В повседневной жизни мы периодически сталкиваемся с задачей поиска слов по определенным параметрам. К сожалению, использование бумажных словарей несколько затруднительно, когда в точности не помнишь написания слова. Более того, поиск занимает много времени, а порой в силу не частого обновления словарной базы, вовсе не находишь искомое слово. Мы объединили множество словарей и автоматизировали процесс поиска слов, который теперь занимает всего сотые доли секунды.

Вашем вниманию представлены слова на букву ЦА . Практически каждое слово в нашем словаре содержит определение, а различные варианты поиска позволяют практически всегда находить результат. В этом разделе сайта мы предоставили возможность поиска слова посредством рубрикатора.

Чтобы найти все слова на ЦА , необходимо последовательно указать первую букву искомого слова, далее вторую, третью … в конечном счете Вы найдете слово методом отбора. В дополнение Вам пригодятся фильтры по длине слова, расположенные в блоке "Параметры поиска".

В других разделах проекта возможен "Поиск слов по маске и определению" , "Составление слова из слова или букв" , "Решение и составление анаграмм онлайн" и многие другие.

Наша база данных содержит более 300 000 слов русского языка и хорошо походит для разгадывания кроссвордов и сканвордов, решения школьных и студенческих задач, помощника в настольных и онлайн играх.

Надеемся, что полученный список слов на букву ЦА существенно сэкономит Ваше время, а результаты поиска гарантированно помогут в решении поставленной задачи.

Тема урока: Обозначение звуков [ ца ] на конце имён существительных и глаголов. Правописание ться и тся в глаголах.

Цель: Через решение проблемной ситуации на основе исследования научить учащихся обозначению звуков [ца] на конце имён существительных и глаголов. Вырабатывать умения находить условия выбора правописаний тся и ться в глаголах.

Ход урока

Организационная часть.

Работай молча. Хочешь ответить – подними руку! Не лови ворон!

Минутка чистописания. Дифференцированные задания (по уровню сложности)

ить ать оть уть еть ыть

Что вы можете сказать о буквосочетаниях? Какой частью слова могут являться данные сочетания букв? О какой части речи мы будем говорить на уроке? Расскажите, что вы знаете о глаголе по данным буквосочетаниям.

2 группа работает по карточкам - тестам.

Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответа:

пропишите эту строчную письменную букву один раз.

1.Глагол – это 4. Глаголы изменяются

а. Часть слова б. Только по числам

б. Член предложения в. Только по временам

г. Часть речи г. По числам, по временам, по лицам

2.Глагол обозначает 5. В форме какого времени могут употребляться

в. Признак предмета и. Наст. в.

л. Действие предмета о. Наст. в., Пр. в., Буд. в.

к. Название предмета у. Пр. в., Буд. в.

3.В предложении глагол бывает 6. В форме какого времени глагол изменяется

а. Чаще всего сказуемым к. Наст. в., Пр. в., Буд. в.

в. Второстепенным членом л. Пр. в.

д. Подлежащим м. Пр. в., Буд. в.

Из полученных письменных строчных букв запишите слово – это и есть ключ теста.


Фронтальная работа с классом.

Проверка по СЛАЙДУ. ОЦЕНИТЬ.

Актуализация знаний.

У неё ряд вряд

Буквы к буквам стоят.

Грамотным без робости

Рассказывает новости.

На одном её листе

Много разных новостей. (ГАЗЕТА)

Словарно-орфографическая работа

· определи лексическое значение каждого слова.

· поставь ударение.

· сколько всего слогов?

· какие слоги безударные?

· подчеркни “ошибкоопасные” места.

(Газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни. Работа со словарём Ожегова.)

Составь однокоренные слова к слову ГАЗЕТА – ГАЗЕТЧИК, ГАЗЕТНЫЙ, ГАЗЕТЁНКА.

Разбери по составу. Как пишется корень в однокоренных словах.

Связь с жизнью . Как называется наша местная газета? Демонстрация местных газет.

Сообщение темы. Постановка учебных задач.

Прослушайте четверостишье, будьте внимательны, если услышите одинаковое произношение в словах, постарайтесь запомнить эти слова.

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится.

Назовите слова. Прочитайте слова написанные на доске:

садица струица водица

птица синица глядица напица

Давайте посмотрим, как пишутся эти слова в тексте.

Как вы думаете, с какой проблемой мы столкнулись?

(Мы будем определять, когда пишется ца , когда тся , а когда ться .)

ВЫ правы! Это и есть тема нашего урока.

Выдвижение предположений и обоснование гипотезы

1. Сначала, определим в каких словах пишется слог ца.

Сравните слова двух первых столбиков. Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

Понаблюдайте, что слышится и что пишется на конце имён существительных.

Ответьте на вопрос заданный в учебнике. СТР. 103, УПР. 108

Вывод: на конце имён существительных слышится [ца] и пишется ца. СЛАЙД И ТАБЛИЦА.

Учитель. Вы сделали правильный вывод! Открытие состоялось! Спасибо тем, кто предложил верную гипотезу.

На карте открывается запись:

СЛАЙД И ТАБЛИЦА.

Запишите данные имена существительные в тетрадь, но не ставьте точку, а посмотрите на доску и выпишите из данных слов слова на это правило.

Работать будем по цепочке. Выписать слова, в которых слышится и пишется ца.

О чём будем помнить? 1. Определи часть речи по вопросу. 2. Если это и. сущ. и на конце слышим сочетание [ца], то смело напишем ца.

Кури[ца], несё[ца], пугови[ца], куни[ца], дуе[ца], волчи[ца], спи[ца], умни[ца].

Физкультминутка.

Мы работаем отлично
Отдохнуть не прочь сейчас,
И минутка расслабленья
На урок приходит в класс.

Следующее задание . Посмотрите на второй столбик, как вы считаете, почему в одних словах пишется ь знак, а в других нет?

Версии детей.

Чтобы понять, когда пишется ться, а когда тся, нужно определить в какой форме стоят глаголы.

Определите, в какой форме стоят глаголы 2 столбика, сделайте вывод.

Вывод: если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?) на конце пишется ться.

На карте открывается запись.


В какой форме стоят глаголы 3 столбика. (В форме 3 лица, единственного числа .)

Вывод: если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что
делают, что сделает? что сделают?) на конце пишется тся.

Открывается запись

Запишите данные глаголы в тетрадь, выделяя ть, как показатель Н. ф., ит, как окончание Наст. в.

Работа над новым материалом. Отработка написания слов с данной орфограммой.

Мы говорили о газетах. Об их значении в нашей жизни. А как вы думаете трудно издавать газету?

Профессии – связанные с выходом газеты в печать:

Редактор, корреспондент, корректор, наборщик.

Закрепление. Дифференцированные задания по группам.

НАБОРЩИК – составить пословицы. ПРОВЕРКА (ОРФОЭПИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ)

1. Работа над пословицами.

Даны слова: дело, друг, беда, мастер.

– Прочитайте слова.

– Используя их, составьте пословицы. (Дело мастера боится. Друг познается в беде).

– Как вы понимаете значение каждой из пословиц?

Самостоятельно запишите пословицы, особое внимание обратите на правописание глаголов. Взаимопроверка.

КОРРЕКТОР - вставь нужное сочетание тся или ться.

Перед вами одно и тоже задание, т. к. вы будите работать в парах. Но у каждого в этом задании есть своя изюминка.

ПРОВЕРКА ТЕТРАДЕЙ НА ОЦЕНКУ. С какими интересными выражениями встретились, как их называют.

Глаголу запутаться, тоже соответствует определённый фразеологический оборот. К следующему уроку найдите и объясните его значение. Вы можете воспользоваться книгой из нашей классной библиотеки. (Демонстрация книги).

Тема: Написание слов, которые оканчиваются на ца, тся, ться

    Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети!

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

1 Слайд

Подчеркните изученные орфограммы.

Девятое апреля.

Кла сс н ая р а бота.

Ребята, нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными.

Хотите открыть новые тайны русского языка?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол)

С какой частью речи мы работаем последние уроки?

Вспомните, что вы знаете о глаголе.

Что такое глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Как изменяется глагол?

Чем является чаще всего глагол в предложении?

Что такое возвратные глаголы?

Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы.

Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?

Как вы считаете, все ли мы знаем о глаголе?

Чистописание

На доске: Сп вр ли ро чи(доска)

Попробуйте расшифровать запись. Какие признаки глагола спрятаны?

Пропишите буквосочетания в тетрадь.

    Задание для пробного действия.

Послушайте слова: Сини[ца], пти[ца], купае[ца], купа[ца], улыбае[ца], переноси[ца].

Что интересного услышали во всех словах? (в конце слов слышим ца)

2 Слайд

Раскройте скобки, запишите слова (цепочкой по одному выходят и записывают на доске или вызвать двух учащихся).

- А теперь посмотрите, это же задание выполнила я: синица, птица, купается, купаться, улыбается, переносица, переносится.

3 слайд (мои слова)

    Выявление причины затруднения.

Сверьте написание слов с доской.

У кого нет ошибок?

У кого есть? В каких словах?

Что получается? Задание было одно, слова одинаковые, а написали по-разному. Почему допустили ошибки? Чего вы не знаете? (мы не знаем правила написания таких слов)

Формулировка учащимися цели урока.

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с правилом написания слов, которые оканчиваются на ца, тся, ться с мягким знаком, составить алгоритм или схему, научиться грамотно писать слова, пользуясь алгоритмом или схемой)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах

Сейчас я вам предлагаю поработать по карточкам в группах, самим найти способы действия (вывести правило)при написании слов, вывести правило.

4 Слайд

Распределите данные слова в три столбика. Действуйте строго по плану:

1. Задайте к словам вопрос.

2. Определите часть речи.

3. У глаголов определите форму.

4. Сделайте вывод, когда в словах пишутся ЦА, ТСЯ, ТЬСЯ.

Учится, учиться, ученица, трудиться, трудится, синица, улица, искупаться, искупаются.

    Реализация построенного проекта.

А) Проверка задания (дети говорят, учитель фиксирует на доске)

Проверим задание.

Какие слова выписали в первый столбик?(ученица, синица, улица)

Почему?(это существительные)

(А какая это часть речи? на какаие? отвечает)

Какие слова записали во второй столбик? (учится, трудится, искупаются)

Почему? (это глаголы (3 лица), они отвечают на вопрос что делает? что делают?) Какие местоимения можно подставить к этим вопросам?

Какие слова записали в третий столбик? (учиться, трудиться, искупаться)

Почему? (это глаголы неопределённой формы, они отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

5 Слайд

Сделайте вывод: когда в словах пишутся ЦА, когда ТСЯ, а когда ТЬСЯ с мягким знаком?

По результатам выводов заполняется схема.

Сущ. Глагол

кто? что? что делать? что делает?

что сделать? что делают?

Ца н.ф. 3 л.

Ться тся

б) Сверка с эталоном по слайду.

Сверим с эталоном.

6 слайд (схема на слайде)

Если слышится ца на конце, нам нужно понять сущ. Это или глагол. Если слышим на коне слово ца

Есть 2 способа(по вопросу, по форме)

    Определяем часть реи(если суш пишем а, если гл то мы должны проверить нужен ь знак или нет, проверить можно 2 способами:

    Если есть ь в вопросе ь знак пишем….

    2 сп. Если гл в неопр флрме пишем с ь знак

Физминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи

А сейчас, пользуясь алгоритмом, выполним задание по карточке

Карточка 1

Выполним сейчас самостоятельную работу, будем. Пользуемся схемой.

7 Слайд(задание на слайде, у др карточки)

Друзья(______________) познают____ся(________) в беде (на доску как первая строка)(Друзья что делают познаются, в вопросе нет мягкого знака значит познаются пишем без мягкого знака, если они познаютс яэтог глагол 3 лиа, а в 3 лие ь не нужен).

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)(трус своей тени что делает боится? В вопросе нет мягкого знак значит

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)

За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать

    Самостоятельная работа с самопроверкой по доске.

Выполним сейчас самостоятельную работу в виде игры, чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили написание тся и ться в глаголах.

Я вам буду читать словосочетания, внимат слушайте, задаете к глаголу вопрос и по вопросу определяем нужен ь знак или нет.

    Запираться на засов (что делать?)

    Появляется туман (туман он появляется 3 лицо

    Собирается в дорогу

    Надо заботиться о здоровье

    Хочет учиться

    Девочка учится

    Любит трудиться

8 Слайд Проверка

Зафиксируйте результат работы.

8. Включение в систему знаний (устная работа)

Прочитайте слова. Слайд

Что общего? Чем отличаются?Лпределите какой частью оечи явл каждое слово?

Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!

Переносица – переносится (переносица оканчивается на ца значит это сущ. Переносится оканчивается на тся вопрос что делает значит это глагол)

Водица – водиться

Спица - спится

Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов? (хорошо сосотавить сочетания, чтобы понять

Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

(Болит переносица – собрание переносится

Чистая водица – не надо с ним водиться

Острая спица – ему не спится)

    Домашнее задание . 1. Придумать предложения с глаголами трудиться и трудится.

Подобрать слова по типу: переносится- переносица (обратиться к упражнению, которое выполнялось в начале урока)

10. Рефлексия деятельности на уроке.

Наш урок подошёл к концу.

Скоро прозвенит звонок,

Подошёл к концу урок.

Каждый что-то сделать смог.

Подведём теперь …. (итог).

Рефлексия по вопросам:

Какую цель ставили на уроке?_____________________

Достигли цели? (Да, мы открыли правило, составили схему, работали по схеме)

Оценить то, как вы усвоили материал

Я не допустил ни одной ошибки.

Я ошибался 1-3 раза.

Я ошибался более 3 раз.

Я не понял материал.

- Выставление оценок за урок .

Спасибо за урок!