Наряду со всеми этими преобразованиями мужских учебных заведений Толстой часто вмешивался и в дело заведования женскими учебными заведениями, которые тогда ему были, в сущности, неподведомственны: только что открытые тогда женские училища были подчинены ведомству императрицы Марии. Впрочем, вскоре в составе Министерства народного просвещения тоже были открыты женские училища первого и второго разряда, которые и были затем преобразованы Толстым в гимназии, так что, на первый взгляд, в этом отношении им предпринят был даже как будто бы прогрессивный шаг, так как курс этих женских гимназий был несколько приближен к курсу мужских учебных заведений. Однако в отношении программы, введенной в преподавание в женских училищах, Толстой даже в ведомстве императрицы Марии производил такое давление в сторону сокращения программы естествознания, что лицо, заведовавшее этими заведениями, – весьма выдающийся педагог Н. А. Вышнеградский, должно было в конце концов покинуть свой пост. Затем, отрицательное отношение к женскому образованию, в особенности высшему, резко проявилось у Толстого, как только возник вопрос о дальнейшем развитии женского образования и о допущении в какой-нибудь форме высшего образования для женщин. Такие попытки приобщения женщин к высшему образованию, в сущности, начались еще в начале 60-х годов самочинно. Женщины, хотя и в небольшом числе, самочинно проникли тогда в университеты, и вплоть до утверждения устава 1863 г. фактически в столичных, по крайней мере, университетах мы видим женщин-вольнослушательниц. Затем по проекту устава 1863 г. предположено было, в примечании к параграфу 100-му, допускать женщин, выдержавших особые испытания, наравне с мужчинами, в университеты. Но в комиссии, рассматривавшей этот устав, примечание это было отвергнуто. Поэтому даже Милютин не решился допустить женщин в подчиненную ему Военно-медицинскую академию. Тогда группа передовых женщин с Трубниковой, Стасовой и Философовой во главе предприняла ряд ходатайств об организации высшего образования для женщин. Сперва они подали просьбу ректору Петербургского университета об организации для них лекций профессорами университета в свободное от университетских занятий время. Ректор должен был обратиться за разрешением к министру, и Толстой тогда решительно отказал, указав, что для настоящего времени он не находит возможным допустить даже организацию частных лекций университетскими профессорами, и после долгих переговоров согласился на то, чтобы эти профессора стали читать публичные лекции для лиц обоего пола. В сущности, и на это он согласился лишь потому, что, ввиду невозможности получать университетское образование в России, в начале 70-х годов многие женщины стали для этого ездить в Швейцарию, где они легко подпадали, к неудовольствию правительства, под действие социалистической и анархической пропаганды. Поэтому именно с охранительной точки зрения представлялось желательным дать им хоть некоторую возможность получать высшее или специальное образование дома. Таким образом и возникли после многих хлопот Аларчинские курсы, главный контингент слушателей которых составляли все-таки женщины. С этих пор началось в Петербурге приобщение женщин к высшему образованию.

В Москве в 1870 г. уже были образованы такие же курсы специально для женщин, потому что здесь ректору Московского университета удалось этого добиться при содействии московского генерал-губернатора. Эти первые московские курсы, под названием Лубянских, получили характер естественного факультета. В 1871 г. по инициативе профессора Герье были образованы здесь и другие курсы, имевшие характер историко-филологического факультета. В Петербурге лишь в 1878 г. профессору Бестужеву-Рюмину удалось наконец устроить частные курсы для женщин с физико-математическим и историко-филологическим отделениями; эти курсы стали функционировать с зимы 1878–1879 гг., причем с большим трудом допущено было тогда же и образование особого общества для доставления средств этим курсам. Благодаря энергии этого общества и лиц, стоявших во главе дела, эти курсы развились в Высшие женские курсы, существующие в настоящее время .

Особую судьбу имело женское медицинское образование. Толстой не согласился разрешить открыть медицинские курсы для женщин в своем ведомстве, но тут на помощь этому делу пришел опять-таки военный министр Д. А. Милютин, и при его содействии, в специальном помещении, отведенном им при Николаевском госпитале, в 1872 г. открыты были высшие женские медицинские курсы. В 1881 г. военный министр Ванновский нашел, однако, их существование при военном госпитале неуместным, они были тогда закрыты, и только через несколько лет, в 1897 г., им удалось возобновиться в форме и ныне существующего женского медицинского института.

20 сентября (2 октября по новому стилю) 1878 года в 18 часов в здании Александровской гимназии на Гороховой улице в Санкт-Петербурге состоялся молебен и торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России – Высших женских курсов (ВЖК) с тремя отделениями - словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и специально математическим.

К.Н. Бестужев-Рюмин

Их директором стал профессор русской истории Санкт-Петербургского университета К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник декабриста М. П. Бестужева-Рюмина. К. Н. Бестужев принял звание Учредителя ВЖК и в течение четырёх лет безвозмездно трудился над их организацией. По его имени Курсы стали называться Бестужевскими.

Предыстория создания курсов

В 1870-х годах правительство России, наконец, осознало, что необходимо принять самые действенные меры для того, чтобы русские женщины не уезжали учиться за границу. Ведь большинство россиянок, получивших образование в европейских вузах, не спешили возвращаться на родину. Они оставались работать за границей, либо примыкали к революционно-демократическому движению и никак не способствовали развитию отечественной науки и образования. Земская и городская реформы Александра II потребовали незамедлительных изменений и в сфере народного образования. Практически в каждом уездном городе, помимо средних учебных заведений для мужчин, открывались женские гимназии; земствам также требовались учителя для сельских школ и народных училищ. И хотя, по словам П.А.Кропоткина, сам Александр II был противником женского образования, «учёных» женщин не любил и даже боялся, всё возрастающая потребность именно в женских педагогических кадрах в России 1870-80-х годов требовала скорейшего решения этого давно назревшего вопроса.

Ещё в пятидесятых годах в Петербургском университете появились первые вольнослушательницы, и хотя их пребывание здесь было временным (в 1859 году женщинам было запрещено посещать университеты), идея организации высшего образования для женщин с подачи университетских профессоров стала приобретать все большую популярность, что вынудило власти пойти навстречу общественным настроениям.

Первые высшие женские курсы были открыты в 1869 году - Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве. Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 году публичных лекций для мужчин и женщин, которые получили название Владимирских курсов (по имени Владимирского училища, где они размещались). Характерно, что за деятельностью курсов был тут же установлен полицейский надзор. Другой заметной вехой явилось открытие в 1872 году курсов для образования учёных акушерок при Медико-хирургической академии, переименованных в 1876 году в Высшие врачебные курсы. Приказ об их основании подписал военный министр Д. А. Милютин, прекрасно понимавший, что без привлечения женщин невозможно удовлетворить острую потребность страны в медработниках. Огромную роль в формировании системы высшего медицинского образования для женщин сыграли также знаменитые русские медики И. М. Сеченов и В. Л. Грубер.

В 1873 году «Владимирские» курсы приостановили свою деятельность. В этом же году была создана правительственная комиссия, которая выработала проект высшего педагогического учебного заведения для женщин. В 1875 году последовало решение правительства, открывавшее для женщин возможность высшего образования. Воспользовавшись этим, учредители Владимирских женских курсов во главе с А. Н. Бекетовым в 1878 году добились разрешения открыть в Санкт-Петербурге высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания. Неофициально курсы получили название «бестужевских», а их слушательниц называли «бестужевками» - по фамилии учредителя и первого директора, профессора К. Н. Бестужева-Рюмина.

Этому знаменательному событию предшествовала также длительная борьба за высшее женское образование группы передовых женщин того времени (А. П. Философовой, Н. В. Стасовой, В. П. Тарновской, М. В. Трубниковой - дочери декабриста В. П. Ивашева) и всей прогрессивной русской общественности. Большое содействие в учреждении курсов оказала профессура Военно-Медицинской Академии, Академии Наук и особенно Санкт-Петербургского университета. Руководство педагогической частью на курсах осуществлял Совет, председателем которого в 1882 году был назначен профессор ботаники, ректор Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетов, который сумел привлечь к преподаванию на курсах лучшие силы университета.

При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц.

Деятельность курсов в 1878-1886 годах

В первое время на курсы принимались женщины от 21 года со средним образованием, позднее - окончившие курс гимназии без ограничения в возрасте. Желающие попасть на курсы должны были подать заявление, приложив к нему метрическое свидетельство, аттестат о полном среднем образовании и свидетельство о политической благонадежности. Если поступающая девушка окончила гимназию в том же году, свидетельства о политической благонадёжности не требовалось. Когда количество заявлений превышало число вакансий, прием производили по конкурсу аттестатов. Вступительные экзамены курсистки не сдавали.

Организаторы ВЖК начинали свою деятельность, имея на текущем счету немногим более 200 руб. «Все рубли, большие и малые, дала вся страна, - писал В. В. Стасов. - Какое нужно было чудо, какая потребна была храбрость, чтобы с двумястами рублей в кармане затеять и выстроить дом в 200 000». Дотация же правительства выражалась в 3000 руб. в год. Но уже за первые 25 лет существования курсов удалось построить три корпуса, создать хорошую библиотеку, лаборатории, астрономическую вышку. К концу 1903 года материальный актив курсов составлял 1005600 руб.

Обучение на курсах было платным. Деятельность ВЖК поддерживалась «Обществом для доставления средств высшим женским курсам», средства поступали от Министерства народного просвещения, Санкт-Петербургской городской думы, а также платы за слушание лекций, добровольных пожертвований и членских взносов. Многие преподаватели работали на курсах безвозмездно.

В 1881 году К. Н. Бестужева-Рюмина во главе педагогического совета сменил А. Н. Бекетов, который с 1879 до 1885 состоял также председателем комитета «Общества для доставления средств». Педагогическому совету вверено было «общее управление курсами», ближайшее же наблюдение за слушательницами лежало на «распорядительнице курсов» - Н. В. Стасовой и её помощницах. Хозяйственной частью заведовал комитет «Общества для доставления средств», избираемый общим собранием Общества на три года. В первый состав Комитета входила С.В. Ковалевская. Она оставалась почётным членом Общества до самой своей смерти в 1891 году. Проживая в Швеции, первая русская женщина-математик живо интересовалась делами курсов, навещала их во время приездов в Петербург.

Курс преподавания, первоначально рассчитанный на три года, уже в 1881 году сделан был четырёхлетним. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое, а в 1906 году было открыто юридическое отделение. На словесно-историческом отделении преподавали богословие, логику, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русский, латинский, французский, немецкий, английский языки и один из славянских языков. В число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение. Студенткам физико-математического отделения читали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии, физической географии. Слушательницам разрешали переходить с одного отделения факультета на другое с досдачей соответствующих курсов.

По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготовлять и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей.

«Политическая неблагонадёжность»

Естественно, что в раскаленной общественной атмосфере семидесятых-восьмидесятых годов подавляющее большинство бестужевских курсисток придерживались передовых взглядов. Среди них было немало и революционерок самого радикального толка. Власти, в свою очередь, опасались роста числа революционерок, и главным критерием для правительственной поддержки учебного заведения оставалась политическая благонадёжность курсисток.

Бестужевские курсы первоначально не давали своим выпускницам прав на преподавание. Окончив курсы, «бестужевки» для получения работы пользовались аттестатами средних учебных заведений, а петербургский обер-полицмейстер Грессер ставил на все аттестаты печать, в которой значилось, что их обладательницы - курсистки. Причём было отдано распоряжение не допускать к учительству женщин с «мечеными» аттестатами. Всё это проделывали в связи с исключительной политической неблагонадёжностью «бестужевок».

И подозрения в «неблагонадёжности», безусловно, имели веские основания. Уже в первый учебный год (1878/79) за принадлежность к «Народной воле» была арестована группа курсисток. Сестёр Юшиных задерживали по делу о покушении Соловьева на Александра II. К делу об убийстве шефа жандармов Мезенцова привлекали курсисток Фёдорову и Малиновскую, которая при аресте оказала сопротивление, была избита и в доме предварительного заключения сошла с ума. На Бестужевских курсах учились Евгения и Ольга Фигнер. Последняя организовала кружок, который вел пропаганду в духе «Народной воли», распространял литературу и собирал деньги для нужд партии. С «Чёрным переделом» были связаны «бестужевки» Карпова и Добрускина. В марте 1886 года директор Департамента полиции В. К. Плеве составил следующую записку: «Без преувеличения можно сказать, что за последние пять лет не было ни одной более или менее крупной революционной организации, в которую не входили бы слушательницы Бестужевских курсов в значительном числе».

По подсчетам Департамента полиции, за 1880-1885 годы из 1988 «бестужевок» 241 обратила на себя внимание полиции (12,07 % всех слушательниц).

1886-1918 годы

Терпение властей лопнуло в 1886 году. Решением министра просвещения Делянова приём на курсы был прекращен «до особого рассмотрения вопроса о высшем образовании для женщин». Специальная комиссия под руководством С. М. Волконского работала три года, изучая состав слушательниц и их политические настроения. Между тем, к началу 1889 года на курсах оставался только четвёртый курс, насчитывавший 140 человек.

3 июня 1889 года было опубликовано «Временное положение о Санкт-Петербургских Высших женских курсах», резко усиливавшее контроль за деятельностью учебного заведения, которое действовало до 1918 года. Курсы получали назначаемого директора и Совет профессоров, запрещались собрания курсисток вне курсов, вводилась должность инспектрисы. Кроме того, было сокращено количество слушательниц, закрыто естественное отделение и повышена плата за обучение. По-прежнему сохранялись два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, однако запрещалось преподавание физиологии человека и животных, естественной истории и гистологии. Для зачисления на курсы теперь требовалось письменное разрешение родителей или опекунов, а кроме того, справка о наличии средств для безбедного существования. До 200 рублей в год увеличилась плата за обучение. Курсистки могли жить только дома или у родственников - частные квартиры исключались. При этом в каждом случае приём зависел от личного усмотрения директора. Бессменную распорядительницу Н. В. Стасову отстранили от должности. Были уволены и другие преподаватели, замеченные в излишнем либерализме.

В 1895 году на курсах было возобновлено чтение курса ботаники, а в 1902 году и физиологии.

В сентябре 1901 года, по представлению министра народного просвещения П. С. Ванновского, Николай II утвердил указы о допущении к преподаванию всех предметов в старших классах женских гимназий и прогимназий лиц женского пола, окончивших Бестужевские курсы. Позднее, в 1906 году, «бестужевкам» было разрешено преподавать и в некоторых классах мужских гимназий.

В 1906 году, под влиянием первой русской революции, произошло изменение системы курсов в сторону большей автономии. Совету профессоров было разрешено выбирать директора из своей среды. Была введена новая система преподавания, названная предметной, позволившая слушательницам выбирать по желанию лекционные курсы, а преподавателям - разнообразить и расширить систему практических занятий и курсов.

13 мая 1906 года на ВЖК открылся новый, юридический факультет. Его программа включала энциклопедию права, философию права, государственное право, историю русского права, полицейское право, статистику, историю экономических учений, финансовое право, римское право, семейное и наследственное право, политическую экономию. При желании студентки этого факультета могли также изучать богословие, немецкий, французский, английский и итальянский языки. Юридический факультет ВЖК с самого своего возникновения был тесно связан с Санкт-Петербургским университетом. Положение о нём разработано комиссией профессоров университета, в которую входили: Д. Д. Гримм, А. С. Постников, И. А. Ивановский, Л. И. Петражицкий, В. И. Сергеевич, И. А. Покровский, И. Я. Фойницкий. Особо следует сказать о В. П. Тарновской - одной из основательниц курсов, в течение 33 лет безвозмездно исполнявшей обязанности казначея, отдававшей много сил углублению и расширению научных основ преподавания. Совет профессоров ВЖК избрал первых профессоров нового факультета: М. М. Ковалевского, В. И. Сергеевича, Л. И. Петражицкого, М. А. Дьяконова, Д. Д. Гримма. Деканом был избран Д. Д. Гримм. В 1912 году им стал М. Я. Пергамент. Из этого перечисления видно, какие крупные научные силы участвовали в создании факультета. Поскольку ВЖК были частным учебным заведением, существовавшим на собственные средства, у их выпускниц отсутствовало право на сдачу государственных экзаменов. Юридически курсы не принадлежали к числу высших учебных заведений страны, поэтому на них часто преподавали профессора, отстранённые или лишённые права преподавать в Санкт-Петербургском университете (Д. Д. Гримм, М. Я. Пергамент, И. А. Бодуэн де Куртенэ и др.).

Но большинству выпускниц юридического факультета предлагали лишь секретарскую должность с небольшим жалованием. Даже после сдачи госэкзаменов на юридическом факультете университета женщины не имели права работать адвокатами, нотариусами и судьями. Профессор Д. Д. Гримм, который был членом Государственного Совета по выборам от Академии Наук и Университетов, наряду с А. Ф. Кони, Н. С. Таганцевым и другими сторонниками равноправия полов активно выступал за допущение женщин в адвокатуру. Соответствующий законопроект, принятый в 1913 году Государственной Думой, был повторно отклонён в 1916 году Государственным Советом. В «Воспоминаниях курсистки первого выпуска» С. М. Хлытчиевой рассказывается, почему это произошло. Председатель Государственного Совета Акимов заявил «бестужевкам» на приёме: «Императрица против женской адвокатуры, и я дал слово, что этот законопроект будет отклонен Государственным Советом».

Чтобы решить проблему трудоустройства, на юридическом факультете была открыта новая специальность - статистика, весьма привлекательная для женщин. Известный экономист и статистик А. А. Кауфман организовал статистический семинарий, где изучали экономические и гуманитарные предметы, а также осваивали практику проведения конкретных социологических исследований. Благодаря этим исследованиям мы можем рассказать о взглядах курсисток в 1909 году. Так, 39 % опрошенных с помощью анонимных анкет указали, что сильное влияние на формирование их убеждений оказал Л. Н. Толстой, 32 % респондентов называли революционных демократов шестидесятых годов ХIХ века, а 18 % - К. Маркса. Из опроса было ясно, что две трети курсисток участвовали в студенческих волнениях.

Большое влияние на судьбы курсисток оказал Закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими учёных степеней и звания учительницы средних учебных заведений», утверждённый Николаем II в декабре 1911 года. Он давал возможность выпускницам высших негосударственных учебных заведений на общих основаниях сдавать экзамены в университетах и получать их дипломы. Этот нормативный акт практически уравнял права женщин и мужчин в научно-педагогической области.

С началом Первой мировой войны финансовое положение Бестужевских курсов резко ухудшилось. Они располагали значительной собственностью, которую были не в состоянии содержать, поэтому здания общежитий и некоторые учебные корпуса были отданы под доходные дома и госпитали. Но это не помогло. Женский университет, как, впрочем, и другие учебные заведения Петрограда, переживал жестокий кризис, характеризовавшийся бессистемностью учебного процесса, ухудшением дисциплины и полным безденежьем. Из этого кризиса Бестужевские курсы уже не смогли выйти.

В 1918 году, по распоряжению Советского правительства, ВЖК были преобразованы в 3-й Петроградский университет, а в 1919 году слились с Петроградским университетом, которому перешло всё имущество ВЖК. Ныне в одном из бывших зданий курсов (10-я Линия Васильевского Острова, д. 33) помещается математико-механический факультет, а в другом (Средний проспект Васильевского Острова, д. 41) химический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

Статистика курсов

Всего за 32 выпуска Бестужевские курсы окончило около 7000 человек, а общее число обучавшихся - включая тех, кто по разным причинам не смог закончить обучения - превысило 10 тысяч. Количество выпускниц в разные годы сильно различалось. Весной 1882 года окончили полный четырёхлетний курс обучения первые 176 слушательниц. В 1913 их было 677, в 1915 году - 775. В то же время, были годы, когда завершали обучение лишь несколько десятков человек. Самым малочисленным был выпуск 1905 года. Маленькими были выпуски 1893 и 1894 годов - первые выпуски после перерыва в приёме - 61 и 49 человек. Кроме того, в связи с отсутствием приема в 1887-1889 годах, не было выпуска в 1890-1892 годах. Наибольшее количество окончивших было на историко-филологическом факультете - 4311 из 6933, физико-математический факультет окончило 2385 человек, а юридический лишь 237.

При приёме на курсы соблюдался сословный принцип. Если в 1878 году дочери военных и гражданских чинов составляли более 70%, то к 1912 году на их долю падало лишь 37 %. В то же время среди лиц, причисленных к высшему сословию, многие принадлежали к таковому лишь по формальным признакам. Уже среди первых «бестужевок» было около 20 % выходцев из купеческого и мещанского звания и около 10 % представительниц религиозной среды.

Л. А. Фотиева писала: «Курсы осуществили исторической важности дело: они приобщили к свету знания тысячи женщин, воспитали в них любовь к науке, стремление к благородным подвигам».

Однако, несмотря на то, что свидетельство об окончании ВЖК приравнивалось к университетскому диплому, особой «любви к науке» среди выпускниц не замечалось. Женщина-врач, юрист или учёный – для России XIX-начала XX века явление крайне редкое и нетипичное. Основная часть «бестужевок» традиционно избирала себе педагогическую деятельность в качестве домашних учительниц, преподавателей средней школы, либо библиотечных и архивных служащих. «Стремление к благородным подвигам», очевидно, выражалось в том, что по окончании курсов, многие дипломированные особы направились не в гимназии или сельские школы, а прямиком в грядущую революцию.

В 1966 году на здании, расположенном на 10-й Линии Васильевского Острова в нынешнем Санкт-Петербурге, установлена мемориальная доска: «Здесь с 1885 г. по 1919 г. помещались Высшие женские (Бестужевские) курсы, на которых учились: Н. К. Крупская, А. И. Ульянова, О. И. Ульянова, К. Н. Самойлова, П. Ф. Куделли, Л. А. Фотиева и другие видные участницы революционного движения в России».

Местоположение курсов

Здание для Бестужевских курсов на 10-й линии Васильевского Острова было построено в 1885 году по проекту академика архитектуры А. Ф. Красовского при участии В. Р. Курзанова. В дальнейшем здание курсов стало разрастаться за счёт пристраивания к главному зданию флигелей и корпусов: в 1895-1897 годах были пристроены общежитие и учебные корпуса с правой стороны фасада; в 1900 году - флигель с актовым залом и библиотекой; в 1903 и 1909 годах - корпуса по северной и восточной частям участка, соединившие все постройки в единый комплекс. В проектировании этих зданий принимали участие архитекторы А. Ф. Красовский, В. Н. Пясецкий, В. Р. Курзанов, С. В. Покровский и Д. Д. Устругов.

В 1914 году про проекту архитектора В. П. Цейдлер было построено здание, выходящее фасадом на Средний проспект и соединённое с основным зданием курсов переходом внутри квартала. В нём должен был разместиться физический факультет, но в связи с началом первой мировой войны здание было отдано под госпиталь.

С одной стороны, история Бестужевских курсов - это громкие имена профессоров и слушательниц, развитие науки и образования, но с другой - сложнейшие взаимоотношения русской общественности и правительства, беспощадное противостояние революционного движения и государства, предопределившее величайшую трагедию России ХХ века. Своей деятельностью бывшие слушательницы доказали прогрессивность идеи российской высшей женской школы и тем самым значимость Бестужевских курсов для нашего Отечества стала несомненной.

Историческое значение деятельности курсов раскрывается по мере обращения к именам бывших «бестужевок» - литераторам, научным работникам и общественным деятелям. Бестужевские курсы дали русской культуре такие имена как, Е.И. Лихачева, Е.В. Балабанова, Е.И. Тиме, О.Г. Клеменьева, А.А. Караваева, Е М. Прилежаева-Барская, Т.Д. Руссес, М.Ф. Николаева, C.B. Романская и многие многие другие. Нет такой области культуры, в которой не трудились бы бывшие слушательницы курсов: Е.К. Столица -первая женщина агроном, B.C. Арнольд - первая женщина в дореволюционной России, получившая должность заведующей статистическим отделом в губернском земстве в Курске. O.A. Добиаш-Рождественская в 1918 году стала первой в Советской России женщиной-историком, удостоенной докторской степени.

Однако, с другой стороны, слова «нигилистка», «революционерка» и «бестужевка» долгое время воспринимались в русском обществе как слова-синонимы. Сегодня невозможно не признать, что роль женщин в событиях революции и Гражданской войны проявилась особенно ярко во многом благодаря одному из самых мощных ростков феминизма на российской почве – Бестужевским курсам.

Сегодня купил на Вернисаже у бабульки. Зацепило.
Отличная сохранность, четкое фото.
В Интернете подобного билета пока не нашел, так что возможно раритет.
Про Королеву Марию Матвеевну тоже пока информации к сожалению нет, так что если у кого есть доступы в архивы, буду признателен!

Министерство Народного Просвещения.
Московские Высшие Женские Курсы.

(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/e6f05098cb4234a6997b9d51d9918654.jpg)

И о самих курсах краткий экскурс в историю.

Московские высшие женские курсы (МЖВК)

Нужно уделить внимание зданию, где размещались Московские высшие женские курсы (МЖВК). В мае 1872г. министр народного просвещения граф Д.А.Толстой согласился открыть в Москве высшие женские курсы как частное учебное заведение и утвердил «Положение о курсах», и 1 ноября 1872г. на Волхонке в здании Первой мужской гимназии состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов. Надо отметить, что долгое время считалось, что высшее образование приносит женщинам только вред, женщины в университеты не допускались, и многие сферы деятельности были для них закрыты.
Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879г. - на 3 года. Московские курсы имели историко-филологическую направленность, а основными предметами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Физика, астрономия, математика, гигиена с 1879г. преподавались по сокращенной программе. Обучение стоило 30 рублей в год за весь курс для студенток и 10 рублей в год за отдельный предмет для вольноопределяемых.
Слушательниц на курсах было по тем временам довольно много: в первый год после открытия МВЖК доходило до 70, а затем колебалось между 103 и 107, и постепенно возросло до 256 в 1885г.
Но в 1886г. прием на курсы был запрещен, и в 1888г. МВЖК закрылись.
"Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив прием девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов "- писал В.И.Герье.
(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/221908c122f92c5d2986dbc484db3191.jpg)
Новые курсы после открытия уже не были частным учебным заведением, и получали часть средств от Министерства народного просвещения. Срок обучения в 1900г. увеличился до 4 лет . Было два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, а в 1906г. открылся медицинский факультет (сейчас РГМУ).
До 1905г. директором МВЖК был В.И.Герье, а потом, в отсутствии находившегося за границей В.И.Герье, директором был выбран В.И.Вернадский. Но так как он одновременно стал помощником ректора Московского университета, В.И.Вернадский к исполнению своих обязанностей так и не приступил, и на новых выборах директором курсов был выбран С.А.Чаплыгин.

В 1905г. Московская городская управа решила бесплатно передать высшим женским курсам земельный участок на Девичьем поле по Малой Царицынской улице (сейчас Малая Пироговская) . 3 июня 1907г. было заложено здание учебных корпусов по проекту C.У.Соловьева, а уже в 1908г. открылись корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, украшенные барельефами работы Ф.Ф.Кенигсэдера, в 1913г. - Аудиторный корпус МВЖК (сейчас главный корпус МПГУ).
В 1911г. из-за конфликта между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А.Кассо, Московский университет покинула большая группа преподавателей, большинство из которых начали преподавать на МВЖК . А в 1913г. для курсов была куплена зоологическая коллекция профессора А.Ф.Котса, которая положила начало Дарвиновскому музею на улице Вавилова.
В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918г. курсы насчитывали 8 300 учащихся и по численности уступали только МГУ. То есть МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи.
В сентябре 1918г. МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет, а в 1930 - в Педагогический институт.

История МПГУ

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять лидирующие позиции в системе образования России. МВЖК – 2-ой МГУ – МГПИ – МПГУ – таковы исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие отечественной и мировой теории и практики образования, а также внесли весомый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Создателям вуза во второй трети XIX века удалось решить вопрос, предопределивший развитие не толь­ко образования, но и общества России в целом на все последующие годы . С созданием МВЖК женщины любого сословия в России смогли получить высшее образование на ро­дине, тогда как ранее незначительная часть девушек из привилегированных слоев об­щества получала его в зарубежных университетах. Это событие стало выдающимся завое­ванием демократической общественности России. За многие десятилетия своего существования университет прошел славный путь от Московских высших женских курсов, основанных в 1872 г. членом Государственного совета, профессором истории В.И. Герье, до крупнейшего, первого в отечественной истории педагогического вуза, который по праву входит в элиту российской высшей школы.

Вся история МПГУ – от Московских высших женских курсов до сегодняшнего дня – убедительно свидетельствует, что даже в самые сложные периоды жизни страны университет был и остается уникальным центром отечественного образования, науки и культуры. Традиции университета, основу его научных школ, высокое качество подготовки педагогических кадров для системы образовательных учреждений заложили корифеи отечественной науки, осуществлявшие преподавательскую и исследовательскую деятельность в стенах МПГУ. Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим профессорско-преподавательским составом . Здесь читали лекции и вели практические занятия выдающиеся ученые, которые заложили прочные основы и традиции университетского преподавания, неотрывно связанные с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов.

Основателями ведущих научных школ по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры. На МВЖК курс астрономии читал профессор Московского университета Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию . За разработанную теорию кометных форм и теорию происхождения метеорных потоков он был удостоен почетного звания академика Петербургской Академии наук. Долгое время на курсах работал астроном П.К. Штернберг – специалист в области гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института , названного впоследствии его именем. Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А.Г. Столетов – выдающийся русский физик и электротехник , один из организаторов физической науки в Москве. Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик – географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы – Д.Н. Анучин . Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, М.М. Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В.О. Ключевский – звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии, располагавшейся в Троице-Сергиевой лавре . Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков: А.Н. Реформатского – специалиста в области синтеза спиртов и Н.Д. Зелинского – одного из крупнейших исследователей соединений углеводорода, разработавшего методологию изучения состава и способов преобразования нефти и изобретателя угольного противогаза , благодаря которому в годы первой и второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских солдат ; математика и физика С.А. Чаплыгина – академика АН СССР, одного из основоположников современной гидроаэродинамики ; академика АН СССР, кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского , читавшего курс минералогии и создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира – автора классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н.К. Кольцова – одного из основателей генетики в России ; физиолога М.Н. Шатерникова – основоположника физиологии питания , знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ; философов Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М.К. Любавского, Ю.В. Готье, И.В. Цветаева – основателя Музея изящных искусств в Москве. Математик Б.К. Млодзеевский , занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А.А. Михайлов, создавший звездный атлас, который студенты используют на занятиях и сегодня.

В 20-30-е годы всемирную известность приобрели такие ученые физико-технического отделения педагогического факультета 2-го МГУ, как покоритель Арктики, автор трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака О.Ю. Шмидт ; три будущих академика – один из основателей отечественной астрофизики, автор многочисленных трудов по физике звезд В.Г. Фесенков ; основатель научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеивания света Г.С. Ландсберг ; будущий лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного синтеза И.Е. Тамм ; один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятностей А.Я. Хинчин ; лауреат Ленинской премии, академик АН СССР, математик, основатель научной школы по топологии, автор многочисленных трудов по теории множеств и теории функций П.С. Новиков ; специалист по физической географии и геоморфологии Б.Ф. Добрынин; В.Ф. Каган , создавший школу дифференциальной геометрии.

Важные достижения в области наук о природе принадлежали профессорам и преподавателям естественного отделения педагогического факультета. Среди них можно выделить автора классических трудов по неорганической и органической химии профессора А.Н. Реформатского ; выдающегося советского зоолога, основателя московской школы териологов, автора трудов по систематике млекопитающих, географии животных, одного из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнева . В этом ряду следует назвать профессора С.С. Наметкина – академика АН СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, химика-органика, одного из разработчиков методов каталитической переработки нефти, автора трудов по теоретической химии углеводородов. Существенный вклад в развитие географической науки внесли профессора и преподаватели географического отделения. Н.Н. Баранский стал основоположником экономической географии в Советском Союзе.

В 1925 г. была открыта аспирантура.

В 1926 г. создан НИИ педагогики.

В здании главного корпуса 2-ого МГУ выступали общественные и политические деятели: М.И. Калинин, А.В. Луначарский, Н.А. Семашко, Н.В. Крыленко . Часто встречались со студентами герои гражданской войны М.Н. Тухачевский, Г.Г. Гай, Р.П. Эйдеман, И.О. Кутяков.

Большую помощь студентам оказывали артисты, писатели и поэты, принимая участие в концертах, сборы от которых поступали в студенческие кассы (В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.А. Нежданова, Н.А. Обухова, И.Е. Козловский, И. Эренбург).

Здание было построено в 1914 году как учебный корпус Московских высших женских курсов. Основной комплекс располагался в начале тогдашней Малой Царицынской (сейчас Малой Пироговской) улицы.

Московские Высшие женские курсы (или женские курсы Герье) были открыты в 1872 году по инициативе историка, профессора Московского Университета Владимира Ивановича Герье, который и стал их директором. Основание этого частного учебного заведения было связано с возрастающим стремлением русских женщин получить доступ к высшему образованию, которого они были лишены – женщинам в России не было дано право поступать в университеты или другие высшие учебные заведения. Однако Высшие женские курсы поначалу получили лишь статус общеобразовательного заведения, и их окончание не давало права получить диплом университетского образца. Диплом, выдаваемый курсисткам, давал только право на преподавание некоторых дисциплин в женских гимназиях.

Курсы сначала располагались в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке, потом – в здании Политехнического музея. Обучение было рассчитано на два года, позже срок был увеличен еще на год. Курсы давали в первую очередь гуманитарное образование: основными дисциплинами были история, литература, история искусств, философия. Также курсисткам преподавали математику, физику, астрономию – но в меньшем объеме. Лекции читали в основном профессора Московского Университета, это было специально оговорено в уставе Курсов. Руководил работой Курсов педагогический совет во главе с профессором Сергеем Михайловичем Соловьевым. Обучение было платным, часть курсисток содержалась за счет благотворительных пожертвований.

В 1886 году в связи с ужесточением политики государства в отношении учебных заведений прием на курсы был запрещен, а в 1888 году они вовсе были закрыты. Через 12 лет, в 1900 году было принято решение о возрождении Московских высших женских курсов, их директором вновь стал профессор В.И. Герье. Часть средств на содержание Курсов стало выделять Министерство народного просвещения. Срок обучения на Курсах увеличился до 4 лет, и было создано два отделения (факультета) – историко-философское (позже переименовано в историко-филологическое) и физико-математическое. Преподавали на Курсах лучшие педагоги Московского Университета. В 1906 году появился еще один факультет – медицинский, таким образом структура курсов почти приблизилась к структуре классического университетского образования. Окончательно статус Курсов как высшего учебного заведения был закреплен в 1915 году, когда Курсам было дано право выдавать ученицам дипломы о высшем образовании. Таким образом, Курсы по сути стали Московским женским университетом. Все это способствовало росту популярности Высших женских курсов: к 1918 году по численности учащихся – восемь с лишним тысяч человек – Курсы уступали только Московскому Университету.

Поскольку количество курсисток год от года только увеличивалось, вскоре встал вопрос о строительстве для Курсов отдельных зданий. Московская дума выделила Курсам земельный участок на Девичьем поле, где в 1907 году (при новом директоре – профессоре Сергее Алексеевиче Чаплыгине) началось строительство новых учебных зданий. Главный аудиторный корпус был выстроен на углу Малой Царицынской улицы и Трубецкого переулка (сейчас – переулок Хользунова) по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева. Рядом расположился медицинский корпус с анатомическим театром и корпус физико-математического факультета. Последним был построен корпус в конце Малой Царицынской улицы (Малая Пироговская улица, 29) по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина. Здание было оснащено обсерваторией – одной из немногих в Москве.

После революции 1917 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет. В 1919 году историко-филологический и физико-математический факультеты были включены в состав Московского Университета (1-й МГУ). Во 2-м МГУ в 1921 году был создан новый факультет – педагогический. Позже на базе этого факультета был основан Московский педагогический государственный институт (университет), который сейчас занимает бывший Главный корпус Женских курсов (Малая Пироговская улица, дом 1) и учебный корпус на Малой Пироговской – 29.

Когда женщины в России впервые получили доступ к высшему образованию?? ? Ваше мнение??? и получил лучший ответ

Ответ от Алексей Матюшевский[гуру]
В настоящее время женщина с высшим образованием – дело привычное, даже обыденное. А ведь было время, когда женщина в России о высшем образовании и думать не могла. Кроме того, отношение к «ученой» женщине было крайне негативным. Не женское то дело «науки изучать» .Но, к счастью, не все так думали. Во второй половине девятнадцатого века развернулась настоящая политическая борьба по этому поводу. Прогрессивно мыслящие требовали разрешить доступ женщины к образованию, регрессивно – об этом и слышать не хотели.Наивысшим достижением этой борьбы стало разрешение женщинам в середине пятидесятых годов девятнадцатого века посещать вольнослушательницами лекции Петербургского университета. Но в 1859 году этого права их лишили.Однако борцы за равноправие женщин в получении образования не успокаивались. Такие знаменитые ученые как Менделеев, Сеченов, Бутлеров, Бестужев-Рюмин, возглавили общественное движение.И, наконец, в 1878 году пришла победа. На самом высоком уровне было принято решение об открытии Высших женских курсов. Открытие Высших женских курсов как частного учебного заведения состоялось 2 октября 1878 года в Петербурге. Директором курсов был назначен известный ученый-историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. По имени первого директора, а пробыл он на этом посту четыре года, Высшие женские курсы получили название Бестужевских.Вначале курсы располагались в помещениях Александровской гимназии на Гороховой улице. Затем, в 1885 году, на 10-й линии Васильевского острова было построено новое трехэтажное здание.Обучение на Бестужевских курсах проходило на трех факультетах (историко-филологическом, юридическом и физико-математическом) и продолжалось четыре года. Хотя обучение на курсах было платным, 100 рублей в год, недостатка в курсистках (так называли учащихся Бестужевских курсов) не наблюдалось.На курсы принимались девушки не моложе 21 года. Желающие до 1 августа подавали заявление с просьбой принять их на курсы. Так как желающих всегда было больше, чем мест, то проходил отборочный конкурс по результатам оценок в гимназии. Вступительных экзаменов не было.Окончившие Высшие женские курсы получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и младших классах мужских учебных заведений. На Бестужевских курсах лекции читали известные ученые и преподаватели. Курсистки получали хорошее всестороннее образование.Но так продолжалось недолго. В 1886 году, просуществовав восемь лет, Бестужевские курсы были закрыты по высшему распоряжению императора. Но в 1890 году после настойчивой борьбы прогрессивной интеллигенции Бестужевские курсы были вновь открыты.Закрыли Бестужевские курсы пришедшие к власти большевики в 1918 году, преобразовав первый женский университет в Третий Петроградский. Так закончилась история этого уникального учебного заведения. Многие бестужевки оставили значительный след в науке, литературе и общественной жизни России. Назовем некоторые известные имена.Анна Александровна Караваева (выпускница 1916 года) – русская писательница, дважды награждалась Государственной премией, орденом Ленина. Много лет была редактором журнала «Молодая гвардия» .Е. М. Прилежаева-Барская – детская писательница, автор замечательной книги о художнике Тропинине «Крепостной художник» .Е. В. Балабанова – знаменита тем, что написала первый в России учебник библиотечного дела.Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская – первая в России женщина, защитившая докторскую степень по средневековой истории. Ее книга о Ричарде Львиное Сердце до сих пор пользуется популярностью среди ученых.Софья Васильевна Романская стала первой женщиной-астрономом, работала в Пулковской обсерватории.По-разному сложилась судьба курсисток, бестужевок, как их называли, но каждая до конца жизни гордилась, что в свое время училась на Бестужевских курсах.