В статье рассматриваются такие вопросы как:

1. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.

2. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей.

3. Типы организационных моделей внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование моделей внеурочной деятельности

В современных условиях педагогический (учебно-воспитательный) процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который обеспечивает условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий.

Урочные занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий – урок. Урок имеет ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения.

Успешная индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания детей возможна во внеурочной деятельности. Здесь более эффектна социальная адаптации, развитие дружеских партнерских взаимоотношений взрослых идетей.

Для общеобразовательного учреждения внеурочная деятельность часть выполняемых им функций.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность.

Основные ценности и функции дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, которое расширяет возможности образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России".

К настоящему времени выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы.

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка,
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции соответствуют главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Внеурочная работа и дополнительное образование детей

Внеурочная (=внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения

Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

  1. изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
  2. определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
  3. формирование условий для создания единого образовательного пространства;
  4. расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
  5. создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
  6. создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
  7. обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Дополнительное образование детей в школе – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Другая важная особенность дополнительного образования детей - его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.

Еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создаст "ситуацию успеха" (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".

Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы.

Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Задача дополнительного образования - помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле - и радиоаппаратуры, вязание, дизайн и др.). Еще больший успех приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т.п.).

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Таковы основные особенности дополнительного образования детей, развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения.

Совершенно очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые характеризуют деятельность учреждения дополнительного образования детей, однако есть все основания говорить об особенностях развития дополнительного образования детей в школе:

  1. создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
  2. осуществление "ненавязчивого" воспитания - благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит "незаметное" формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
  3. ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей;
  4. компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей

Успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности. Можно назвать как минимум четыре условных уровня.

Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

Второй уровень - более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третий уровень - развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования - художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа - учреждение дополнительного образования - вуз.

Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнительного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровни развития.

Взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей

Заместитель директора по дополнительному образованию (по учебно-воспитательной работе) - эта должность появилась недавно и пока есть не во всех школах, но с развитием системы дополнительного образования детей нужда в таком специалисте будет ощущаться все острее. В его основные обязанности входит координация деятельности всех педагогов дополнительного образования, контроль за выполнением учебно-тематических планов, помощь в создании и реализации образовательных программ, содействие повышению профессионального мастерства педагогов. Не менее важна его деятельность, направленная на интеграцию основного и дополнительного образования детей, взаимодействие учителей-предметников и руководителей кружков, секций, объединений, на организацию совместной методической работы (создание педагогических мастерских, методических советов, дискуссионных клубов, семинаров и др.).

Заместитель директора принимает активное участие в разработке концепции и программы развития общеобразовательного учреждения, в которую органично включается дополнительное образование детей.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей.

Классный воспитатель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.

Успешно могут взаимодействовать с руководителями школьных творческих объединений и помогать детям найти свой талант, раскрыть свои способности вожатые и воспитатели групп продленного дня.

Возможна и обратная связь, когда старший вожатый, к примеру, сможет найти помощников в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются, прежде всего, члены кружков, объединений. С помощью педагога дополнительного образования легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами.

Педагог-организатор руководит работой по одному из направлений деятельности учащихся: художественному, спортивному, техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому и др. Координирует работу педагогов, ведущих занятия по тому или иному направлению, помогает им в решении методических, организационных, воспитательных проблем. Содействует выявлению и развитию талантов школьников. Создает условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей.

Особую роль в развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения может сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может выявить скрытые способности детей, их наклонности и стимулировать их развитие. Осуществляя свою работу по сохранению психического, соматического, социального благополучия школьников, он оказывает поддержку как творчески одаренным детям, так и детям, требующим определенной коррекции развития, поведения. Педагог-психолог способен оказывать консультации руководителям различных творческих объединений, проводить психодиагностику ребят, отслеживать изменения в уровне развития их способностей, выявлять причины сложностей в работе педагога или его взаимоотношениях с воспитанниками.

Социальный педагог решает задачи по социальной защите детей, внимательно изучает условия их жизни, которые зачастую препятствуют развитию их творческих способностей. Социальный педагог старается своевременно оказать помощь таким детям, разрешить различные конфликтные ситуации и найти наиболее благоприятную среду для реализации интересов и потребностей ребенка. Он может подсказать педагогу дополнительного образования, как лучше вести себя с "трудным" ребенком, как заинтересовать его каким-либо видом творчества. Он включает своих воспитанников в социально значимые дела, и эта деятельность может стать сферой сотрудничества с педагогами дополнительного образования. Социальный педагог особое внимание уделяет профориентационным видам занятий, т.к. они, выполняя социально-адаптационные функции, могут стать хорошей стартовой площадкой для его подопечных.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие системы дополнительного образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей. При желании он может привнести элементы дополнительного образования (содержательные, организационные, методические) в проведение конкретных уроков.

Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в систему дополнительного образования, организовав свой кружок или клуб. Это может быть не только предметный кружок, а любое творческое объединение, где учителю удастся реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты, выходящие за рамки его профессии. Такая многогранность личности только усилит его авторитет среди обучающихся.

Совершенно очевидно, что развитие дополнительного образования детей в школе в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к руководителям творческих объединений по интересам, понимание важности их многообразия, умение найти возможность для технического оснащения системы дополнительного образования детей, материальной и моральной поддержки педагогов дополнительного образования – все это является важным условием создания в школе целостного образовательного пространства, где реальную роль играют основное и дополнительное образование детей.

Таким образом, в общеобразовательном учреждении в систему дополнительного образования детей включается в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении

Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера.

Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы развитие системы дополнительного образования детей в школе соответствовало условному третьему и четвертому уровню, т.е. созданию самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей.

Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего системообразующего элемента. Это может быть любое творческое объединение, проводящее многоплановую и разнопрофильную работу, деятельность которого носит комплексный характер. Например, Центр русской (национальной) культуры, который объединяет музыкальные и художественные коллективы, группы ребят, увлекающихся этнографическим краеведением, сбором материалов об истории и культуре края. Вокруг такого разновозрастного коллектива достаточно легко простроить работу других творческих объединений, которые, сохраняя специфику, учитывали бы общую направленность и стратегическую линию развития дополнительного образования детей в конкретном общеобразовательном учреждении.

Когда в школе создается самостоятельная структура для развития системы дополнительного образования детей, появляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей.

Среди других организационных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школы с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др.

Решая внутришкольные организационные проблемы, необходимо стремиться к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов. К сожалению, нередко набор кружков и секций в школах не меняется десятилетиями и ограничивается несколькими названиями (мягкая игрушка, макраме, драмкружок, волейбол, аэробика), не учитываются интересы ребят, стремящихся освоить спортивный танец, роликовые коньки, скайбординг, восточные единоборства, технику видеосъемки, компьютерные технологии и другое, что интересует современного ребенка.

К сожалению, в практике нередко встречается и такой подход к развитию дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, когда в школе создается некий "образцово-показательный" коллектив (школьный театр, музыкальный ансамбль, спортивная команда и т.д.), который является основной заботой администрации в ущерб развитию других направлений деятельности. Для руководителей школы - это возможность успешно отчитаться за "хорошую" организацию учебно-воспитательной деятельности, не прилагая усилий к созданию полноценной системы дополнительного образования детей. В этом случае "элитный" детский коллектив начинает жить своей обособленной жизнью" интересной лишь для небольшой группы ребят, остальным же остается лишь смотреть на них с завистью, ощущая себя ущербными, посредственными, что далеко от реальности.

Подобные недостатки необходимо учитывать при решении организационных проблем.

Кадровые условия - это, прежде всего, возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования. Успех развития системы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения привлекать "свежие силы", новых людей, например, из числа работников учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям.

Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в частности, в ее блоке дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов. Недопустимо отношение к руководителям творческих объединений по интересам как "второстепенным" членам педагогического коллектива.

Директор, его заместитель по дополнительному образованию и по научно-методической работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над созданием авторских образовательных программ.

Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов дополнительного образования за успешную работу, высокие достижения творческих коллективов, которыми они руководят. Об этих успехах должны знать все обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем успехами в учебе.

Программно-методические условия

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

  1. ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
  2. формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  3. обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
  4. развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  5. обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
  6. реализация единства образовательного процесса.

В чём заключаются особенности подхода к организации внеурочной деятельности в Стандарте 2009?

Направления внеурочной деятельности определяются ценностно-целевыми ориентирами образовательной программы.

За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы .

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию.

Направления

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Итого

Типы организационных моделей внеурочной деятельности

(Новикова И.А., к.п.н., доцент АКИПКРО )

  1. межшкольная модель, предполагающая объединение различных ресурсов: кадровых, материально-технических и др. двух и более образовательных учреждений для полноценной организации внеурочной деятельности обучающихся;
  2. интегративная модель, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся во взаимодействии с другими учреждениями (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  3. интромодель , предполагающая ориентированность на внутренние ресурсы образовательного учреждения при проектировании и реализации внеурочной деятельности обучающихся;
  4. информационная модель , ориентированная на использование цифровых, информационно-коммуникативных технологий: медиаконструктор, видео-, аудиоряд, электронных учебно-методических, методических пособий и др., Интернет-ресурсов при реализации внеурочной деятельности обучающихся;
  5. межведомственная модель , предполагающая взаимодействие образовательного учреждения с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты населения, дополнительного образования детей, правоохранительными органами, традиционными российскими религиозными объединениями и др.;
  6. полисубъектная модель , направленная на сотрудничество между субъектами воспитания, ориентированными на развитие личности ребенка на основе гуманистических ценностей: семья, школа, различные общественные, культурные, религиозные организации, политические партии и движения, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности и т.д.

Модель дополнительного образования .

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня» . Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Данную модель характеризует: создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств; содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель . Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта. В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования можно предложить вариативную модель этого взаимодействия, включающую целый комплекс возможных моделей, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости корректировалась) исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.

В качестве первой составляющей может выступать «узловая» модель, когда учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые «аккумулируются» в УДОД. Данный вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и, поэтому, создание малочисленных учебных групп на 2-4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.

Вторая составляющая вариативной модели также является традиционным подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала УДОД.

Третья составляющая вариативной модели взаимодействия – это модель с использованием стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом случае УДОД – это своеобразный организационно-методический центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего образования.

В данной модели обязательным элементом (за исключением случая наличия соответствующей лицензии у УДОД) является учреждение дополнительного профессионального образования, например, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО), с которым согласуется план мероприятий по повышению квалификации и которое осуществляет научно-методическую поддержку создания и функционирования самой стажировочной площадки.

Данная модель может быть наиболее перспективной в условиях ограниченности ресурсов учреждений дополнительного образования детей.

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Модульный подход к организации внеучебной деятельности сельских школьников

Сельский образ жизни имеет свою специфику, который заключается в пространственной ограниченности среды, ее статичности и однообразии; в ограниченном доступе к культурным и образовательным услугам. Для сельского образа жизни характерна замкнутая социальная общность людей, территориальная и психологическая близость жителей села, дефицит общения, новейшей информации, новых впечатлений.

В сельском регионе, в отличие от городского, значительно уже информационное, образовательное пространство и пространство необходимых в юношеском возрасте проб, социальных и профессиональных ролей, определяющих адекватность личностных и профессиональных выборов. Специфика современного образования на селе заключается в том, что, с одной стороны, сельская школа должна дать знания для жизни и работы в агросоциуме, с другой - современное образование в контексте мировых и отечественных тенденций в образовании с целью полноценного вхождения учащихся в реальный мир информационного общества.

В небольших сельских школах, там, где нет поблизости внешкольных учреждений, максимально используются возможности кабинетов, актовый и спортивный залы. Здесь широко привлекают родителей, оказывающих помощь школе своими техническими средствами (киноаппаратурой, радиоприемниками и магнитофонами). Учащихся этих школ привлекают к заочным формам участия в различных играх, конкурсах, олимпиадах, организуемых внешкольными учреждениями.


Организационные модели внеурочной деятельности.

ПРУДЕЙ А.А.


Ориентиры в организации внеурочной деятельности

  • Запросы родителей (законных представителей)
  • Приоритетные направления деятельности школы
  • Интересы и склонности педагогов
  • Рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка

Диагностический инструментарий

  • Анкетирование обучающихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников
  • Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей)

Социальные партнёры

  • Образовательные учреждения (ОУ)
  • Образовательные учреждения дополнительного образования детей (УДОД)
  • Детские общественные организации
  • Организации культуры и спорта

В период каникул:

  • летние лагеря (тематические лагерные смены)
  • летние школы, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей

Организация внеурочной деятельности

  • Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.
  • В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.
  • Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

УДОД – стали функционировать в России с 1992 г.

  • Центры (внешкольной работы, детского технического творчества, эстетического воспитания и т.п.)
  • Дома (художественного творчества, детской культуры и т.п.)
  • Станции (юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий и т.п.)
  • Детско-юношеские спортивные школы

Направленности УДОД

  • Культурно-духовной: воскресные школы, творческие встречи с представителями духовенства, науки, искусства
  • Рекреационно-оздоровительной: спортивные секции, клубы любителей походов и путешествий и т.п.
  • Досугово-коммерческой: интернет-клубы, концертные, тренажерные залы и т.п.
  • Художественно-творческой: изостудии, коллективы художественной самодеятельности
  • Личностно-развивающей: курсы иностранных языков, программирования и т.п.
  • Благотворительно-волонтерской: объединения, деятельность которых направлена на восстановления памятников культуры, оказание помощи инвалидам, сиротам и т.п.

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности

МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ:

  • разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Образовательная программа

Образовательное учреждение

Образовательное учреждение

Учреждение культуры, спорта

Учреждение культуры, спорта

Учреждение дополнительного образования

Совместная программа деятельности



Типы организационных моделей

  • (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

Модель дополнительного образования

  • Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Формы реализации: факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Доп. образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ. Согласно ФГОС НОО, ОУ может использовать возможности ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и доп. образования детей.

Модель дополнительного образования

  • Данная модель ориентирована на обеспечения готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.
  • Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного сам определения и самореализации ребенка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня»

Основой для модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

  • Данную модель характеризует:
  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в ОУ в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы ОУ;
  • Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

Модель «школы полного дня»

  • Данную модель характеризует:
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в ОУ;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимущества данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, с ложившаяся практика финансирования групп продленного дня.


Группы продленного дня

  • Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.
  • Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия) (п. 10.28. и п. 10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Оптимизационная модель

  • Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
  • В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;


Оптимизационная модель

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.


Инновационно-образовательная модель

  • Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
  • В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель

  • Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.


Создание условий

  • Организационное обеспечение
  • Нормативное обеспечение
  • Финансово-экономические условия
  • Информационное обеспечение
  • Научно-методическое
  • Кадровое
  • Материально-техническое

Механизмы реализации внеурочной деятельности обучающихся.

Организационные модели внеурочной деятельности

В соответствии с ФГОС, каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет и выстраивает модель внеурочной деятельности для начальной и основной школы. Обязательными при этом являются следующие параметры:

Направления внеурочной деятельности и максимальное количество часов на ее организацию.

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.

Модель внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся.

Подробное описание моделей внеурочной деятельности представнно в письме департамента общего образования Минобрнауки РФ N" 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Указанный документ - основа организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности в соответствии с основными положениями ООП.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель:

В соответствии с данной моделью неурочная деятельность может осуществляться через:

    учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной);

    дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

    образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

    организацию деятельности групп продлённого дня;

    классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);

    деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

    инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

В основу представленной базовой модели были положены её возможные организаторы и исполнители. Соответственно:

    учителя, преподаватели, руководители физического воспитания и т. д образовательного учреждения;

    педагоги дополнительного образования самого образовательного учреждения;

    педагогические работники учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

    воспитатели и другие педагогические работники образовательного учреждения, обеспечивающие функционирование групп продлённого дня («школы полного дня»);

    педагогические работники, исполняющие функции классных руководителей;

    иные педагогические работники образовательного учреждения (педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший вожатый и т. д.) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

    педагогические работники образовательного учреждения, а также социальные партнёры, участвующие в соответствующей инновационной деятельности.

Дополнительно нужно отметить, что практически во всех вышеприведённых случаях могут быть привлечены ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные, научно-методические и т. д.) социальных партнёров образовательного учреждения, организующего внеурочную деятельность.

В то же время заявленная базовая модель не означает, что все упомянутые работники образования должны быть задействованы во внеурочной деятельности одновременно. Она лишь показывает возможный потенциал, который может привлечь образовательное учреждение.

На практике к реализации внеурочной деятельности (всей или большей её части) привлекаются лишь некоторые из перечисленных выше педагогических работников. В соответствии с этим могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

- модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей), которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей;

- модель «школы полного дня» - реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня;

- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного, включая школу полного дня);

-инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Известно, что при отсутствии возможности для внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (Приказ Минобрнауки РФ от 26 октября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373»).

Потенциал учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта, молодежной политики может быть использован но направлениям: научно-техническое; спортивно-техническое; художественно-эстетическое; культурологическое; эколого-биолоеское; физкульгурно-спортивное; туристско-краеведческое; военно патриотическое; социально-педагогическое. Указанные направления встраиваются в обозначенные ФГОС направления внеурочной деятельности: -спортивно-оздоровительное; -духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; -общекультурное.

Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А

дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию

дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание (направления) и методы работы. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Внеурочной деятельности школьников «за пределами» образовательного учреждения требуется оформление соответствующих договорных отношений.

Показатели эффективности реализации договорных отношений:

- договоры разработаны и заключены в соответствии с действующими юридическими нормами и уставом образовательного учреждения;

- дополнительно создано необходимое нормативное обеспечение, связанное с внеурочной деятельностью (например, положение, предполагающее реализацию модели школы полного дня);

- документы уточняют и конкретизируют порядок выполнения требований ФГОС при определении направлений и выборе форм реализации внеурочной деятельности, использовании ресурсного обеспечения.

Таким образом, данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление пе рехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями и другими педагогическими работниками образовательного учреждения, обеспечивающими функционирование групп продлённого дня.

Предварительно необходимо уточнить, что общеобразовательное учреждение (согласно п. 28 Типового положения об общеобразовательном учреждении) вправе открывать группы продлённого дня по запросам родителей (законных представителей).

Ключевые идеи данной модели:

    создание условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделение разноакцентированных пространств;

    содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

    создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

    создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

    построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребёнка в образовательном учреждении;

    опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие практически все имеющиеся педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами (приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»), в частности:

    взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

    организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

    организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

    организует социально значимую творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации дополнительных финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно- образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

В заключение необходимо подчеркнуть, что базовая и четыре основных типа организационных моделей внеурочной деятельности не исключают возможности для образовательного учреждения создания собственной модели внеурочной деятельности. Базовая и четыре основных типа организационных моделей внеурочной деятельности могут служить основой для конструирования комбинированной модели, учитывающей особенности регионального, муниципального уровней и уровня образовательного учреждения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Организационные модели внеурочной деятельности Мащенко О.Н., преподаватель педагогики ГБПОУ ИО «ЧПК» LOGO

2 слайд

Описание слайда:

Внеурочная деятельность: это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; это все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В. Григорьев, к.пед.н., П.В. Степанов, к.пед.н., Методический конструктор внеурочной деятельности, М.: Просвещение, 2010.); это образование в форме добровольных объединений, в которых осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и педагогами как равноправными партнерами (Чистякова Л.А., Основная образовательная программа: механизмы реализации, Иркутск: ИИПКРО, 2011. – 104 с.) Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

3 слайд

Описание слайда:

достижение личностных и метапредметных результатов (п.10, 11 ФГОС НОО) Основная цель внеурочной деятельности: Мащенко О.Н., преподаватель педагогики достижение воспитательных результатов 1, 2, 3 уровня достижение результатов освоения основной образовательной программы (п.9 ФГОС НОО) воспитание и социализация личности

4 слайд

Описание слайда:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576, регистрационный номер 40936 от 02.02.2016 Пункт 19.5 «Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, вкаченных в ее структуру» Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

5 слайд

Описание слайда:

Структура основной образовательной программы начального общего образования ООП НОО Мащенко О.Н., преподаватель педагогики общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП, способы определения достижения этих целей и результатов общее содержание общего образования, включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов общие рамки организации образовательной деятельности, механизмы реализации ООП Содержательный раздел программы курсов внеурочной деятельности Организационный раздел план внеурочной деятельности

6 слайд

Описание слайда:

Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Задачи внеурочной деятельности: учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся улучшение условий для развития ребенка снижение учебой нагрузки обучающихся обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе

7 слайд

Описание слайда:

ИДЕЯ: «Ценностное, содержательное единство урочной и внеурочной деятельности, необходимость реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время» 1. Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»; 2. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Иркутской области на 2013-2018 годы Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

8 слайд

Описание слайда:

Закрепление ИДЕИ во ФГОС НОО, ФГОС ООО « Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов» Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

9 слайд

Описание слайда:

Модели внеурочной деятельности: Базовая TEXT TEXT TEXT Базовая модель внеурочной деятельности Модель дополнительного образования Модель «школы полного дня» Оптимизационная модель Инновационно- образовательная модель Мащенко О.Н., преподаватель педагогики 1 2 3 4

10 слайд

Описание слайда:

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения часть, формируемая участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной) образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта Учебный план внутришкольная система дополнительного образования система дополнительного образования Базовая модель Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

11 слайд

Описание слайда:

экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); (педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший вожатый и т.д.) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования Группы продленного дня Классное руководство Деятельность иных педагогических работников Базовая модель Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Инновационная деятельность

12 слайд

Описание слайда:

потенциал внутришкольного дополнительного образования Внеурочная деятельность ОО сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Модель дополнительного образования: Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

13 слайд

Описание слайда:

ОО достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Внеурочная Деятельность ФГОС НОО ДОД реализация дополнительных образовательных программ Модель дополнительного образования: Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Критерий цели; задачи; содержание; методы работы

14 слайд

Описание слайда:

1. Создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей; 2. Переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. 3. Готовность к территориальной, социальной и академической мобильности детей и выход на новый уровень, в новом контексте, понимание термина «единое образовательное пространство». Преимущества: предоставление широкого спектра направлений детских объединений по интересам; привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, внутренне присущая дополнительному образованию практико-деятельностная основа, возможность свободного самоопределения и самореализации. Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Модель дополнительного образования:

15 слайд

Описание слайда:

Ключевые идеи данной модели: - создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств; - содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; - создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; - создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; - построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; - опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. . Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Модель «школы полного дня».