Поделюсь с вами историей о петербургском Михайловском замке, который также называют «Инженерным».

Когда о нем заходит речь, мне сразу приходит на память выражение: «Тяжела ты, шапка Мономаха».

Именно здесь случилась таинственная трагедия рода Романовых – убийство Павла I. Может, храня за своими стенами страшные секреты, это здание, величественное и помпезное, также, по моим ощущениям, несёт через века и какую-то затаенную грусть.


Думаю, для всех любителей детективов и триллеров посещение его будет особо интересным. Тем более, что замок окутан флёром легенд, о которых написал прекрасное произведение «Приведение в Инженерном замке» Николай Семёнович Лесков.


Но развею мрачные впечатления. Замок красив и интерьеры его уникальны! Я сама побывала в нем впервые на приеме в числе гостей по случаю чествования русских переводчиков – победителей одного из итальянских конкурсов. Здание поразило меня своей торжественностью, а устроенные после церемонии награждения фуршет и камерный концерт как нельзя лучше дополнили атмосферу имперских времен.


Но, обо всём по порядку.

История замка

Я уверена, что любителям отслеживать таинственные нити, связующие какие-либо события, интересна будет история появления Михайловского замка.

Место расположения

Расскажу, что построен он на месте Летнего дворца дочери Великого - Елизаветы. В нём в 1754 году княгиня Екатерина родила будущего Государя Павла I, а потом во время дворцового «путча» 1762 года сама взошла на русский трон.


Её сын в начале своего царствования в 1796 году повелевает строить именно там для своего постоянного жительства «с поспешанием новый неприступный дворец-замок». Государь не хотел жить в Зимнем дворце. Передам вам легенду, окрашивающую данные события. Часовому Летнего дворца чудесным образом явился юноша, осиянный небесным светом. Он велел передать императору, что здесь необходимо «воздвигнуть храм и дом во имя Архистратига Михаила».


Воин поспешил исполнить волю Ангела. Так, якобы, наконец и утвердилось место для строительства Михайловского замка. Замечу, что это исключительный случай в русском дворцовом строительстве, когда зданию дали имя не предполагаемого владельца, а святого.

Возведение дворца

Надеюсь, вам будет интересно узнать то, что планировкой строения занимался сам Император. Вносить профессиональные коррективы Павел I доверил зодчему Василию Ивановичу Баженову, который и наставлял императора в архитектурных делах.


Ведь задумки свои Павел начал воплощать на бумаге ещё не будучи монархом - с 1784 года. За 12 лет до принятия решения о месторасположении дворца «коллекция павловских проектов» насчитывала 13 вариантов! Закладка замка случилась в феврале 1797 года в присутствии Государевой семьи. Баженова при этом не было по причине болезни. В марте того же года было оглашено царское решение о передаче управления строительством «нашему архитектору коллежскому советнику Бренне».


Этот мастер был согласен работать над «в великом поспешании» (чего не сделаешь от нужды?). Бренне являлся лишь декоратором, а не зодчим. В помощь ему были призваны Ф. Свиньин и К. Росси. Они сообща подкорректировали чертежи Павла I «соответственно основам и правилам искусства..." Но царь по-прежнему «держал руку на пульсе». Он приказал устроить внутренний двор восьмиугольной формы, в чём просматривалась его принадлежность к Мальтийскому ордену.


Павел I усиленно подгонял строителей. В помощь В. Бренна были выделены Ч. Камерон, Д. Кваренги и другие зодчие. Работы «вчерне» было приказано закончить к 1797 году. Стройка шла днём и ночью, когда использовались факелы. Отмечу, что по прихоти монарха использовались стройматериалы, предназначенные прежде для создания других объектов. Например, и Таврического дворца.


Были отменены пошлины на заморские предметы, предназначавшиеся для павловского замка. На фризе юго-восточного фасада теперь значилось: «Дому твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней» (видоизмененные слова из 92-го псалма царя Давида).


И вновь по ходу предложу вам легенду. Говорили, что одна юродивая предсказала Павлу I, что тот умрет в возрасте, соответствующем количеству букв в этом изречении. Правда это или кривда, но по факту так и случилось. На тимпане (внутреннем поле) фронтона красовалось другое изречение - «История заносит на свои скрижали славу России». Украшали павловские хоромы П. Трискорни, Д. Скотти и другие модные тогда мастера. Кстати, обратите внимание, что на Садовую улицу смотрит фасад дворцового храма, увенчанный шпилем.


Изменилась территория и подле дворца. Подход к нему пролегал от Итальянской улицы, минуя тройные ворота, средний проезд которых выделялся лишь для венценосной семьи. За воротами пролегала аллея, по бокам которой находились конюшня и здание манежа (экзерциргауза). Она упиралась в кордегардии (помещения для караула), за которыми шли преддворцовые укрепления. Павел I был озабочен личной безопасностью.


Замок получился весьма своеобразным. Он словно поднимался из воды, будучи окруженным рвами и каналами, облицованными камнем (работа петрозаводских купцов Бекреневых).


По своему виду здание отличалось от строений того времени. Оно более походило на средневековую крепость, воздвигнутую в манере романтического классицизма. Но именно данный замок – ярчайший символ павловской эпохи. Он словно раскрывает перед нами особенности личности Государя. Не зря современники отзывались о дворцовых интерьерах, как о «чуде роскоши и вкуса».


Здесь сочетались имперская парадность и «музейность», подкрепленная массой диковин из павловских коллекций. Напротив дворца простиралась площадь Коннетабля.


На ней планировалось проводить любимые царём армейские учения и парады. Площадь также окружал ров, с деревянным подъемным мостом, по бокам которого располагались пушечные орудия. В центре пространства поместили величественный монумент Петру I, за которым шло ещё три моста.


Праздничное освящение нового замка произошло 21 ноября, в день Архистратига Михаила, в 1800 году, и уже 1 февраля следующего года Павел I со двором перекочевал в него. Я нашла цифры, свидетельствующие о затратах на строительство, – более 6 миллионов рублей! Историки считают, что сие творение оказалось самым дорогостоящим среди строений XVIII века.

Кто и где проживал

На первом этаже разместились сын Павла I - Александр с женой.


На юго-западе находились покои второго государева чада – Николая, а в юго-восточной части - обер-шталмейстера И. И. Кутайсова. Сам царь облюбовал северо-западные помещения левее домового храма. С другой стороны от церкви проживал его третий сын Константин.


Со стороны парадного двора находились комнаты обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.


Императрице выделены были палаты на втором этаже.


Расскажу, что в её комнаты входила галерея, декорированная коврами с изображениями полотен Рафаэля Санти. Вообще картин знаменитых художников в замке было не мало. Парадная лестница удивляла колоннами из сибирского мрамора. За Тронным залом, декорированным зелёным бархатом, вы бы оказались в галерее Лаокоон, украшенной гобеленами и скульптурами. За ней шли гостиная и Мраморный зал. На третьем этаже поселились великие княжны. Словом, места было вдоволь. И всё бы ничего. Да вот только Павел I так торопился с переездом, что въехал в новый замок, не дождавшись даже просушки стен.

Сорок дней хозяйствования в замке

По-моему, какая-то мистика окутывает судьбу этого монарха. Он так жаждал жить в своём уникальном дворце, который именовал не иначе, как замок! Сам заблаговременно разрабатывал проекты постройки, в затем маниакально сфокусировал все силы на скорейшем возведении этого здания. А на деле? Наслаждался царь плодами своих (и массы народа) трудов всего сорок дней. Именно через этот срок его зверски убьют в собственной спальне!


Дополню, что жизнь в те дни во дворце отнюдь не была медовой. Здание, великолепное на вид, было жутко сырым и холодным. Приведу свидетельство современника, историка А. Коцебу. Он считал данное жилье ужасно вредным для здоровья. В залах даже при пылающих каминах на стенах виднелись ледяные следы. Правда, в покоях императора и его супруги дело обстояло получше. Стены их комнат были покрыты деревом, спасающим положение. Но остальным жильцам приходилось «терпеть жестоко». А что поделаешь? Монаршия воля! Может, царская спешка с переездом была не только из-за фобий или нетерпения реализовать давнюю мечту? Оказывается, вместе с Павлом I в Михайловский замок перебралась и его фаворитка – Анна Лопухина, покинув мужний дом.


Государь посредством тайной лестницы имел доступ к её покоям. И вот, ровно через сорок дней, в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.монарх был убит. Александр Павлович, занявший престол, тяжело переживал это событие всю жизнь. Версии об его причастности к отцеубийству противоречивы. Но, в любом случае знать, каким путем тебе достался трон, конечно, было тяжелым бременем.


Я знаю версию, согласно которой Александр I, склонный к бегству от суетливого мира, инсценировал свою смерть. При его поездке в дело представили так, что царь внезапно скончался от тифа. При этом труп другого человека выдали за государев. А бывший император попросту доживал свои дни отшельником в сибирской глубинке под именем старца Федора Кузьмича.


Помните про «упёртость» Павла I, когда дело доходило до его прихотей? Возможно, что и сын, одержавший верх над Наполеоном, в 1822 году запретивший масонские ложи и вообще неоднократно проявлявший наследственное «твёрдоволие», в итоге также осуществил и своё сокровенное желание.

Последующая судьба замка

Я рассказывала, как молниеносно царская свита вселилась в Михайловский замок. После убийства Павла вся эта компания ещё скорее сбежала из тех ледяных хором. Опустевшее здание обрастало легендами и кривотолками.


Работы по дальнейшему благоустройству законсервировали, а ценности стали развозиться по другим дворцам. Лишь в 1819 году (почти через 20 лет) Михайловский замок указом Александра Павловича был отдан Главному инженерному училищу. У здания появляется и другое имя – Инженерный замок. Знаменитый К. Росси в 1820 году перепланировал окружающую его территорию. Каналы засыпали. Ясно дело, что для учебного учреждения также требовалась перепланировка, которую начали в 1822 году.


Начальство училища, к сожалению, занимали лишь нужды заведения. Согласитесь, что обычно люди «льют воду на свою мельницу». Так произошло и здесь. Никого особо не волновало сохранение исторического вида здания. Работы велись, лишь учитывая интересы училища. Кроме того, помните, как Павел I использовал для своего замка стройматериалы, предназначенные для других объектов? Теперь зданию словно приходилось расплачиваться за те царские прихоти. Так, при оформлении Нового Эрмитажа в 1840-х годах начали применять мрамор из покоев Михайловского замка. После кончины Государя Николая Павловича, покровителя училища, данное заведение с 1855 года начинают называть Николаевской инженерной академией и училищем.


По эскизу К. А. Ухтомского в 1871 году в Парадной спальне, в которой совершилось убийство царя, была обустроена Малая училищная церковь.

Легенда о призраке

Думаю, что всем знакомы имена И. М. Сеченова, Ф. М. Достоевского, Д. в. Григоровича. Многие знаменитости России проходили обучение в Михайловском (Инженерном) замке. У талантливых людей особенно в юности весьма богатая фантазия. Может, благодаря склонности к тайнам и приключениям в этих стенах так сильно муссировалась легенда о приведении, зародившаяся после трагедии с Павлом I. Согласно байкам, душа убитого императора в ночное время разгуливала по коридорам.


Гиперболизировались слухи о призраке именно в среде училища (явный ученический фольклор, вошедший в произведение Лескова, уже упомянутое мною). Ясно, что старшие ученики таким макаром запугивали младших.


Хотя, сообщу вам, что даже в конце XX века наши современники из комиссии по аномальным явлениям (есть и такая) при Русском Географическом Обществе РАН проводили в Михайловском замке свои исследования. В поисках чуда они изучали территорию при помощи лозы, пытались зафиксировать «аномальности» на фотоплёнку. Правда, чего-то существенного они, видимо, не накопали. Иначе желтая пресса уже «расскричала» бы сенсационные новости.

Предреволюционные события в замке

В канун Первой мировой войны большинство юнкеров-инженеров отправилось на фронт.


К революционным событиям осени 1917 года в Инженерном училище оставалось лишь около ста юнкеров-новобранцев. Учащиеся и старшие офицеры училища 11 ноября 1917 года организовали восстание против большевиков. Их штаб базировался в Михайловском замке. Эта акция, ясно дело, была подавлена.

После революции здание стали занимать разнообразные учреждения.


Отмечу, что инженерное училище, преобразованное в инженерные курсы (позже – Ленинградское военно-инженерное училище), оставалось в этих стенах. Во время блокады тут находился госпиталь. При бомбёжках фашистами Ленинграда восточная часть замка значительно пострадала. Ряд восстановительных работ произвели в 1953 году.


Добавлю, что с 1957 года по наши дни в замке находится Центральная военно-морская библиотека. В разные годы здесь находились ЦБ технической информации, «ГипроНИИнеметаллоруд», «Ленгипроэнергомаш» и другие организации. И вышло, словно в поговорочке «у 7 нянек – дитё без глазу». При обилии «хозяев» состояние замка к 1990-ым годам оказалось никудышным: залы перегорожены тут и там, настенные росписи закрашены, лепнина уничтожена…

Период конца XX века по наши дни

Но настали для этого архитектурного шедевра и светлые времена. Отмечу, что его в 1994 году передали Государственному Русскому музею (кроме комнат библиотеки ВМФ).


Замок отреставрировали к 300-летнему юбилею Петербурга. Большинство интерьеров удалось, к счастью, восстановить в первоначальном образе. Воссоздали и фасадную надпись.


Специалисты фрагментарно реконструировали Воскресенский канал и мост, играющие некогда оградительную роль. Сегодня в Михайловском замке для нас с вами открыты замечательные экспозиции. С ними вы можете познакомиться .


Возможно, кого-то из вас обрадует информация о том, что в замке часто проводятся лекции, встречи, концерты и даже балы.


О них читаем . Я уже упоминала, что мне однажды посчастливилось слушать в этих стенах классическую музыку. Наверное, форма так же творит содержание, как и оно форму. И музыкальные шедевры очень гармонично воспринимаются именно в подобной обстановке. Кстати, ни мне, ни моим знакомым бродящее по коридорам приведение не повстречалось!

Как добраться

Сюда (3) вы доберетесь, доехав до станций метро «Гостиный двор» (2) или «Невский проспект» (1).


Предстоит небольшая пешая прогулка по старым петербургским улицам. Возможные маршруты указаны мною на карте.

Время работы и стоимость билетов

Михайловский (Инженерный) замок – одно из самых необычных мест Санкт-Петербурга, с которым связано множество легенд и преданий. На этом месте, в Летнем дворце Елизаветы Петровны, Павел Первый появился на свет. Здесь же, в своей спальне в Михайловском замке он был убит. Говорят, что его призрак до сих пор бродит в этих стенах.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Мойки

Прежде на месте Михайловского замка стоял Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, возведенный архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771) в 1741-1744 годах. Здесь 20 сентября 1754 родился будущий император Павел. Со временем Елизавета стала реже бывать в Летнем дворце, отдавая предпочтение . Дворец постепенно ветшал. Сначала он был передан Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Худ. Л.Ф. Бонштедт (по рисунку М. И. Махаева, 1753), 1847

Легенда о начале строительства Михайловского замка

В 1796 году Летний дворец был сломан и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место. Согласно одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладавшим определенным даром предвидения, пожелал умереть там, где был рожден. Согласно другой легенде, солдату, стоящему на карауле, явился архангел Михаил. М.И.Пыляев в своем сочинении «Старый Петербург» так описывает это явление (орфография сохранена):

Однажды солдату, стоявшему в карауле при Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат донес о бывшем ему видении по начальству, и когда об этом доложили императору, он ответил: «Мне уже известно желание архангела Михаила; воля его будет исполнена». Вслед за этим он распорядился о постройке нового дворца, при котором должна быть построена и церковь во имя архистратига Михаила, и самый дворец было приказано называть Михайловским замком.

28 ноября 1796 года, в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Руководил строительством Винченцо Бренна (1745-1820), архитектором был Василий Иванович Баженов (1737 или 1738 – 1799). Павел набросал несколько рисунков будущего дворца.

Строительство Михайловского замка

Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. На закладном камне была высечена надпись: «В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Перваго, положено основание зданию Михайловского замка его императорским величеством и супругою его государынею императрицею Мариею Феодоровною» .

Строительство велось с большой поспешностью, с тем, чтобы вчерне замок был готов в этом же, 1797 году. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. В темное время суток строительная площадка освещалась светом факелов и костров. Ежедневно на строительстве было занято от 2500 до 6000 человек, не считая надзирателей и мастеров. Было выделено 791.200 рублей единовременно и по 1.173.871,10 рублей в течение трех лет.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года

Ощущалась нехватка строительных материалов. Были разобраны каменные галереи дворца в Пелле. Кроме того, мрамор и камни строящегося в то время Исаакиевского собора также пошли на возведение Михайловского замка. По этому поводу известный в то время автор острот А.Д.Копьев написал об Исаакии:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.

Внешний вид

Освящение Михайловского замка и церкви при нем состоялось 8 ноября 1800 года. Замок отличался великолепием. Он напоминал палаццо эпохи Возрождения. Его окружали рвы с перекинутыми через них подъемными мостами. Фасады были украшены мраморными статуями, позже перенесенными в Зимний дворец. В плане замок был четырехугольным, внутри было три двора: главный – восьмиугольный, выходящий к Фонтанке – пятиугольный, в сторону Царицына луга (Марсова поля) – треугольный. В главный двор через Воскресенские ворота дозволялось въезжать лишь членам императорской фамилии и посланникам.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Фонтанки и Главный фасад

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

На главном карнизе выбита надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» . По легенде, императору было предсказано, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Так оно и случилось – император погиб на 47-м году жизни.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, Воскресенские ворота

Памятник Петру I

Прежде Михайловский замок окружала стена. Со стороны Большой Садовой улицы к замку вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при жизни . Перед замком был разбит большой плац — Коннетабльский. Здесь же, у Михайловского замка был установлен памятник Петру Первому . Внизу подпись: «Прадеду правнук 1800 г.» .

У этого памятника долгая история. Первоначальная его идея принадлежала Анне Иоанновне. Предполагалось поставить его на Васильевском острове, в том месте, где сейчас находится университет. Отлит он был литейщиком Мартилли по проекту Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Во времена Екатерины Великой памятник находился под навесом на берегу Невы у Исаакиевского моста.

Если внимательно присмотреться к памятнику, то можно увидеть странность – одна из ног лошади человечья. При этом на многочисленных картинах и литографиях ноги у лошади изображены нормальными. Барельефы на постаменте затерты до блеска — считается, что это приносит удачу.

Сырость в Михайловском замке

Отделка парадных покоев была великолепна, однако, по свидетельству современников, в замке было множество переходов, лестниц, проходов, что создавало большие неудобства. Кроме того, ввиду той поспешности, с которой велись работы, в Михайловском замке ощущалась сильная сырость. Так, Пыляев отмечает:

По рассказам современников, следы разрушающей сырости в большой зале, в которой висели картины, не смотря на постоянный огонь в каминах, виднелись в виде полос льда сверху до низу по углам и потолку. Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечей мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различить в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках. Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета. Дворец для всех был крайне неудобен, беспрестанно было нужно проходить по коридорам, в которых дул сквозной ветер.

Павел буквально влюбился в свой замок. Когда императрица Мария Федоровна преподнесла ему в дар сервиз с видами Михайловского замка, он прослезился. Однако император прожил здесь совсем недолго – всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками, в своей спальне в Михайловском замке.

(Из книги: К.Валишевский, Сын Великой Екатерины. Император Павел I. Издание Т-ва А.С.Суворина — «Новое Время»)

План Бель-этажа Михайловского замка, по рис. Бренны

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).

Участок, на котором находится Михайловский (Инженерный) замок, в начале XVIII века был частью Летнего сада - основанной Петром I царской усадьбы. Здесь, рядом с местом соединения Мойки и Фонтанки, в 1740-х годах был построен Летний дворец Елизаветы Петровны .

В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома ". Император не желал жить в Зимнем дворце . Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила ". Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский.

Проектирование нового здания Павел I поручил архитектору Василию Ивановичу Баженову , наставнику императора в архитектуре. Предварительный план будущего строения нарисовал сам Павел.

Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 года в присутствии Павла I. Баженов не мог присутствовать на ней из-за болезни. Для церемонии был изготовлен специальный кусок итальянского мрамора с надписью "В лето 1797-е месяца февраля в 26 день положено основание сему зданию Михайловского замка... " [Цит. по: 1, с. 144] Для участников закладки приготовили кирпичи из полированной яшмы. По эскизу Винченцо Бренны изготовили серебряный молоток, лопатки и позолоченные блюдца с золотыми и серебряными монетами. Закладную известь императору подавал архитектор Егор Соколов, императрице - Винченцо Бренна, великим князьям и княжнам - чиновник интендантской службы Григорий Баженов (однофамилец архитектора).

4 марта 1797 года объявлено новое решение: "Строение Михайловского дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне " [Цит. по: 1, с. 145]. Винченцо Бренна, в отличие от Баженова, согласился строить дворец "в великом поспешании". Он был не архитектором, а только лишь декоратором. Поэтому при управлении строительством в точности следовал проекту Баженова. Весной 1795 года Бренна сломал руку, поэтому чертежи сам делать не мог.

В помощниках Бренны числились Фёдор Свиньин и Карл Росси . С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: "Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства... "

Император вносил в проект собственные предложения и требовал их исполнения. Так внутренний двор здания стал восьмиугольным. Это, вероятно, должно было напоминать всем, что Павел I является гроссмейстером Мальтийского ордена, имеющего как раз восьмиугольную форму. В восточной части замка императором было приказано соорудить широкую парадную лестницу, которая вела лишь в небольшую караульную комнату.

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь были направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги . Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников.

"Особой экспедиции для строения" было приказано завершить вчерне строительные работы к 1797 году. Из-за этого приходилось работать круглосуточно. В тёмное время суток строители, чьё количество было доведено до 6 000 человек, пользовались факелами.

Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств ; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.

На фризе юго-восточного фасада расположена надпись: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо. Тимпан фронтона того же фасада содержит барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", созданный скульптором П. Стаджи.

Ради скорейшего украшения интерьеров Павел I отменил пошлину на ввозимые из-за границы предметы, предназначенные для Михайловского замка. Два плафона Большого Тронного зала были сделаны из единого полотна "Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны", написанного художником Д. Валериани для Большого зала в Екатерининском дворце. Его перенесли в Михайловский замок в 1800 году, разрезали на две части ("Аллегория Победы" и "Аллегория Мира") и вставили в новые подрамники.

В отделке помещений Михайловского замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотти, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления.

C 1798 года облицовывались окружающие Михайловский замок каналы. 30 апреля подряд на облицовку был отдан петрозаводским купцам Ефиму и Филиппу Бекреневым (отцу и сыну). Вокруг дворца берега выкладывались "диким камнем", а вокруг парадных мест - тосненскою цокольною плитой. 2 августа 1799 года Ефим Бекренев обязался выложить камнем канал между замком и Летним садом. Работы предполагалось завершить к октябрю следующего года.

Тогда же перед главным фасадом Михайловского замка создавалась площадь Коннетабля (плац-парад главнокомандующего армией). Площадь предназначалась для так любимых Павлом I военных учений и парадов. Она тоже окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I . За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.

Торжественное освящение нового замка состоялось 8 ноября 1800 года. 1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок.

Стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Резиденция Павла I оказалась самой дорогой постройкой XVIII века .

Первый этаж предназначался наследнику престола Александру Павловичу с супругой, юго-западная часть - великому князю Николаю Павловичу, юго-восточная часть со стороны Фонтанки - обер-шталмейстеру И. И. Кутайсову, северо-западная часть - Павлу I. Со стороны плац-парадного двора находились помещения обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.

Из парадного двора Михайловского замка можно было попасть на четыре лестницы: Парадную, ведущие в церковь, в кордегардную и в жилые покои. В анфиладу дворцовых покоев второго этажа вела Парадная лестница с колоннами из полированного серого сибирского мрамора. Пройдя по ней можно было попасть в проходной аванзал, украшенный историческими картинами живописцев В. К. Шебуева и Г. И. Угрюмова. Далее следовала тронная зала, стены которой были обтянуты зелёным бархатом. За тронным залом находилась галерея Лаокоон, где висели исторические гобелены и стояли мраморные статуи. За галереей гости попадали в гостиную, затем в огромную мраморную залу, где дежурили кавалеры Мальтийского ордена. На втором этаже располагались также покои императрицы. Здесь находилась Рафаэлевская галерея, одну из стен которой покрывали ковры с вытканными копиями лучших картин Рафаэля Санти. Жилые покои императора находились по левую руку от церкви. С другой стороны церкви находились комнаты великого князя Константина Павловича. Они простирались до Воскресенского (Белого) зала, открывающего анфиладу парадных апартаментов.

Помещения третьего этажа занимали великие княжны.

Павел I так спешил с переездом, что не дождался даже просушки стен. Здание оставалось сырым и холодным. Историк Август Коцебу, описавший по поручению императора все помещения Михайловского замка, рассказывал:

"Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней. В комнатах императора и императрицы сырость до некоторой степени была устранена тем, что стены были отделаны деревом; но все остальные терпели жестоко" [Цит. по: 1, с. 155, 156].

Переезд в Михайловский замок позволил Павлу I приблизить к себе свою фаворитку Анну Петровну Лопухину. Она оставила дом своего мужа и поселилась в новом дворце под кабинетом императора. Он сообщался с её комнатами особой лестницей.

Всего через 40 дней после новоселья (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит в своей Парадной спальне.

После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Некоторых стал пугать его призрак, рождались легенды о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.

Работы по обустройству Михайловского замка были приостановлены. Из его помещений постепенно вывозились ценности в старые особняки и дворцы.

Михайловский замок императорским указом был передан Главному инженерному училищу в 1819 году. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название "Инженерный". В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. Для нужд учебного заведения требовалась перепланировка помещений, что начало осуществляться в 1822 году. Руководство училища при этом обращало внимание только на потребности заведения. В больших залах Инженерного замка ставились перегородки, устраивались дополнительные проходы. Золочёная лепка забеливалась, местами уничтожалась или покрывалась толстым слоем штукатурки.

При оформлении музейных залов Нового Эрмитажа в 1840-х годах активно использовался мрамор из интерьеров Инженерного замка. В 1871 году по проекту К. А. Ухтомского в бывшей Парадной спальне была обустроена Малая церковь Инженерного училища. Большая Замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения. В 1891-1895 годах в галерею Лаокоона встроили лестницу.

Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф. М. Достоевский. Инженерное училище в Михайловском замке также закончили герой Севастополя Э. И. Тотлебен, физиолог И. М. Сеченов, физик П. Н. Яблочков, композитор и учёный Ц. А. Кюи, писатель Д. В. Григорович.

С 1917 года Михайловский (Инженерный) замок стал занят различными советскими учреждениями, рядом с которыми продолжало работать инженерное училище.

Во время Великой Отечественной войны в восточную часть Михайловского (Инженерного) замка попала тяжёлая авиабомба. Тогда была полностью разрушена Парадная столовая, значительно пострадала крыша.

Интересные открытия были сделаны реставраторами при восстановительных работах в 1953 году. Именно тогда выяснилось истинное происхождение двух плафонов Большого Тронного зала. Для Михайловского замка с них были сняты копии, а оригиналы были использованы для восстановления Екатерининского дворца.

В 1988 году Музею истории города было предложено рассмотреть возможность использования помещений, которые освобождались после переезда из Михайловского замка института "Ленгипроэнерго". Получить здесь новые площади Музей истории города не успел. В 1991 году Русский музей выкупил треть помещений замка, а спустя четыре года выкупил его полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.

Название "Михайловский" замок получил благодаря находящемуся в нём храму во имя Архистратига Михаила - небесного покровителя дома Романовых.

Возможно это единственный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное здание названо в честь святого. Кроме этого (если верить Википедии), замок является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Павел любил рыцарскую романтику именно поэтому его резиденцией должен был быть именно замок, а не дворец. 16 декабря 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена и с этого времени он все свои дворцы именовал замками.

Павел I опасался дворцового переворота, и поэтому не хотел оставаться в Зимнем Дворце. Есть легенда, что одному часовому, стоявшему ночью на страже в Летнем саду, явилось привидение в виде прекрасного юноши, окружённого сиянием, который приказал ему идти к императору и передать ему волю на этом месте был воздвигнуть храм и дом во имя архистратига Михаила.

Часовой рассказал о видении начальнику, тот доложил выше, так дошло и до императора, который с радостью принял решение о строительстве на этом месте своего замка, которое и сам выбрал уже давно)))

Дворец строили аврально и качественно. Так строят в России только для императоров и олимпиад...

Одновременно со строительством Павел не забывал заниматься и другими государственными делами. В течении своего царствования им было отправлено в отставку 7 фельдмаршалов, 333 генерала (из 500) и 2261 штаб-офицеров и обер-офицеров. И не самодурство Павла, а борьба с нарушением воинской дисциплины, казнокрадством, «растаскиванием» солдат из полков и другими обычными в то время должностными преступлениями начальствующего состава.

Он ввел армейские Уставы, создал первые в мире крупные саперные подразделения, заставил офицеров ходить не на балы, а по плацу. Армия поднимала боеготовность и училась воевать настоящим образом, получая современное вооружение и обмундирование.

Дворян, не служивших в армии и уклоняющихся от службы в выборных должностях, Павел повелел предавать суду. Хочешь быть дворянином - служи! При этом солдат наказывали редко, им увеличили жалование и медицинское обеспечение. И именно все это в комплексе и позволило позже разбить отлично укомплектованную и обученную армию Наполеона, но вернемся к замку.

После встречи с монахами Мальтийского ордена, Павел по сути присоединил Мальту к России, взяв ее под российскую опеку и охрану. Там планировался большой гарнизон и морская база.

Император спешил построить свою резиденцию-крепость, так как понимал что ему предстоит нешуточная борьба с Англией за мировые сферы влияния. Он знал что его окружает много предателей, опасался за свою жизнь и хотел иметь надежный тыл.

Для ускорения строительства, Павел приказал забирать строительные материалы с других объектов. Можно сказать все силы Петербурга и и окрестностей были брошены на этот объект.

Декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры доставили из Царского Села и Академии художеств. Из Таврического дворца был доставлен наборный паркет. В Царском Селе было разобрано несколько павильонов, подобной участи удостоился и дворец в Пелле.

Со стройки Исаакиевской церкви (тогда Исаакиевского собора еще не было) мрамор, в том числе знаменитый своим мрачным пророчеством фриз, который поместили над главными воротами. О пророчестве можно прочитать под ссылкой в начале поста.

По некоторым легендам Павлу предсказали будущее всех Романовых... и строительством такого замка он хотел защитить не только свою семью, но и всех потомков. Построить для них неприступный дом-крепость, которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог. Не получилось...

Замок расположен у начала реки Мойки, вытекающей из реки Фонтанки. Такое расположение позволяло достаточно легко превратить территорию замка в искусственный остров. Внутрь можно было попасть только через тщательно охраняемые мосты.

ТРИ ГОДА! Всего три года работ днем и ночью и замок уже стоял! Это действительно удивляет! Особенно если учесть что Исаакиевский собор строили 40 лет.

Обращенный к Фонтанке восточный фасад имеет полукруглый выступ с куполом и флагшточной башней. На флагштоке поднимали штандарт императора, когда Павел I находился в замке. До середины XIX века года к входу с востока вела веерообразная лестница, украшенная декоративными вазами и статуями Геракла и Флоры, привезенными из Италии. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней.

Общая территория замка вместе с различными вспомогательными постройками достаточно обширна. Она начинается со стороны Невского проспекта, от Итальянской улицы. Здесь стояли тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых был предназначен для членов императорской семьи. От ворот к замку начиналась широкая аллея (сейчас - Кленовая улица), которую с обеих сторон отграничивали здания конюшен и манежа (экзерциргауза - здания для проведения строевых учений во время непогоды).

Далее шли трёхэтажные павильоны кордегардии, и начинались предзамковые укрепления. Непосредственно перед замком располагалась площадь Коннетабля (сейчас - площадь Петра Великого), где стоит памятник Петру I (о его легендах и истории создания ниже под ссылкой).

Площадь Коннетабля, ранее так же была окружена рвом с водой, через который в южной части был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам от которого стояли пушки. Ныне этого рва не существует. Все выглядело как на фото ниже (картинка кликабельна, текст можно прочесть).

В первоначальные проекты Павлом периодически вносились уточнения и улучшения (13 изменений). Он был капризным и властолюбивым монархом. Но замок получился хоть и строим, но изящным.

Трёхчастный мост через Воскресенский канал.

Вид на Инженерный сквер и конную статую Петра I.

Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Согласно документов, число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.

По плану, замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны. К воротам замка через Воскресенский канал перекинут так называемый "трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста.

Средняя часть моста предназначалась для въезда в замок царской семьи и иностранных послов, два крайних - для всех прочих посетителей и гостей.

Михайловский замок был освящён в день святого Архистратига Михаила, 8 (21) ноября 1800 года.

Работы по внутренней отделке и убранству продолжались ещё до марта 1801 года, а Павел I с семьёй переехал в новых дворец 1 февраля 1801 года.

По свидетельствам очевидцев, в 9 часов 45 минут императорская семья начала церемониальное шествие от Зимнего дворца к Михайловскому замку. Путь следования охраняли расставленные заранее гвардейские полки, палили пушки и звучала музыка полковых оркестров.
В Михайловском замке императора и его фамилию уже ожидали высшие военачальники, иностранные послы и министры.

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка XVIII века.

Есть легенда, что цвет стен замка был выбран в тот перчаток фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

В советское время стены замка были кирпично-красного цвета, и считалось что это цвет исторический и таким цвет и был изначально... тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но во время последней реставрации, были найдены остатки первоначальной краски. И этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке. Ныне замок имеет именно такой необычный "веселый", я бы даже сказал "женский" цвет.

Многие послы вспоминали что замок был "сырым". Его не успели подготовить к переселению императорской семьи, но Павел все равно решил в нем жить. Чтобы немного уменьшить сырость, на подоконники клали свежеиспеченный горячий хлеб (считалось он хорошо впитывает влагу). Представляете какой в замке был запах и как все это выглядело))) Но согреть холодные и промерзшие толстые стены замка и убрать сырость, да еще в таких больших помещениях в зимние морозы было сложно. Практически невозможно. Все мерзли, но терпели.


Кюгельген фон Г.(Gerard von Kugelgen) Император Павел I с семьей.

Только в спальне самого Павла (которая была отделана белым деревом) было сухо и тепло. Во всех других залах и больших помещениях стоял туман, а у окон встречалась даже наледь в руку толщиной. Увы, но прогреть его как следует Павел так и не успел... как его убили читайте

С 1918 по 1941 и с 1945 в замке размещается военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище), а во время Великой Отечественной войны (1941—1945гг) здесь находился госпиталь. Во время бомбёжек в восточную часть замка попала тяжёлая авиабомба, которая разрушила Парадную столовую и сильно повредила крышу.

Парадный внутренний двор замка восьмиугольный. Из него можно попасть на четыре лестницы: Парадную, и ведущие в церковь, жилые покои и кардегардную.

Памятник Павлу I. Первому... и последнему...

Памятник скульптора В.Э. Горевого и архитектора В.И. Наливайко. Он появился спустя 203 года после того, как сам Павел установил перед главным фасадом памятник своему прадеду, императору Петру I.

Этот памятник заслуживает лучшего места чем внутренний двор замка.

Cогласно легенды, в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль".

После убийства Павла, его детище - Михайловский замок, был словно проклят и пришел в запустение.

Александр I (для свадебного подарка), переплавил в столовые приборы серебряные врата церкви. Этот подарок получила его сестра Анна Павловна, королева Нидерландов. Не хотел бы я кушать с таких столовых приборов, даже в современное антирелигиозное время.

Говорят Александр корил себя за участие в заговоре против отца и за причастность к его убийству. Судя по поступкам, не похоже.

Николай I приказал архитекторам снять во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1823 году замок заняло Главное инженерное училище от которого пошло его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный».


Занятия юнкеров Николаевского инженерного училища в Георгиевском зале.

В 1830-х годах здесь обучались будущие звезды России - писатели Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, выдающийся русский электротехник, изобретатель дуговой лампы Н. Н. Яблочков, физиолог И. М. Сеченов иьдаже композитор Ц. А. Кюи. Здесь получил образование выдающийся советский фортификатор, погибший в гитлеровском концлагере Герой Советского Союза генерал Д. М. Карбышев.

На протяжении почти двухсот лет в Михайловском замке располагались военно-учебные заведения, затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
В 1991 году Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

К 300-летнему юбилею города Михайловский (Инженерный) замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде. Замок был передан Государственному Русскому музею.

218 лет назад, 26 февраля 1797 года, в Петербурге был заложен Михайловский замок. Этот дворец был мечтой императора Павла I, но по иронии судьбы именно здесь над ним расправились заговорщики. История одного из самых красивых памятников архитектуры XVIII века всегда была окутана мистикой. сайт вспоминает интересные факты и городские легенды, связанные с замком.

Одержимость замком

Великий князь Павел Петрович задумал построить шикарный дворец еще в 1784 году. С этого момента и начался процесс проектирования здания, который продлился почти 12 лет.

Загадочные совпадения прослеживаются в истории здания с самого начала. К примеру, замок мог быть построен не в центре Петербурга, а в Гатчине. Но впоследствии резиденцию императора поставили именно на том месте, где когда-то находился Летний дворец Елизаветы Петровны. Именно там 20 сентября 1754 года и появился на свет Павел. Спустя 47 лет здесь же он встретит свою смерть. Но обо всем по порядку…

Михайловский замок заменил деревянный Летний дворец. Фото: Commons.wikimedia.org / Aleks G

Павел I взошел на престол в начале ноября 1796 года. Одним из первых его указов был документ о необходимости строительства на набережной реки Фонтанки шикарной резиденции. Ради этого император распорядился остановить многие другие стройки, откуда изымались материалы для замка, эскизы к которому, в числе прочих архитекторов, были подготовлены и самим царем.

Из Исаакиевского собора на набережную Фонтанки везли мрамор, из Таврического дворца - наборный паркет, а из Царского Села доставляли декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры. На стройку согнали около шести тысяч человек, которые трудились днем и ночью при свете факелов.

Император доверил реализовывать свою мечту архитектору Василию Баженову и итальянцу Винченцо Бренне. Иностранный специалист доработал проект Баженова, из-за чего впоследствии ошибочно считался единственным автором.

Мнительный Павел I, опасавшийся дворцовых переворотов, желал как можно скорее достроить Михайловский замок, чтобы переехать туда из Зимнего. Замок в его представлении должен был стать неприступной крепостью. Во многом так и было. Роскошное здание расположилось на острове: его омывали Мойка, Фонтанка и два канала. Через них были перекинуты мосты, которые на ночь поднимались.

1 февраля 1801 года император вместе с Марией Федоровной и детьми торжественно переехал во дворец.

Павел I и Мария Федоровна с сыновьями Константином и Александром. Фото: Public Domain

Сияющий юноша

Согласно легенде, название резиденции царь дал из-за видения. Военному, стоявшему в карауле у Летнего дворца, явился юноша, окруженный сиянием. Он сказал солдату: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Впрочем, историки не исключают, что при помощи мистики Павел I, известный своими странностями, пытался оправдать необходимость скорейшего возведения здания.

В данный момент фасад Михайловского дворца реставрируют. Фото: www.russianlook.com

Слово «замок» в названии также принадлежит причуде царя. Он, принявший титул Великого магистра Мальтийского ордена, все свои дворцы именовал «замками».

Этот случай стал единственным в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение стало называться в честь святого.

40 дней в замке

Павлу I было суждено недолго наслаждаться масштабным и дорогостоящим воплощением своей мечты. В Михайловском замке царь прожил только 40 дней.

Император хотел принимать в своей резиденции собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей - ради этого в соответствующем стиле были отделаны несколько парадных апартаментов. Единственным парадным приемом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля 1801 года в Мальтийском тронном зале.

Также за месяц с небольшим в Михайловском замке прошел маскарад, а последним мероприятием стал концерт в Общем Столовом зале, где выступила мадам Шевалье, которая, согласно распространявшимся в тот период слухам, была любовницей Павла I и шпионила на Бонапарта.

Тронный зал Михайловского замка. Фото: Commons.wikimedia.org / Михайловский замок

47 букв

В ночь на 11 марта 1801 года император Павел I был убит заговорщиками, которые сумели проникнуть в крепость, на тот момент окруженную рвами и мостами. От императора в Михайловском замке требовали отречься от престола, но Павел I отказался. Тогда в ход пошла грубая сила: царю проломили голову и задушили шарфом. Впоследствии официальная версия гласила, что император скончался от «апоплексического удара». Информация о заговоре дошла до наших дней благодаря немногочисленным воспоминаниям участников тех событий.

Незадолго до убийства, если верить легенде, в Петербурге появилась юродивая, которая предрекла, что жить царю столько лет, сколько было букв в библейском афоризме, нанесенном над Воскресенскими воротами Михайловского замка: «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней», то есть - 47.

Также в некоторых источниках упоминается, что в день убийства сын Павла I Михаил играл в резиденции, а когда его спросили, что он делает, он ответил, что хоронит своего отца.

После убийства семья оставила Михайловский замок, вернувшись в Зимний дворец.

Призрак царя

Только в 1819 году опустевшее здание отдали Главному инженерному училищу, из-за чего замок стали называть Инженерным. Засыпали каналы, убрали мосты, а позднее провели и перепланировку. В ходе Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, а до 1991 года сюда заселялись сразу несколько учреждений. После перестройки Михайловский дворец отдали Русскому музею, которому он принадлежит до сих пор.

Впрочем, согласно преданиям, призрак Павла I так и не смог покинуть место своей смерти, как и перед своей гибелью не смог отречься от престола. Впервые силуэт царя увидели в 1840-х годах. Его заметили солдаты из взвода военного гарнизона, перевозившие имущество. Позднее новые обитатели здания, а также случайные прохожие замечали фигуру, напоминавшую императора.

В окнах Михайловского замка петербуржцам до сих пор мерещится призрак. Фото: www.russianlook.com

Однако не исключается, что образ призрака Павла I создали старшие кадеты Инженерного училища, чтобы запугивать новобранцев. Русский писатель Николай Лесков написал об этом в своей книге «Привидение в Инженерном замке» о дедовщине в училище. В ней призрак был демистифицирован.

В 1980-х годах в замке было проведено неофициальное исследование сотрудниками Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе РАН. Они изучали предполагаемую аномальную активность, но свои выводы, если они и были, широкой огласке не предали.

Как бы то ни было, некоторые из петербуржцев, прогуливающихся мимо Михайловского замка, до сих пор утверждают, что иногда замечают силуэт Павла I в окне.