Научные роты являются мощным и очень эффективным кадровым механизмом. Они созданы для того, чтобы модернизировать российскую армию. Как правило, главная цель на службе – оборона страны, совершенствование промышленного комплекса.

Развитие этого проекта связано с кадрами. Поэтому главной задачей является привлечение большого количества талантливых и квалифицированных инженеров, которые будут заниматься сферой производства и разрабатывать нововведения в оборонно-промышленном комплексе.

Что такое научная рота?

На данные момент вооруженные конфликты проходят с применением информационных технологий.

Ключевую и связующую роль занимает оборона страны.

Участвует не только отдельные вооруженные силы, но и политические блоки, виды разведок, оружие.

Научно-исследовательские проекты на данный момент очень актуальны, так как от разработки оборонительного оружия будет зависеть мощь и сила российской армии.

Какие задачи решает научная рота?

  • Проводит научные исследования в интересах Министерства обороны страны.
  • Привлекает компетентные кадры, которые занимаются разработками оружия, военных проектов.

Главная цель создать самые лучшие Вооруженные силы. В работе предполагается максимальная прозрачность, участие с военными сообществами. Ранее Министерство обороны предполагало образование отдельных научных исследований. Предметом служит разработка, улучшение эффективности установок авиации, защита информации, создание военной техники.

Как попасть в научную роту?

На данные момент насчитывается всего восемь научных рот. Самые крупные расположены в Воронежской области и в Подмосковье.

Для того чтобы попасть в научную роту нужно заполнить резюме, отправить его по электронной почте представителям ВВС. Так же можно связаться по телефону.

Научная рота имеет существенные различия между прохождением срочной службы. Кандидат сам ищет, где проходит отбор военных, отправляет резюме, проходит дополнительный конкурс. В случае, если все этапе он прошел успешно, ему приходит документ по месту призыва. После этого солдат должен миновать обычные процедуры для срочников.

По призыву

Служба в научной роте приравнена в счет к срочной службе. Для того чтобы пройти там службу нужно подать заявление и пройти конкурсный отбор. Предпочтение будет отдано кандидатам, которые имеют определенные достижения в научно-технической работе.

Желающих служить очень много, поэтому прежде чем попасть в научную роту необходимо пройти конкурс. Кандидат должен постараться заинтересовать начальство.

Принимаются только выпускники вуза, подлежащие службе в армии, студенты старших курсов.

По контракту

Постоянный состав роты состоит из военных, которые служба по контракту. Эти люди так же соблюдают дисциплину, распорядок дня. Один из плюсов прохождения службы в научной роте является продолжение работы по контракту.

Отбираются кандидаты на должность младших научных сотрудников. В научную роту попадают самые талантливые и умные молодые люди. Конкурс составляет от десяти человек на место. Работа производится за компьютерами и за приборами.

Министерство обороны предлагает заключение контракта на срок в три года. Призывник может подписать контракт после прохождения службы, иные лица проходят конкурс.

Особенности службы в научной роте

Научные роты не являются обычными воинскими подразделениями.

Проживание солдат не в казармах, а в общежитии. В каждой комнате есть телевизор, так же имеется компьютерный класс, библиотека, душевая, тренажерный зал.

На территории общежития всегда чисто.

Лица, проходящие службу в научной роте, проходят курс молодого бойца и принимают присягу. Солдат обучают обращению с оружием и учат вести бои. Параллельно с военными дисциплинами студенты проводят исследовательскую работу совместно с научными руководителями.

Военные занимаются:

  1. Развитием авиационных двигателей;
  2. Оснащение навигации;
  3. Управление беспилотных летательных аппаратов;
  4. Разрабатывают технологии для мобильной связи;
  5. Создают средства для радиоэлектронной борьбы.

Требования к кандидатам

Попасть в научную роту на самом деле довольно сложно. Требования к кандидатам высокие.

  • Лица, мужского пола возраст от 18 до 27 лет, которые еще не служили.
  • Категория годности не ниже Б4.
  • Наличие мотивации проходить службу по призыву.
  • Соответствие профиля, то есть математики, инженеры, физики, программисты, электротехники.
  • Склонность и желание вести и заниматься научной деятельность.
  • Большим плюсом является участие в конкурсах, олимпиадах, наличие трудов.
  • Средний балл по диплому – не менее 4,5.

Для того чтобы работа проводилась более эффективно к каждому военному закрепляют научного руководителя. Все служащие имеют свой конкретный план работ, который обычно составляется на год.

В нем отражены основные виды деятельности, установлены ключевые показатели, выраженные в количественной и качественной форме. Производится публикация исследовательских работ и докладов на конференциях.

Физические

В программе подготовки научной роты есть сбалансированные нагрузки. Постепенно солдат сможет подтягиваться, как минимум десять раз. На этапе отбора определенных физических требований нет.

Образование

Обучение проводится для лиц, учащихся в технических вузах.

Основные специальности:

  1. Физико-математические;
  2. Программирование;
  3. Мехатроника;
  4. Теплоэнергетика.

Так же направление связано с космическими отраслями и средствами вооружения, которые определены на дежурства.

Минимальный порог – это студент третьего курса , но если человек с выдающимися способностями и он находится на том же уровне по сравнению с выпускниками университетов

Медкомиссия

Что касается лиц с ограничением здоровьем, то есть исключение. Основное требование – категория годности Б4.

Задачи научной роты

Цели и задачи научной роты сейчас очень актуальный и они соответствуют вызовам вооруженных сил других стран.

Выпускники вуза, квалифицированные специалисты могут повысить оборону России.

Операторы разрабатывают:

  • Детали космического аппарата;
  • Составляют образцы;
  • Делают заказы;
  • Собирают блоки в лабораториях.

Операторы во время службы проводят от трех конференций, так же военные участвуют в выставках. На них зачитываются доклады и создаются целевые проекты. Большинство ребят имеют отдельные задачи от оборонных компаний. Они проявляются интерес как в будущих специалистах.

Если после прохождения срочной службы кандидат захочет остаться, то он продолжает вести научную работу в Министерствах обороны и получает звание лейтенанты.

Моя служба в 10-й научной роте ВА МТО

Всем привет!

Сейчас начинается пора, когда у многих выпускников российских вузов волнует вопрос прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Перед ними встают вопросы, как наиболее продуктивно пройти службу и не потерять навыки и знания, полученные во время обучения в своём университете. Для граждан, получивших документ о высшем образовании со средним баллом успеваемости не ниже 4,3, имеющих различные научные достижения с 2014 года появилась возможность пройти службу в научных ротах.

На сегодняшний день функционируют 14 научных и научно-производственных рот, в которых могут пройти службу молодые люди, отвечающие высоким требованиям, предъявляемым со стороны Министерства обороны.

В июне 2016 года я получил степень магистра по направлению "Информационные системы и технология " в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС.

1 июля по традиции прошел замечательный концерт "День выпускника", а уже 7 июля я был призван в ряды Вооруженных Сил России.

Весенний призыв...

Еще в начале 2016 года я принял решение пройти службу в армии. На тот момент я писал выпускную квалификационную работу магистра, проходил стажировку в консалтинговой компании и подумывал о поиске новой работы. Как-то проходя по одному из корпусов своего университета, я заметил объявление о начале приема документов в одну из московских научных рот, к этому предложению отнесся скептически, но немного обдумав, через неделю уже присутствовал на встрече с представителями научной роты ВКС. Тогда я узнал, что научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для выполнения конкретных научно-прикладных задач и размещаются на базе научно-исследовательских учреждений, высших военно-учебных заведений Минобороны России. По окончании прохождения военной службы по призыву в научной роте с лицом, изъявившим желание продолжить научно-исследовательскую деятельность в учреждениях Министерства обороны, заключается первый контракт о прохождении военной службы, при этом присваивается первое офицерское воинское звание «лейтенант» . Это встреча меня сильно вдохновила, и я стал искать больше информации об этих ротах подготовки младших офицеров.

Для того, чтобы пройти отбор в научную роту нужно подать заявку и комплект документов до начала призыва, крайним сроком считается конец февраля и сентября соответствующие весеннему и осеннему призывам.

Всего рот существует больше десяти, каждая из которых по-своему уникальна и ориентирована на определенный род и вид войск, так есть рота ВКС (ВВС) в г. Воронеже, РХБЗ в г. Костроме, сухопутных войск в Москве, МЧС в г. Химках, войск связи, тыла, военно-медицинской службы в Санкт-Петербурге и др.

Я успел подать заявку в середине февраля и уже в апреле месяце получил подтверждение об успешном отборе в Военную академию материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева . В конце мая мне позвонил лично военный комиссар и пригласил на медицинскую комиссию, проходил я его относительно быстро, ибо меня, как добровольца, главврач велела пропускать без очередей.

Мой однокурсник выбрал научную роту воздушно-космических сил, расположенную в пригороде Москвы, я не стал конкурировать с ним, потому выбрал и ни капли не жалею академию тыла и транспорта (сейчас называется ВА МТО), которая расположена в историческом центре г. Санкт-Петербург рядом с Таврическим дворцом, в котором ровно 100 лет назад проходили важнейшие исторические события.

Как-будто это было вчера....

Повестка в военкомат была в 7-00, ранним поездом приехал в Москву и потопал в свой Даниловский военкомат, а далее в городской сборный пункт, где ожидали своей отправки больше ста призывников.

Мой однокурсник Саня Резов оператор научной роты ВКС, который докладывал в национальном центре обороны о своих разработках министру обороны

За нами с Санкт-Петербурга специально приехал офицер с научно-исследовательского института, а как позже выяснится с моего отдела. В тот день я познакомился со моим первым сослуживцем, с другом и товарищем, а ныне лейтенантом ЖДВ с Болдыревым Романом Сергеевичем.

с будущим лейтенантом Ромой Болдыревым

Ночевали мы в призывном пункте, где будущим операторам научных рот выделили лучшие места. На следующий день нас в торжественной обстановке проводили с московского военкомата с вручением памятных подарков, с наказом от ветеранов и общественных организаций.

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Курс молодого бойца проходил в учебной базе нашей академии территория, которой простилается вдоль Финского залива. Раньше там находился Форт-Ино одно из основных фортификационных сооружений, защищавших Санкт-Петербург с моря и суши. Вместе с нами проходили курс начальной военной подготовки абитуриенты различных институтов академии.

Каждую неделю проходили военные эстафеты, спортивные соревнования, конкурсы смотра строя и песни. Проводили концерты и КВН.

наш видеоролик для КВН

Соревновались с 18-летними парнями, хоть и в наших рядах не было кандидатов и мастеров спорта, мы в упорной борьбе занимали первые и призовые места. Если пели мы еще неплохо, занимали места, то эстафета нам давалась нелегко. Нас всего 32 бойца, из них 4 в наряде, примерно у 3-4 освобождение с сан.части, нас спасал сержант, зам.ком.взвода который наравне с нами участвовал в эстафете. Помнится выдался дождливый день, с утра песню спели плохо, торжественным маршем прошли с косяком – у замыкающего оторвался каблук берец. Следовательно, пирогов которые вручают за победу мы не получили, оставалось одно – это победа в военной эстафете, приуроченной ко дню военного строителя, профессионального праздника курсантов Военного института инженерно-технического. В тот момент каждый из нас выложился на все 100%, даже погода помогла нам той борьбе, когда пришла пора нашего старта небо над полигоном стало светлым, тучи рассеялись и выглянуло солнце как раз на 10 минут, нам большего было и не нужно. Мы победили в схватке и по результатам заняли второе место, что для нас, конечно, достижение, ведь мы одолели 18-20 летних абитуриентов, часть из которых прошла срочную службу, а вторая часть усердно готовилась к поступлению.

Учились в военной науке, ходили на лекции и практические семинары по тактике, РХБЗ, военно-медицинской подготовке и др. Занятий было так много, что мне стало казаться, будто я поступил на третье высшее, но в военное, ибо всегда строем и автоматом на плече.

Научная рота не курит....
На территории учебных заведений по закону нельзя курить,данный закон распространяется и на военные учреждения. Нам нельзя было не только курить, но ходить в чипок за сладким, не говоря уже о магазине в военном городке. Одиночное хождение или группой без разрешения было категорически запрещено.Тогда мы действительно боялись попасться сержанту или офицеру. Сейчас вспоминая это, появляется улыбка. Где мы только не хранили продукты, как пытались спрятать телефоны, как вечером подзывал меня здоровенный Марат возле сушилки и вручал казинак со словами: "Тема, ешь, быстрей". Как мы устраивали пир во время родительского дня, как "теряли" сменный фонд после стирки, как собирали голубику и искали яблони, как копали окопы и брали высоту.

Под конец начальной военной подготовки у нас прошел полевой выход и стрельбы. Конечно, эти полтора месяца запомнится нам на всю жизнь и только с положительной стороны.

Почему в плащах? Нет не РХБЗ тренаж, просто пошел сильный дождь и мы надели плащ в рукава

Этот период нас сильно сплотил, именно тогда мы стали настоящим коллективом и в конце августа были приведены к Военной присяге. Приводить к присяге и лично вручать отличительные значки операторов научной роты прибыли начальник Военной академии МТО генерал-лейтенант Топоров А.В. и начальник Научно-исследовательского института.

Небольшой видеоролик с участием операторов призыва осень 2015 и весна 2016

География призывников нашей научной роты обширна, начиная с Владивостока заканчивая Калининградом. И это не шутки. Выпускники технических и экономических ВУЗов России с Иркутска, Омска, Новосибирска, Пензы, Уфы, Ульяновска, Краснодара, Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга и др. Всех не вспомнить. Нас в роте 60 человек. И мне очень хочется, чтобы выпускники якутского СВФУ стали служить в научных ротах.

Стоит отметить, что наше поколение попало под реформу бывшего министра обороны Сердюкова, который закрыл военные кафедры ведущих университетов, провел масштабные сокращения военных ВУЗов, так с 2010 по 2012 год практически не было набора в военные вузы. 2010 год был объявлен годом "закрытых дверей", набор был уменьшен в десятки раз, например, в 2011 году на первый курс поступило всего 1500 курсантов, а это на всю Россию. Воспитанники суворовских училищ и кадетских корпусов не смогли поступить в военные вузы, но, благодаря, созданию научных рот, вчерашние кадеты смогли стать офицерами.

Нашему призыву выдали абсолютно новый всесезонный комплект полевого обмундирования.

Перед построением на тактическом поле

На базе обеспечения учебного процесса в г. Луга, где проходил мини-кмб у призыва осень.

Пока молодое пополнение училось ходить строевым шагом, мы чистили оружие, ставили палатки, готовили стрельбище.

Наша рота расположена в большом современном курсантском общежитии, территориально мы относимся к Военному институту инженерно-техническому там же столовая, сан.часть и дом культуры.

Отличительной особенностью научной роты является разделение деятельности на общевойсковую и научно-исследовательскую. Четыре дня в неделю уделено научной деятельности, в пятницу день боевой и специальной подготовки. С понедельника по четверг проходят тренажи и информирования. Во время специальной подготовки с нами проводят занятия по тематике материально-технического обеспечения войск (сил) научные сотрудники НИИ, доктора и кандидаты наук.

Боевая подготовка операторов научной роты включает тактико-специальную, строевую, физическую и другие предметы общевойсковой подготовки.

Спортивно-массовая работа проводится, либо в курсантском спортивном зале или в Таврическом парке.

Мне больше всего нравилось бегать по набережной и вокруг сада, маршрут проходит через Парламентскую ассамблею СНГ, музей воды, Смольный собор, администрацию губернатора, ленинград-центр и доходные дома. В общем, если будете в этих местах и увидите парней с футболкой Армия России, то будьте уверены это бегут военнослужащие академии МТО.

В субботу часть дня уделено самостоятельной подготовке и парко-хозяйственному дню. Раз в месяц проводят единый день информирования в академии, где выступают с актуальными докладами, а в июне месяце слушатели, то бишь высшие офицеры поставили спектакль по пьесе "концлагерь", данное мероприятия прошло в преддверии дня памяти и скорби.

В выходные дни мы посещаем культурно-образовательные центры, музеи, соборы, кинотеатры, игры КВН, концерты в Доме офицеров ЗВО и хоккейные матчи.

С недавних пор стали привлекаться к торжественным посвящениям в "Юнармейцы". В основном это хоккейные команды, в отличие от курсантов мы остаемся до конца игры, где накал страстей бывает и повыше, чем во взрослом хоккее. В общем, поддерживаем молодых спортсменов, чтобы зрителями были не только их родители, но и сторонние лица.

Доступная среда...

Мы участвуем в социальной помощи граждан, конкретно детям-инвалидам при проведении культурно-массовых мероприятий. Наши операторы не только ездят к ним с интересными номерами, так нашей роте Академия поручила шефство над социальным проектом Адмиралтейское танго – фестиваль танцев на колясках, которое проводится два раза в год с целью пропаганды культуры и красоты, гармонии и совершенства личности, а так же содействия самореализации личностного потенциала и развития творческих качеств участников.

К сожалению, пока во многих учреждениях культуры не организована доступная среда для колясочников. Не всегда есть возможность вызова специального такси. Мы на руках носили детей, помогали подросткам и взрослым.

Иногда, нам могут обратиться за помощью напрямую с отдела социальной защиты управы, например, чтобы помощь инвалиду подняться на свою квартиру, я один раз так ездил.

Посещение морского собора в г. Кронштадт.

Часть из ребят участвовала в проведении реконструкции праздничного салюта, посвященного 73 годовщине полного освобождения города Ленинграда от фашисткой блокады.

На "Дороге жизни" на берегу Ладожского озера

"Вы должны быть наголову выше курсантов по дисциплине и по культуре. Они учатся, чтобы стать офицерами 5 лет, вы 1 год" , – старшина научной роты

Мы наблюдали, как начинается рассос у первого курса, у нас так такого не было. Без нарушения ношения военной формы одежды, все передвижения в строю не нарушая дисциплину строя. Благо не было никаких нареканий со стороны патруля.

Одно из значимых событий в нашей роте случилось накануне Дня защитника Отечества, когда губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко посетил нашу роту для вручения памятных подарков и благодарственных писем научным сотрудникам и операторам научной роты. Мы к этому приезду старательно готовились.

Основное место нашей службы – научно-исследовательский институт военно-системных исследований, который выполняет военно-прикладные задачи по заказу Штаба МТО и других подразделений ВС РФ.

Каждый оператор закреплен за определенным научно-исследовательским отделом, который решает определенные задачи так, например, я занимаюсь проблемами функционирования системы материального обеспечения войск. Туда входят такие службы как продовольственная, вещевая и служба горючего. Также мы занимаемся логистическими процессами в системе МТО. У каждого оператора свой научный руководитель, с которым он решает эти задачи, рабочий ноутбук, доступ к информационно-справочными фондам.

Так за время службы в научной роте опубликовал 13 научных статей, получил 10 удостоверений о рационализаторском предложении, подал 2 заявки на получения патента на полезную модель, выполнял оперативные задачи в отделе. Часть наших парней участвовала и победила в конкурсе "Темп" от госкорпорации Росатом, они два раза съездили в Москву, где представили свои проекты.

Научная рота МТО участвует и в международных олимпиадах среди курсантов. Из операторов выбираются самые способные по таким предметам, как математика, иностранный язык, информатика и история. Им помогают готовиться научные сотрудники, преподаватели с академии. В целом в этом году показали хороший результат, а сама Академия заняла в общекомандном зачете первое место.

Здесь следят за тем, куда выпускники, да да именно выпускники научной роты устраиваются после окончания службы. Начальство института предлагает гражданские должности младших научных сотрудников. Это весьма удобно для тех, кто желает продолжить заниматься наукой, поступить в аспирантуру и параллельно работать.

Военнослужащие участвуют в различных конференциях и выставках с демонстрацией разработанных проектов. Лучшие разработки операторов принимают участие в международном военно-техническом форуме «Армия». В прошлом году один из наших операторов получил диплом второй степени и получил номинацию «Открытие года». Часть военных разработок, в которых принимали участие операторы начали поступать на вооружение и внедряться в систему материально-технического обеспечения Вооруженных Сил России. Такие высокие результаты дают стимул усерднее заниматься наукой, решать актуальные задачи способствующие к повышению обороноспособности нашего государства.

https://youtu.be/2Yqu_OvifCQ

Репортаж с научной роты

В заключении, хотелось бы сказать, что год проведенный в научной роте Академии МТО позволил мне овладеть не только новыми исследовательскими навыками, но и военными. Часть времени уходило на выполнение оперативных задач в отделе и в управлении, помогали адъюнктам. Если бы у меня заново был выбор куда пойти служить, я без раздумий снова бы выбрал научную роту при Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева

Почему я не стал лейтенантом?

Мне 24 года к этому возрасту курсанты уже имеют воинское звание "старший лейтенант". Готов ли я ехать в войска в разные округа и гарнизоны? Нет, мне Якутия ближе и жалко, что у нас воинские части расположены далеко в арктической зоне.

Избранное

По числу молодых людей, добровольно изъявивших желание отслужить в Вооруженных Силах. Тем не менее, есть и такие, которые бы и хотели отдать долг Родине, но боятся растерять за год службы свой интеллектуальный потенциал. Особенно это касается молодых ученых технических специальностей. Теперь таким можно не бояться и попробовать себя в качестве военнослужащего научной роты. С командиром одного из таких подразделений - научной роты Воздушно-космических сил РФ майором Сергеем Скворцовым встретился ведущий рубрики "Оборона и безопасность" Евгений Салтыков, чтобы из первых уст узнать, чем занимаются научные роты и служащие в них бойцы.

Расскажите, для начала, кем вы командуете, что за люди служат в научных ротах?

В подразделении, которым я командую, проходят военную службу выпускники лучших технических вузов России. Это уже взрослые ребята, которые окончили институт либо с красным дипломом, либо с высоким средним баллом. Что особенно хотелось бы подчеркнуть, все они добровольцы, поскольку принцип добровольности прописан в положении о научных ротах. Эти люди считают своим долгом отслужить в Вооруженных силах РФ и поскольку у них высшее образование, они могут максимально себя реализовать в этом стремлении, проходя службу в научной роте и своей научной работой содействовать укреплению обороноспособности нашей страны. Поэтому у них даже должность называется: "оператор научной роты".

Представители каких специальностей на данных момент проходят службу в вашей роте?

На сегодняшний день в нашей научной роте служат представители 14 технических вузов из 19 российских регионов. Специальности разные - физико-математические, программисты, мехатроники, есть теплоэнергетики. Их направленность связана напрямую с космической отраслью и теми средствами вооружения, которые сейчас стоят на боевом дежурстве.

Насколько тяжело попасть в научную роту? Говорят там у вас конкурс чуть ли не как в ведущие вузы страны?

Желающих . В определенный момент конкурс может составлять и 100 человек на место. Но если говорить об этом призыве, то на сегодняшний момент на 30 мест в роте под установленные требования подходят 140 человек из списка, которые предоставили военкоматы. Это те специалисты, тематика научных исследований которых подходит под утвержденную в этом году программу научных изысканий для моего подразделения.

На что направлены эти исследования, они как-то сочетаются с предметом работы оборонных предприятий?

Система деятельности научных рот построена таким образом, что все проводимые в них исследования связаны как с какими-то оборонными предприятиями, так и с научно-исследовательскими институтами. Одни работы направлены на испытание новых образцов вооружения, другие представляют собой научный поиск в разработке оружия, основанного на новых физических принципах, как это указано в военной доктрине РФ.

И насколько эти исследования успешны?

На сегодняшний день научным ротам было присуждено 16 правительственных наград, четыре из которых получила моя рота. Одними только операторами нашей научной роты за год опубликовано более ста работ в Высшей аттестационной комиссии и зарегистрировано более 80 рационализаторских предложений и шесть заявок на патенты. То есть ребята по научной деятельности довольно нагружены.

Сколько всего сейчас научных рот?

На данный момент их восемь, что почти сопоставимо с числом родов и видов войск, существующих в системе Вооруженных Сил России. На стадии формирования сейчас находится еще три научные роты. Запускается также новый проект — научно-производственная рота. Два таких подразделения сейчас готовятся к запуску. Их комплектование основано на несколько иных принципах.

То есть получается, что вы работаете только с уже сложившимися специалистами, а если вдруг захочет к вам школьник-гений, например, программист или человек с ограниченными способностями. Сможет ли он попасть на службу в вашу роту?

Вообще в положении о научных ротах прописано, что минимальный порог призыва в подразделение - студент третьего курса. Но я считаю, что если к нам придет гений, а мы очень часто выступаем на открытых площадках, таких как ярмарки вакансий и так далее, и он докажет, что по своему уровню он находится в одном ряду с выпускником МГТУ им. Баумана, то в любом правиле может быть исключение. Что же касается людей с ограничениями по здоровью, то у нас уже есть такой пример. Молодой человек из Братска написал письмо Министру обороны РФ. Сергей Кужугетович его рассмотрел и передал в комиссию, которая после прохождения определенного экзамена допустила этого молодого человека к службе в научной роте.

Кстати, в какой физической форме приходят служить в научные роты? Обычно мало кто из подобных ребят может похвастаться развитой мускулатурой…

Да, обычные представления о «ботаниках» именно такие - физически неразвитые, щупленькие, но умненькие. Не могу сказать, что все приходят именно такими, однако определенная доля таких ребят есть. Но в программах подготовки операторов научной роты оптимально сбалансированы умственные и физические нагрузки, благодаря которым они наращивают свои физические возможности. Если кто-то приходит в роту и не может подтянуться на перекладине ни одного раза, то уходя, они все подтягиваются минимум 10 раз. А вообще у меня сейчас есть ребята, которые подтягиваются 37 раз, жмут от груди штангу весом 160 килограммов и бегут 3 км в полной выкладке за 11 минут.

Получается, что боевая подготовка у них все же присутствует и иногда операторы меняют лаборантский халат на бронежилет?

Прежде всего, они военнослужащие, поэтому никто не отменял. Единственное отличие только в количестве часов. Для них немного изменили распорядок дня, в котором один день полностью посвящен изучению 13 дисциплин боевой подготовки. Также как и в общевойсковой роте у них есть и подъемы по тревоге и полевые выходы и огневая и строевая подготовка и РХБЗ и военно-медицинская подготовка. Это то, что их объединяет с обычными солдатами. Но помимо этого у них есть персональное рабочее место с высокопроизводительным компьютером и работа в лабораториях, где у каждого есть свой научный руководитель, либо доктор технических наук либо, кандидат, который стоит во главе научной работы или НИОКР.

Какого рода задачи они могут решать в течение службы?

Например, оператор может получить персональную задачу на разработку какого-то блока космического аппарата, начиная с математического либо теоретического обоснования его необходимости. Затем делается исследование, представляется опытный образец. Если за время этой работы срок службы по призыву оператора-разработчика истекает, то руководствуясь правилом преемственности, разработка передается оператору следующего призыва. Тот уже формирует техническое задание для этого блока, задействует более 20 предприятий, делает заказы и затем уже собирает этот блок в лаборатории. Примерно . Благодаря сложившимся в роте условиям оператор за время своей службы посещает три-четыре научные конференции, десять-одиннадцать выставок, мы показываем этих людей и под многих из них предприятия делают целевые проекты. У большинства ребят сейчас идет персональная материальная надбавка от оборонных компаний, которые заинтересованы в них как в своих будущих специалистах.

Бывает ли так, что после прохождения срочной службы оператор научной роты решает остаться в Вооруженных Силах РФ? Учитывая их образование такие люди должны получить офицерское звание?

Верно. Они получают звание лейтенанта и направляются для прохождения дальнейшей службы в НИИ Министерства обороны РФ. Таких от общего числа примерно четверть. А конкретно у меня из 60 человек 40 остаются трудоустроенными на предприятия ОПК. И это еще один из функциональных бонусов существования научных рот - мы отбираем элиту в ведущих технических вузах, работаем с ними в Вооруженных Силах, а потом предприятиям оборонно-промышленного комплекса.

Примерно полтора года назад я принял решение пройти службу в армии. На тот момент мне почти исполнилось 26, за плечами был диплом о высшем образовании с квалификацией «инженер информационных систем и технологий», аспирантура без защиты диссертации, а также опыт предпринимательской деятельности в сфере IT и работы в системе российского образования.

Официальных оснований для отсрочки от военной службы не оставалось, и передо мной встал выбор, с которым сталкиваются многие молодые люди призывного возраста – «переждать» полтора года, по сути, скрываясь от военкомата, либо честно исполнить долг перед Родиной. Выбрал я, конечно, второе. С конкретным направлением определился достаточно быстро: в сети активно обсуждались недавно созданные в вооружённых силах специальные подразделения – научные роты. Поскольку у меня имелся значительный опыт научно-исследовательской работы, то я подал заявку и практически сразу получил подтверждение. С этого момента началась моя армейская история.

Сразу замечу – армия оказалась совсем не той, что мне представлялась. Она оказалась намного лучше. Проблема в том, что армейская служба в целом, и в научных ротах в частности, окутана плотной завесой разнообразных мифов и стереотипов, разобраться в которых человеку, не прошедшему эту школу, достаточно сложно.

Научные роты сегодня находятся в информационной повестке региональных и федеральных СМИ – интерес к ним со стороны потенциальных кандидатов не спадает. В основном для них написан этот текст. Надеюсь, он поможет принять взвешенное и единственно верное решение. Для этого, в первую очередь, я попытаюсь развеять самые распространенные мифы о военной службе в научных ротах, опираясь исключительно на собственный опыт. Но вначале надо разобраться с общими стереотипами о службе в армии.

Об «армейской мифологии»

В 2000 году на экраны страны вышла комедия Романа Качанова «ДМБ». Фильм моментально стал «народным хитом», а сценарий Ивана Охлобыстина, филигранно вобравший в себя лучшее из армейского фольклора, тут же был разобран на цитаты. Одна из моих любимых:

А я тогда присягу принимать не буду!
- Эх, дружок, молод ты… Не ты выбираешь присягу, а присяга выбирает тебя!

Наблюдать за перипетиями судьбы героев фильма, которых таки выбрала присяга, увлекательно и местами очень смешно. Но именно что – наблюдать. Стать таким «героем» в реальной жизни никому, из посмотревших кино, откровенно не хотелось.

У моего поколения, родившегося в конце восьмидесятых, представления о военной службе формировались отрывочно и крайне сумбурно: отцы служили в армии государства, уже не существующего на карте мира, старшие товарищи из семей соседей призывались в девяностые – тяжелейшее для страны время, которое, к большому сожалению, соответствующим образом отразилось на общем состоянии вооруженных сил.

Картина службы по призыву складывалась из обрывков советских анекдотов в стиле «копать от забора и до обеда», и большого количества народных историй, пересказанных «из уст в уста»: от совершенно идиотских, вроде покраски гарнизонной травы и строительства генеральских дач, до откровенно пугающих – про неуставные взаимоотношения, ставшие причиной ужасных трагедий. Щедро сдобренная однотипными газетными заголовками об армейских инцидентах начала двухтысячных – эта картина выглядела одновременно глупо и страшно.

Армия представлялась местом, где совершенно точно не может оказаться нормальный человек. Родители делали все возможное и невозможное, чтобы их сыновья никогда в жизни не столкнулись с армейской действительностью, поэтому не удивительно, что со временем в обществе сформировалось расхожее мнение: «служить в армию идут либо бедные, либо дураки».

Вектор общественного сознания начал меняться несколько лет назад – Вооруженные Силы Российской Федерации значительно преобразились, оставив в прошлом большую часть системных проблем. Тем не менее, борьба с укоренившимися стереотипами в отношении военной службы продолжается, и научные роты в этой борьбе – мощнейшее «оружие» формирования позитивного имиджа армии России, поражающее деструктивную «армейскую мифологию» также точно, как ракетный комплекс «Калибр» уничтожает базы террористов в Сирии.

Миф 1. Научные роты не нужны армии

Тем не менее, «научные роты» – это не PR-проект, каким его часто пытаются представить некоторые СМИ. Научные роты, в первую очередь – один из эффективных кадровых механизмов, значительно способствующих модернизации российской армии.

Как известно, одним из ключевых векторов армейских реформ, заданных руководством страны, является совершенствование оборонно-промышленного комплекса – соответствующая федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, была принята одновременно с Российской государственной программой развития вооружений на 2011-2020 годы.

Основой развития оборонно-промышленного комплекса, позволяющей поддерживать рост ключевых показателей эффективности, является системная работа с кадрами. Ключевой задачей в данном аспекте является привлечение квалифицированных инженеров в сферы производства, тесно связанные с оборонно-промышленным комплексом.

Учитывая особенности современных вооруженных конфликтов, одной из которых является повсеместное применение информационных технологий, а также принимая во внимание государственные военные доктрины развитых стран, в первую очередь, стран-членов Организации Североатлантического договора, основанные на концепции сетецентрических войн, можно сделать вывод, что ключевую роль в эффективности применения вооруженных сил и обеспечения обороноспособности как отдельно взятого государства, так и военно-политических блоков в целом, будут играть автоматизированные системы управления, различные виды разведки и высокоточное оружие.

В этой связи становятся актуальными вопросы о кадровой поддержке передовых научно-исследовательских проектов в сфере развития высокотехнологичных наступательных и оборонительных вооружений, а также формирования системного подхода к созданию концептуально новых «мозговых центров» в структуре российской армии, которые решали бы две задачи:
1. Проведение актуальных военно-научных исследований в интересах Минобороны России.
2. Привлечение компетентных кадров в структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса, занимающиеся перспективными военными разработками.

Одним из подходов, позволяющих значительно приблизиться к решению данных задач, является механизм создания на базе научно-исследовательских организаций и высших военно-учебных заведений Минобороны России принципиально новых структурных подразделений – научных рот. Идея их создания была высказана Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу на встрече с представителями российского научного сообщества в МГТУ им. Баумана весной 2013 года.

Новым подразделениям были определены следующие задачи: участие в научно-исследовательской работе, решение прикладных задач в интересах Минобороны России, подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Подразделение, в котором я проходил военную службу – научная рота ВВС России, дислоцирующаяся на базе Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, было создано одним из первых. Основной задачей операторов научной роты ВУНЦ ВВС «ВВА» (так официально именуются военнослужащие в данном подразделении) стало осуществление прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Как видно из особенностей сложившейся конъюнктуры – задачи, решаемые научными ротами, являются крайне актуальными, и в полной мере соответствуют глобальным вызовам, стоящим сегодня перед вооруженными силами. Благодаря данным подразделениям компетентные и квалифицированные выпускники гражданских вузов могут применить свой научный потенциал в решении конкретных инженерных задач по повышению обороноспособности нашего государства.

Миф №2. В научных ротах служит исключительно «золотая молодежь»

Если под «золотой молодежью» понимать молодых людей, «чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные и высокопоставленные родители», то указанный тезис, конечно, совершенно не соответствует действительности. При этом одна особенность у военнослужащих научных рот есть – все они являются талантливыми выпускниками лучших вузов страны. Со мной в одном призыве служили выходцы из МАИ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и других серьезных технических вузов – очень талантливые и высококвалифицированные инженеры.

Попасть на службу в научную роту действительно сложно, но исключительно – за счет высоких требований, предъявляемых к кандидатам (далее указаны требования, предъявляемые к кандидатам на прохождение военной службы по призыву в научной роте ВУНЦ ВВС «ВВА»):

1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.

3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4. Наличие высокой мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.

5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям ВУНЦ ВВС «ВВА» (математики, физики, программисты, электротехники и т.п.).

6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).

7. Средний балл диплома ВПО – не ниже 4, 5.

В подробностях процесс подачи заявки на отбор в научную роту ВВС России описан на сайте: http://академия-ввс.рф/научная-рота/

Миф 3. Служба по призыву и научные исследования несовместимы

Как уже отмечалось, научные роты – это совсем необычные военные подразделения. Исходя из специфики, стоящих перед операторами научных задач, им предоставлен максимальный «армейский комфорт» .

Во-первых , операторы проживают не в казармах, а в достаточно комфортабельном общежитии. В каждой комнате, рассчитанной на четырех военнослужащих, имеется ЖК-телевизор, для нужд операторов доступны два компьютерных класса, две комнаты отдыха (с питьевой водой, чаем\кофе и свежей прессой), библиотека, спортивный уголок с тренажерами и душевые. Порядок на всей территории поддерживается в идеальном состоянии.

Во-вторых , в целях повышения эффективности деятельности операторов научной роты в рамках выполняемых научно-исследовательских работ, за каждым военнослужащим закреплен научный руководитель из числа научно-педагогического состава ВУНЦ ВВС «ВВА», имеющий ученую степень, ученое звание и практический опыт выполнения научных исследований. С каждым из операторов составляется индивидуальный план научной работы на год, который отражает как основные направления деятельности, так и ключевые показатели эффективности, которые выражаются в количестве (и качестве) опубликованных научных работ, докладов на научно-практических конференциях, свидетельствах о регистрации ПО, патентов и так далее. Все предельно измеримо и прозрачно.

В-третьих , распорядок дня оператора научной роты позволяет в полной мере реализовать свой научный потенциал в течение года службы. На мой взгляд, дисциплина имеет крайне позитивное влияние на эффективность исследовательской деятельности. С понедельника по четверг распорядок дня в подразделении выглядит следующим образом: утром – подъем, зарядка, завтрак, утренний осмотр и убытие к научным руководителям; в обеденное время – прием пищи и отдых, после – продолжение работы с научными руководителями; вечером – индивидуальный или коллективный спорт, ужин, отдых (мы обычно смотрели кино, читали, продолжали заниматься по своим научным направлениям в компьютерных классах), после 21:00 – вечерняя прогулка, поверка и отбой.

В пятницу – день изучения общевойсковых дисциплин, в субботу – парко-хозяйственный день и возможность убыть в увольнение в соответствии с графиком, в воскресенье – выходной и, опять же, возможность убыть в увольнение.

Как показывает практика – такой военный тайм-менеджмент крайне продуктивно влияет на самоорганизацию и планирование научной деятельности.

Миф №4. За год невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке

Подход к использованию исследовательского потенциала военнослужащих научных рот выстроен таким образом, что каждый вновь прибывший оператор продолжает исследования, начатые его предшественником. Акцент на преемственность позволяет не «изобретать велосипед», а сосредоточиться на решении конкретных исследовательских задач под эгидой научного руководителя. Свою исследовательскую работу операторы ведут также в рамках НИР различных категорий, активно участвуют в конференциях и научно-технических конкурсах.

Среди направлений научных исследований, по которым работают операторы научной роты ВВС России, наиболее актуальными являются:

Математическое и компьютерное моделирование метеорологических объектов для решения прикладных задач метеорологического обеспечения полетов
Исследование методов и средств защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа и разрушающего информационного воздействия
Разработка программно-моделирующих комплексов силовых установок боевых летательных аппаратов и исследование динамики движения самолетов
Разработка программных средств определения статистики распределения уровней помех на входе РЭС в динамике конфликта с наземными комплексами РЭБ
Экспериментально-расчетные исследования обработки многоканальной многочастотной информации в цифровых радиолокационных системах
Объектно-ориентированное моделирование аэрометрических систем маневренных самолетов и процесса эволюции опасных метеоусловий по радиолокационным данным
Разработка программно-методического обеспечения исследований радиофизических характеристик радиопоглощающих материалов и покрытий
Разработка имитационных моделей средств наземного обеспечения полетов
Разработка программных комплексов исследования объектов авиационного вооружения и методики определения параметров негативных электромагнитных воздействий

Со времени создания научной роты ВВС России ее операторами было опубликовано более 200 статей в научных журналах и сборниках научно-практических конференций, оформлено более 15 заявок на выдачу патентов на изобретение, зарегистрировано более 35 программных продуктов и 45 рационализаторских предложений.

Операторы научной роты ВВС России становились победителями и призерами различных научно-технических конкурсов, среди которых Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ», Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международная выставках средств обеспечения безопасности государства «Interpolitex», Международный военно-технический форум «Армия России».

Лично я за время службы опубликовал 5 научных статей (в т.ч. в изданиях ВАК), выступил с докладами на 7 научных мероприятиях и зарегистрировал программный продукт, который презентовал Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину и председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву на выставке достижений научных рот в рамках Международного военно-технического форума «Армия России 2015».

Миф №5. Дедовщина и неадекватные командиры

Пресловутая армейская «дедовщина», а также низкоквалифицированный офицерский состав остались далеко в прошлом. Практически все офицеры, с которыми мне довелось общаться за время службы – активно занимались спортом и вели здоровый образ жизни (с тотальной неприязнью вредных привычек), чем подавали пример многим военнослужащим по призыву.

Командный состав научной роты ВВС России был подобран с учетом специфики задач, стоящих перед подразделением – все офицеры являлись научными сотрудниками Военно-воздушной академии, имели опыт участия в научных конференциях и олимпиадах, среди них были призеры конкурсов научных работ и лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Естественно, ни о каком рукоприкладстве, либо неуважительном отношении со стороны офицеров к военнослужащим по призыву и речи быть не могло. Вся коммуникация строилась подчеркнуто профессионально и уважительно.

Что касается отношений между сослуживцами, то в подразделении выстроена система наставничества – начиная с «курса молодого бойца» военнослужащие старшего призыва во всем помогают «младшим» товарищам: учат, как правильно нести службу в суточном наряде, подшивать подворотничок, выполнять упражнения по строевой подготовке и т.д. В научном плане осуществляется схожее кураторство. Через полгода младший призыв становится старшим, и уже сам помогает вновь прибывшим ребятам вникнуть во все детали военной службы. Понятие «дедовщины» в научной роте полностью отсутствует. Никаких происшествий за время моей службы между сослуживцами не случилось – умные люди всегда найдут выход из любой конфликтной ситуации.

Миф №6. В научные роты набирают «ботаников»

С легкой руки средств массовой информации это утверждение сегодня стало крайне популярно. На самом деле это, конечно, не так. Многие из ребят, служивших со мной в научной роте, имели спортивные разряды, некоторые были кандидатами в мастера спорта, в том числе по боевым искусствам. Практически все во время службы, так или иначе, начинают приучать себя к интенсивным занятиям спортом и значительно подтягивают свою физическую форму. Ежедневные пробежки, зарядка и походы в тренажерный зал этому способствуют.

Помимо прочего, военнослужащие научной роты так же, как и другие солдаты российской армии, несут службу в суточных нарядах, ездят на стрельбы, осваивают необходимые материалы по военной подготовке. Служба в научной роте – это не альтернативная, а самая что ни на есть военная служба.

Что касается направлений набора, то в нашем подразделений служили не только программисты. Научная рота ВВС России включает в себя три взвода :

1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления.

2. Взвод развития и совершенствования конструкций летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов.

3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информация в АСУ.

Как видно из специфики взводов – реализовать свой научный потенциал на ниве военной службы могут инженеры широкого спектра направлений.

Миф №7. Служба в армии – это «потеря года жизни»

Служба в армии бывает разной, с разными задачами и возможностями, которые она предоставляет военнослужащим по призыву. Научные роты в данном плане – уникальный кадровый механизм, благодаря которому талантливые выпускники гражданских вузов могут заключить контракт с Минобороны России, чтобы после службы по призыву продолжить научные исследования уже в офицерском звании.

Студенты, уже начиная со второго курса, могут проектировать свою профессиональную траекторию с учетом дальнейшего прохождения службы в российской армии: выбирать соответствующие направления для своих курсовых и дипломных работ, а по выпуску из вуза – идти на службу в научную роту, чтобы после стать офицером вооруженных сил и продолжать свою научную карьеру в сфере развития оборонно-промышленного комплекса. С учетом уровня заработной платы офицерского состава, а также условий, которые предоставляются военнослужащим – данное направление сегодня представляется крайне перспективным.

В среднем из каждого призыва продолжают военную службу по контракту около 30% . Ребята получают назначения в различные подразделения, занимающиеся научно-прикладными исследованиями по их профилю. Мои сослуживцы, заключившие контракт, очень довольны и не жалеют о своем выборе.

Возвращаясь на полтора года назад – если бы у меня спросили, сделал бы я этот выбор снова, зная, что представляет собой российская армия, то я бы, не сомневаясь, ответил «да». Для меня это был крайне важный опыт, как для молодого ученого, так и для защитника Отечества, и я совершенно точно могу рекомендовать всем, кто по тем или иным причинам колеблется в принятии решения о прохождении военной службы – сделать этот выбор в пользу армии. За год вы получите массу возможностей для самореализации, а самое главное – сможете внести реальный вклад в обеспечение обороноспособности нашего государства.

/Денис Столяров, выпускник научной роты ВВС России, награжден
медалью МО РФ «За достижения в области развития инновационных технологий», topwar.ru /

Научная рота стала в последнее время более чем популярным местом прохождения службы. Многие молодые люди интересуются возможностями поступления в таковую. И действительно, современной армии нужны не только солдаты, но и различные специалисты. И в частности - узкого профиля. Сегодня востребованы не только медики, но также химики, специалисты в области высоких технологий, и многие другие. Исходя из этого Минобороны стало проявлять интерес к молодым людям, имеющим соответствующее образование.

Для них открывается возможность прохождения службы в научной роте, где они смогли бы продолжить деятельность в рамках своей ведущей специальности.

Итак, само понятие «научная рота» сформировалось к 2013 году. И формирование таковых было подтверждено соответствующим приказом Президента. Само же предложение касаемо формирования данных образований пришло от С. Шойгу, возглавляющего Минобороны. Данный подход оказался кардинально новым, поскольку ничего похожего в рамках армейских подразделений до этого не существовало. До указанного момента фигурировали только спортивные роты, которые изначально появились в СССР, и затем были сформированы вновь. Попасть в такую роту может перспективный спортсмен, чемпион с соответствующими спортивными званиями.

В целом, научная рота создаётся по аналогичной системе. И в неё отбираются молодые люди, которые уже имеют определённые достижения в науке.

Где есть научная рота, и в каком виде они представлены?

История научных рот началась в 2014 году, когда сформировали 4 таковых. Они появились в Москве и Питере, а также в Красногорске и Воронеже. Практика первых лет показала отличный результат, и потому перечень подобных образований начали расширять. На данный момент их существует более десятка, и в дальнейшем это число будет только увеличиваться. Ведь они оправдывают себя полностью, становясь площадками, развивающими науку для нужд армии, именно в тех направлениях, в которых это необходимо. Так что в будущем возможно создание даже отдельной общей структуры большего масштаба на базе первых рот.

На сегодняшний день отдельные роты существуют в рамках разных родов войск, решая именно их специфические проблемы. Так, в частности, есть 2 рота ВВС, 3 рота Воздушно-космической обороны. Также существует 5 рота сухопутных войск, 6 - Генерального штаба, 7 - связистов, 8 - медицины. Кроме того, представлена и 11 рота РХБ защиты. Все они являются научными. Каждая рота имеет отдельные взводы, каждый из которых занимается решением специфических задач, порученных именно ему.

Какие задачи решает научная рота?

Каждая научная рота имеет собственные цели и задачи, как и взводы. Однако в целом же все они созданы для решения ряда глобальных задач. Так, в частности, они должны:

  • Готовить кадры, готовые заниматься наукой в сфере военной промышленности или дальнейших научных изысканий для нужд оборонного комплекса;
  • Работать в рамках направлений, которые указываются вооружёнными силами, и исключительно в их интересах;
  • Решать прикладные задачи общего или детального характера, также в интересах ВС РФ.

Привлечение кадров с соответствующим образованием и с серьёзным потенциалом в области науки позволяет проявлять ещё большую активность в сфере новых разработок и создания новейшего оборудования в тех сферах, в которых это необходимо.

Так, в частности, рота ВВС работает даже над созданием схем новых самолётов, а также необходимого для их успешной эксплуатации оборудования. Молодым людям помогает весь имеющийся опыт Российской армии в данной сфере. Перед ними раскрываются все достижения прошлого, на базе которых они могут работать, внедряя передовые решения, пересматривая всё с учётом самого современного научного опыта. Молодым специалистам предоставляется основательный базис, который делает работу интересной и продуктивной. Они получают знания и навыки, которые далеко не всегда могли бы быть ими получены в обыденной жизни, вне армии.

Всё это и многое другое позволяет им стать высококлассными специалистами, которые будут востребованы оборонкой в любой момент.

Работы проводятся в самых разных направлениях. Так, 6 рота занимается безопасностью связи, развивая и совершенствуя её во всех аспектах. А 8 занимается медицинскими разработками, актуальными именно для армии.

Наука и армия

Нужно отметить, что большинство величайших разработок науки было создано в первую очередь для армии, непосредственно для ведения войны. В дальнейшем многие из них перешли уже в мирную жизнь, где оказались не менее актуальными и востребованными. Армия нуждается в науке и её передовых открытиях, достижениях. И потому вполне закономерно начать развитие науки именно в армейской среде, сделав её адаптированной под нужды оборонного комплекса.

Учитывая всё это, можно понять, что у научных рот действительно может быть большое будущее, ведь их достижения всегда будут востребованы. Наука в рамках армейских запросов позволит находиться на передовой новейших разработок, что в любом случае должно быть интересно для молодого специалиста.

Научные роты и мнение Минобороны

Появление научрот стало довольно внезапным шагом и необычным решением. Однако представители Минобороны отреагировали на новинку сугубо положительно - как и большинство других людей. Николай Панков, заместитель Министра обороны, отметил, что подобное нововведение будет способствовать выведению Российской Армии на передовую прогресса в общемировом отношении. И это касается как совершенства техники, так и категории, специализации, профессионализма военных.

Также отмечается, что научные роты не будут оставаться в своём изначальном виде. Они будут видоизменяться и прогрессировать. Вероятно, что в дальнейшем будет меняться и их организационная форма, и многое другое.

Ведь с самого начала была идея создавать роты для ведения конкретных исследований, в очень узких направлениях.

Например, данное образование в Воронеже было создано изначально сугубо для того, чтобы повысить эффективность установок, используемых в авиации. Также в задачи входило моделирование новых самолётов, а в дальнейшем - и защита связи. Красногорские же солдаты - учёные создают малогабаритную аппаратуру, необходимую для космических нужд. Однако с решением поставленных задач приходят новые, и меньше их не становится. Это создаёт оптимальные условия для дальнейшего развития научных рот, их совершенствования, вверения им новых задач, постановки новых целей. В дальнейшем их востребованность будет только расти, а не падать.

И потому научные кадры будут приглашаться в армию только с большей активностью. И для них будут предлагаться места именно в научных ротах.

На сегодняшний день таких рот всё ещё имеется мало, и конкурс на место в них очень большой. Практика показывает, что многие молодые люди изъявляют готовность оказаться в одной из них. Но конкурс очень велик, и удовлетворить подобное желание удаётся лишь небольшому числу . Однако, если не получилось попасть в научную роту, можно попробовать поступить в .

Хочется верить, что в будущем ситуация улучшится, мест станет больше, и достойные претенденты смогут попадать на такие места службы с большей лёгкостью. Не исключено, что всё изменится уже в самые ближайшие годы.

Основные задачи:

Научная рота ВУНЦ ВВС «ВВА» включает в себя три взвода:

  1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления;
  2. Развития и совершенствования конструкции летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов;
  3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информации в АСУ.

Адрес: 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, дом 54а

3 научная рота (Войск воздушно-космической обороны)

Назначение роты – проведение перспективных исследований и разработок в интересах Войск воздушно-космической обороны. Рота дислоцируется на территории центра войсковой части 26302 в г. Красногорске, Московская область.

Основные задачи:

  • Участие в научной работе в интересах Войск Воздушно-космической обороны;
  • Получение научных результатов при решении прикладных задач в интересах Войск воздушно-космической обороны;
  • Подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Адрес: 143405, Московская область, г. Красногорск, ул. в/г Павшино, 33/1

Научная рота № 5 сформирована на базе Московского высшего общевойскового командного училища и начала свое функционирование
с 1 июля 2014 г.

Предназначена рота для решения научно-прикладных задач в интересах:

— Национального центра управления обороной Российской Федерации;

— Главного командования Сухопутных войск;

— Управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основные научно-прикладные задачи относятся к области программирования, визуализации представления информации, автоматизации сбора и анализа данных, разработки систем помощи принятия решений, создания баз данных и 3D-моделирования. Резюме для рассмотрения кандидата для прохождения службы в качестве оператора роты подается до 20 марта (весенняя компания), до 20 октября (осенняя компания).

Адрес: 109380, г.Москва, ул. Головачева, д.2

Научная рота осуществляет прикладные научные исследования по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения методов и средств защиты информации в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Основные задачи:

  • Участие в научной работе в интересах Вооруженных Сил;
  • Получение научных результатов при решении прикладных задач в интересах Вооруженных Сил;
  • Подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов РФ.

Научная рота КВВУ включает в себя четыре взвода:

  1. Взвод развития и совершенствования средств специальной связи, оценки и повышения эффективности защиты государственной тайны;
  2. Развития и совершенствования методов и средств защиты информации;
  3. Взвод развития и совершенствования обеспечения безопасности информации в автоматизированных системах;
  4. Развития и совершенствования средств и комплексов передачи информации.