5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Но мы живем чувствами. Мы каждый день ощущаем целую гамму различных эмоций: гнев и восторг, обиду и утешение, надежду и разочарование, радость и горе. Столько разнообразных чувств в этом маленьком сердечке, и оно бьется, бьется то от одного, то от другого, и кто сможет понять нас по-настоящему? Только Бог.

Можем ли мы управлять чувствами? Можем ли по своему желанию сменить гнев на милость? Можем ли удалить от сердца печаль и начать радоваться вопреки всему? Большинство людей скажет, что нет. И действительно миллиарды жителей Земли идут на поводу своих чувств, словно увлекаемые течением. Вот влюбился - и потерял голову, продал мольберт и кисти, и купил «миллионы-миллионы алых роз». Или разозлился - и тоже потерял голову: поломал мебель, поразбивал стекла, поскольку стал невменяем. Чувства - явление сильное. Библия называет их страстями.

Но христианам дана великая власть. Мы можем владеть своими чувствами: обуздывать гнев, укрощать похоть, побеждать желания. И не только с отрицательными чувствами мы можем справиться, мы можем насаждать и взращивать в себе правильные чувства. Например, Господь говорит нам: «Любите друг друга». А если не любится? Что ж, это не большая проблема. Приложите усилие и полюбите. То, что звучит непонятно для мира, вполне понятно и посильно для Божьих детей. Мы можем полюбить друг друга, можем пожалеть, простить. Словом, мы можем приказать своему сердцу.

В нашем сегодняшнем отрывке речь идет именно о чувствах. В связи с этим хочу задать два вопроса. Первый - тот, что уже прозвучал: Как вы себя чувствуете? Давайте отвлечемся от бренных тел, не будем говорить, что у нас болит. Заглянем в свое сердце, попробуем увидеть, что в нем. Думаю, большинство из нас чувствует радость оттого, что пришли в церковь. Возможно, мы чувствуем себя здесь «как дома» или «как рыба в воде», а то и «как за каменной стеной». Вероятно, мы чувствуем Божье утешение, ведь Он сейчас среди нас. Но кто-то, может быть, чувствует обиду, ущемленное самолюбие, невостребованность, ненужность. Кому-то одиноко. Кто-то телом здесь, а мыслями дома, потому что там проблемы.

Что мы чувствуем по отношению друг ко другу? Взаимность, принятие. А к кому-то, может быть, равнодушие. А с кем-то и не хотелось бы встречаться. Кому-то рады, кому-то нет. Тогда еще один вопрос: А какие должны у нас быть чувства друг ко другу? Если мы действительно можем управлять своими чувствами, то какое отношение к собравшимся здесь нам нужно в себе развивать? На этот вопрос отвечает нам апостол Павел: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».

Должны быть те же чувствования.

Обратите внимание на категоричность слова «должны». Нам не просто полезно или желательно иметь такие чувствования. Они у нас быть «должны». Давайте на минуту остановимся и обратим внимание на это важное слово. Оно, кстати говоря, одно из самых частых в Моисеевом законе. Снова и снова Господь говорил его израильтянам. Должны приходить три раза в год в Иерусалим для поклонения. Должны отдавать десятую часть. Должны приносить жертвы утром и вечером. Должны святить седьмой день. Должны есть кошерную пищу. Я только что закончил перечитывать Пятикнижие, и у меня до сих пор в памяти звучат эти многочисленные «должен», «не должен». В пяти книгах Моисея это слово встречается не менее трехсот раз. Столько всего они были должны. И, насколько я припоминаю, во всех случаях речь шла о поведении. Подробно говорилось, как человек должен поступать, и практически ничего не было о том, как он должен себя чувствовать.

Но вот пришел Новый Завет и обратился не к поведению, а к сердцу. Вместо сотен ветхих заповедей касающихся поступков, пришла новая заповедь, обращающаяся к чувствам. От внешнего Господь перешел к внутреннему. Мы по-прежнему должны, но наш долг теперь вот какой: . Мы должны не просто поступать, как Он поступал, не просто копировать Его слова и поведение. В нас должны быть такие же чувства, как у Него. Господь теперь не требует от нас соблюдения многочисленных предписаний, но если в нас будут те же чувства, которые руководили Христом, то предписания и не потребуются. Мы будем поступать лучше и без всякого принуждения.

Какие же «чувствования» были в Иисусе Христе?

Во-первых, если можно так сказать о Боге, у Него было высокое чувство собственного достоинства. Наш перевод не совсем понятен: «будучи образом Божиим» . Нам нужно уяснить, что под образом здесь подразумевается природа. Например, мы - люди, у нас природа человеческая. А Христос имел природу божественную. Фактически Павел говорит, что Христос обладал всеми свойствами Бога. То есть Он был так же безначален и вечен, вездесущ и всемогущ, высок и превознесен. Все, что было в Боге Отце, было и в Иисусе Христе. Для любого другого существа попытка приравняться к Богу была бы «хищением» или воровством. Скажем, дьявол тоже захотел быть равным Богу - и это был грех. А Христос вполне мог притязать на славу Бога Отца. Он имел на нее такое же право. Если ангелы воздавали славу и хвалу не Отцу, а Ему, то в этом не было ничего зазорного. Они во всем были равны: стоящие над всем, превознесенные выше всего, обладающие безраздельной властью и бесконечной славой.

А затем произошло удивительное и непонятное: Один из Них уничижил Себя. Он ни в чем не уступал Другому, ни в чем не провинился, ни в чем не оказался недостойнее. Просто смирил Себя и стал исполнять волю Другого. Стал послушным и остался таковым до самого конца. Обратите внимание, как Павел употребляет слово «образ». Вначале Христос был «образом Божьим» . То есть, во всем был Бог. Глядя на Него, мы видели Бога. Но затем Он принял «образ раба» , то есть, во всем стал как раб. Среди разумных существ нет никого выше и славнее, чем Бог, и нет никого ниже и презреннее, чем раб. Таким было уничижение Христа. С недосягаемой высоты, с самого высокого из возможных положений Он опустился до самого низкого. Бог стал человеком, и не просто человеком, а рабом.

Кстати говоря, понимаем ли мы, что Христос стал человеком не только на тридцать три года земной жизни, но на всю вечность. Он теперь уже всегда будет в теле, как мы. Он никогда не вернется к той беспредельной и бесконечной форме бытия, в которой когда-то пребывал. Кто из нас согласился бы стать тараканом, блохой, червяком? Но и это не идет в сравнение, и этого ничтожно мало по сравнению с тем, насколько уничижил себя Божий Сын. Необъятный Бог стал ограниченным человеком. Дух стал плотью. Владыка стал рабом.

И все это не по обязанности, не по долгу, не по принуждению. Просто потому, что у Него были такие чувствования. Видя падшее человечество, движимый любовью, Он добровольно согласился на предельное из возможных уничижений. А теперь, - говорит Писание, - в вас должны быть те же чувствования. Вы должны хотеть уничижаться друг перед другом, смиряться, принимать образ рабов и быть послушными. Как вы себя чувствуете? Есть ли в вас такие чувствования? Или мы скорее чувствуем досаду, раздражение, гнев? Или больше готовы возмущаться и негодовать: со мной поступают несправедливо, нечестно, меня здесь не ценят, не любят?

В этом наша главная проблема: мы не хотим смиряться, напротив, нам хочется возносить себя, и чтобы другие нас тоже возносили. Я читал об одном забавном эпизоде, произошедшем с Мохаммедом Али, знаменитым боксером. Однажды он летел в самолете и отказался пристегнуть ремень безопасности, а на просьбу стюардессы ответил: «Я супермен! А супермену не нужен ваш ремень». Стюардесса ответила: «Да, но супермену не нужен и самолет». Вот оно, самое первое искушение: «Будете как боги!» Оно продолжает заражать души и семьи, народы и правителей, и, самое печальное, церкви и христиан. Нам всем хочется места повыше и звания попочетней. Но вспомним «начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12:2-3).

Признаюсь, мне не просто проповедовать на этот отрывок. Толкователи считают, что здесь Павел написал не свои собственные слова, а гимн , который пели первые христиане на своих собраниях. Давайте представим себя, стоящими среди них, еще не известных миру. Мы собрались где-нибудь в частном доме, поскольку церковных зданий еще никто нигде не строил. У нас нет Нового Завета, и мы читаем Ветхий, стараясь на каждой странице найти нашего Спасителя. Но особой отрадой для нас являются песни. Мы поем об Иисусе Христе, нас мало интересует что-нибудь другое. И, думаю, мы поем со слезами на глазах, потому что понимаем, как много Он для нас сделал, как многим ради нас пожертвовал.

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу.

Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба,

Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек,

Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его, и дал Ему имя превыше всякого имени.

Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Слова, которые говорил Христос, были словами Отца. Дела, которые Он делал, были поручены Отцом. Он ничего не делал от Себя, и в молитвах Своих говорил: «Не чего Я хочу, но чего Ты» . Наш отрывок не говорит об этом, но мы вспомним, что Спаситель подчинил Себя не только Отцу, но еще и Духу. Это Дух водил Его в пустыню для искушения, в Галилею для служения и в Иерусалим на распятие.

Обратим внимание на слова, которыми Павел описывает умаление Христа. Он использует ряд глаголов, из которых каждый следующий дополняет и усиливает картину. Если присмотреться перед нами словно появляются две лесенки, ведущие вниз.

Первая лесенка: Уничижил Себя - Смирил Себя - Был послушным.

«Уничижил Себя» - что означает это выражение? Давайте представим себе обычную для нашей церкви картину: мы пришли на субботник, чтобы убрать территорию. И кто-то из нас как раз накануне прочитал это место из Послания к Филиппийцам и решил уничижиться. Вот стали разбирать рукавицы. Какие возьмет тот, кто хочет уничижить себя? Конечно, похуже. Стали распределять работу. Какую нужно взять? Самую неприятную. В конце решили угоститься. Какой кусочек возьмет умаляющийся брат или сестра? Самый маленький. Уничижение не значит, что нам нужно заискивать друг перед другом, лебезить, вести себя нарочито уничижено. Но это значит, что нам нужно уступать лучшее другим, а себе брать худшее.

Христос уничижил Себя, приняв образ раба. Мне запал в память рассказ одного американского пастора, который некоторое время работал миссионером в Индии. Он близко сошелся с индийским служителем, и они часто вели разговоры на духовные темы. Однажды этот брат-индус спросил американца: «Скажи мне, как ты понимаешь, что значит быть рабом?» Наш миссионер ответил: «Думаю, это значит делать то, что говорят другие». А индус ответил: «Нет, быть рабом - значит делать то, что никто другой не хочет делать».

Следующая ступенька - «Смирил Себя». Думаю, здесь речь идет о внутреннем конфликте. Кому мы говорим: «Смирись»? Тому, кто возмущается, кому тяжело согласиться со сложившимся положением вещей. Смириться означает перебороть свое негодование, возмущение. Если все во мне закипает, если мне не нравится, если я категорически не согласен, но заставляю себя успокоиться и принять все как есть, это значит, я смирился. Христос смирялся. Лишь иногда вырывались у Него слова, которые показывали, как тяжело Ему. Вот, например, говорит Он: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мк. 17:17). Но сказал это - и снова смирился, и остался с ними, и терпел их.

И, наконец, последняя ступенька. «Был послушным». Это еще ниже, еще тяжелее. Одно дело, когда ты усилием воли заставляешь себя уничижиться и смириться. Ты все еще сам решаешь, как поступать. А тут кто-то другой указывает тебе, и нужно делать не то, чего ты хочешь, а чего хочет другой. Я замечаю и по себе, и по тому, как ведем себя мы в церкви, что это самое трудное. Низшая ступень умаления, до которой дошел Христос. Самое первое, что мы узнаем о Его поведении, сказано в Евангелии от Луки: «Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк. 2:51). Далее, Павел говорит о Христе, что Он «подчинился закону» (Гал. 4:4). Из всех людей Он один имел право не исполнять закон, однако Он один исполнил его от начала до конца. Он подчинился существующему в те дни порядку вещей. Он подчинился власти, и на вопрос, давать ли подать кесарю, дал непопулярный ответ: «Отдавайте кесарю кесарево» , то есть призвал к подчинению ненавистным римлянам. Наконец, Он подчинился суду синедриона и Понтию Пилату, подчинился смертному приговору, хотя мог бы его опровергнуть и сойти с креста, но Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Могут возразить, что Христос повиновался не людям, а Богу. Действительно так, только с одной оговоркой. Христос был равен Богу, Он повиновался равному. А кто равен нам? Наши братья и сестры. Значит, нам и нужно повиноваться друг другу, тогда мы сделаем то же, что Христос.

Есть и другая «лесенка», которую мы уже не будем разбирать, а лишь укажем. Это тоже три глагола: принял - сделался - стал. С каждым последующим словом все больше показывается воплощение Христа, погружение Его в наш мир и в человеческую сущность.

Нижайшей точкой, в которой сошлись все ступени уничижения, стал крест. Даже само это слово - «крукс» - было неприлично в римском обществе. Полностью раздетый, обезображенный человек позорно вывешивался перед толпой. Рефлексы тела заставляли его судорожно извиваться и изгибаться, глотая воздух. Непередаваемая боль и непереносимое унижение сводили многих с ума. Из всех видов казни любой человек выбрал бы что угодно, только не распятие. Но настолько уничижил Себя, смирил Себя, был послушен Божий Сын, что пошел даже на крестную смерть. Представим себе эту страшную картину, оплеванного, избитого и униженного Спасителя, только над головой Его не надпись Пилата «Царь Иудейский», а слова Павла: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» .

Мне бы хотелось закончить на этой возвышенной и трагической ноте, но нужно обязательно дочитать до конца и обратить внимание на результат унижения Спасителя . Он уничижил Себя до конца, до предела. Дальше было уже невозможно. И за это Небесный Отец превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, так что выше нельзя.

В последний день, когда явится Божья слава, когда всему творению откроется то, что сейчас понимаем только мы, тогда произойдет вещь удивительная и невероятная. Перед Иисусом Христом преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» . Не только ангелы на небесах, но и люди на земле изумятся подвигу Христову и Его уничижению. Упорствующие грешники и те, которые пронзили Его, упадут на колени в едином порыве. И, возможно, даже демоны, падшие духи, и те признают величие Его смирения и непревзойденную славу Его послушания.

Какое из этого применение? Самое прямое: мы призваны идти тем же путем. Христос часто говорил то одному, то другому: «Иди за Мной». И, конечно же, Он имел в виду не хождение по земле, а подражание Ему. В наше время некоторые думают, что это значит совершать такие же чудеса, как Он совершал: исцелять больных, ходить по воде. Или стоять перед тысячами и поучать. А то еще и въезжать победно под приветственные крики и махание пальмовыми ветвями. Но нет, идти за Христом означает иметь те же чувствования, уничижить себя, смириться и быть послушными, делать работу, которую никто не хочет делать, занимать последние места и брать меньшие куски. Полагать душу за других, если не на кресте, то каждый день умирать для собственного эгоизма, жертвуя собой.

Только тогда нас ожидает такая же небесная слава. В Своем учении Господь не раз призывал слушателей умаляться. В прошлый раз мы вспоминали, как Он поставил перед апостолами ребенка, как умыл им ноги. Вот еще один пример:

«Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг! Пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:7-11).

Когда возвысятся смиренные? Порой это происходит в этой жизни, но главное возвышение - на небе. Если, братья и сестры, нам трудно умалиться друг перед другом просто из смирения, из подражания Христу, то вспомним о Божьем воздаянии. Чем больше мы стремимся к славе на земле, тем больше унизит нас Господь. Чем больше мы служим друг другу, уступаем и смиряемся, тем более высокое звание даст Он нам в Своем Царстве.

Иоанн Златоуст привел интересный пример: «Сатана был ангел, и превознесся. Что же, не более ли всех унижен? Не землю ли имеет он своим жилищем? Не все ли порицают и хулят его? Павел, будучи человеком, уничижил себя. Что же, не почитают ли его? Не хвалят ли его? Не прославляют ли его? Не друг ли он Христов? Не совершил ли он дел больше тех, которые Христос сотворил? Не повелевал ли он часто дьяволу, как невольнику?.. Вознесся Авессалом, смирился Давид: кто же из них стал высок, кто славен?»

Позвольте в конце задать все тот же вопрос: как вы себя чувствуете? Только один ответ правильный. Только один угоден Богу. Если в нас «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» .

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Толкование Феофилакта Болгарского

Как Христос говорит: «будьте милосердны, как и Отец ваш небесный милосерд» (Лк.6:36)2, и затем: «научитесь от Меня, ибо Я кроток» (Мф.11:29); так и Павел, научая смиренномудрию, чтобы больше устыдить нас, приводит в пример Христа, как и в другом месте говорит: «Он, будучи богат, обнищал ради вас» (2Кор.8:9). Когда он указывает на Сына Божия, высочайшего всякой высоты и так уничижившегося, кого из высокомудрствующих он этим не пристыдит?

Флп.2:6. Он, будучи образом(μορφ) Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

Исчисли, сколько здесь низлагается еретиков. Маркион Понтийский говорил, что мир и плоть - зло, и что поэтому Бог не принимал плоти. Маркелл Галатийский, Фотин и Софроний говорили, что Слово Божие - сила, а не ипостасное существо, что эта сила обитала в Том, Кто произошел от семени Давидова. А Павел Самосатский говорил, что Отец, Сын и Святой Дух - простые имена, приписанные одному лицу. Арий говорил, что Сын есть творение. Аполлинарий Лаодикийский говорил, что Он не принимал разумной души. Итак, посмотри, как все эти еретики падают от одного почти удара: «будучи образом Божиим». Как же вы, маркеллиане, говорите, что Слово есть сила, а не сущность? Образом Божиим называется сущность Божия точно так же, как образом раба называется природа раба. Как же и ты, Самосатский, говоришь, что Он начал свое бытие от Марии? Ибо Он пред существовал во образе и сущности божественной. Но посмотри, как падает и Савеллий. «Не почитал хищением», говорит апостол, «быть равным Богу». «Равный» не говорится об одном лице; если равен, то кому-нибудь равен. Таким образом, ясно, что речь идет о двух лицах. И Арий опровергается многими способами: «образом Божиим», то есть сущностью. И не сказал: бывший - γεγονώς, но «будучи» - υπάρχων, что подобно изречению: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14). И: «не почитал хищением быть равным Богу». Видишь ли равенство? После этого как же ты говоришь, что Отец больше, а Сын меньше? Но посмотри на безрассудное упорство еретиков. Сын, говорят, будучи малым Богом, не почитал хищением быть равным великому Богу. Но, во-первых, какое писание учит нас, что есть малый и великий Бог? Так учат эллины. А что и Сын великий Бог, послушай, что говорит Павел: «ожидая», говорит, «явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:13). Затем, если Он мал, каким образом Он не почитал хищением Себе быть великим? Кроме того, Павел, имеющий в виду научить смиренномудрию, оказался бы нелепым, если бы внушал следующее: поскольку малый Бог не восставал против великого Бога, то и вы должны смиряться друг перед другом. Потому что, какое же это смирение, когда меньший не восстает против большего? Это одно только бессилие. Смирением называется то, что Он, равный и равномощный Богу добровольно сделался человеком. Итак, об этом довольно. Далее, посмотри, что говорит Павел: «не почитал хищением». Когда кто-нибудь похитит что-нибудь, боится отложить это, дабы не потерять не принадлежащее ему. А когда имеет что-нибудь от природы, легко пренебрегает этим, зная, что он не может сего лишиться, и если, казалось бы, отказывается от этого, то опять оное воспримет. Таким образом, апостол говорит, что Сын Божий не убоялся унизить Своего собственного достоинства, потому что Он имел его, то есть равенство с Богом Отцом, не чрез хищение, но признавал это достоинство принадлежащим Своей природе. Поэтому Он и избрал уничижение, так как и в уничижении сохраняет Свое величие.

Флп.2:7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба

Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: «образ раба», этим самым апостол пристыжает Аполлинария; потому что принимающий образ - μορφ - или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную.

cделавшись подобным человекам.

Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: «подобным человекам», потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: «в подобии плоти греховной» (Рим.8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.

и по виду став как человек

Так как апостол сказал, что «уничижил Себя Самого», то, чтобы ты не счел это дело изменением и превращением, он говорит: оставаясь тем, чем был. Он принял то, чем не был; природа Его не изменилась, но Он явился во внешнем виде, то есть во плоти, потому что плоти свойственно иметь вид. Ибо, когда он сказал: «приняв образ раба», то после этого осмелился сказать и это, как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно он сказал: «как человек», так как Он не был один из многих, но - как один из многих. Потому что Бог-Слово не превратился в человека, но явился как человек, и, будучи невидимым, явился имея «вид». Некоторые же толковали это место так: «и образом», как уже истинно человек, как и Иоанн говорит в Евангелии: «славу как Единородного от Отца» (Ин.1:14), вместо того чтобы сказать: славу, какую прилично иметь единородному; потому что «как» - ως - означает и колебание, и утверждение.

Флп.2:8. cмирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Снова говорит: «смирил Себя», дабы не подумали, что Он снизошел не добровольно. Но ариане говорят: вот, о Нем сказано: «послушен». Так что же, неразумные? Мы и друзьям своим повинуемся, и это нисколько не уменьшает нашего достоинства. Как Сын, Он добровольно повиновался Отцу, показывая и этим Свое сродство с Ним; потому что долг истинного Сына - почитать Отца. Обрати внимание на усиление выражения: не только сделался рабом, но принял смерть, и еще более того, - позорную, то есть крестную смерть, проклятую, назначенную беззаконникам.

Флп.2:9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

Когда Павел упомянул о плоти, то смело говорит о всем Его унижении, так как плоти это свойственно. Таким образом, и эти слова разумей о плоти, не разделяя единого Христа. Какое же имя даровано человеческой природе единого Христа? Имя это - Сын, имя это - Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и архангел сказал: «и рождаемое святое наречется Сыном Божиим».(Лк.1:35).

Флп.2:10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

То есть весь мир, ангелы, люди и демоны; или: и праведники, и грешники. Потому что и демоны познают, и непокорные подчинятся, не противоборствуя более истине, как они и прежде того времени говорили: «знаю Тебя, Кто Ты» (Лк.4:34).

Флп.2:11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

То есть чтобы все говорили, что Господь Иисус Христос есть Господь и Бог. В том заключается слава Отца, что Он имеет Такого Сына, Которому покоряется все. Видишь ли, что в прославлении Единородного заключается слава Отца? Так что, напротив, умаление Его составляет унижение Отца.

В Марка 15:29-31 мы читаем об Иисусе:

Марк 15:29-31
«Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти».

«Спаси Себя Самого ». Действительно, каким странным казалось этим людям то, что спасавший многих теперь сам висит на кресте и не может позаботиться о себе. Тому, кто служит самому себе, противоположный образ действий кажется очень странным. Иисус мог бы призвать двенадцать легионов ангелов (1 легион = 6826 человек), но Он отверг Себя и был послушным даже до смерти, и смерти крестной, призывая нас иметь те же чувствования, что и у Него:

Филиппийцам 2:5-8
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ».

Лука 9:23-24
«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее».

Иисус Христос отверг себя. Он потерял свою жизнь, но не навсегда. После трех дней и трех ночей Бог воскресил его из мертвых . Как сказано в послании к Филиппийцам:

Филиппийцам 2:9-11
«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца».

Та дорога, которую показывает нам Иисус Христос, узка (Матфея 7:14). Чтобы пройти этой дорогой, нужно не беречь свою жизнь, а потерять ее. Однако эта дорога – также и путь воскресения. Может быть, распятие ветхого человека, своего я, приносит боль, но за распятием всегда следует воскресение. Нельзя избегать боли распятия, потому что без распятия нет воскресения. Нам нужно, чтобы в наших сердцах жил не ветхий человек, а новый – воскресший Христос . ОН наш живой пример и Тот, на кого мы должны равняться:

Евреям 12:1-2
«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ».

Догматическое богословие Лосский Владимир Николаевич

(16) "ОБРАЗ БОГА" И "ОБРАЗ РАБА"

(16) "ОБРАЗ БОГА" И "ОБРАЗ РАБА"

"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилась всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца"

(Флп. 2, 5-11). В этом известном "кенотическом" тексте Послания к филиппийцам так определяется истощание Слова: будучи "образом Бога", ????? ????, то есть по самому положению Богом по природе, Христос обнажил, истощил, смирил Себя (????????), приняв "образ раба" (????? ??????). Крайним умалением, тайной Своего кенозиса Сын Божий нисходит в положение небытийное (не в смысле первоначального "ничто", а в смысле той монической бездны, которая разверзлась через грехопадение человека). Парадоксальным образом Он соединяет со всесовершенной полнотой Своей Божественной природы столь же всестороннюю "неполноту" падшей природы человеческой.

Этот текст из Послания к филиппийцам следует сближать с текстом Исаии о "муже скорбей", с его столь соблазнительным для многих израильтян пророчеством не о Мессии во славе, а о "рабе Иеговы" ("раб Мой"), страждущем и уничиженном, безгласно и добровольно отдающем Себя в "жертву умилостивления", "изъязвленном за грехи наши" (Ис. 53).

Святой Кирилл Александрийский много размышлял над этим Божественным "кенозисом", над этим уничижением. "Бог - говорит он, - воплощаясь, не мог совлечь с Себя Своей природы, ибо тогда Он не был бы больше Богом, и нельзя было бы говорить о воплощении. А это значит, что субъектом кенозиса является не природа, а Личность Сына. Личность же "совершается" в отдаче Себя: она отличается от природы не для того, чтобы "превозноситься" естеством, а чтобы от Себя всецело отказаться; вот отчего Сын "не почитал хищением быть равным Богу", но, напротив, "Сам уничижил Себя", что является не внезапным решением, не единичным актом, но проявлением самого Его существа как Личности; и это также не собственная Его воля, а сама ипостасная Его реальность, как выражение воли троичной, той воли, источник которой - Отец, послушное исполнение которой - Сын, славное завершение - Дух. Итак, существует глубокая неразрывность между личностным бытием Сына, как самоотказом, и Его земным кенозисом . Оставляя пребывание в славе, которой Он никогда не "превозносился", Сын принимает позор, бесчестие, проклятие; Он берет на Себя объективное состояние греховности, подчиняет Себя условиям нашей смертности; отказываясь от Своих царственных преимуществ, Он все глубже и глубже сокрывает Свою славу в страдание и смерть. Ибо Ему надлежит обнаружить в Своей собственной плоти, насколько человек, которого Он создал по образу совершенной Своей красоты, обезобразил себя грехопадением.

Итак, кенозис - это воплощение в его аспекте смирения и смерти; Но Христос полностью сохраняет Свою Божественную природу и Его истощание есть истощание вольное: пребывая Богом, Он соглашается стать смертным; ибо единственный способ победить смерть - это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе место.

Кенозис - это уничижение раба, ищущего не собственной Своей славы, но славы пославшего Его Отца. Христос никогда, или почти никогда не утверждает Своего Божества. В полном отказе от Себя, в сокрытии Своей Божественной природы, в отказе от всяческой Своей воли, вплоть до слов

"Отец Мой больше Меня"

Он осуществляет на земле дело любви Пресвятой Троицы. И по беспредельному уважению к свободе человека, показывая людям только скорбно братское лицо раба и скорбно братскую плоть Распятого, Он пробуждает в человеке веру, как ответную любовь, потому что только глаза верующего узнают образ Божий под образом раба и, распознавая в лице человеческом присутствие Лица Божественного, научаются во всяком лице открывать тайну личности, созданной по образу Божию.

Однако еще до того, как кенозис Христа закончился с Его воскресением, в Его человечестве открылись два богоявления: одно - в момент крещения, Другое во время преображения. Оба раза Христос явил Себя не в "образе раба", а в "образе Бога". Он позволил Своей Божественной природе, то есть Своему единству с Отцом и Духом, просиять сквозь Свое обоженное человечество, потому что, по слову святого Максима Исповедника, Его человечество, тленное по домостроительству, было нетленным по естеству, по Божественной своей природе. Глас Отца, присутствие Духа в виде облака или голубя превратили эти два явления "образа Бога" в два богоявления Пресвятой Троицы. Кондак Преображения подчеркивает, что ученики видели Божественную славу "якоже можаху" для того, чтобы "егда Тя Узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное", а не естественно неизбежное.

Оттого, что этот "свет Преображения не начинался и не кончался" (святой Григорий Палама), мы должны стать еще более чуткими к восприятию реальности кенозиса. Христос с момента воплощения и "даже до смерти" добровольно и полностью взял на Себя последствия нашего греха. Он познал все немощи, все ограничения нашего существования, кроме разрушительных страстей, зависящих от нашей свободы. И Второй Адам, чтобы полностью стать "по образу" Адама первого, дал искусителю приблизиться, но теперь уже не в раю, а в положении человека падшего. Но только во Христе "недостаточность" становилась не злом и ненавистью, а страданием и любовью; вот почему искуситель был отражен Тем, Кто носил в Себе большее, чем рай, - Тем, Кто есть Сущий.

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

Образ Бога К гуманитарным наукам относятся все дисциплины, которые связаны прежде всего с человеком и обществом. Теологически, они связаны с теми аспектами человеческой жизни и деятельности, которые выходят за пределы законов физики и биологии и относятся к тому, что

Из книги Летопись начала автора Сысоев Даниил

Глава 6. Человек: сумасшедшая обезьяна или образ Бога? В последнее время в недрах Православной Церкви распространяется мнение, что человек был создан не из праха земного, а эволюционировал из обезьяны и был одушевлен Господом Богом. Для подтверждения этого мнения обычно

Из книги По образу Его автора Янси Филипп

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Из книги Эстетика отцов церкви автора Бычков Виктор Васильевич

Из книги Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 3 автора Великий Василий

О том, что Дух есть истинный и естественный образ Бога и Господа Дух - истинный образ, а не по образу Божию, как мы. Поэтому творящий по образу сам не творится и помазание не помазуется. А Дух есть помазание в нас, как говорит Иоанн (см. 1 Ин. 2, 20). И что сказал я: «в нас»? - даже

Из книги Бог в «Хижине» История зла и искупления, которая изменила мир автора Олсон Роджер

Образ Бога, соответствующий Библии Я убежден в том, что представления об участии Бога в жизни мира и страдании, отраженные в романе «Хижина», соответствуют Библии и разуму, хотя порой автор допускает крайности. И это дает мне огромное утешение.Что же мы можем сказать, если

Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Образ рая «Для богобоязненных есть место спасения - сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи… В садах благодати - толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг

Из книги Максим Грек автора Громов Михаил Николаевич

1. ОБРАЗ МИРОЗДАНИЯ Кто не знает рублевской «Троицы»? Три задумчивых ангела ведут безмолвную беседу о смысле бытия. Круглящаяся композиция линий создает абрис самого мироздания, сферичность которого обосновывали еще древние греки. Отсутствие бытовых подробностей

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Образ жизни Великий император Индии Ашока за 250 лет до Р.Х. объединивший под своим началом пол Азии, призналучение Будды. Оно стало образом его жизни. Оставаясь императором, он жил, как человек, которому ничего не принадлежит.Когда его сын Кунала, наследник престола,

Из книги ОТКРЫТОСТЬ БЕЗДНЕ. ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ автора Померанц Григорий Соломонович

НЕУЛОВИМЫЙ ОБРАЗ

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

ГЛАВА 16. О том, что следует любить родственников по плоти не меньше других братьев, если они принимают такой же образ жизни. А если их образ жизни противен этому, то следует избегать их, поскольку они наносят вред душе 1. Из жития святого ПахомияПрошло уже много лет с тех

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Чтобы воссоздать в нем образ Бога И Израиль пойдет за протянутой рукой Спасителя, потому что она спасет его от смерти, он обратится к Спасителю и вновь воссоздаст в себе Его образ. На самом деле Бог вновь лепит в человеке Свой образ. Человек был создан по образу Божию, но

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

V. ПРЕВРАЩЕНИЕ В ОБРАЗ Когда Бог вывел Израиль из Египта, Он дал Своему народу в качестве единственного средства призывать Его лишь это загадочное наименование:"Ягве". Моисею, который хочет знать о Нем больше. Он отвечает: "Я буду Тот, Кто будет", – иными словами:"Мои

Из книги "Дети небесного града" и другие рассказы автора Зоберн Владимир Михайлович

Образ зороастрийского «Бога» Мы подошли к теме зороастрийской «божьей логики» или по-другому - к изучению «характера» зороастрийского «Бога». Тема эта особо важна не потому что зороастрийский «Бог» какой-то особо интересный, выдающийся и могучий. Дело в другом: на

Из книги автора

Образ В Москве в графском доме жила больная девушка, лет четырнадцати или пятнадцати. Она не могла ни ходить, ни шевелить руками и ногами. Врач наложил ей повязки, которые дали девице возможность хоть немного владеть кистями.Однажды, когда вся семья обедала внизу, в

Размышления над Словом Божьим

«И по виду став как человек…»

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:7).

Для чего Христос стал человеком? Один из многих моментов этого: для того, чтобы достичь всех людей, достичь каждого человека, большого и малого. Почему Христос родился в хлеву? Почему Он ходил пешком? Почему Ему негде было голову приклонить? Один из ключевых моментов этого: для того, чтобы достичь всех людей, достичь каждого человека, большого и малого, тебя и меня.

«В больших домах тепло и свет, но там закрыты двери, там для Иисуса места нет, родился Он в пещере» - так звучат слова одной рождественской песни. Христос по праву был царём. Но, если бы Он пришёл на эту землю как подобает царю, приняли бы его простые люди? Нет. Он принял образ раба, чтобы достичь каждого, даже самого низкого, который выброшен обществом на обочину жизни, как использованный материал. Но и для такого человека, презренного в глазах грешного мира, родился Христос.

Когда священник той или иной церкви приезжает отправлять службу на «мерседесе» последней модели, в сопровождении охраны, эскорта других дорогих автомобилей, сможет ли он достичь прихожан Евангелием? Вряд ли он способен из такого высокого положения проповедовать так, как должно, Благую Весть, ибо для этого надобно во всём уподобиться братьям, как написано: «Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17).

Я вспоминаю двух молодых миссионеров, приехавших из города Львова в провинциальный Миргород. Я работал на стройке возле их съёмной квартиры и, часто забегая к ним на обеденный перерыв, как-то наткнулся на дорогую норковую шапку, покрытую пылью и изъеденную молью. Выразил удивление: «Как такое могло случиться?» - «Нам стыдно было носить такую дорогую вещь, потому что те люди, которых мы приглашали на богослужения, не имели таких шапок». Эти миссионеры были молоды, но Дух Святой говорил им, как нужно проповедовать Благую Весть.

Прошло более двадцати лет с того времени, сейчас положение в церкви несколько изменилось, и многие её члены имеют не только шапки, а целые шубы из норок и прочих тварей, но служитель церкви должен всегда держать ухо востро и не ездить на крутом автомобиле, отличаясь от простых прихожан, которые ходят пешком.

Я вспоминаю миссионерку Элис Шевкенек из Канады, посвятившей свою жизнь с юности служению Господу, несшей Евангелие во многие уголки земли. Сестра Элис даже не вышла замуж, хотя неоднократно имела предложения, потому что хотела полностью посвятить себя Господу. Я брал у неё интервью, она рассказывала, как была в Индии, Пакистане, и там делила кров и пищу с простыми людьми, представителями низших каст, живущих в трущобах. Она призналась, что как-то чуть не умерла с голоду. «Почему же вы голодали? - изумился я. - Вы же могли уехать?..» «Я голодала, потому что голодали те люди, которым я принесла Благую Весть». Сестра Элис могла бы иметь приличное жильё, качественную пищу, приезжать на автомобиле к этим простым людям и проповедовать Евангелие. Но она так не сделала. Ибо знала, почему Иисус родился в грязном хлеву.

Дорогой брат, знаешь ли ты, для чего Иисус родился в хлеву? Если нет, возможно, ты не имел такой нужды, которую имел Иисус. Ты родился в хороших условиях, тебя положили на чистую, мягкую постель в уютном доме. Тебя не преследовал Ирод, ищущий твоей смерти. У тебя не было надобности бежать с родителями за тридевять земель от угрозы смерти.

Ярким примером понимания ро­жде­ния Иисуса Христа в хлеву, служит рассказ брата Джорджа Давидюка (читайте предыдущий выпуск журнала «Благовестник»). Ему пришлось проповедовать в Индии, в церкви, где были люди, больные проказой. Он по этому случаю оделся в индийскую одежду. После богослужения ему пришлось обедать вместе со всеми членами церкви. После обеда они благодарили Бога со слезами. Джордж не мог понять этого и спросил служителя, сопровождавшего его. «Ты - первый белый проповедник, который не только оделся так, как мы, но вместе со всеми обедал так, как мы. Все другие белые проповедники до тебя почему-то были не голодны…» Наверняка брат Джордж ещё больше уразумел, почему Иисус во всём уподобился братьям, почему Он родился в хлеву.

Я вспомнил, как в Луганске посетил открывшийся реабилитационный центр. Я попал как раз на обед к реабилитантам. Ещё вчера повар был на улице, жил в подвале со всевозможными заразными болезнями. Я с ужасом смотрел на его руки в наколках, на его беззубый рот, когда он пробовал борщ и отправлял остаток пищи назад в кастрюлю. «Кто его проверял? А может у него туберкулёз?» - приходили навязчивые мысли. Слава Богу, я вместе со всеми обедал, и никто не заметил моего дискомфорта.

Я вспоминаю повествование о муже Божьем Моисее. Тогда не было Нового Завета Иисуса Христа, который есть сегодня, но он был руководим и движим тем же Духом Святым, который руководит и нами. Моисей имел высокое положение в обществе египтян, был близок к фараону, имел славу, почёт, богатство. Но, как говорится в Послании к евреям, он отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели все Египетские сокровища. Наверняка, некоторые современные христиане, будучи на месте Моисея, сказали бы: а что здесь плохого, я вот укреплюсь ещё больше возле фараона, и, если не стану его преемником, то его правой рукой точно, тогда смогу много добра сделать своим братьям-евреям. Не так ли мыслят те христиане, которые рвутся к браздам мирской власти, чтобы стать, например, депутатами? А Моисей пошёл в пустыню и стал простым пастухом.

Никто в вечности не сможет в чём-то упрекнуть Иисуса Христа, что Он чего-то не сделал для нашего спасения. Он сделал всё совершенно. Он добровольно стал рабом. Он мог ездить в карете, иметь наивысшее положение в обществе, безграничную власть, но он пошёл по пути унижения, страдания и добровольно принял позорную смерть. Добровольно оставил славу Небес, ту славу, о которой человеческий разум не может даже помыслить или представить! Святейший Бог пришёл в грешную среду, которая, по сути, неприемлема для святой Божьей природы. А Он не только не погнушался, но ещё и принял поношения и гонения от грешников. Наверняка, всей вечности мало, чтобы уразуметь великий подвиг Христа, который Он совершил ради нашего спасения!