В 1698 году в Амстердаме Пётр I стал очевидцем аутопсии, о чём записал в дневнике: «Из них одного анатомили, разнимали при мне голову и мозг; внутреннюю разнимал профессор для научения лекарей: ободрал голову (потом пилой растёр череп, кожу поднял из черепа), вынул мозг, вспорол грудь, осмотрели сердце, печень и лёгкие, как лежит внутренняя, подобно бараньей. Профессор из того разрезанного человека сделал часть некоторую живу».

При этом царь сердился, что не все разделяют его увлечение. Так, в Лондоне, видя, что бояре морщатся при вскрытии младенца, он тут же велел им кусать его.

По возвращении посольства в Россию публичные анатомические вскрытия начались и в Москве. Вот как проходило одно из них 28 января 1699 года: «Медик Цопот начал анатомические упражнения в присутствии царя и многих бояр, которых побудил к тому царский приказ, хотя такие упражнения и были им противны » («Русская старина», 1879).

В данном случае вскрытие производилось не в учебных, а скорее в познавательных целях.

Хирургические инструменты Петра I

С открытием в Москве госпиталя и школы при нём (1706-1707) анатомия прочно утвердилась в России. Так, в Лейпцигской газете «Европейская молва» – официозном органе русского правительства – среди известий из Москвы было помещено следующее: «В анатомическом театре, который вверен надзору доктора Бидлоо, голландца и лейб-медика Его царского величества, часто производятся анатомирования человеческих тел, умерших как от обычных болезней, так и от ран. При этом нередко присутствует сам царь или различные высокопоставленные господа, особенно, когда медики и хирурги устраивают собеседования о строении человеческого тела и причинах различных болезней и ран».

Инструменты Петра I для трепанации черепа

В личной библиотеке Петра I имелись переводы медицинских книг, сохранившиеся до настоящего времени.

Первый из них представляет анатомический атлас Готфрида Бидлоо, в котором печатный текст к 105 таблицам заменён рукописным русским. Перевод сделан с издания 1685 года на латинском языке. Однако имя переводчика, а, следовательно, и создателя основ русской анатомической терминологии, выяснить так и не удалось. Вторая рукопись представляет перевод «Афоризмов» Гиппократа. Перевод сделан с лейденского издания 1533 года. Третья, судя по предисловию, является черновой копией перевода книги Л.А. Блюментроста, изданной в Германии в 1668 году. Оригинал перевода, созданный в Москве и датированный 1708 годом, посвящён царевичу Алексею Петровичу, и тогда же преподнесён ему сыновьями Л.А. Блюментроста.

Считается, что все эти переводы сделаны людьми, связанными с Московской медико-хирургической школой.

Удалённые зубы, разборные модели глаза и уха, инструменты (из личных вещей Петра I)

Известно, что и себя Пётр считал первоклассным хирургом («архиатером») и, в особенности, зубным врачом. В Государственном Эрмитаже, среди его личных вещей, сохранилось немало специальных хирургических инструментов.

Пилы для ампутации голени (из личных вещей Петра I)

Липиделлы для удаления песка из мочевого пузыря (из личных вещей Петра I)

Прижигатели (из личных вещей Петра I)

Основные даты и события: 1710 г. - введение гражданского шрифта; 1703 Г. - начало выпуска первой официальной рус­ской печатной газеты; 1719 г. - открытие первого российско­го музея; 1714 г. - открытие первой в стране научной библи­отеки; 1724 г. - указ об учреждении Академии наук; 1700 г. ­введение нового летоисчисления.

Исторические деятели: Петр 1; Я. В. Брюс; Л. Ф. Магницкий; А. К. Нартов; Д. Трезини; Б. Растрелли.

Основные термины и понятия: ассамблея; политес; кунсткамера; петровское барокко.

План ответа: 1) исторические условия развития кулылуры в пер­вой четверти ХУllI В.; 2) достижения в развитии отечественной науки и кулылуры: научные знания, образование, техническая мысль, архитектура, живопись; 3) изменения в повседневном быту основных категорий населения; 4) сословный характер кулылуры; 5) значение перемен в кулылурной жизни петровско­го времени.

Материал к ответу: При Петре 1 впервые сложились предпосыл­ки для зарождения собственно российской науки и ее разви­тия. Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просто­ров страны, поиском и использованием полезных ископае­мых, строительством ноsых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.

Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будушего ботанического сада. В 1707 г. открыт первый в России госпиталь и при нем госпитальная школа. С 1718 г. в Петербур­ге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.

В 1720 г. была издана карта Каспийского моря.

В 1700 г. по указу Петра была организована государствен­ная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полез­ных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Ура­ле месторождение медных руд; в 1714 г. молотовый мастер Рябов - первые в России минеральные лече~ные воды В"рай­оне Петрозаводска; в начале 20-х п. рудознатец Григорий Ка­пустин - месторождения каменного угля на юге России. Тог­да же в Подмосковье был обнаружен бурый уголь.



Сподвижник Петра Я. В. Брюс в 1699 г. организовал Нави­гацкую школу в Сухаревой башне в Москве, где обучали ас­трономии. Здесь же в-1102 г. была оборудована первая в России обсерватория. В 1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Ариф­метики» Л. Ф. Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал «вра­тами своей учености».

А. К. Нартов в 1712-1725 п. первым в мире изобрел и по­строил ряд токарных станков; в 1724 г. по проекту другого ге­ниального русского механика - Никонова - на Галерном дво­ре была создана и испытана первая подводная лодка. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей.

По указанию Петра 1 с 1722 г. начался сбор материалов по истории России для последующего написания научных трудов и учеБНИКQВ. В Петербург со всех концов страны и из-за гра­ницы начали свозить интересные документы и материалы, по­ложившие начало русским архивам.

Интерес к знаниям у Петра сохранился на протяжении всей жизни. llарь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на церковном знании, так же как и отправка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего резулылата. В России стала форми­роваться собственная система образования. Вначале школы были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев общества. Однако вскоре во многие специальные учеб­ные заведения (готовившие офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян не имели права обучаться в государственных школах. По­скольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам заключать браки дворян, не имеющих свиде­тельства об образовании.

Создание системы образования требовало множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVlII в. в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопеча­тания. Болылое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 171 О г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре ВеЛl-tком не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одеЖды». С 1703 г. начала издаваться первая официальная печатная газета - «Ведомости», В кото­рой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная царем в Петербурге в 1719 г. Кунсткамера (помещение для редкос­тей), в которой хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, этнографическая коллекция, не­сколько земных и небесных глобусов. Это был первый рус­ский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-мор­ской и Артиллерийский музеи, а в 1714 г. - старейшая в нашей стране научная библиотека. Венцом петровских преобразова­ний в области науки и просвещения стал указ 1724 г. об уч­реждении Академии наук и художеств (открылась она уже по­сле смерти царя в 1725 г.).

При Петре 1 художественная кулылура заняла новое место в духовной жизни общества. Она стала светской, более разно­образной в жанровом отношении, получила активную под­держку со стороны государства. Однако в целом кулылура но­сила переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).

Архитектура этого времени представлена прежде всего со­оружениями Санкт-Петербурга, для строительства которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты ­Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. В этой работе участвова­ли и русские архитекторы - И. к. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры стали Петропавлов­ский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, дворец Меншикова в Петербурге, Меншикова баш­ня в Москве, сооружения Петергофского ансамбля.

Изобразительное ис.кусство первой четверти ХУIII в. пред­ставлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Гравюры завоевали популярность прежде всего из-за своей дешевизны и вскоре уже широко использо­вались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов. Другой отличительной чертой живописи эпохи Петра стал портрет. Одним из осно­воположников русской светской живописи стал портретист И. Н. Никитин (1690-1742), получивший по указу царя Петра возможность обучения в Италии. Его портретам «<Напольный гетман», «Петр 1 на смертном ложе») присущи реализм, инте­рес к внутреннему миру человека, показ не только индивиду-

альных внешних черт, но и характера. -

По обилию новых явлений в кулылурной жизни первая чет­верть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории. По приказу царя для дворян было введено обязательное ноше­ние европейской одежды - камзолов, чулок, башмаков, гал­стуков, шляп. Бояре и дворяне должны были брить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем - опала. Крестьяне за право носить боро­ду должны были платить налог, который взимался всякий раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохрани­ло свое право на ношение традиционной одежды и бороды.

С января 1700 г. Петр ввел новое летосчисление - от Рож­дества Христова, а не от сотв"орения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 наступил 1700 год. Кроме того, Новый год те­перь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.

Царь привез из Европы и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейер­верки, маскарады. С 1718 г. он специальным указом ввел ассам­блеи, которые устраивали в домах знати. На них приглашались

сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особеннос­тью этих собраний стало то, что в них разр~шили участвовать женшинам. Ассамблеи проходили в светских беседах, обсужде­нии последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью вечера был грандиозный ужин, в ходе которого каждый хозяин ассамблеи стремился превзойти сво­его предшественника великолепием и новшествами. Распрост­ранение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркест­ры, концерты которых в обязательном порядке должны были посещать представители знати. Новшеств в быту высших сло­ев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло в" свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житей­скому обхождению, собранное из разных авторов».

Особенностями развития кулылуры в эпоху Петра 1 стало усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских черт. Зарождал ась и развива­лась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная кулылура. Однако кулылура петров­ского времени носила переходный характер, соединяя в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси. Более того, все новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения. Основная же часть жителей огромной стра­ны воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Пе­тре, как чудачества самого царя и своих господ.

Дополнительная литература

Конец XVII - начало XVIII веков стали знаменательным временем в истории России. Реформы выдающегося государственного деятеля и полко­водца, талантливого и энергичного Петра I, напряжение народных сил, труд всей России помогли во многом ликвидировать отсталость государст­ва, сыграли огромную роль в развитии производительных сил страны, ее промышленности и сельского хозяйства, науки и культуры.

Как писал об этом времени великий Пушкин, «была та смутная пора, когда Россия мо­лодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра» . Мужала, набиралась сил и опыта и русская медицина.

Петр I был образованным человеком, высоко ценил науку, а к меди­цине, по словам современников, испытывал особую страсть. Когда в 1697 г. в составе Великого посольства он, под именем урядника Петра Михай­лова, побывал в Голландии и Англии, то знакомился и с медицинскими клиниками и анатомическими лабораториями.

Рассказывают, что Петр слушал лекции профессора анатомии Рюйша, присутствовал при операциях, а увидев в его анатомическом кабинете превосходно препарированный труп ребенка, который улыбался как жи­вой, не удержался и поцеловал его (впоследствии Петр купил анатомиче­скую коллекцию профессора Рюйша, она находилась в Петербурге, в Кун­сткамере и Академии наук).

Распространению медицины в нашем отечестве при Петре Великом много способствовала страсть монарха к анатомии и хирургии. В хирургии император приобрел многие познания и даже практический навык. Обык­новенно монарх носил при себе два набора: один с математическими, дру­гой с хирургическими инструментами и до того любил хирургию , что под руководством Термонта (этот хирург приехал в Россию еще при царе Алексее Михайловиче) методически вскрывал трупы, делал раз­резы, пускал кровь, перевязывал раны и выдергивал зубы.

Царь повелел доносить о каждой более интересной операции, произведенной в госпитале или частном доме. Монарх не только следил за операциями, но и сам их делал . Искусный мастер, Петр в совершенстве знал многие ремесла. Успехи в этом поселили в нем прочную уверенность в ловкости своих рук: он дей­ствительно считал себя и опытным хирургом, и хорошим зубным врачом. Бывало, близкие люди, страдавшие от какого-либо недуга, требовавшего хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь может уз­нать об их болезни и, явившись с инструментами, предложит свои услуги в качестве хирурга: отказать царю, конечно, было нельзя, но и довериться ему как оператору, как доктору, как лекарю, тоже было невозможно. Все-таки, как говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зу­бами - памятник его зубоврачебной практике.

В царствование Петра I, открывшее, по сути дела, историю России XVIII века, отличительной особенностью организации медицинского дела в стране продолжал оставаться государственный характер. Несмотря на трудности, связанные с проведением масштабных реформ, государство стремилось проявлять заботу об охране здоровья своих граждан, прежде всего военных, расходуя на это определенные суммы из бюджета и управ­ляя всей медициной в стране.

Известно, что в годы царствования Петра I в России были открыты большие военные госпитали - в Москве (1707), Петербурге (1716), Крон­штадте (1720), Ревело (1720), Казани (1722), Астрахани (1725) и других городах страны. Указом Петра I (1721) магистраты обязывались строить «земские иждивением гошпитали ради призрения сирых, больных и увеч­ных и для самих престарелых людей обоего пола»: в результате еще при его жизни в стране было создано 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов . Закладывая в 1715 г. морской (Адмиралтейский) госпиталь в Петербурге, на Выборгской стороне, Петр I сказал: «Здесь изнеможенный найдет себе помощь и успокоение, которого ему доселе недоставало; дай только Боже, чтобы никогда многие не имели нужды сюда быть привозимы!».

Следует подчеркнуть, что именно Петр I обеспечил государственную поддержку проводившимся православной церковью, многими ее монасты­рями мерам по борьбе с «подкидышами» и по призрению сирот и незакон­норожденных; особенно активно поддерживал он начинания новгородско­го митрополита Иова. Еще в 1706 г. митрополит Иов, используя мона­стырские доходы, открыл на берегу реки Волхов три больницы, а также дом для прохожих и «дом для незаконорожденных и всяких подкидных младенцев».

Высокополезную деятельность митрополита Иова Петр часто приво­дил в пример не только иерархам церкви, но и своему ближайшему окру­жению : христианская благотворительность становилась важным государст­венным делом. Более того, в указе от 16 января 1712 г. Петр I прямо предписывал: «По всем губерниям учинить госпитали для увечных, а также прием незазрительный и прокормление младенцев, которые от не­законных жен рождены, по примеру новгородского архирея».

Развивавшаяся медицина требовала расширения обеспечения населе­ния лекарствами. Поэтому много внимания уделялось увеличению количе­ства аптек. В Петербурге, Казани, Глухове, Риге и Ревеле в 1706 г. были открыты казенные аптеки, а в некоторых других городах - гарнизонные. В то же время были приняты меры к поощрению создания вольных (част­ных) аптек.

В 1701 г. последовал указ, что всякий русский или иностранец, кото­рый пожелает завести вольную аптеку с разрешения правительства , пол­учит безденежно необходимое для сего место и жалованную грамоту на на­следственную передачу своего заведения; таковым аптекарям предоставле­но было право свободно выписывать все нужные материалы из-за границы.

В Москве, в дополнение к 2 казенным, разрешено было открыть еще 8 ап­тек. А с 1721 г. вольные аптеки начали открываться в Петербурге и других губернских городах. Характерно, что и разрешение на открытие аптек, и контроль над их деятельностью входили в сферу интересов государства.

Государственной медицине, в первую очередь военно-медицинской службе, требовалось все больше врачей. Сначала их вербовали за грани­цей. Например, только в 1698 г. в Амстердаме для службы в создаваемом российском флоте были наняты, наряду с капитанами, комендорами, штурманами и другими специалистами, и 52 лекаря: каждому полагалось жалованье в размере 12 ефимков, 13 алтын и 2 деньги в месяц.

Первоначально для госпиталя были построены несколько деревян­ных двухэтажных флигелей - как их тогда называли, «домов со свет­лицами». Здания госпиталя окружал сад, в котором разводились лекар­ственные растения.

В это же время начала действовать первая в стране Московская гос­питальная (медико-хирургическая) школа , приступили к занятиям ее первые ученики. Чтобы обрести собственных, более квалифицированных медиков, тре­бовалось готовить в стране своих врачей, открыв с этой целью специаль­ные учебные заведения. И в XVIII веке, после первой госпитальной школы в Москве, было открыто еще несколько школ. Воспитанников госпи­тальных школ, которые были одинаково компетентны и в терапии, и в хирургии, направляли прежде всего в армию и на флот. Важно подчеркнуть, что эта школа представляла собой принципиаль­но новый тип высших медицинских учебных заведений.



Следует иметь в виду, что интерес царя к медицине во многом определялся теми целями и задачами, которые Петр I решал в ходе Великого посольства. Одной из этих задач был набор специалистов на русскую службу, в том числе и врачей – они остро требовались армии. А поскольку царь стремился все «попробовать своими руками», будь то строительство кораблей, стрельба из пушек или изучение часовых механизмов, то в том же ряду стояла и медицина. При этом хирургия оказалась ближе «рукастому» царю, способному схватывать основы любого ремесла буквально на лету. Поэтому хирургическая стоматология с ее высокими требованиями к мануальным навыкам оказалась столь близка Петру I.





Эти «голландские эпизоды» навсегда определили не только уважительно-прагматичное отношение Петра I к медицине, но и его собственные «медицинские пристрастия».

Если коротко, то терапию во всех ее видах царь считал неким видом шарлатанства, признавая только хирургию во всех ее вариантах, а том числе и в стоматологическом .

В мемуарных источниках рассыпано достаточно много упоминаний о зубоврачебных экзерсисах императора. Поскольку даже по нынешним временам эта процедура ассоциируется с весьма неприятными ощущениями, можно представить, как современниками воспринимались настойчивые предложения (читай приказы) об оказании зубоврачебной помощи «царскими ручками». Таких «стоматологических предложений» царя просто боялись. Вот некоторые из них…



Из дневника камер-юнкера Берхгольца, веденного им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725 г.: «1723 год, январь, 20-го. Вечером здешний купец Тамсен рассказывал нам, что Его Величество был вчера у него и при этом случае, по всем правилам и своими собственными инструментами, выдернул зуб его долговязой голландской девке, потому что считает себя хорошим зубным врачом и всегда охотно берется вырывать кому-нибудь зуб. Он за несколько дней перед тем (услышав, что девка жалуется на зубную боль) обещал ей приехать сегодня и избавить ее от страдания».

Необходимо помнить, что речь идет о хозяине огромной страны, находящейся в состоянии непрекращающихся реформ и войны с сильнейшей в военном отношении Швецией. Но тем не менее как-то после одной из операций «Императрица, говорят, сказала в шутку Его Величеству, что за эту операцию следовало бы сделать (его. – Прим. авт.) доктором, на что он отвечал: „нет, не доктором, а хирургом , пожалуй“».



Для деятельности Петра I были характерны идеи патернализма. И своих подданных он подчас не карал, а «учил», как отец учит неразумных детей. Причем, эта «учеба» включала в свою орбиту как новую аристократию, так подчас и простых людей. Всем известно о знаменитой петровской дубине, которой он «учил» ближайших сподвижников, но царь иногда использовал и стоматологические инструменты для воспитания своих подданных.

Вот что пишет А.К. Нартов в «Достопамятном повествовании и речи Петра Великого»: «Его Величества камердинер Полубояров жаловался государю, что жена его ослушается и с ним не спит, отговариваясь зубной болью. „Добро, – сказал он, – я ее поучу“. В один день, зашедши государь к Полубояровой, когда муж ее был во дворце, спросил ее: „Я слышал, болит у тебя зуб?“ – „Нет, государь, – доносила камердинерша с трепетом, – я здорова“. – „Я вижу, ты трусишь“. От страха не могла она более отрицаться, повиновалась. Он выдернул ей зуб здоровый и после сказал: „Повинуйся впредь мужу и помни, что жена да боится своего мужа, инако будет без зубов“. Потом, возвратясь, Его Величество во дворец, при мне усмехнувшись,

Полубоярову говорил:

„Поди к жене, я вылечил ее, теперь она ослушна тебе не будет“…Надобно ведать, что Государь часто хирургические операции при разных случаях делывал сам и имел в оном звание. Вырванных зубов находился целый мешок с пеликаном и клещами в кунсткамере».



Таким образом, современники отметили довольно необычную для главы Российской империи «стоматологическую составляющую» в решении интимных проблем своих подданных.

Как упоминалось выше, «целый мешок» вырванных императором зубов со времени смерти Петра I хранится в Кунсткамере. Со временем появился «Реестр зубам, дерганым императором Петром I». Всего в коллекции хранится 73 зуба, удаленных лично императором, причем большинство их относится к молярам, т. е. к группе трудноудаляемых зубов. Однако, несмотря на искривленность корней, переломов не отмечено, что свидетельствует о хорошем владении техникой удаления и знании анатомии зубов . Следует отметить, что среди удаленных зубов, наряду с кариозными, встречаются и здоровые зубы, происхождение которых понятно из приведенных выше мемуарных свидетельств. Вполне возможно, что здоровый зуб жены камердинера Полубоярова по сей день хранится в этой коллекции.







В мемуарах неоднократно упоминается, что стоматологические операции Петр I делал своими инструментами. Коллекция царских медицинских инструментов сохранилась и находится в Кунсткамере и Государственном Эрмитаже. Все инструменты датируются XVIII в. и произведены во Франции, Германии и России. Инструменты выполнены из стали в совершенно функциональной манере.

Медицинские инструменты при жизни царя хранились в двух сундучках. В одном хранились хирургические инструменты, в другом – стоматологические. Они оказались в Зимнем дворце во второй половине 1820-х гг., когда Николай I, переехав в главную императорскую резиденцию, начал собирать мемориальные вещи,

связанные с Петром I. В 1830-х гг. они были сведены в опись, опубликованную в 1837 г. В ней перечислены 1500 предметов. Среди них кроме медицинских инструментов упоминается «Баночка, заключающая 8 зубов, рваных рукой Петра I» .

На сайте Государственного Эрмитажа в коллекции «Медицинские инструменты Петра I» «выложены» следующие фотографии:

Расширитель вскрытого мочевого пузыря (Франция);

? инструмент для вскрытия нарывов в горле (Франция);

? инструмент для удержания рта в раскрытом состоянии (Франция);

? горжерет литотомический (конец XVII – начало XVIII вв. Франция);

Зеркало анальное (Франция);

? зеркало маточное (Франция);

? зонд литотомический (Франция);

? зонд-расширитель (Западная Европа);

? инструмент для глазных операций (Франция);

Инструмент для прижигания ран (Франция);

? инструмент для трепанации черепа (Франция);

? крючок родовспомогательный (Франция);

? ланцет (Франция);

? молоток хирургический (Франция);

? нож ампутационный (Франция);

? нож пуговчатый (Франция);

? нож родовспомогательный (Франция);

? ножницы хирургические (Франция);

? пинцет глазной (Франция);

Пулеизвлекатель (Франция);

? ручка-ключ от трепана (Франция);

? сверло-коронка от трепана (Франция);

Первый руководитель госпитальной школы голландский врач Н.Л. Бидлоо (1670–1737) написал для учащихся «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре» (1710 г.). В этом учебнике имелись сведения по проведению челюстно-лицевых операций на слизистой оболочке полости рта, на губах, твердом нёбе, языке, а также описаны показания и противопоказания к этим вмешательствам.

В разделе «Об операции зубов» подробно рассматривалось строение зубов, сроки прорезывания, иннервация, назначение и функция разных групп зубов, описываются различные болезни зубов. Лечение зубов заключалось в их подпиливании с помощью напильника, снятии зубных отложений («очищение зубов»), прижигании нерва (при острой зубной боли). Показания к удалению зубов включали: «зуб гнилой», «зуб шатается», «лишний зуб».





Для лечения использовали зубной скальпель, соскабливающий скальпель, для удаления зубов – «пеликан», «овечью или баранью ногу», «репульсорий для расшатывания зубов», «зубчик», «вороний клюв», элеватор .

Но для врачей, готовящихся в госпитальных школах, а затем и на медицинском факультете Московского университета, зубоврачевание никогда не было главной специализацией. Как правило, эти знания

носили вспомогательный характер. Профессиональное же зубоврачевание было в лучшем случае единично представлено выпускниками медицинских факультетов европейских университетов, в массовом же случае им по-прежнему занимались цирюльники, банщики и знахари. Тем не менее в 1728 г. в России на языке оригинала издали монографию Пьера Фошара с изложением основ зубоврачевания.





Имелись в России и медицинские кадры среднего звена – , которых готовили с 1741 г. в фельдшерских школах.

Кое-какие теоретические медицинские дисциплины читались и им. Например, их знакомили с анатомо-физиологическими особенностями зубочелюстной системы, они осваивали элементы зубоврачебной практики по оказанию помощи при вывихе нижней челюсти, переломах челюстей, при зубной боли, по удалению зубов. Но по большому счету их теоретические знания носили весьма поверхностный характер. В лучшем случае это были добросовестные ремесленники от медицины.



Цирюльники получали представление о стоматологии частным образом, либо у успешно практикующих коллег, либо у полковых лекарей, в больницах и госпиталях. Для «учителей» это был сторонний приработок, и далеко не все они выкладывались, передавая имеющиеся у них не слишком обширные знания. Таким образом, в XVIII в. зубоврачевание являлось довольно хорошо оплачиваемым ремеслом, которое только отчасти контролировалось государством.

Как уже упоминалось, начиная со времен Петра I, все лица, желавшие заниматься зубоврачебной практикой, должны были выдержать экзамен перед чиновниками Медицинской коллегии. Дефицит специалистов был таков, что этот экзамен могли выдержать не только зубные лекари, но и «мозольные операторы».

Получив право на зубоврачебную практику, зубные лекари собирали клиентуру, публикуя соответствующие рекламные объявления в газетах. Поскольку жанр рекламы предъявлял определенные требования, то и тексты печатались соответствующие. Зубные лекари сообщали, что они умеют «всякую зубную боль в минуту укрощать, выдергивать больные и искрошившиеся зубы, вставлять новые, искусственно сделанные, кои от натуральных почти отличить нельзя; в снимании зелени и черни с зубов, в укреплении слабых и шатких зубов» .

Реформы государственного управления У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным. В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат, в состав которого входили девять сановников, ближайших к Петру I. Он являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял прокурор.

Областная реформа В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. Страна была разделена на 8 губерний. Поскольку губернии были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды. Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов

Реформы армии и флота Преобразования затронули, прежде всего, армию, государственное управление и финансы. Реформы всех прочих сфер строго подчинялись приоритетной задаче - превращению России в грозную и мощную державу. Одной из первых важнейших реформ Петра Великого была военная реформа. В стране с 1705 г. введена рекрутская повинность, устанавливалась норма выставления солдата на пожизненную службу – с 20 крестьянских дворов один рекрут. Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра I явился Табель о рангах (1722), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Так при Петре I было окончательно ликвидированы дворянское ополчение и стрелецкое войско. Русская армия стала постоянной, имела единообразную структуру, вооружение, обмундирование, дисциплину. Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.



Церковная реформа Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод". Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Финансовая реформа Азовские походы, а затем и Северная война 1700-1721 годов требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы. В условия, когда произошло существенное расширение производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Для оптовой торговли и внешнеторговых операций ходившая в обращении серебряная копейка оказалась слишком мелкой денежной единицей. В то же время для мелкой рыночной торговли она была излишне ценной. Поэтому Петр I провел реформу монетного дела. Реформа монетного дела, начатая Петром I в 1704 г., предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу новой денежной системы был положен десятичный принцип: 1 рубль = 10 гривенников = 100 копеек. Были выпущены полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), пятаки (5 копеек). В последующем в обращении появились алтын (3 копейки) и пятиалтынный (15 копеек). Чеканка монеты стала монополией государства, вывозить золото и серебро (драгоценные металлы) за рубеж запрещалось. Петр I был сторонником меркантилизма.



Преобразования в промышленности и торговле Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России. Ранее российское государство в сырьевом отношении полностью зависело от иностранных государств, прежде всего, Швеции (оттуда везли железо), однако после открытия залежей железной руды и других полезных ископаемых на Урале надобность в закупках железа отпала. При Петре были основаны оружейные заводы(пушечные дворы, арсеналы), пороховые заводы, развивается кожевенная и текстильная, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика. Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности, в результате чего в середине XVIII века Россия вышла на первое место в мире по производству металла. Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до 233.

Социальная политика Социально-экономические мероприятия правительства были направлены прежде всего на укрепление положения господствующего дворянского сословия. Петр I продолжал жаловать дворян землей, но не за службу, а за боевые заслуги. С 1682 по 1710 г. из дворцового фонда были розданы 273 волости и 43 тысячи крестьянских дворов. Заметным явлением в истории сельского хозяйства стал процесс территориального разделения труда. В основном завершилось формирование районов, специализировавшихся на производстве определенной сельской продукции. Преобразования Петра I потребовали неимоверного напряжения сил русского народа, особенно крестьянства. За счет усиления его эксплуатации создавались мануфактуры, флот, города, дороги, каналы, содержался разросшийся государственный аппарат. Материальные и духовные затраты русского народа, несмотря на всю их неимоверную тяжесть и даже сокращение численности населения, были использованы Петром I в общегосударственных интересах преодоления экономической отсталости страны.

Образование. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

Внешняя политика Петра 1.

Азовские походы. Важнейшей задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Крымом. В 1695 г. русские войска осадили Азов (турецкую крепость в устье Дона), но из-за недостатка вооружения, слабой выучки, плохо подготовленной осадной техники и отсутствия флота взять Азов не удалось.

Потерпев неудачу под Азовом, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В течение года было сооружено два крупных корабля, 23 галеры и более тысячи барок и мелких судов, спущенных вниз по Дону. Вдвое была увеличена сухопутная армия. В 1696 г., блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. С целью закрепления русских позиций на Азовском море была сооружена крепость Таганрог.

Петр понимал, что со взятием Азова война еще не закончена. С целью лучше узнать расстановку сил, укрепить положение России и союз европейских держав против Турции в Европу было организовано так называемое "великое посольство". Кроме того, Петр стремился наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами, получить представление об их образе жизни.

"Великое посольство". Весной 1697 г. посольство из 250 человек двинулось в путь. В его составе под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам Петр, а также несколько молодых дворян, которым предстояло обучиться военному делу и кораблестроению. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы (флот ее составлял 4/5 всего европейского флота), и Англию. Из Англии посольство возвратилось в Голландию, затем оно посетило Вену. В дальнейшем предполагалось направиться в Венецию.

Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе, Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству с передовой военной техникой, различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, монетные дворы и крепости, театры и музеи, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Петр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело, и получил соответствующий диплом плотникакорабела. Построенный при участии царя корабль "Петр и Павел" несколько раз ходил в Ост-Индию.

В ходе "великого посольства" Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство (1701-1714) борьбой за обширное владение в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла П. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.

Летом 1698 г. Петру неожиданно пришлось прервать поездку. В Вене он получил донесение о новом стрелецком мятеже в Москве. Еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками. Стрелецкие полки, шедшие на Москву, были разбиты под Новым Иерусалимом (ныне в районе города Истра под Москвой). Более 100 стрельцов казнили, многие из них были наказаны кнутом и сосланы в различные города.

Петр по возвращении заставил пересмотреть приговор. Он лично возглавил новое следствие. Была установлена связь восставших стрельцов с московским боярством и опальной Софьей. Казнили уже более 1000 стрельцов, в казнях участвовали сам царь и его приближенные. Софья, постриженная в монахини под именем Сусанны, под строжайшим надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичьем монастыре (1704). Стрелецкое войско подлежало расформированию, силы боярской оппозиции были подорваны.

Великая Северная война. Заключив перемирие с Турцией (1700), Россия в союзе с Саксонией, ее курфюрст Август П был одновременно польским королем, и Данией (так называемый Северный союз) объявила в 1700 г. войну Швеции.

Карл ХП король Швеции решил разбить противников поодиночке с помощью англо-голландского флота. Он бомбардировал Копенгаген и вывел из войны Данию единственного союзника России, имевшего флот. Попытка Августа П взять Ригу было отбита шведскими войсками, высадившимися в Прибалтике. При таких неблагоприятных для союзников обстоятельствах русские войска осадили город Нарву. Карл XII, воспользовавшись недостатком опыта, низкой организацией русских войск и предательством иноземных офицеров, внезапным ударом нанес армии Петра жестокое поражение. Были потеряны вся артиллерия и обоз. Только Семеновский и Преображенский полки смогли оказать достойное сопротивление врагу. Карл XII, сочтя русских несерьезным противником, двинул свои войска против Польши и здесь, по образному выражению Петра, "надолго увяз".

Однако Петр не пал духом, а деятельно и энергично принялся за реорганизацию армии. Создавались новые полки, национальные офицерские кадры, укреплялись города. Возрождалась артиллерия; в условиях нехватки металла в переплавку шли даже церковные колокола.

Успехи на Балтийском побережье не заставили себя ждать. В 1702 г. началось наступление русских войск. Они овладели крепостью у истока Невы из Ладожского озера, названной Петром I "ключ-городом" - Шлиссельбургом (бывший Орешек, ныне Петрокрепость). 16 (27) мая 1703 г. в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург, ставший столицей Российского государства. Началось строительство русского флота, вышедшего на просторы Балтики: "окно в Европу" было прорублено. В 1704 г. русские взяли Нарву, Дерпт (ныне Тарту).

В решающую фазу Северная война вступила после поражения польского короля. В 1704 г. власть в Польше перешла в руки шведского ставленника Станислава Лещинского, а в 1706 г. Август "потерял" саксонскую корону. Россия осталась в одиночестве, лишившись последнего союзника. Главные силы шведской армии двинулись на Москву. Были заняты Минск, Могилев. Русская армия отступала в соответствии с принятой стратегией "томить неприятеля". Однако идти далее на Смоленск и Москву Карл не решился. Он отвел армию на Украину, где, рассчитывая на поддержку изменника И. Мазепы, предполагал провести зиму, соединившись с шедшим к нему из Прибалтики с большим запасом боеприпасов и продовольствия корпусом генерала Левенгаупта.

Однако планам Карла не суждено было сбыться. 28 сентября 1708 г, у деревни Лесной (близ Могилева) корпус Левенгаупта был перехвачен и разбит "летучим отрядом", возглавляемым самим Петром. В результате сражения у Лесной Карл XII лишился столь нужных ему подкреплений и обоза. Была подорвана уверенность шведов в их непобедимости, зато поднялся моральный дух русской армии. Петр назвал эту победу "матерью Полтавской баталии" (она произошла ровно за девять месяцев до Полтавы). Расчет Карла XII на усиление шведской армии в связи с переходом на ее сторону гетмана Украины И. Мазепы не оправдался: только незначительная часть казачества, обманутая гетманом, перешла на сторону шведов.

Полтавская битва. Ранним утром 27 июня 1709 г. произошло решающее сражение между войсками Петра I и Карла XII под Полтавой. К 11 часам русские войска полностью разгромили шведов. Показав чудеса храбрости, в ожесточенном рукопашном бою русская армия опрокинула шведов и обратила их в бегство. Из 30 тыс. шведских солдат 9 тыс. были убиты и 3 тыс. взяты в плен на поле Полтавской битвы. Еще 16 тыс. шведов русские пленили в ходе преследования. Сам Карл ХП вместе с предателем И. Мазепой бежал в Турцию.

Полтавская победа, в результате которой были уничтожены сухопутные войска шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России, на сторону которой вновь перешли Польша и Дания, а также Пруссия и Ганновер.

Военные действия против Швеции продолжались еще 12 лет. Это объяснялось вынужденной войной с Турцией, а также необходимостью покончить с господством Швеции на море.

Прутский поход. В 1710 г. при подстрекательстве европейских держав, прежде всего Франции и Швеции, Турция объявила войну России. На реке Прут в 1711 г. почти 130-тысячная турецкая армия окружила русские войска. Только вернув Турции Азов и разрушив Таганрог, Россия добилась перемирия. Карл XII возвращался в Швецию.

Сражения на море. Сухопутная армия вела успешные действия на территории Финляндии. Центр Северной войны переместился на Балтику. В 1714 г. молодой русский флот одержал первую из своих замечательных побед. В битве при мысе Гангут 27 июля Петр I с блеском использовал преимущество галерных судов перед парусными в условиях штиля. Гангутская битва дала толчок дальнейшему развитию русского флота, который вскоре вдвое превзошел шведский по количеству боевых кораблей. Шведы стали уязвимы и с моря. При посредстве Франции в 1718 г. начались мирные переговоры со Швецией (Аландский конгресс). Однако нелепая гибель Карла XII от случайного ядра в Норвегии и приход к власти в Швеции "партии войны" заставил снова взяться за оружие.

Особенно важное значение для прекращения войны сыграла победа русского флота над шведским у острова Гренгам в 1720 г. Русские моряки, смело пойдя на абордаж, сумели пленить четыре крупных шведских корабля. Победа была одержана "на глазах господ-англичан", чей флот находился неподалеку от места сражения.

Ништадтский мир . В 1721 г. 30 августа в финском городе Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией. За Россией закреплялось побережье Балтийского моря от Выборга до Риги, часть Карелии и Ингрии (по течению Невы), Эстляндия (Эстония), Лифлявдия (часть Латвии). За приобретенные земли Россия выплатила 1,5 млн. руб. Финляндия возвращалась в состав Швеции. За прибалтийским дворянством и горожанами, преимущественно немцами, были закреплены и права, и привилегии.

Целый месяц в Петербурге проходили торжества по случаю победы. По первому санному пути Петр выехал в Москву, где торжества были продолжены. Сенат удостоил Петра чином адмирала, титулом "отца Отечества", "Великого" и Императора Всероссийского. "Троевременная школа" Северной войны (так называл ее Петр из-за семилетнего срока обучения в европейских университетах) закончилась. "Под стук топора и гром орудий" (А.С. Пушкин) Россия вошла в число мировых держав.