части пролива, то и штурмовать его мог только каган.

Феофан Исповедник пишет, что персы заключили союз с аварами, отдельно с булгарами, отдельно с гепидами, отдельно со славянами, о них как о союзниках, а не подчиненных аварам в этой войне, писал и поэт Георгий Писида:

«А кроме того, фракийские тучи принесли нам бури войны: с одной стороны питающая скифов Харибда, прикинувшись молчаливой, встала на дороге, как разбойник, с другой же стороны внезапно выбежавшие волки-славяне перенесли на землю морскую битву».

Скорее всего, с войском кагана пришли и данники-славяне, которые участвовали в штурме с воды совместно с другими подчиненными аварами, болгарами. На юге, у Золотых ворот, возможно, стояло войско союзных славян.


29 июля 626 г. хан вывел свои войска для демонстрации силы: войско состояло из авар, болгар, гепидов, но основанную массу составляли славяне. Каган стал готовить войска к штурму, одновременно потребовав от константинопольцев снабжать себя продовольствием, ему отправили различные яства. Авары во главе с ханом расположились напротив городских стен, между Харисийскими воротами (ворота Полиандра) и воротами Святого Романа, славяне - южнее, до побережья Пропонтиды (Мраморного моря): «а на долбленые лодки погрузили с Истра бесчисленные полчища», и, севернее, в районе Золотого Рога. Авары расположили осадные орудия, покрытые сырыми кожами, и двенадцать штурмовых башен, высотой равных городской стене. Из города начался обстрел, а потом была совершена вылазка из Золотых ворот, здесь славяне потерпели поражение.


Реконструкция Золотых ворот. Рис. Питера Денниса. Изд. «Оспрей»

Одновременно славяне спустили на воду реки Варвисс (совр. Каджитанессу), впадавшей в Золотой Рог, однодревки. В Золотой Рог вошла эскадра ромеев, которая расположилась у Влахерн, тогда ещё не защищённых стеной.

Перед штурмом хан вызвал к себе представителей Византии, сам он восседал на троне, рядом с ним сидели три персидских посла в шелках, а перед ними стоял представитель ромеев, который выслушал заносчивую речь кагана, который требовал немедленной сдачи столицы:

«Вы не можете обратиться ни в рыб, чтобы спастись в море, ни в птиц, чтобы улететь в небо».

Он не стал обсуждать предложенный выкуп и отпустив послов ни с чем, ночью ромеи перехватили послов сасанидов: голову одного они подбросили в лагерь персов на Малазийском берегу, а второго, с отрубленными руками и подвязанной головой третьего посла, отослали к аварам.

В воскресенье, 3 августа, славянские лодки проскочили, под покровом темноты, к персам, чтобы оттуда перевезти их отряды к Константинополю.

С понедельника по среду начался беспрерывный штурм, как со стороны земли, так и со стороны залива Золотого Рога, где на лодках находились славяне и болгары, о чем писал Григорий Писида. Осаждающие гибли в огромном количестве.

На 7 августа был назначен общий штурм, в ходе которого предполагалось нанести удар по городу с Золотого Рога.


Вид на залив Золотой Рог со стороны Влахерны, левее место откуда двигались однодревки славян. Стамбул. Турция. Фото автора

На лодках разместились снаряженные воины, или оплиты по ромейской терминологии (δπλίτα), как говорил пресвитер Св. Софии Феодор Синкелль в проповеди, произнесенной через год после этих событий:

«Доведя число находившихся там варварских оплитов (тяжеловооруженных) до огромного множества, он приказал [флоту] налечь на весла».

Тяжеловооруженные не были поголовно в панцирях, так как оплит прежде всего не псил, он может быть как в защитном снаряжении, так и без него, но обязательно с большим щитом, копьем и мечом. Среди воинов на лодках были прежде всего славяне, болгары и прочие варвары, были среди них и славянки.

Неверно утверждение, что тяжеловооруженными были только авары, а славяне были лишь гребцами, так как всех спасшихся от поражения на воде каган приказ убивать, что вряд ли возможно по отношению к соплеменникам.

По сигналу с башни Птерон у Влахернского храма славяне должны были проплыть по реке Варвисс и войти в Золотой Рог, напав на город с менее защищённой северной стороны, там, где в 1204 г. это удалось венецианцам, тем самым обеспечить главным силам основной штурм городских стен. Но патрикий Вон (или Вонос), узнав об этом, отправил в это место триеры и диеры и зажёг обманный сигнальный огонь на портике церкви Св. Николая. Славяне, увидев сигнал, вошли в залив Золотой Рог, где вероятно началась буря, вызванная заступничеством, как считали византийцы, самой Богоматери. Однодревки переворачивались, несмотря на то, что некоторые из них были связаны между собой, на них обрушились корабли ромеев: началось избиение на воде. Терпящие бедствие славяне устремились к месту сбора у Влахерны и здесь они попали под мечи армян Воноса. Тех же, кто добирался до восточного берега Золотого Рога, убивали на глаз взбешённого кагана его воины, спаслись лишь те, кто смог вплавь достигнуть противоположного городу северного берега Золотого Рога.

В «Пасхальной хронике» озвучено две версии отхода осаждающих. По одной, каган сжёг все орудия и двинулся в обратный путь, по другой - вначале ушли славяне и каган вынужден был уйти за ними. Кто был эти славяне, до конца не ясно: данники или союзники? Возможно, здесь сыграла роль межплеменная солидарность, но, скорее всего, если речь идет о славянах-союзниках, не желавших подвергать себя риску после неудачи в Золотом Роге.

В честь этого события стал исполняться акафист – гимн в честь Пресвятой Богородицы Влахернской в пятницу шестой недели Великого поста, этот обычай перешёл и на Русь.


Монастырь Пресвятой Богородицы в районе Фатих – Влахерна. Скромный и незаметный. Стамбул. Турция. Фото автора

Этот поход был последним всплеском активности Аварского каганата, с этого времени начался закат «кочевой империи».

Продолжение следует…

Источники и литература:

Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870.
Георгий Писида. Ираклиада, или на окончание падения Хосроя, царя персидского. Перевод С. А. Иванов //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Константин Багрянородный. «Об управлении империей». Перевод Г.Г. Литаврина. Под редакцией Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. М., 1991.
Павел Дьякон «История лангобардов» //Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков Пер. Д.Н. Раков М., 1970.
Павел Дьякон «История лангобардов» //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Патриарх Никифор «Бревиарий»// Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты. Перевод. Комментарий. М., 1980.
ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. СПБ., 1996.
Стратегикон Маврикия/ Перевод и комментарии В. В. Кучма. С-Пб., 2003.
«Хронография» Феофана // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты. Перевод. Комментарий. М., 1980.
Феофилакт Симокатта «История». Перевод С. П. Кондратьева. М., 1996.
Алексеев С. В. Славянская Европа V-VI веков. М., 2005.
Кулаковский Ю. История Византии (519-601гг.). С-Пб., 2003.
Рыбаков Б.А. Ранняя культура восточных славян// Исторический журнал. 1943. № 11-12.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. М., 1995.
Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В. Пути к государству: Германцы и славяне. Предгосударственный этап. М., 2013.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Тема данного урока - «Византия и славяне. Закат империи». Начало этого периода в истории Византии ознаменовано переворотом и началом новой императорской династии. Ученикам приводятся имена различных деятелей Византии. На уроке приводятся описания различных войн, которые вела Византия со славянским Болгарским царством. Вскрываются причины союза Византийской империи с руссами против болгар. Рассматривается появление славянского государства Великая Моравия и заинтересованность в нём различных государств. Учащимся приводится жизнеописание Кирилла и Мефодия. В конце урока приводятся причины заката Византийской империи, подчеркивается великая роль её существования для православия.

Византия и славяне. Закат империи.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Наибольшего могущества Восточная римская империя, возникшая в 395 году, достигает в VI в., в период правления императора Юстиниана. Юстиниан существенно расширяет территорию империи, но уже в VII в. территория Византии сокращается почти втрое.

Это было связано с активностью на рубежах империи славян, которые в VI в. начинаю заселять Балканский полуостров, а также арабов, которые в VII в. отвоевывают у Византийской большие территории (Палестину, Сирию, Египет, Северную Африку). ()

Великое переселение народов () приводит к тому, что славяне в VI-VII вв. расселяются в Нижнем и Среднем Подунавье, вторгаются на Балканы и становятся опасным противником Византии.

СОБЫТИЯ

Германцы нападали на империю, разоряли ее земли, основывали на них т.н. «варварские королевства». В то же время германцы воспринимали римскую культуру, правовые нормы, латинский язык, христианство.

В правление императоров Македонской династии (867-1025 гг.) Византийская империя достигла необычайного могущества. Византийский престол занимают мудрые императоры-законодатели, писатели, полководцы. Этот период называют «Македонским ренессансом». Но полному благополучию империи мешали постоянные войны, которые приходилось вести против соседей: арабов — на юге, Ирана — на востоке и славян — на севере. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим взаимоотношения Византии со славянами.

Во второй половине VII в. славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению. Предки болгар (или булгар) сначала жили в Западной Сибири, но в первые века нашей эры откочевали к средней Волге; отсюда часть их пришла на Балканский полуостров. Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных ими славян, переняли их язык, но дали им свое имя. В середине IX в. Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань. Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон (893-927 гг.). Образованный, энергичный и честолюбивый, Симеон мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу. Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царем болгар и греков». Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия — кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

Рис. 1. Первое Болгарское царство при Симеоне ()

В начале XI в. византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 г. полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

Рис. 2. Василий II Болгаробойца ()

В первой половине IX в. в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками. Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке. Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи-болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий.

Рис. 3. Святые Кирилл и Мефодий ()

Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь. В 863 г. братья были направлены в Великоморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг. В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь. После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь. Длительная борьба с королями Германии ослабила Великоморавскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 г. нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Великоморавская держава распалась.

Не избежала упадка и Византийская империя. Длительные войны с соседними государствами, борьба за власть среди претендентов на императорский престол ослабили ее былое могущество. Василий II фактически был последним могущественным императором Византии. Не имея сил сопротивляться, в середине XV в. империя будет покорена турками-османами.

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

1. Антология древнерусской литературы ().

Домашнее задание

1. Какой период в истории Византии называют «Македонским ренессансом»? Почему?

2. Какие соседние государства представляли наибольшую угрозу для Византии?

3. Как повлияло на историческую судьбу славян принятие христианства?

4. В чем состоит заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры?

5. Почему могущественная Византийская империя была завоевана турками-османами?

Период: , .

Огромную роль в судьбах империи сыграли славяне.

Первые массовые походы славян в пределы Византийской империи относились к началу VI в.

Однако эти походы успеха не имели, так как империя была ещё сильна.

Картина резко изменилась лишь со второй половины VI в. Потрясаемая восстаниями рабов, колонов и городской бедноты, Византийская империя была уже не в силах противиться натиску славян и других народов.

В 578 г. около 100 тыс. славян переправились через Дунай и наводнили Фракию и Элладу, а в 581 г.- Фракию, Македонию и Фессалию.

Не имея сил для успешной борьбы со славянами, византийское правительство обратилось за помощью к аварам, но спровоцированное им нападение войск аварского кагана на славян не помогло империи.

Тщетно пытались также византийские правители ослабить славян, восстанавливая одни славянские племена против других. Не помогли Византии и крепостные сооружения, возводимые по приказу императоров.

Натиск славян на империю всё возрастал. Они, сообщал византийский писатель того времени Иоанн Эфесский, «взяли много укреплённых городов на своём пути, обосновались на захваченной территории, обжились на новых местах, владеют большими стадами, стали богаты, имеют золото и серебро, обзавелись оружием, которым научились владеть лучше, чем римляне».

В условиях войн с Византией славяне скоро научились брать города, применяя осадные машины.

Вторжения славян в пределы Византии встречали поддержку со стороны простого народа, видевшего в них своих освободителей. Большую помощь славянам при их продвижении оказали скамары.

Не меньшую поддержку славяне получили от рабов и колонов, восставших во Фракии и Македонии в конце VI в. Народные восстания в пределах Византии в начале VII в. облегчили славянам дальнейшие завоевания.

К середине VII в. славяне расселились почти по всей территории Балканского полуострова. Они заселили Фракию, Македонию, значительную часть Греции, заняли Далмацию и Истрию и проникли в Пелопоннес.

На своих быстроходных ладьях славяне предпринимали частые набеги на острова Эгейского моря.

Славянские войска осаждали Фессалонику, доходили до стен столицы империи - Константинополя. Немало славян переселилось и в Малую Азию.

Поселяясь в той или иной области, они значительно уменьшали подати, которые платили земледельцы государству раньше.

В Мёзии они говорили земледельцам: «Выходите, сейте и жните, мы возьмём с вас только половину подати».

Зато императорские имения, виллы и латифундии крупных рабовладельцев подвергались разгрому и опустошению.

Рабы и колоны, боровшиеся против рабовладельческих порядков, естественно, видели в славянах своих союзников.

В Константинополе правили Палеологи, унаследовавшие от Латинской империи (1204‑1261) феодализм и обнищание страны, лишенной большей части исконного населения. Малая Азия - родина православия - была захвачена турками, Греция - французскими и каталонскими авантюристами. Внутри самой столицы располагалась генуэзская колония Галата. Фессалоники были опустошены зверствами секты зилотов, а Албания и Македония - воинственными сербами, господствовавшими на Балканском полуострове.

В этом безнадежном положении Палеологи искали помощи на Западе, но католики греков не любили, а использовали. Последней цитаделью православия оставалась не Константинопольская патриархия, а Афонский монастырь.

Казалось бы, православную империю должны были спасти южные славяне, но ведь они были в той же фазе этногенеза, что и греки. Усобицы дробили сербские племена, и даже попытка объединения, предпринятая сербским королем Стефаном Душаном около 1350 г., не спасла народ. После его смерти усобицы возобновились, и в 1389 г. сербское войско стало жертвой османов.

Князья‑туркофилы некоторое время сохраняли видимость самостоятельности, но в 1459 г. остатки Сербии были превращены в Турецкий пашалык. Закономерности этногенеза, как и всякого природного явления, неумолимы.

Историки, придерживающиеся эволюционной теории, или так называемой «религии прогресса», полагают, что сербы проиграли войну с турками вследствие своей отсталости. Сильные жупаны и властители проводили время в усобицах, что якобы являлось пережитком родового быта, а нравы отличались первобытной (?!) грубостью. На этом фоне царствование Стефана Душана было исключением, наподобие империи Карла Великого ««См.: Трайчевский А. Указ. соч. С.120 »».

Так ли? В VII в. сербы‑ободриты из гор современной Саксонии «передвинули» избыток своего населения в Иллирию и завоевали ее северную часть, оставив иллирийцам только неприступные горы современной Албании. В IX в., одновременно с болгарами, сербы приняли христианство, причем северная часть их - хорваты - попала в подчинение Риму, а большая часть была связана с Константинополем, не только в религиозном отношении. Политическую независимость сербы хранили и от Византии, и от Венгрии. «Первобытная грубость» им нисколько не мешала. Только в конце XII в. Мануил Комнин включил Сербию в состав Византийской империи, и то ненадолго. В XIII в. сербы освободились и начали борьбу за гегемонию на Балканском полуострове, закончившуюся в 1389 г. на Косовом поле.

Итак, сербы прожили все фазы этногенеза в составе славяно‑византийского суперэтноса: надлом - завоевание Иллирии, инерционную фазу - приобщение к христианской культуре, обскурацию и попытку регенерации в XIII‑XIV вв., оборванную внешним вторжением, и мемориальную фазу в Черногории (ибо все остальные сербские субэтносы были подчинены турками или австрийцами), просуществовавшую до XX в. Какая уж тут «отсталость»! И от кого?


Хуже было чехам. Тесное соседство с Германией, находившейся в конце XIII в. в политическом распаде, соблазнило последнего Премысловича - Оттокара II - на захват Австрии, которую он сразу же потерял в 1272 г. вместе с жизнью и славянской традицией своего народа. Уже при нем королевство Богемия стало провинцией Германской империи. Немецкий язык стал господствовать не только в казенных бумагах, но и в литературе и в частной жизни. Престол перешел к фамилии Люксембургов, и Карл IV в 1348 г. основал в Праге университет, в ученом совете которого 3/4 мест принадлежало немцам. Православное причастие из чаши было категорически запрещено ««Насколько неприятна чехам была немецкая экспансия, показала гуситская война, вспыхнувшая в 1419 г. Об ожесточенности войны говорит тот факт, что население Чехии за 200 лет сократилось с 3 млн. до 800 тыс. (Трайчевский А. Указ. соч. С. 120) »».

Такое же проникновение немецкой культуры наблюдается в Польше при последнем Пясте - Казимире III Великом. Он охотно привлекал в Польшу немцев, оседавших при дворе и в городах (они получили выгодное «магдебургское право»), и евреев, захвативших в свои руки экономику страны. Оппозиционную аристократию он подавил, покровительствуя хлопам и ученикам Краковского университета, основанного в 1364 г. Польша онемечилась, подобно Чехии.

После его смерти в 1370 г. престол Польши перешел к Анжуйской династии, правившей в Венгрии, но уже в 1371 г. Людовик Анжуйский умер, и на польский престол взошла его дочь Ядвига, избранная «королем Польши». Запад втянул Польшу в свой суперэтнос, и ее ожидала судьба Чехии, если бы не неожиданное вмешательство природы: пассионарный толчок поднял Литву и османскую Турцию, и соотношение сил изменилось. До Москвы и остатков Киевской Руси немецкие «цивилизаторы» не успели добраться.

ЛИТВА

Последним мирным завоеванием западного мира было Великое княжество Литовское. Талантливые и волевые князья Гедимин, Ольгерд и Кейстут остановили агрессию Тевтонского ордена, чем оказали большую услугу папскому престолу. Тевтонский орден был переведен из Палестины в Пруссию Фридрихом II Гогенштауфеном и последовательно поддерживал гибеллинов, не стесняясь ссориться с Рижским епископатом. Поэтому папы никак не симпатизировали «божьим рыцарям».

Но и литовцы вели себя крайне независимо. В середине XIII в., когда на территории Восточной Европы обозначился подъем пассионарного напряжения, литовцы перешли от обороны к попыткам наступления на немцев. В 1250 г. Миндовг принял католическую религию, но «крещение его льстиво бысть», и к 1263 г. Александр Невский и Миндовг планировали совместный поход на орден. В том же году они оба умерли молодыми.

Полвека Литовскую землю раздирали смуты и братоубийства, что характерно для инкубационного периода этногенеза. Пассионарность растет, не находя выхода, потому что нет новой культуры, т.е. действенной системы запретов и целей, подсказываемых новым или обновленным мироощущением, ибо старое уже никого не вдохновляет, как любой культ без творческой догматики. Надо было принимать чужую культуру, а выбор был прост: православие или католичество.

Орден и Польша были готовы к сопротивлению литовским язычникам, тогда как русские князья предпочитали капитуляцию.

Гедимин, наследник князя Витеня, был типичный пассионарий фазы подъема. Еще при жизни Витеня он подчинил Берестейскую землю и начал наступление на Волынь и Галицию, где правили схизматики - князья Лев и Андрей Юрьевичи. К 1323 г. Волынь была завоевана литовцами, князья исчезли со страниц истории.

В 1321 г. Гедимин разбил коалицию русских князей у р. Ирпень и взял Киев, оставив там вассального князя. Но так как русские князья в случае необходимости обращались за помощью в Золотую Орду, то Гедимин решил уравновесить силы. Он дал согласие на крещение Литвы в католичество и заключил мир с Ливонией, Ригой и Данией, а через год, под давлением папы, и с Тевтонским орденом ««См.: Шабульдо Ф.М. Земли юго‑западной Руси в составе Великого княжества Литовского. С.10 »». Этим он развязал руки Западу для наступления на Русь.

Тверь была соперницей Москвы и, значит, союзницей Литвы, но митрополит Феогност стал на сторону московско‑татарского союза против Литвы. Около 1327 г. тверской князь Александр бежал в Литву.

Сын Гедимина Ольгерд (1341‑1377) достиг больших успехов. Он подчинил Литве Киев, Брянск, Ржев, Северскую Русь, в то время как его брат Кейстут защищал от немецких рыцарей Жмудь и Литву. Так образовалась могучая держава с литовской династией, с преимущественно русским населением и причудливой смесью западной и древнерусской культур. Великороссы держались только при татарской поддержке ««Там же. С.38 »». Но Ольгерд в 1358 г. сформулировал свою программу, заявив послам императора Карла IV Люксембурга: «Вся Русь должна принадлежать Литве», и сделал им неприемлемые предложения: возвращение Литве захваченных орденом земель, перемещение крестоносцев в степь для борьбы с Ордой и отказ ордена от «права на русских» ««Там же. С. 9, 55 »».

В ответ на это наглое заявление крестоносцы в 1362 г. осадили Ковно. Ведь орден был по существу плацдармом всего европейского рыцарства и мог найти пополнение во всех странах Европы. На Литву обрушились закованные в кольчугу немцы, французы, англичане и итальянцы ««Там же. С.66 »». Ольгерд и Кейстут с литовско‑русскими войсками пришли на выручку осажденной крепости, но не решились вступить в бой. Замок Ковно пал.

Этот эпизод показал, что даже такой воинственный этнос не может жить без друзей. В Литве были сторонники православной Руси и ее противники. Эти силы разорвали Литву, как две большие планеты разрывают комету, летящую между ними. Положение усложнялось еще активной политикой Орды. Там, где князь и город вступали в союз с татарами, литовцы не имели успеха, и наоборот, русские земли, объединившиеся с Литвой, по своей воле отвергли союз с Ордой. До тех пор пока в Орде был порядок, который умел поддерживать «добрый царь Джанибек», положение казалось прочным. Но социально‑этническая система Золотой Орды была крайне неустойчива, и вот почему.

Византийская "реконкиста" на Балканах

Славянские вторжения совершенно изменили этническую карту Балкан. Повсеместно преобладающим населением стали славяне. Остатки народностей, входивших в состав Византийской империи, по существу, сохранились только в труднодоступных горных районах (в 30-х годах XIX столетия немецкий ученый Фальмерайер заметил, что современные греки, в сущности, происходят от славян. Это заявление вызвало в научных кругах бурную дискуссию ).

С истреблением латиноязычного населения Иллирика исчез последний связующий элемент между Римом и Константинополем: славянское нашествие воздвигло между ними непреодолимый барьер язычества. Балканские пути сообщения заглохли на целые столетия; латынь, бывшая до VIII в. официальным языком Византийской империи, теперь сменилась греческим и была благополучно забыта. Византийский император Михаил III (842–867) в письме к римскому папе уже писал, что латынь - «язык варварский и скифский» . А в XIII в. афинский митрополит Михаил Хониат был совершенно уверен, что «скорее осел восчувствует к звуку лиры, а навозный жук к духам, чем латиняне поймут гармонию и прелесть греческого языка» .

Воздвигнутый славянами на Балканах «языческий вал» усугубил разрыв между европейским Востоком и Западом и притом именно в то самое время, когда политические и религиозные факторы все более разделяли Константинопольскую и Римскую церкви.
Частично эта преграда была устранена во второй половине IX в., когда балканские и паннонские славяне приняли христианство.


В этом столетии Византия пережила политическое и культурное возрождение. Его обусловили несколько важнейших обстоятельств внешней и внутренней жизни империи. Арабский натиск был отбит, на византийско-арабской границе установилось равновесие сил. В то же время еще более важная победа над иконоборчеством повлекла за собой восстановление светского образования и возрождение миссионерского пыла Православной церкви. Новые поколения богословов и дипломатов покидали Константинопольский университет с горячим желанием видеть византийскую политику - духовную и светскую - более наступательной, они готовы были нести «варварам» не только свет истинной веры, но также и магически-привлекательное свечение блестящей византийской цивилизации. Не случайно святой Константин (Кирилл) в ученых диспутах с арабами и хазарами аргументировал преимущество греческого православия, во-первых, тем, что все искусства происходят из Византии, и, во-вторых, словами пророка Даниила: «…Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан., 2: 44).

Процесс христианизации славянского населения Греции проходил в следующем порядке: военное, дипломатическое, культурное давление; эллинизация; обращение; политическое подчинение. Об этих четырех этапах ассимиляции «греческих» славян упоминает император Лев VI Мудрый (881 – 911) в связи с деятельностью своего предшественника императора Василия I (867 – 886): «Блаженной памяти отец наш Василий, император ромеев, сумел убедить их (славян. - С. Ц .) отринуть свои древние обычаи, и сделал их греками, и подчинил их правителям по ромейскому образцу, и удостоил их крещения, и освободил их из-под власти их вождей, и научил воевать с враждебными ромеям народами».

Миссия Кирилла и Мефодия

Несколько иначе протекало обращение болгар и моравов, чья политическая независимость от Византии препятствовала их ассимиляции. В связи с этим распространение среди них православия наталкивалось на серьезное затруднение - язык христианской проповеди оставался совершенно непонятным большинству новообращенных. Церковная служба велась греческими священниками на греческом языке, который рукоположенные священники из славян практически не знали. В свою очередь, лишь немногие греческие миссионеры хорошо владели славянским языком. Житие святого Мефодия передает, что император, побуждая солунских братьев отправиться в Моравию, привел следующий аргумент: «Вы ведь солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски» .
Средневековая «кирилло-мефодиевская» литература описывала создание славянской азбуки как некий единовременный акт, своего рода чудо.



Кирилл и Мефодий создают азбуку. Миниатюра Радзивилловской летописи

Однако у солунских братьев, безусловно, были предшественники на этом поприще. Отправляя в 862 г. Константина (Кирилла) и Мефодия с просветительской миссией к дунайским славянам, император Михаил III в напутственной речи отмечал, что уже в первой половине IX в. греческие филологи пытались создать славянский алфавит, правда тщетно. Да и сами братья предстают перед нами в окружении учеников и помощников, на долю которых, надо полагать, выпала немалая часть просветительских трудов. Наиболее вероятно, что созданию славянской азбуки предшествовала длительная и кропотливая научная работа и что славянская письменность появилась на свет несколько раньше моравской миссии солунских братьев.

В основу кириллицы был положен славянский диалект Южной Македонии и окрестностей Фессалоник, где братья-просветители провели свое детство. Но благодаря еще сохранявшемуся в то время общеславянскому языковому единству, проявлявшемуся как в словарном составе, так и в синтаксисе, кириллица приобрела универсальное значение в славянском мире. «Технически» она представляла собой приспособление греческого письма к фонетическим особенностям славянской речи. Но, несмотря на кажущуюся простоту, это было творение первоклассного лингвиста. «Именно начальная фаза развития церковнославянского языка была наиболее успешной с точки зрения лингвистической точности и литературного качества , - отмечал Д. Оболенский. - Научной адекватностью и поэтической глубиной отличаются в первую очередь переводы Константина. Он прекрасно умел пользоваться всем богатым разнообразием греческого словаря и синтаксиса, без малейшего насилия над духом славянского языка. Поэтому, а также в силу того, что различные славянские народы говорили тогда на более или менее едином наречии, церковнославянский сделался третьим международным языком Европы и общим литературным диалектом восточноевропейских народов, допущенных в Византийское Содружество: болгар, русских, сербов и румын» [Оболенский Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 153 ]. Историки единодушны в том мнении, что «Константина можно по достоинству причислить к величайшим филологам Европы» [Там же. С. 151 ].

Католические миссионеры, в свою очередь, пытались втянуть Великоморавское княжество в орбиту влияния Римской церкви. В IX в. она пытались перевести несколько христианских текстов («Отче наш», Символ веры и др.) на моравское наречие при помощи латиницы.

Римский престол поначалу относился к идее богослужения на славянском языке вполне лояльно. Иначе смотрел на это дело восточнофранкский (немецкий) епископат, выражавший в богословской форме стремление короля Людовика Немецкого расширить свои владения за счет моравских земель. Поэтому Константину пришлось бороться со сплоченной группой латинских клириков, чрезвычайно враждебно настроенных по отношению к славянской литургии. По словам его Жития, они набросились на Константина, «как вороны на сокола», утверждая теорию трех «священных» языков - иврита, греческого и латыни, на которых только и «позволено» служить литургию. В своих возражениях Константин был великолепен. Он обличил это учение как «триязычную ересь», в противовес которой сформулировал свое кредо: все языки хороши и приемлемы в глазах Бога. При этом он ссылался на слова апостола Павла: «Теперь, если я прийду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу?» (1 Кор., 14: 6) и на проповедь Иоанна Златоуста: «Учение рыбаков и ремесленников сияет на языке варваров ярче солнца» . В результате его спора с «триязычниками» папа Адриан II полностью одобрил и в специальном послании торжественно благословил славянскую литургию.



Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Фреска монастыря Св. Наума, Болгария.

В 869 г. Константин умер, приняв перед смертью постриг под именем Кирилла. Мефодий, назначенный архиепископом Паннонии и папским легатом у славянских народов, пытался продолжить его дело. Но, увы, на пути культуры встала политика. В 871 г. Святополк, племянник правящего князя Великой Моравии Ростислава, бросил своего дядю в темницу и принес вассальную клятву Людовику Немецкому. Восточнофранкский клир добился ареста Мефодия, который два года провел в швабской тюрьме и вышел на свободу только после сильного давления, оказанного на немецких епископов новым папой Иоанном VIII. Однако идея славянской литургии находила все меньше поддержки у сильных мира сего. Святополк, который вскоре рассорился с Людовиком и выгнал из страны немцев, не видел для себя пользы в византийской ориентации; что касается Римского престола, то он с годами все яснее обнаруживал стремление не обострять отношения с непокорным германским клиром. В 880 г. Иоанн VIII запретил славянское богослужение.
Последние годы жизни Мефодия были отравлены гонениями и интригами. Он еще успел перевести на славянский язык ряд византийских юридических текстов, касающихся Церкви, но после его смерти в 885 г. переводческая деятельность его кружка заглохла. Спустя некоторое время посол императора Василия I в Венеции, обходивший невольничий рынок в поисках своих соотечественников, подлежащих выкупу, обратил внимание на группу невольников, выставленных на продажу еврейскими купцами. Наведя справки, он выяснил, что это были ученики Константина и Мефодия, проданные в рабство как еретики. Несчастные были выкуплены и отправлены в Константинополь.

Казалось, что моравская миссия солунских братьев окончилась полным провалом. Но история не любит торопиться с выводами. За недолгие двадцать лет деятельности славянских просветителей у дунайских славян появилось собственное духовенство и, главное, были заложены основы славянской литературы на разговорном языке. Новое культурное начинание оказалось чрезвычайно жизнеспособным. Римской церкви удалось выкорчевать славянскую литургию в Центральной Европе лишь спустя два столетия после смерти Константина и Мефодия. Но росток православной духовности, привитый ими к древу славянской культуры, не засох и принес свои плоды в другом месте и в другое время: в 865 г. ученики Константина и Мефодия крестили Болгарию, а в 988 г. христианство приняла Русская земля.