Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы , но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мча тся ту чи, вью тся ту чи/ Невиди мкою луна /Освеща ет сне г лету чий/Му тно не бо, но чь му тна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мча тся ту чи, вью тся ту чи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невиди мкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«О свеща ет сне г лету чий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Му тно не бо, но чь му тна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U , так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1) Пронумеровать все слоги в строке.

2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3) Выписать подряд номера ударных слогов.

4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9 - хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. - ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. - дактиль
  • 2-5-8-11 - амфибрахий
  • 3-6-9-12 - анапест


Таблица «​ Двухсложные стихотворные размеры »

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Названия

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ |

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры »

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

Амфибрахий

Анапест

Определение

Первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге,
а первый и второй слоги – безударные.

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11 и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

В ра бстве спасё нное
Се рдце свобо дное -
Зо лото, зо лото
Се рдце наро дное!
(Н.А. Некрасов)

На се вере ди ком стои т одино ко
На го лой верши не сосна
И дре млет, кача ясь, и сне гом сыпу чим
Оде та, как ри зой, она .
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напе вах твои х сокрове нных
Рокова я о ги бели ве сть.
Есть прокля тье заве тов свяще нных,
Поруга ние сча стия е сть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:
Шве д, ру сский - колет, рубит, режет – здесь ударный «Шве д» соседствует с «ру сским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гро м пу шек, топот, ржанье, стон, -
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)
Классический пример - начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мо й дя дя са мых че стных пра вил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мо й» и «дя дя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

В прошлом, во времена Серебряного века литературы, соблюдение размера было исключительной необходимостью. Сейчас в среде есть тенденция пренебрегать размером ради уникальности образа, многие намеренно заменяют в своих произведениях гармонию на диссонанс звуков для обличения негативных моментов реальности. Однако есть и современные любители стихов с чистым метром.

Остановимся на таком размере, как анапест. Пример анапеста найдем у таких поэтов, как Александр Блок, Афанасий Фет, Александр Твардовский, Александр Пушкин, Иван Бунин и другие.

Этимология слова "анапест"

Попытаемся узнать, что такое анапест в литературе. И примеры знаменитых поэтов будут в этом деле учебным материалом. Значение слова близко удастся рассмотреть, когда приходит понимание его истоков. Само слова "анапест" произошло от греческого и означает "обратный". То есть в этом случае имеется в виду противоположность анапеста дактилю. Трехсложный дактиль отличается ударением на 1 слог соответственно, его ритмика имеет интонацию «падения». Эта интонация прекрасно слышится в стихах, и даже для людей, не занимающихся анализом стихотворных строф, различение дактиля и анапеста не станет сложным заданием. Между ритмикой падающего и растущего слога есть середина — третий размер трехсложного «мира» в поэзии — амфибрахий, в котором ударение падает, как уже понятно многим, на 2 слог.

Трехсложный стихотворный размер анапест. В чем особенность?

Ударением пользуются, чтобы усилить логическое построение, указать основные понятия стихотворного сообщения. А также сохранить «мелодию» сказанного. Значение его в литературе неизмеримо. Анапест как размер обладает незабываемым ритмом. Трехсложный стихотворный размер может иметь до 5 слогов в строфе, как писал А. Фет. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии. Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам. Анапест — это трехсложный красивый размер, с нарастающей ритмикой слога. Чтобы его увидеть и ощутить слог, обязательно приведем пример анапеста.

Как определить размер?

Для определения размера стихотворение нужно обязательно написать на черновике, соблюдая строфы. Затем прочитать вслух, определяя ударные слоги голосом. Если ударение повторяется через 2 слога — это двухсложный размер, а когда через 3, то трехсложный.

Если не удается сперва понять размер точно, постарайтесь понять: это двухсложный или трехсложный стихотворный размер. Не отчаивайтесь сразу. Стоит сказать, что не все современные поэты знают абсолютно все стихотворные размеры, которых насчитывается, конечно, больше 5.

Примеры в стихах знаменитых поэтов

В моду анапест среди поэтов вошел в XX веке. Очень интересно узнать, как же использовали анапест в своих стихах признанные гении бесконечно молодых, хоть и старых исторических эпох. Для этого приведем пример анапеста в стихотворении мастера своего времени — Александра Блока.


Принимаю тебя, неудача,
И, удача, тебе мой привет. (А.Блок)

Ударения располагаются вот как: --/--/---/--/-

Александр Блок часто пользовался этим размером. Его стих захватывает душу и читается мелодично, хоть и напомним, что анапестом писать сложно. Вот еще один маленький пример анапеста в знаменитом стихотворении:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

Стихотворение написал Иван Бунин, и здесь также использован анапест.

Размеры в стихах А.С. Пушкина

Лучезарный поэт — А.С. Пушкин - не слишком жаловал анапест. Примеры стихов Пушкина, конечно, есть, и мы их приведем. Но в основном он использовал и экспериментировал с хореем. В то время анапест был в новинку, и только когда поэт в более позднем возрасте уже пытался разнообразить метрику и звучность стиха, стал иногда использовать трехсложный стихотворный размер.

Мы можем найти анапест в поэме «Цыгане». В этом произведении с помощью анапеста написан монолог героини Земфиры:

Ненавижу тебя,

Презираю тебя;

Я другого люблю,

Умираю любя.

Еще позже он написал в анапесте произведение «Будрыс и его сыновья», которое изучают в школах.

Только в зрелом возрасте поэт свободно писал всеми классическими размерами, и все его произведения отражают личный стиль. Причем это уже была отшлифованная долгим трудом стилистика, где свободно уживались все стихотворные размеры. Именно поэтому Пушкин и стал гением всех времен.

Как найти свой стихотворный размер?

Каждый в душе поэт, кто имеет чувства. Необязательно равняться на великих, когда пишешь для себя, лишь с целью выразить эмоции. Литературные произведения не пишутся под линейку, так как это живой и многоликий организм. Если у человека достаточно воображения и он знает почему не попробовать найти свой стиль в поэзии? Пример анапеста вы уже видели, а помня, что иные отличаются только ударением, то легко проанализировать и иные размеры.

Сначала будет полезно прочитать пару сборников приятных вам поэтов и попытаться проанализировать, каким они пишут стихотворным размером. Это только для развития техники, никого не нужно копировать. Важно сохранять свою индивидуальность, как вот этот юноша:

Можно экспериментировать с различными размерами, пробовать выражать свою мысль нестандартно. Но всё-таки основы стихосложения нужно знать. Когда соблюдена ритмика, тогда стихотворение будет приятно читать. Оно не «режет уши» окружающим, а, наоборот, лелеет нежный слух.

Сущ., кол-во синонимов: 4 антидактиль 1 метр 13 размер 43 стопа 38 Словарь синонимов русского языка

  • Анапест - (греч. anapaistos, буквально - отражённый назад; обратный дактилю) в античной метрике трёхсложная стопа длительностью в четыре моры (См. Мора), состоящая из двух кратких слогов и долгого слога в конце стопы. В силлабо-тоническом стихосложении (в т. Большая советская энциклопедия
  • анапест - АНАПЕСТ -а; м. [греч. anapaistos - отражённый назад (обратный дактилю)]. Лит. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если пасмурен день, / если ночь / не светла... Толковый словарь Кузнецова
  • анапест - АНАПЕСТ, а, м. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. | прил. анапестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • анапест - орф. анапест, -а Орфографический словарь Лопатина
  • анапест - анапест, -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  • АНАПЕСТ - АНАПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю, букв. - отраженный назад) - стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И -); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм... Большой энциклопедический словарь
  • анапест - АНАПЕСТ м. греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: EE- матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто-ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов. Толковый словарь Даля
  • анапест - И (устар.) анапест, -а, м. лит. Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными слогами, например: Если па|смурен день, | если ночь | не светла, | Если ве|тер осен|ний бушует (Н. Некрасов, Рыцарь на час). [греч. ’ανάπαιστος] Малый академический словарь
  • Анапест - (от греч. сл. αναπαίω, т. е. обращенный или поставленный в обратном порядке дактиль, см. это слово) - название трехсложного размера стиха, состоящего из двух кратких и одного долгого слога напр. мудреца, клевета. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Анапест - АНАПЕСТ - трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является первый слог. Словарь литературных терминов
  • анапест - Анапест, анапесты, анапеста, анапестов, анапесту, анапестам, анапест, анапесты, анапестом, анапестами, анапесте, анапестах Грамматический словарь Зализняка
  • анапест - анапест м. Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге. Толковый словарь Ефремовой

  • АНАПЕСТ - в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU-» В силлабо-тоническом стихосложении - стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».

    Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

    Ана́пест

    (греч. anapaistos – отражённый назад), 1) тип стопы в силлабометрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний – долгий, остальные – короткие.
    2) Тип силлаботонического метра . В стопах этого метра – по три слога, последний из которых – ударный. Русские образы анапеста – «На заре ты её не буди…» А. А. Фета и «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова.

    На заре ты её не буди,


    На заре она сладко так спит;


    Утро дышит у ней на груди,


    Ярко пышет на ямках ланит.


    (А.А. Фет, «На заре…»)

    Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн .Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

    Анапест

    АНАПЕСТ - трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является первый слог. В связи с положением удара, дающим анапесту напряжение и стремительность, анапест является стопой восходящей (так вообще именуются стопы, в которых неударные слоги предшествуют ударным). Несмотря на резкое отличие свое от дактиля, анапест, правда, в очень редких случаях, может заменять последний, как, например, в лермонтовском стихе, отмеченном Валерием Брюсовым: «Окружи счастием счастья достойную». В первой стопе этой Лермонтовской четырехстопной дактилической строчки дактиль заменен анапестом («окружи», т. е. ударение на последнем слоге, а не на первом, так, например, в последующем слове «счастием»).

    Я. З. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель ,1925

    Стихосложение (или версификация) - от лат. versus - стих и facio - делаю. Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы. В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип .

    Терминология

    Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
    Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
    Ешь ананасы, рябчиков жуй,
    день твой последний приходит, буржуй.

    (В. Маяковский - 1917)
    Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
    Как забуду? Он вышел, шатаясь,
    Искривился мучительно рот...
    Я сбежала, перил не касаясь,
    Я бежала за ним до ворот

    (А. Ахматова - 1911)
    Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
    Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
    Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
    Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
    Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
    Простая стопа бывает:
    • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
    • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
    Метр - мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп , объединённых иктом (главным ритмическим ударением). Акцентные системы стихосложения
    Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
    1. Силлабическое,
    2. Тоническое,
    3. Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
    Cистемы стихосложения Характеристика Пример
    1. Силлабическая

    (фиксируется число слогов)

    Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов , а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
    обязательная рифма
    С одной страны гром,
    С другой страны гром,
    Смутно в воздухе!
    Ужасно в ухе!
    Набегли тучи
    Воду несучи
    Небо закрыли,
    В страх помутили!
    (В.К.Тредиаковский - Описание грозы)
    2. Тоническая

    (фиксируется число ударений)

    Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов ;
    число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
    Вьется улица-змея.
    Дома вдоль змеи.
    Улица - моя.
    Дома - мои.
    (В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)
    3. Силлабо-тоническая

    (фиксируется число слогов и количество ударных позиций)

    Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
    На воле? - Пышные поля,
    Холмы, покрытые венцом
    Дерев, разросшихся кругом,
    Шумящих свежею толпой,
    Как братья в пляске круговой.
    (М.Ю.Лермонтов - Мцыри)

    В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

    Система стихосложения , основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно. Силлабо-тонические размеры
    В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

    1. Хорей
    2. Дактиль
    3. Амфибрахий
    4. Анапест
    Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
    Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
    Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .

    Условные обозначения

    __/ - ударный слог __ - безударный слог

    Стихотворные размеры

    (в силлабо-тонической системе стихосложения)
    1. Двусложные стихотворные размеры: __/__ - стопа Хорея

      Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.

      Для запоминания:

      Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
      На хорей они летят

      __ __/ - стопа Ямба

      Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.

    2. Трехсложные стихотворные размеры: __/__ __ - стопа Дактиля

      Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

      Для запоминания:

      Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая

      __ __/__ - стопа Амфибрахия

      Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.


      __ __ __/ - стопа Анапеста

      Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

      Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .

      ДАМА расшифровывается так:
      Д - дактиль - ударение на первый слог,
      АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
      А - анапест - ударение ударение на третий слог.

    Примеры

    Стихотворение
    (псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

    Стихотворный размер

    Пример четырехстопного хорея:
    Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет
    __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

    Ви́ хри сне́ жныЕ крутя́ ;
    __/ __ __/ __ __ __ __/

    (А.С. Пушкин) Разбор:

    • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
      То есть это двусложный размер.
    • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
    • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

    Хорей

    __/__
    Пример пятистопного хорея:
    ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу;
    __ __ __/__ __/__ __ __ __/__

    СквОзь тума́ н кремни́ стый пу́ ть блести́ т;
    ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

    НОчь тиха́ . Пусты́ ня вне́ млет Бо́ гу,
    ___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __

    И звезда́ с звездо́ ю гОвори́ т.
    __ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

    (М.Ю. Лермонтов)

    Хорей

    __/__
    Пример трехстопного хорея:
    Ла́ сточкИ пропа́ ли,
    __/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́ й
    __/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ ли
    __/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ ть, мелька́ ли
    __/ __ __/ __ __/ __ Во́ н над то́ й горо́ й.
    __/ __ __/ __ __/

    (А. Фет)

    Хорей

    __/__
    Пример четырехстопного ямба:
    Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил,
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́ тку зАнемо́ г,
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ ть себя́ заста́ вил
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́ чше вы́ думАть не мо́ г.
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/

    (А.С. Пушкин)

    __ __/
    Пример четырехстопного ямба:
    Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́ й яви́ лась ты́
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́ тноЕ виде́ нье
    __ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ ний чи́ стой крАсоты́
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/

    (А.С. Пушкин)

    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать,
    __ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́ жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ ть…
    __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

    (А.С. Пушкин)

    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т,
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́ да зво́ н ближа́ йшей и́ з церкве́ й
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́ т, что э́ тот ни́ зкий све́ т
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́ л на ни́ зший ми́ р черве́ й.
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

    (Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

    __ __/
    Пример трехстопного дактиля:
    Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́
    __/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́ вую не́ жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ ть безнаде́ жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замыка́ ясь, молчу́ .
    __/ __ __ __/ __ __ __/

    (А. Блок)

    Дактиль

    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники!
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

    (М.Ю. Лермонтов)

    Дактиль

    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный
    __/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́ здух уста́ лые си́ лы бодри́ т…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

    (Н.А. Некрасов)

    Дактиль

    __/__ __
    Пример трёхстопного амфибрахия:
    Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́ р побежа́ ли ручьи́ -
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́ з-воево́ да дозо́ ром
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́ дит владе́ нья свои́ .
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/

    (Н.А. Некрасов)

    Амфибрахий

    __ __/__
    Пример четырехстопного амфибрахия:
    Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́
    __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ ц, не люби́ вший поко́ я.
    __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

    (Н.А. Некрасов)

    Амфибрахий

    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях
    __ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́ йною ва́ жностью ли́ ц,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́ вою си́ лой в движе́ ньях,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́ дкой, со взгля́ дом цари́ ц.
    __ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

    (Н.А. Некрасов)

    Амфибрахий

    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно,
    __ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ ге мирско́ й суеты́ ,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́ дел, но та́ йна,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ ла черты́ .
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/

    (А.К. Толстой)

    Амфибрахий

    __ __/__
    Пример трёхстопного анапеста:
    О, весна́ без конца́ и без кра́ ю -
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ ю мечта́ !
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́ знь! Принима́ ю!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́ тствую зво́ ном щита́ !
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

    (А. Блок)

    Анапест

    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́ я о ги́ бели ве́ сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́ тье заве́ тов свяще́ нных,
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ ние сча́ стия е́ сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

    (А. Блок)

    Анапест

    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́ кая жи́ знь не мила́ ,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ ет, слабе́ ют коле́ ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́ здик души́ стой сире́ ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́ я, вполза́ ет пчела́ .
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

    (А. Фет)

    Анапест

    __ __ __/

    Как определить стихотворный размер?

    1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
    2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
    3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
      а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
    4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
      (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)