Даже сейчас, погружаясь с маской и трубкой, разглядывая подводное царство Черного моря сквозь колючие водоросли, из-под которых выглядывают крабы и прочие морские обитатели, хочется найти клад.

Во все времена через бушующее море на земли Тавриды шли корабли. Черное море не всегда спокойно, здесь бушуют постоянные шторма и корабли бесследно уходят в морскую пучину. У берегов Крыма достаточно затонувших кораблей, и вместе с их останками живут мифы о затонувшем золоте.

Сказка о «Черном принце»

Я не буду рассказывать о нем много. Подробности и целый экскурс по этой легенде я уже давала в специальной статье . Если вкратце, то во времена Крымской войны и первой обороны Севастополя, в Балаклавской бухте затонул британский фрегат. По по некоторым данным, он ушел на дно вместе с 200 000 фунтами стерлингов золотом. Реальность же оказалась не столь обнадеживающей: в 2010 году в бухте после обнаружения «типового корабля», археологи отыскали десятки вещей - вероятнее всего, c «Черного принца»: пушечные ядра, медицинскую утварь (корабль перевозил полевой лазарет), деталь от парового двигателя британского производства. Не нашли только легендарные бочонки с золотом...

Севастополь, Балаклавская бухта

Однако старожилы Балаклавы говорят, что огромное количество золотых монет нашли простые дайверы, которых больше здесь никогда и никто не видел. Судите сами, может, не там ищем?

Византийский купец

В 2006 году вблизи поселка Форос украинские археологи организовали масштабную экспедицию по исследованию Черного моря. В итоге ученые наткнулись на интересную вещь. На глубине 124 метра исследователи засекли через объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, торчащую из ила мачту. Ученые поначалу не поверили своим глазам, ведь никаких исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось.

Во время экспедиции удалось поднять на поверхность часть деревянной доски. Анализ в лабораторных условиях позволил определить предварительную датировку – 1120-1190 гг. С уверенностью 80% можно утверждать, что это византийский корабль.

Судно было обнаружено при помощи телеуправляемого подводного робота "Софокл-1".

Еще большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже весла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует особая концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниет, но даже бумага и папирус сохраняют свой изначальный вид.

В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае, стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

Останки византийского судна.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья были обнаружены останки 494 затонувших кораблей, в том числе 40 древнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными!

Ответ на вопрос поднятия судна будет решаться этим летом. Ученые сегодня в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи, можно только предполагать.

Награбленное немцами

В апреле 2017 года подводно-исследовательской группой у берегов Евпатории на глубине 90 метров был найден пароход Boy Feddersen.

Поисками корабля дайверы занимались почти 25 лет. По предварительной информации, на борту найденного судна находятся золотые слитки и антиквариат, который нацисты собирались вывезти из Крыма.

Гидроакустическое сканирование дна поможет исследователям получить больше информации о находке. После этого водолазы спустятся на борт затонувшего корабля и смогут своими глазами увидеть таинственные трюмы с сокровищами.

Уже сейчас известно, что на борт Boy Feddersen были свезены самые ценные экспонаты из всех музеев полуострова Крым. А стоимость их измеряется в сотнях миллионов долларов.

У корабля Boy Feddersen интересная биография.

Изначально это судно было построено в 1914 году в Германии под названием Anhalt. В 1919 году оно была передано англичанам по мирному Версальскому договору, по которому все вооружение Германии должно было быть передано союзникам Антанты. После того, как англичане продали корабль испанцам, те переименовывали его в Aya-Mendi. Потом немцы выкупили его обратно. В итоге пароход приобрел СССР, дав ему название "Харьков". Позже, после наступления немцев на Севастополь, он был поврежден. Немцы его восстановили и назвали Boy Feeddersen. В свой последний рейс он вышел в акваторию Черного моря в 1943 году, когда немцы спешно отступали и пытались забрать с собой все ценности, которые «приватизировали» за время оккупации полуострова.

Корабль был атакован советской авиацией и быстро пошел ко дну. Долгих 74 года прошло с тех пор, как удача улыбнулась дайверам. Будем следить за новостями! Надеюсь, после детального исследования парохода, мы будем приятно удивлены.

Пароход «Ленин»

Самая масштабная катастрофа XX века на Черном море: в 1941 году этот пароход затонул у мыса Сарыч. Погибли около 5 тысяч человек.

Мыс Сарыч

Построен был пароход для России в нынешнем Гданьске, в прошлом - на немецкой верфи, в 1909 году. Назвали его «Симбирск» и отправили на Владивосток для осуществления перевозок в Японию и Китай. В 1923 году пароход был переименован в «Ленин» и направлен в Крым. Там он курсировал между Одессой и Новороссийском, осуществляя пассажирский перевозки.

В свой последний рейс «Ленин» отправился из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года. На борту были эвакуированные жители и запасы сахара.

22 июля на капитанский мостик поступило сообщение о возвращении в порт Одессы. Там в трюмы погрузили 350 тонн цветного метала в слитках. Испуганные жители осажденной Одессы просились на пароход. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход "Ленин" одних только пассажиров принял на борт, по оценкам, около четырех тысяч человек.

Пароход «Симбирск»

24 июля забитый пассажирами до отказа пароход вышел из порта в направлении Мариуполя. В то время вся акватория возле Крымского полуострова была заминирована Черноморским флотом. Так что пароход "Ленин" сопровождали пароход "Ворошилов" и теплоход "Грузия". Выйдя из Казачей бухты в Севастополе, они отправились дальше.

В полночь, уже у мыса Сарыч, на пароходе "Ленин" в носовом отсеке произошел взрыв. Пароход стал оседать носом вниз, и в итоге ушел в пучину моря за 7 минут. Точное количество спасенных и погибших до сих пор не известно.

Официальной причиной трагедии был признан подрыв на мине оборонного минного заграждения, произошедший из за ошибок в расчетах во время управления судном. Лоцманы своей вины не признали. Тем не менее, лейтенант Свистун был разжалован и расстрелян, а старший лейтенант получил восемь лет с отбыванием наказания после войны.

Но есть еще одна предполагаемая причина: в то время на Черном море курсировала румынская вражеская подводная лодка.

Точно выяснится причина гибели судна только тогда, когда его поднимут или тщательно исследуют.

В 2009 году по инициативе Севастопольского гидрологического центра была организована экспедиция к месту крушения. С помощью подводного аппарата на глубине 97 метром был найден пароход.

Корма затонувшего парохода «Ленин», капитанский мостик.

Насчет подъема пока ничего не известно, будем ждать новостей.

На дне Черного моря, еще столько неизученных мест! За огромную историю существования Крыма, постоянных войн, проходивших здесь, и глобальных переселений народов. Столько неизведанного скрывается под тоннами воды, что трудно представить, сколько людей и техники погибло на этом, бушующем море. И наверняка на дне есть еще сокровища, которые дожидаются своих первооткрывателей!

Стаття о сокровищах наших морей:

С 7 по 23 августа ученые из Института археологии НАН Украины исследовали дно Черного моря. Руководил экспедицией директор Департамента подводного наследия Сергей Воронов. Недавно он буквально на пару дней вернулся в Киев и рассказал о двух сенсационных открытиях и о неромантичных буднях своей романтической профессии.

Часть шасси немецкого военно-транспортного самолета «Юнкерс-52» на дне Черного моря близ Одессы. Это единственная подобная модель, которая уцелела после Второй мировой войны. Ни в одном музее такого нет


Сергей реализовал мечту миллионов мальчишек о поиске подводных кладов. Правда, на любимую работу есть только полгода – остальные полгода он ищет спонсоров. Зато ехать далеко не надо – сокровищ полно в Черном море. Хваленое Карибское и рядом не стояло, уверяет специалист. По словам Сергея, подводная археология, несмотря на международный кризис, на взлете. Но без спонсоров ничего бы не было. – Полевые подводные исследования вообще не финансируются бюджетом, – говорит Сергей. – Так что ищу спонсоров. И они сами предлагают помощь: «Читал в интернете – это круто! А вам деньги не нужны?». Потом приезжают на корабль и во-о-о-т такими глазами смотрят на все. Это нормальные люди. И 90% – украинцы. Мы стараемся не связываться с импортными деньгами. С ними труднее работать. – А сувениры со дна спонсорам дарите? – С благодарностью от государства нет проблем – знаки, именные часы, «подяки». Но со дна – нет! Если инвестор говорит: «Вот из этих 200 амфор нельзя ли мне одну?» – я поясняю сразу: «И не мечтайте. Вы первый в руках ее подержите, сфотографируетесь – вот вам и все культурное наследие».

Что за сокровища в ларчике лежат?

Этим летом экспедиции удалось обнаружить сенсационные находки – хорошо сохранившиеся корабли разных эпох. Один – 11–13 вв., второй – 18–19 вв. Первое, более древнее судно археологи назвали «форосским» – оно затонуло недалеко от Фороса. Второе – «гриновским», мол, в своих романах Александр Грин описывал парусники именно такими.

– Самое древнее судно мы нашли в 20 км от Фороса на глубине примерно 140 м, – прямо напротив Горбачевской дачи. Сначала мы думали, что это византийский корабль 9–10 вв., но по керамике определили, что все-таки 11–13 вв. Возможно, корабль принадлежал одной из итальянских республик – Венеции, Генуе или Пизе (именно в эти годы они колонизировали Южный берег Крыма). Судно – скорее всего, галера – гигантское по тем временам: 50 метров в длину. Уникален корабль и тем, что на 70% сохранился. Палубные доски, обшивка, мачты, реи, весла...

Археологи обнаружили на нем три десятка амфор, но это явно не «главный приз». Что еще найдут в заиленном трюме корабля, кроме «банальной» керамики, пока неизвестно. Но учитывая, что в те времена спасательные средства не практиковались, вероятно, люди бросались вплавь и много чего оставили на борту – жизнь дороже. Оставили и «предмет, похожий на кованый сундук». Размер интригующей находки – полметра на полметра. Стоит просто посреди палубы. Именно ларец будут поднимать первым. На участие в таинстве уже выстроилась очередь из профессиональных аквалангистов.

– И что в нем может быть?

– Непредсказуемо. Поскольку корабль с неопределенными функциями, то все что хотите. От золотых монет и драгоценностей до какой-нибудь переписки. Пергаменты, кстати, могут сохраниться благодаря слою сероводорода.

В подъеме будут участвовать шесть сильнейших аквалагнистов. У них будет всего лишь 10 минут и три попытки. Чтобы ларец не рассыпался, на него надвинут специальный контейнер, а потом будут медленно поднимать.

Тонны мрамора для ялтинского дворца

Второй корабль – «гриновский» – в длину 30–40 м, лежит на глубине 139 м. Под завязку загружен мраморными плитами. Вероятно, они и стали причиной кораблекрушения.

– Мрамором загружены оба трюма, часть плит лежала на палубе. Это был явный перегруз, – предполагает Сергей Воронов. – Возможно, капитан решил больше заработать. Но попал в шторм, груз сместился, завалился центр тяжести – и корабль утонул.

Мрамор, как думают археологи, предназначался для строительства одного из дворцов Ялты. Тайна, возможно, откроется 5 октября, когда поднимут один из блоков. Далее нужно будет просто сравнить строительный материал.

Пассажиры вертолета застыли в креслах, как манекены

Самой интересной своей находкой Сергей Воронов считает библиотеку с эсминца «Лейтенант Зацаренный», который затонул в годы Первой мировой возле острова Змеиный. Записки, личные письма, книги с секретными приказами, лоции, карты минных полей сто лет пролежали на дне Черного моря. И все читабельно! Библиотека преподнесла и любопытную загадку.

Все «кирпичики» книг были без обложек и переплетов. Археологи не могли понять, почему «начинка» сохранилась, а «оболочка» – нет. Разгадка была в... бычках. Оказалось, что рыбкам пришелся по вкусу столярный клей, которым обрабатывали книги.

Были и страшные находки. Например, эсминец «Дзержинский», затонувший в 1942 году.

– Да, людей там нет, но есть ошметки одежды, куски тельняшки. Пулеметы сведены и нацелены в небо. Жизнь приостановилась. И чем глубже лежит корабль, тем печальнее это выглядит.

Но самая шокирующая находка команды Сергея – не корабль, а палубный вертолет Черноморского флота Ка-25. Это братская могила на глубине 1060 м, законсервированная в сероводородном слое.

– Мы случайно наткнулись на него в 2006 году во время совместной украинско-американской экспедиции. Судя по налету ила, ему лет 25–30. Когда американский робот заглянул внутрь, мы увидели на мониторах, что в креслах, будто манекены, сидят пристегнутые пассажиры. Около двух десятков. Одна из многих засекреченных в советское время аварий... Мы сообщили координаты российскому консульству, нас поблагодарили, но какова дальнейшая судьба вертолета – неизвестно.

«А «Титаник»-то уже разграбили»

Выдающийся морской археолог Роберт Баллард нашел «Титаник», прославившись на весь мир. У Сергея Воронова, который, кстати, дружит со знаменитым американцем, тоже есть корабль-мечта – санитарное судно «Армения». Он ищет его три года.

– Это одна из самых трагических катастроф в истории. После налета немецкого летчика погибло 7 тыс. эвакуированных из Севастополя, раненых из 23 госпиталей, медперсонал. Выжили всего 8 человек. Их родственников найти не удалось. Но осталось уже мало мест в Черном море, где мы не искали «Армению». Предел глубины был до 700 метров, теперь попробуем до 1200 метров.

– Мы сейчас настолько загружены работой, что мечтать о Карибском некогда. Хотя французы пригласили поискать каравеллы. Может, зимой поедем. Роберт Баллард предлагает совместные экспедиции в Средиземном, Эгейском морях.

– А на «Титаник» Баллард вас приглашал?

– Он сам на «Титаник» ходит редко. Его очень удручило увиденное в позапрошлом году – все растаскивается. Глубина около 4 тыс. м не проблема, туда погружаются обитаемые аппараты – российские, французские, американские. Это туристический бизнес. Каждое погружение кончается взятием сувениров.

Дошли до того, что уже ванну капитана Смита подготовили на сувенир. Баллард так и не смог добиться присвоения «Титанику» статуса международного морского мемориала. Сейчас идет спор между Канадой, Англией и США, поскольку «Титаник» лежит в нейтральных водах.

– Неужели вы не мечтаете там побывать?

– Я больше мечтаю в Черном море найти что-нибудь этакое. Мы еще не работали серьезно на глубине 2 км – котловина Черного моря. Баллард и я уверены, что там можно найти античные корабли в идеальной сохранности. Внутри могут быть папирусы, драгоценности. Но, безусловно, если Роберт пригласит на «Титаник», то почему бы и нет.

Самые ценные подводные объекты

1. «Форосский» корабль. Приблизительно 11-13 века. Предположительно класс корабля – итальянская галера. На 70% сохранен. Лежит на глубине 130 м.

2. «Гриновский» корабль. Парусник 18-19 века. Генеральный груз в трюмах – мрамор, предназначавшийся для строительства дворца. Лежит на глубине 139 м.

3. Теплоход «Ленин». Братская могила. Официальное количество погибших – 900 человек. Затонул в 1941 году всего за 10 минут. Возможная причина крушения – подрыв на плавучей мине. Лежит на глубине 97 м.

4. Немецкий транспортный корабль «Санта Фэ». Затонул в результате подрыва на мине в 1943 году. Вез более 3 тыс. тонн вооружения. 3 пушки похитили «черные» дайверы. Лежит на глубине 21 м.

5. Немецкий транспортный корабль «Волго-Дон» («Wolgo-Don»). Затонул в 1943 году. 80% сохранности. В трюме среди прочего кассеты с авиабомбами, автомобиль и мотоцикл. Лежит на глубине 25-30 м.

6. Болгарский транспорт «Варна». Затонул в 1943 году в результате торпедной атаки с советской подлодки. Вез боеприпасы. На 50% сохранен. Лежит на глубине 50 метров.

7. «Цесаревич Алексей». Транспортный корабль российского императорского флота. Затонул в 1916 г. от подрыва на мине. Генеральным грузом было 1120 тонн сахара для Кавказской Армии. Лежит на глубине 47 м.

8. Российский транспорт «Ростов». Атакован немецкой подлодкой в 1918 году. Сохранились два паровых котла. Лежит на глубине 19 м.

9. Грузовой теплоход ЧФ «Жан Жорес». На 70% сохранен. В трюмах масса вещей, остались даже бутылки из-под шампанского – праздновали Новый 1942 год. Затоплен 16 января 1942 г. после атаки немцев. Лежит на глубине 15 м.

10. «Святой Александр». Один из самых крупных линейных кораблей ЧФ Российской империи. Затонул в 1786 году, налетев на подводные камни. Лежит на глубине 6 м.

11. «Агнес Блейки». Английский двухмачтовый бар. Возможно, назван в честь реального человека – Agnes Blaiki, жены мэра г. Абердина Томаса Блейки. Корабль богат на находки и стал объектом грабежа для «черных» дайверов. Лежит на глубине 86 м.

12. Эсминец «Дзержинский». В 1942 году подорвался на мине. Погибло 158 членов экипажа и 110 военных. Лежит на глубине 120 м.

13. Минный тральщик «Дооб». Затонул в 1942 г., подорвавшись на мине. Лежит на глубине 26 м.

14. Транспорт «Игнатий Прохоров». Затонул в 1922 году. На 70% сохранен. Обнаружена табличка с годом строительства (1886 г. в Англии), судовой журнал. Лежит на глубине 90 м.

15. Броненосец «Екатерина Вторая». Толщина брони доходила до 4 м. Затоплен в 1908 г. На 80% сохранен. Лежит на глубине 139 м.

16. Минный заградитель «Прут». Экипаж корабля присоединился к восстанию на броненосце «Потемкин» в 1905 г. В 1914 году, пересекшись с немецко-турецким крейсером, капитан принял решение затопить корабль. Лежит на глубине 110 м.

17. Немецкий транспорт «Тотила» (Totila). Название – в честь восточно-готского короля. Затонул в 1944 г. после бомбардировки советскими самолетами. Официально погибли 500 солдат Вермахта. Лежит на глубине 97 м.

Все они, кроме «гриновского» (по нему еще предстоит оформить документацию), будут защищены постановлением Кабмина о присвоении статуса охранных историко-археологических территорий.

А вы знаете, что...

Черное море «пиратистее» Карибского

Черное море – Клондайк для археологов всего мира. Здесь идеальные условия – сероводород и древнейшая история. Сергей Воронов говорит, что в 2006 году они обнаружили окаменелости носорога и дикого коня, которым от 7 до 25 млн лет. Роберт Баллард ищет в Черном море следы Великого потопа, произошедшего по легенде 7 тыс. лет назад.

Он уверен, что на глубине 200 метров, когда море было пресным озером, должны остаться следы портовых сооружений и даже древних городов. На побережье было много городов итальянских республик, воевавших друг с другом. Очень активным было пиратство – в этом плане Карибское море просто отдыхает по сравнению с нашим. Византия и Рим посылали флотилии и эскадры, чтобы на какое-то время прекратить бардак.

Особенно буйствовали тавры, которых в современном мире можно сравнить с сомалийскими пиратами. Ночью на легких парусно-весельных судах они облепляли корабль-жертву со всех сторон и проводили мгновенный абордаж. А если византийцы прижимали их к берегу, то экипаж просто поднимал лодку на руки и убегал.

Азовское море археологи считают бесперспективным. Во-первых, шторм разбивает любой объект на глубине 20 м. Глубина Азовского моря – 14 м. Во-вторых, в 19-м–начале 20 века, судя по метеосводкам, море промерзало до дна. А лед рвет как бумагу даже броню.

...сероводород – природный консервант

То, что затонувшие объекты так хорошо сохраняются в Черном море – «заслуга» сероводорода, слой которого сейчас на глубине 207 метров. Но в разные периоды он был ниже или выше 100 метров. Так что корабли проходили этап консервации. Но на поверхности добытое со дна моря дерево сразу превращается в труху, поэтому в Украине создается лаборатория по консервации.

Большую помощь оказывает археолог Роберт Баллард. Все, что достается со дна, хранится в фондах Института археологии. Специалисты обрабатывают артефакты – и передают в музеи Украины. Работают морские археологи и над созданием своего национального морского музея.

...целый корабль пока поднять нельзя

Корабли специалисты собираются поднимать по частям. В Украине пока нет техники и денег, чтобы вытащить на поверхность целое судно. На богатом Западе такие подъемы практикуются. Например, в Стокгольме есть музей одного корабля «Васа». Но, по словам Сергея, на это мероприятие было потрачено 20% бюджета города. Для нас это фантастика.

...на «черных» дайверов будут охотиться пограничники

Находки морских археологов привлекают и «черных» дайверов. Любители прихватить что-то «на память» и профессиональные расхитители гробниц не дают покоя. В основном берут небольшие вещицы: на сувениры или на заказ толстосумам. Заказчики – 99% российские.

Недавно государство пообещало помочь в борьбе с кладоискателями. Кабмин вскоре должен принять постановление о присвоении 16-ти самым ценным объектам статуса охранных историко-археологических территорий. После этого их на законных основаниях будут охранять пограничники.

...робот-археолог – гордость Украины

Еще один предмет гордости наших археологов – робот «Софокл». Он, конечно, выглядит неопытным юнцом рядом с такими «дядями», как высокотехнологичный американский «Геркулес», способный погружаться на несколько километров, зато он сделан в Украине – в судостроительном университете в Николаеве. Обошелся «Софокл» в $20 тыс. Сейчас робот улучшают для подводных работ 5 октября – добавляют манипуляторы, увеличивают мощность осветителей.

Археолог Сергей Воронов: «В октябре мы будет доставать во-о-от такой сундук»

Аэродромный джип в трюме затонувшего немецкого транспортника Wolgo-don

Чёрное море – кладезь тайн и загадок. На его дне покоятся десятки затонувших кораблей, которые, и по сей день, хранят от глаз обывателей тонны золота.

Почему так сложилось?

Несмотря на свою незначительную глубину – Чёрное море довольно таки опасное во времена шторма. Некоторые его участки просто непроходимы для кораблей. Высокими волнами судна кидает на отмель, на подводные валуны, в результате чего – они погибают.

В средние века на побережье Чёрного моря были построены десятки портов, которые ежедневно принимали сотни суден с различным провиантом. Безусловно, в результате бушующей стихии многие корабли не могли добраться до пункта назначения, и находили свою обитель на дне морском.

Сегодня водолазы изучают подводную часть моря и остаются шокированными тем количеством суден, которые покоятся в его пучине. Многие из кораблей так и не были опознаны, подводные исследователи так и не смогли с точностью узнать, что на них перевозилось. Но это не применительно к «Чёрному принцу», его учёные таки смогли отыскать. Это судно Британского флота затонуло в 1854 году, в его трюмах перевозились тонны драгоценностей. Золотые монеты, слитки, изделия из золота и драгоценных металлов – вот что хранилось на борту этого судна. Конечно же, в бортовом журнале были указаны другие данные, здесь указывалось, что никаких ценностей «Чёрный принц» не переправлял. Сделано это было потому, что все данные о кораблях с драгоценными грузами передавались пиратам и те беспощадно грабили и уничтожали такие судна.

Но чем знаменателен именно «Чёрный принц»? Он затонул в прибрежных водах Балаклавы. Это город, закрытый от обывателей. С двадцатых годов прошлого века на поиски клада «Чёрного принца» отправлялись сотни кладоискателей. Но самое главное – во времена Советского союза целая научная экспедиция пыталась разгадать тайну затонувшего корабля-призрака с несметными богатствами на борту.

Поиски кладов – это специфическая работа, увлечение, которое присуще многим гражданам, как России, так и других стран мира. Сама система поиска кладов довольно проста – нужно знать, что и где искать. Для начала, стоит определиться с объектом поиска. Так, затонувшие корабли с драгоценными грузами – лакомый кусочек.

Во многих морских акваториях искатели кладов могут заниматься дайвингом и незаметно подымать со дна одна за другой драгоценности. При этом, ценность могут составлять даже предметы старинного обихода. Те же вазы, чаши, прочие предметы обихода. Но золото и драгоценности - это наивысшая цель дайверов.

Что касается «Чёрного принца» – то были найдены исторические записи, указывающие на то, что на его борту находилось шесть миллионов рублей золотом. Это колоссальная сумма, которую просто не могли обойти стороной кладоискатели.

Что самое примечательное?

Поиском «Чёрного принца» заинтересовалось правительство СССР. В пятидесятые годы прошлого столетия России нужны были свежие финансовые вливания, страна была разграблена и уничтожена войной, поэтому правительство хваталось за любую возможность пополнить казну. Но поиски затонувших реликвий – это довольно сложное дело. Всё потому, что в пучине морской корабли теряют свои опознавательные знаки и становятся все одинаковые. Так случилось и с «Чёрным принцем». Его искали четыре года. Советское правительство разуверилось в том, что научная экспедиция добьётся положительного результата.

Оно всё больше и больше понимало, что море беспощадно к суднам и что во время шторма «Чёрный принц» мог быть полностью разрушен и искать его обломки – равносильно поиску иголки в стоге сена. Но поиски не прекращались ни на день.

Стоит отметить, что сам процесс изучения морского дна Чёрного моря позволил открыть много нового в подводном мире Чёрного моря, заставил СССР вкладывать колоссальные деньги в строительство первого батискафа. С его помощью и производились поиски затонувшего богатства.

Все поисковые и разведывательные работы по сей день остаются засекреченными, известно только то, что они проходили в несколько этапов, и каждый из них увенчивался открытием нового подводного корабля. Даже когда «Чёрный принц» был найден – это хранилось в строжайшем секрете, потому как миллионы рублей золотом таки были найдены. Сегодня всё большее число историков настаивают на том что ситуация с «Чёрным принцем» – показательная. На самом деле большое количество поисковых операций проводились под грифом «совершенно секретно».

Учёные, близкие к поисковой операции «Чёрного принца» указывают, что на самом деле первая пятилетка, которая была внедрена на территории СССР, была реализована именно за счёт золота, поднятого с затонувшего судна. Богатства были вложены в строительство новых промышленных объектов, которые и по сей день радуют глаз обывателей, которые приумножают благосостояние уже отделившихся стран.

Что знаменательно, поисками «Чёрного принца» параллельно с советскими учёными занимались и японские искатели кладов. Они были специально направлены на ложный след советским правительством. Зачастую вокруг таких знаменательных и богатых золотом объектов, как «Чёрный принц», точится настоящая война. Желающих ухватить хороший куш – достаточно много. Но в этой истории золото досталось правительству СССР.

Так что же, в истории «Чёрного принца» можно ставить точку? Учёные пока не рекомендуют с этим спешить, так как официального заявления о найденном золоте от правительства СССР не поступало. Но изученные материалы поисковой экспедиции дают уверенность в том, что корабль был найден, и с его борта несколько месяцев поднимали на поверхность секретный груз.

Было ли это золото? Пока есть только догадки, подтверждение которым могут дать официальные источники, но они молчат. Как молчат и воды Чёрного моря, в пучине которых до сих пор хранится ни одна сотня тайн, не поднятых со дна Чёрного моря кораблей. Как сложиться их судьба, быть может, в скором времени каждый из них сможет поведать современникам историю своей эпохи, или обогатить своих наследников несметным богатством.

No related links found



Черное море полное загадок и тайн манит исследователей и кладоискателей и по сей день. Даже обладая современной техникой и знаниями очень сложно сделать открытие или найти что-либо имеющее историческую или материальную ценность. Найти пиратский клад – едва ли не самая желанная мечта детства у большинства из нас. Иногда, прогуливаясь по берегу или ныряя с маской под воду мы словно дети ищем глазами нечто таинственное…

Черное море… сколько загадок и тайн скрыто в нем?

С древних времен по Черному морю ходили торговые и военные суда, античные галеры, гребные и парусные суда. Сколько кораблей не достигли своей цели и скрылись под толщей воды? Не зря античные греки называли Черное море – Негостеприимным. Шторма были частой причиной гибели кораблей с незапамятных времен. Не меньше кораблей затонуло в морских боях. Сколько их было это тайна, которая так и останется тайной навсегда.

Одно из событий произошедшее во времена Крымской войны 1853-1856 годов не дает покое уже нескольким поколениям исследователей и кладоискателей. Это история о сокровищах «Черного Принца», которая остается не разгаданной до настоящего времени.

Неожиданный и мощный шторм обрушился на военные и торговые суда, ломая мачты как спички и разбивая корабли о скалы Балаклавы в Черном море. Случилось это 27 ноября 1854 года. Морская стихия застала множество кораблей Английского флота, находившихся на Внешнем рейде Балаклавской бухты. Именно здесь находилась база английской армии и здесь, для пополнения запасов, выгружались корабли. Закрытая и глубокая бухта была отлично защищенным от непогоды и вражеских атак местом. Английское правительство зафрахтовало более двухсот судов для подержания своей армии в период осады Севастополя, которые постоянно переправляли необходимые запасы оружия и провианта.

Среди прочих кораблей был и «Принц» - английский, совершенно новый, трехмачтовый винтовой пароход с водоизмещением 3 тонны, со стальным корпусом, который был загружен особо важным грузом: серебряными монетами и 500 тысячами фунтов стерлингов золотом, а по некоторым данным эта цифра доходит до 6 миллионов, упакованных в бочки. Это было первое плавание «Принца», окончившееся в водах Черного моря. Приплыв из Англии в Константинополь, а затем к берегам Крыма корабль встал на внешний рейд Балаклавской бухты.

Потери Английского флота в этом знаменитом шторме были катастрофическими! Жестокая морская стихия разметала корабли, стоявшие на Внешнем рейде. «Черный Принц» разбился о скалы и затонул в мгновение. Спастись удалось лишь 6 морякам…

И с тех пор сокровища «Черного Принца» стали желанным лакомым куском кладоискателей.

Более 15 экспедиций из разных стран занимались поисками затонувшего корабля. Исследователи из Норвегии, США, Японии, России и некоторых других государств, провели огромную исследовательскую работу. Были сделаны детальные съемки грунта, дно обследовали металлоискателями, на подводном аппарате, предназначенном для глубоководного погружения, созданном инженером Даниленко, подводники погружались на глубину 123 метра, совершив на тот момент рекорд погружения, но все безрезультатно. Единственная страна, не участвующая в поисках «Черного Принца» – это Англия… Возможно, британские архивы хранят тайну о сокровищах?

Но пока эти странички истории закрыты, мы можем лишь предполагать о том, какие еще секреты хранит Черное море?

18 августа, президент России Владимир Путин совершил погружение на дно Черного моря в районе Балаклавы и осмотрел затонувшую византийскую галеру. Спускаемый аппарат, на борту которого находился Путин, погрузился на глубину 83 метра. По окончанию подводного путешествия он прибыл на Графскую пристань в Севастополе.

Я осмотрел один из редких объектов - специалисты относят его к Х - ХI вв. Это галеон, перевозивший гражданские грузы и затонувший напротив Балаклавской бухты. Думаю, эта находка подтолкнет к тому, чтобы еще больше обратить внимание на нашу историю, ее изучение, искать что-то новое для того, чтобы использовать это в будущем, - сказал Владимир Путин.

Глава государства также подчеркнул значимость находки, которую совершило Русское географическое общество, и поделился впечатлениями от увиденного.

«Трудно рассмотреть всё судно целиком. Даже те части, которые находятся на поверхности дна, покрыты 40-сантиметровым слоем ила. Предположительно, это судно длиной 27-30 м, шириной от 13 до 15 м. Вокруг объекта очень много амфор», - рассказал президент специально приглашенным на встречу журналистам.

Владимир Путин прошел через Графскую пристань на главную площадь города и поприветствовал собравшихся на площади Нахимова севастопольцев.

Напомним, что византийская галера была найдена на дне Черного моря вблизи Балаклавы дайверами клуба «Ростов дайв» весной этого года. Техническое содействие по изучению подводных артефактов и возможности поднятия их на поверхность оказало Русское географическое общество. По оценкам археологов, находка является крупнейшим подарком для науки как минимум за последнее столетие.




Серия сообщений " ":

Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 5 -
Часть 6 -
Часть 7 - Путин погрузился на дно Черного моря вблизи Балаклавы и осмотрел византийскую галеру
Часть 8 -