Руководство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» получило благодарность за активное содействие в области военно-профессионального ориентирования и отбора кандидатов для прохождения службы в научной роте Военной академии связи.

19.02.2018 2926

В благодарственном письме ВрИО начальника Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, полковник С.Л. Ишимов отметил заслуги выпускника ЛЭТИ Александра Терехова , показавшего высокий уровень теоретической и практической подготовки, компетентность и ориентированность на результат при решении актуальных научно-прикладных задач.

Первые научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации были созданы в соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № Пр-864 и директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 315/4/1781. Их главная цель - решение конкретных научно-прикладных задач для укрепления обороноспособности страны. Научные роты формируются на базе научно-исследовательских учреждений и высших военно-учебных заведений Минобороны России и состоят из наиболее одаренных выпускников вузов, которые проходят военную службу по призыву.

За прошедшее время в обществе появилось большое количество мифов о научных ротах, которые искажают реальную картину военно-научной службы.

Правда ли, что в научных ротах служит только «золотая молодежь» и «ботаники»? Можно ли за год достичь каких-либо значимых результатов в науке? Чем отличается служба в научной роте от привычной всем армейской службы? Об этом рассказывает выпускник ЛЭТИ Александр Терехов .

Александр, считается, что научная рота - это элитное подразделение, куда набирают исключительно «ботаников» и «золотую молодежь», и рядовому выпускнику попасть практически невозможно. Так ли это на самом деле?

В 2010 году я поступил в ЛЭТИ на факультет электроники. Окончив бакалавриат по направлению «Электроника и микроэлектроника», я продолжил обучение в магистратуре на кафедре физической электроники и технологии. Пока учился в университете, пробовал попасть на военную кафедру ЛЭТИ, но безуспешно: по среднему баллу проходил, нормативы по физподготовке сдал, а вот состояние здоровья подвело. Как известно, для службы в ВМФ необходимо иметь категорию «А», а у меня была категория «Б».

Вернувшись по окончании обучения в родной город Салават (Республика Башкортостан), я решил отслужить в армии. В районном военкомате мне предложили отправить документы в научную роту, так как у меня было высшее техническое образование. Я подумал: «А почему бы и нет?», и отправил документы в три военных вуза, в которых проводился набор в научные роты на близкие мне специальности: Военно-медицинскую Академию имени С.М. Кирова, Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и Военную академию связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

Раньше всех ответ пришел из Военной академии связи. Несмотря на то, что мой средний балл по профильным предметам был 4,33, то есть меньше необходимых 4,5 баллов, мне удалось достойно показать себя на собеседовании и добиться права служить в научной роте. Я считаю, что одним из положительных факторов стало прохождение практики на ОАО «Завод Магнетон» в Санкт-Петербурге в сфере, близкой направлению научной роты. Могу сказать, что средний балл не является определяющим критерием. Отборочная комиссия учитывает опыт работы по специальности и наличие военных среди родственников. Поэтому бояться не нужно! Попасть в научную роту - вполне по силам многим выпускникам.

- Армейский быт - это казармы, наряды, караулы… А каков быт военнослужащих научной роты?

Обычно воинские части размещаются за городом, а на занятия по боевой и тактической подготовке солдаты выезжают в лес или в поле. Бытовые условия научной роты кардинально отличаются от того, что мы привыкли видеть в армии. Для нас был выделен этаж в отремонтированном общежитии курсантов Военной академии связи, расположенном в черте города. Мы жили в кубриках по 10 человек, у нас была своя чайная и кладовая комнаты, а также душевые и туалеты. А еще каждому выдавался личный ноутбук для научной работы. Здесь условия были даже лучше, чем в студенческих общежитиях!

А какой в научной роте распорядок дня? Как удается совмещать войсковую подготовку с научными исследованиями?

Сначала мы изучали устав, проходили курс общевойсковой подготовки. Три недели провели в военном городке, где нас обучали азам военного дела. Потом мы вернулись в академию и приняли присягу.

Затем прошло собеседование, по итогам которого нас распределили по трем взводам - «антеннщики», «сетевики» и программисты. Я попал в первый взвод, основу которого составляли ребята, обучавшиеся или имеющие опыт работы в сферах электроники, энергетики и антенн.

Утро было такое же, как и в обычных войсках: подъем в шесть часов утра, зарядка, завтрак. А затем после развода каждый занимался со своим научным руководителем из состава научно-исследовательского центра или кафедр академии. После обеда нам давали один час свободного времени, затем был еще один час учебных занятий, после которого было время на самостоятельную подготовку и работу над научным проектом.

В целом, все организационные процессы были отработаны, поэтому проблем не возникало. Офицеры относились к нам как к младшим научным сотрудникам, поэтому за время службы я ни разу не столкнулся с рукоприкладством или хамством. Отношения с сослуживцами строились на уважении и профессионализме.

Бытует мнение, что за год службы невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке. Можете доказать, что это не так?

В рамках направления «Исследование вариантов применения виртуальных приборов при организации автоматизированного рабочего места (АРМ) начальника лаборатории» я занимался созданием АРМ, которое позволяет проводить измерения при помощи персонального компьютера с подключенными к нему устройствами. Проект я выполнял в среде графического программирования LabView. Из всего состава роты я был единственным, кто имел навыки работы в данной среде.

Отдельно стоит сказать про научную инфраструктуру. В лабораториях Военной академии связи установлено новейшее оборудование для исследований. Я работал с анализатором спектра фирмы Rohde & Schwarz, измерителями мощности и датчиком поглощаемой мощности. Также я принимал участие в настройке аппаратных различных радиостанций.

Каждый месяц мы представляли научному руководителю отчет о проделанной работе, а в конце срока службы мы защищали итоговый отчет перед аттестационной комиссией, состоявшей из сотрудников научно-исследовательского центра и преподавателей кафедр. За время службы я опубликовал шесть статей по тематике моего проекта. Кроме того, мы регулярно участвовали в научно-технических конференциях, проходивших в военных вузах, и посетили Петербургский Международный Инновационный Форум.

Геннадий Васильевич, конструктивное взаимодействие общества и армии позволило расширить возможности прохождения военной службы. Одним из нововведений последних лет стали научные роты. Насколько они себя оправдали?

Идея призыва наиболее успешных выпускников гражданских вузов на военную службу в научные роты полностью доказала свою эффективность. Опыт функционирования научных рот показал, что они в полной мере отвечают потребностям и Вооруженных сил, и российского общества, и образованных молодых людей, подлежащих призыву на военную службу. За время службы призывники с дипломами о высшем образовании получают возможность развить свои способности, приумножить научные достижения, приобрести новые компетенции и, если появится желание, продолжить профессиональную карьеру в армии и на флоте.

При этом научно-исследовательские организации пополняются молодыми специалистами, владеющими дефицитными компетенциями, необходимыми для разработки новых образцов вооружения, военной и специальной техники. И самое главное, научные роты решают проблему рационального использования интеллектуального ресурса в интересах обеспечения обороноспособности государства.

- Научные роты - это еще эксперимент или уже устоявшаяся практика? Какое место они занимают в боевом строю?

Научные роты, сформированные в 2013 году, уже прошли заметный путь от локального эксперимента к сети военно-научных подразделений, решающих прикладные задачи по различным направлениям научных исследований. В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации сформировано 12 научных рот, в которых проходят службу более 600 призывников. Результаты деятельности этих уникальных подразделений находят воплощение в многочисленных изобретениях и передовых инновационных разработках.

На наш взгляд, дальнейшее развитие проекта будет проходить в направлении повышения качества взаимодействия научных рот с научным сообществом страны и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

- Ваша академия, как известно, стала первой, где была сформирована научная рота.

Все правильно: первая в стране научная рота была сформирована именно у нас в академии 5 июля 2013 года. Главная задача, которая была поставлена ее коллективу, - проведение прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил и войск РЭБ. При этом необходимо отметить, что география отбора кандидатов в научные роты непрерывно расширялась, а требования к молодым ученым в солдатских погонах постоянно возрастали.

Так, в 2016 году отбор кандидатов в научную роту проводился уже в 24 субъектах Российской Федерации, а «проходной бал» для зачисления в научную роту подрос до показателя 4,73. Иначе говоря, у нас в научной роте служат практически только отличники.

Отбирают кандидатов специальные группы из числа научных работников и профессорско-преподавательского состава академии. Причем работа начинается еще в студенческих аудиториях. В результате операторами научных рот, как по военно-учетной специальности называют ученых в солдатских погонах, становятся молодые люди, мотивированные к служению Отечеству, многие из которых имеют опыт профессиональной деятельности по профильным для академии направлениям.

- И как дела у пионеров солдатской науки?

Вот только несколько примеров.

В период с 2013-го по 2017 год операторами научной роты Военно-воздушной академии получено 3 патента и оформлено 20 заявок о выдаче патента на изобретения, подано 102 заявки и получено 30 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ, разработано 125 рационализаторских предложений, в соавторстве с научными руководителями опубликовано 427 статей в научных журналах и сборниках.

Операторы научной роты академии стали исполнителями 130 научно-исследовательских работ.

Апробация результатов научной деятельности и демонстрация научных достижений операторов научной роты академии осуществлялись на научных конференциях, выставках и конкурсах, таких как Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи (НТТМ), Конкурс научно-технических работ и проектов «Молодежь и будущее авиации и космонавтики», Международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международный форум «Двигателестроение», Международный военно-технический форум «Армия» и др. Надо отметить, что число престижных научных мероприятий, в которых принимают участие операторы научной роты Военно-воздушной академии, растет с каждым годом. И это устойчивая тенденция.

- Надо полагать, что операторы научной роты занимаются отнюдь не «чистой наукой»...

Конечно. Преимущественно инновационные проекты разрабатываются по профилю Военно-воздушной академии. Некоторые могу назвать: это моделирование гидрометеорологических процессов и явлений, разделение воздуха высокого и среднего давления; развитие и совершенствование конструкции летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов; информационные технологии, прогноз развития программного и технического обеспечения, радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информации в автоматизированных системах управления и так далее.

Достаточно ли для вчерашнего студента гражданского вуза одного года, чтобы овладеть военной тематикой, адаптироваться к армейской среде, да еще и выдать «на гора» нечто ценное для науки?

Полностью реализоваться на поприще военно-прикладных исследований получается только у каждого второго военнослужащего. Эту проблему отмечают и научные руководители операторов. Такое противоречие связано, главным образом, с тем, что согласование технических заданий, получение патентов и авторских свидетельств, опубликование научных статей требуют больше времени, чем год службы.

Поэтому для оптимизации и повышения эффективности научной работы операторов их деятельность должна строиться на основе преемственности научных проектов. В среднем осуществление одного такого научного проекта требует усилий операторов трех-четырех призывов.

Прежде считалось, что воинская служба и научная деятельность - две вещи несовместные. Некоторые потенциальные призывники стремились поступить в любой вуз, только бы не идти в армию. А сколько было разговоров о «талантливых танцорах и балалаечниках», «гениальных математиках», сколько говорилось, что служба отупляет... Как сейчас обстоят дела с «научным пацифизмом»?

По результатам анкетирования, проведенного в рамках научного исследования, большинство операторов научной роты ценят в новом формате прохождения военной службы по призыву прежде всего возможность исполнить воинский долг, одновременно повышая научную квалификацию.

Исследования говорят, что у 72% операторов отношение к военной службе по призыву после опыта службы в научной роте улучшилось. Если бы у военнослужащих была возможность вернуться на год назад, то 82% вновь пошли бы в научную роту. Способствует повышению интереса у студентов к прохождению службы в научной роте и тесное взаимодействие с вузами. В общем, выбор молодых людей, решивших проходить службу в научных ротах, становится все более осознанным.

Результаты исследования последних двух лет показывают, что личный состав научных рот больше не видит противоречия в том, что военнослужащий по призыву может одновременно быть еще и научным работником.

- И как складывается дальнейшая судьба молодых людей, отслуживших в научных ротах?

Анализ результатов подготовки научных кадров для Вооруженных сил Российской Федерации в научных ротах показывает, что опыт привлечения операторов на военную службу по контракту в целом оказался успешным.

Так, по состоянию на 20 августа 2017 года завершили службу в научной роте 179 операторов, из которых 77 заключили контракт о прохождении военной службы и были назначены на первичную офицерскую должность с присвоением воинского звания «лейтенант», сорок один офицер продолжил службу на научных должностях, а 36 лейтенантов - на инженерных. На предприятия оборонно-промышленного комплекса трудоустроился 31 выпускник научной роты.

При этом исследование показало, что если в начале проекта, в 2013 году, 27% научных руководителей сомневались в целесообразности продолжения военной службы операторами на офицерских должностях, то в 2016 году этот показатель сократился до 7%, что свидетельствует о росте доверия к молодым офицерам из числа выпускников научной роты. И это закономерно, поскольку офицеры, прошедшие военную службу по призыву в научных ротах и назначенные на научные должности, по уровню знаний не уступают выпускникам военных вузов. Вместе с тем следует отметить дефицит офицерских должностей младших научных сотрудников для назначения на них операторов, изъявивших желание продолжить военную службу. Для решения данной проблемы необходимо дополнительно ввести в штат военных научно-исследовательских организаций должности младших научных сотрудников, чтобы не разбрасываться подготовленными кадрами, другого выхода просто нет.

Контент страницы

Научные роты Министерства обороны Российской Федерации

Научные роты являются штатными подразделениями российских вооруженных сил. Они предназначены для выполнения конкретных научно-прикладных задач по заказу и в интересах органов военного управления. Профиль научно-исследовательских работ для каждой научной роты определяется руководителями заинтересованных центральных органов военного управления.

Первые научные роты были сформированы в 2013 году. Сейчас в вооруженных силах их 12. Набор в научные роты производится из различных вузов со всей страны. Поступить туда могут не проходившие ранее военную службу, склонные к научной деятельности граждане России мужского пола в возрасте 19–27 лет. Кроме того, у них должен быть документ государственного образца о высшем образовании с общим средним баллом успеваемости не ниже 4,5.

Каждая рота прикреплена к профильным производственным предприятиям отечественного оборонно-промышленного комплекса. Комплектование научных рот призывниками - кандидатами ведётся в соответствии с принципом подходящей квалификации, высокого профессионализма, а направлениями их деятельности выбраны следующие:

Выполнение работ по темам научно-исследовательских проектов, подача и оформление заявок на сделанные изобретения, и рационализаторские предложения,

Разработка алгоритмов специального программного обеспечения, математических моделей, программно-моделирующих комплексов, в том числе и их тестирование.

Особенности отбора и комплектования научных рот

Профиль (направленность) научно-исследовательских работ для каждой научной роты определяется руководителями заинтересованных центральных органов военного управления по линии ответственности.

Комплектование научных рот военнослужащими по призыву осуществляется из числа граждан Российской Федерации, соответствующих требованиям и имеющих высшее (незаконченное высшее) профессиональное образование по интересующей Министерство обороны специальности подготовки и изъявивших желание проходить военную службу по призыву в научной роте.

При прочих равных условиях предпочтение отдается победителям олимпиад (конкурсов) не ниже городского уровня, стипендиатам Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации, участникам научных работ, которым выделены гранты, или работы которых имеют особое прикладное значение для Министерства обороны, подтвержденное заключениями от органов военного управления.

В целях сохранения научной преемственности, комплектование научных рот осуществляется в объеме 50% от штатной численности солдат, матросов, сержантов и старшин в каждый призыв.

Оценка и отбор выпускников (студентов) вузов из числа выбранных кандидатов для комплектования научных рот Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - научные роты) осуществляется в два этапа:

первый этап - предварительный: проводится оценка и отбор выпускников (студентов) вузов (отдельно в каждом вузе) с целью формирования списка кандидатов для комплектования научных рот;

второй этап - непосредственный: из числа кандидатов, вошедших в список, проводится отбор лучших выпускников (студентов) вузов и их направление на комплектование соответствующих научных рот.

Отбор выпускников (студентов) вузов на первом этапе осуществляется научно-техническим советом организации либо аналогичным органом организации. Второй этап отбора из числа кандидатов для комплектования научных рот проводится после проведения предварительного этапа в каждом вузе, выбранном для отбора указанных кандидатов.

Отбор кандидатов на втором этапе осуществляется комиссией (далее - комиссия второго этапа), в состав которой назначаются представители органа военного управления, в том числе в качестве председателя комиссии, (научно-исследовательской организации, вуза Министерства обороны Российской Федерации), в чьем непосредственном подчинении находится соответствующая научная рота, а также вузов, из которых проводился отбор кандидатов для комплектования научных рот. Состав комиссии назначается приказом руководителя органа военного управления (научно-исследовательской организации, вуза Министерства обороны Российской Федерации), в чьем непосредственном подчинении находится соответствующая научная рота.

Требования к кандидатам

1. Кандидатами в научные роты рассматриваются граждане Российской Федерации, мужского пола в возрасте от 19 до 27 лет, соответствующие следующим требованиям:

  • не проходившие военную службу;
  • имеющие документ государственного образца о высшем образовании по общим (либо по профильным дисциплинам в соответствии с перечнем профильных дисциплин научной роты, утвержденным командиром (начальником) воинской части (НИО, вуза, ВУНЦ), при котором создана научная рота) со средним баллом успеваемости не ниже 4.5, либо
  • справку высшего учебного заведения об окончании 3 (4, 5) курсов по общим (либо по профильным дисциплинам в соответствии с перечнем профильных дисциплин научной роты, утвержденным командиром (начальником) воинской части (НИО, вуза, ВУНЦ), при котором создана научная рота) со средним баллом успеваемости не ниже 4.5;
  • имеющие категорию годности по состоянию здоровья призываемых граждан не ниже Б-4 (части связи, радиотехнические части);
  • успешно прошедшие отбор кандидатов.

2. Не могут рассматриваться в качестве кандидатов для зачисления в научную роту граждане, указанные в 4 и 5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

(Решение комиссии военного комиссариата, совместной комиссии пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело, в отношении которых, передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.)

Национальный исследовательский университет «МЭИ» организует отбор кандидатов в следующие научные роты Министерства обороны Российской Федерации.

Военный инновационный полис «ЭРА» Минобороны России

Направления деятельности:

  • робототехника;
  • информационная безопасность;
  • АСУ, it-системы;
  • технологии энергообеспечения, аппараты и машины жизнеобеспече-ния;
  • техническое зрение. распознавание образов;
  • информатика и вычислительная техника;
  • биотехнические системы и технологии;
  • нанотехнологии и наноматериалы.

Контакты:

Адрес: 353456, Краснодарский край, г. Анапа, Пионерский пр., 28
Режим работы:
Вт - Пт с 10:00 до 22:00
Сб - Вс с 10:00 до 22:00
www.era – tehnopolis.ru

2-я научная рота Воздушно - космических сил Минобороны России Военно - воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина


Перечень специальностей, по которым осуществляется набор в научную роту ВУНЦ ВВС «Военно - воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

  • Самолето- и вертолетостроение
  • Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
  • Проектирование авиационных и ракетных двигателей
  • Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов
  • Системы управления летательными аппаратами
  • Интегрированные системы летательных аппаратов
  • Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники
  • Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
  • Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
  • Испытание летательных аппаратов
  • Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей
  • Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотаж-но-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов
  • Боеприпасы и взрыватели
  • Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие
  • Метеорология специального назначения
  • Криптография
  • Противодействие техническим разведкам
  • Компьютерная безопасность
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем
  • Информационная безопасность автоматизированных систем
  • Информационно-аналитические системы безопасности
  • Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов
  • Специальные системы жизнеобеспечения
  • Наземные транспортно-технологические средства
  • Транспортные средства специального назначения
  • Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга
  • Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения
  • Радиоэлектронные системы и комплексы
  • Специальные радиотехнические системы
  • Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи
  • Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей
  • Эксплуатация авиационных радиоэлектронных систем и комплексов связи

Направления деятельности:

  • математическое и компьютерное моделирование метеорологических объектов для решения прикладных задач метеорологического обеспечения полетов;
  • исследование методов й средств защиты информации и информацион-ных ресурсов от несанкционированного доступа и разрушающего информационного воздействия;
  • разработка программно-моделирующих комплексов силовых установок боевых летальных аппаратов и исследование динамики движения самолетов;
  • разработка программного модуля определения статистики распределения уровней помех на входе рэс в динамике конфликта с наземными комплексами рэб;
  • экспериментально-расчетные исследования обработки многоканальной многочастотной информации в цифровых радиолокационных системах;
  • объектно-ориентированное моделирование аэрометрических систем маневренных самолетов и процесса эволюции опасных метеоусловий по радиолокационным данным;
  • разработка программно-методического обеспечения исследований радиофизических характеристик радиопоглощающих материалов и покрытий;

разработка имитационных моделей средств наземного обеспечения полетов.