…Когда б Гомера воскресили боги,

Его б кифара Эгаша воспела.

Воспела бы героев темнооких,

Двенадцать португальских кавалеров.

А славный Гама, мореход и воин,

Энеев щит наследовать достоин.

Луиш де Камоэнш, «Лузиады», песнь I, стих 12

Когда заходит речь об эпохе Великих географических открытий, по обыкновению первым вспоминают Колумба, затем – Магеллана, и лишь потом – Васко да Гаму. Большинство преподавателей истории и географии скажут, что был он португальским мореходом и известен благодаря тому, что проложил для современников и потомков морской путь в Индию. Советские историки, традиционно осуждавшие колониальную политику европейских государств, ставили да Гаму в один ряд с испанскими конкистадорами и, отмечая его несомненные заслуги как первопроходца, «обличали» его как алчного, беспощадного палача, принесшего горе и смерть в тихий и заповедный мир сказочного Востока.

Безусловно, отчасти они правы – Васко да Гама отнюдь не был бескорыстным миссионером. Он не только достиг таинственной Индии, но провёл там полноценную военную кампанию, завоевав для Португалии новые богатые колонии, и попутно способствовал формированию инновационных изменений в тактике морского боя. Португалец был фигурой противоречивой, но его открытия и деяния по своему масштабу и эпохальности несоизмеримо превосходят те несколько сухих строк, которые ему обычно отводят в учебниках. Постараемся взглянуть на жизнь великого первопроходца под немного другим углом.

Все дороги ведут в Индию

Нам Бог дарил властителей примерных,

Себя бессмертной славою покрывших,

Как наш король Жуан непобедимый,

Что в трудный час край отстоял любимый.

Луиш де Камоэнш, «Лузиады», песнь I, стих 13

Если посмотреть на карту Европы, становится ясно, почему португальцы ещё на самой заре становления своего государства обратили взоры к морю. Само геополитическое положение страны диктовало такую стратегию развития. На востоке были Арагон и Кастилия, которые вели упорную войну с Гранадским эмиратом и которым ещё только предстояло стать Испанией. На севере находилась огромная и богатая Франция. Ни там, ни там ловить, в общем, португальцам было нечего – разотрут и не поморщатся. Поэтому мореплавание и торговля были естественным историческим выбором Португалии, прижатой более сильными соседями к океану на западе Пиренейского полуострова.

Колониальная карта с гербами владетелей тех или иных земель, составленная португальским картографом Доминго Тейшейрой в 1573 году

Была и ещё одна проблема – страна лежала на периферии тогдашних торговых путей. Поэтому все дефицитные товары с Востока, особенно пряности, доходили до Португалии с большими ценовыми накрутками. Ко всему прочему, в середине XV столетия турецкий султан Мехмет II захватил Константинополь и двинулся на Балканы, оттесняя христианский мир от путей в Азию.

Португальские короли снаряжали всё новые и новые экспедиции, которые двигались на юг вдоль побережья Африки. Они основывали поселения и фактории в надежде рано или поздно достичь Индии – страны сказочных богатств и пряностей. Наконец, во второй половине XV века, при короле Жуане II, поиски принесли плоды. Сначала добравшийся до Индии по суше офицер Перу да Ковильян в отправленном на родину отчёте указал, что до Индии можно добраться по морю, а затем в 1488 году Бартоломеу Диаш сумел достичь крайней южной оконечности Африки и вышел в Индийский океан.

Огибая Африку, экспедиция попала в тяжелейший шторм, который чуть не погубил мореходов, и Диаш назвал южную точку «чёрного континента» мысом Бурь. Однако впоследствии король, воодушевлённый достижениями адмирала и его людей, дал ей новое название, под которым она известна и по сей день – мыс Доброй Надежды. Диаш хотел плыть и дальше, но команды кораблей, изнурённые долгим и опасным путешествием «за край земли», угрожая бунтом, потребовали от него распоряжения лечь на обратный курс.

Даже несмотря на это, король Жуан ликовал – рухнули старые убеждения, что Африка простирается до самого полюса, и теперь достижение индийских берегов было лишь вопросом времени. Король принялся было готовить новый поход на Восток, но в 1491 году внезапно трагически погиб его единственный сын Альфонсу, и весь запал монарха сразу испарился – Жуан погрузился в тоску, и лиссабонскому двору стало не до географических авантюр. Португальцы вернутся к идее индийского похода лишь спустя четыре года, уже при новом короле Мануэле I.

От дьявола, от турка и кометы…

Теперь я с вами, государь, прощаюсь

И к повести о Гаме обращаюсь.

Луиш де Камоэнш, «Лузиады», песнь I, стих 18

Насчет года рождения Васко да Гамы историки спорят до сих пор. Одни считают, что он появился на свет в 1460 году, другие – что в 1469-м. Доподлинно известно лишь то, что случилось это в приморском городке Синиш, находящемся на 160 километров южнее Лиссабона. Его отцом был алкайд (воевода) города рыцарь Эштевао да Гама, ведший свой род от сподвижника короля Альфонсу III Альвару Анниша да Гамы, который в середине XIII века отвоевал эти земли у мавров. Мать Васко, Изабель Содре, вела свой род от английского рыцаря Фредерика Садли. Кровь хоть и не «голубая», но происхождение вполне недурственное, так что юному да Гаме, третьему из пяти сыновей, светили не самые плохие жизненные перспективы.

Живя на берегу моря, трудно в него не влюбиться. Васко с братьями и другими мальчишками постоянно играл на берегу. Должно быть, он мечтал о том дне, когда ступит на просмоленные палубы могучих кораблей под снежно-белыми парусами и направится туда, за горизонт, сквозь бури, к сказочным заморским странам. Естественно, что мальчик с самых младых ногтей стал приобщаться к тонкостям морского дела.

Памятник Васко да Гаме в его родном городе Синиш

Однако была у него и другая тяга, бывшая полной противоположностью мечтам о морских походах: семья да Гама была очень набожной и воспитывала детей в соответствующем ключе. Васко всю свою жизнь оставался ревностным католиком, а в годы юности даже чуть было не стал монахом. Он принял два пострига из необходимых трёх, но в последний момент, видимо, тяга к морю всё же пересилила в нём религиозные устремления.

Фоном для поры взросления будущего первооткрывателя были ошеломляющие победы турок. Ещё в раннем детстве мальчик слышал рассказы об ужасной константинопольской резне, а затем вести о новых завоеваниях османов стали приходить в Португалию всё чаще. Слышал он и о комете, которую наблюдали в Европе через несколько лет после падения Константинополя и которую считали предвестием новых страшных бед для христианского мира. Снова и снова перед сном маленький Васко вместе с братьями повторял немудрёные слова молитвы, которой научил их отец: «От дьявола, от турка и кометы спаси нас, Господи» . Он не забудет эти детские страхи и пронесёт ненависть к мусульманам через всю свою жизнь.

Отцовские деньги позволили будущему адмиралу получить весьма хорошее по тем временам образование, однако юный Васко при первой же возможности предпочёл поменять теорию на практику, а гусиное перо – на острый клинок. Приключений не пришлось искать долго. На границе между Португалией и Кастилией как раз в те годы всполыхнула очередная малая война, которую вряд ли упомянут современные учебники. Пылали деревни, рыдали вдовы, на деревьях мерно покачивались покойники, а по приграничной полосе носились туда-сюда лихие ватаги молодцов в сияющих доспехах. К одному из таких отрядов и присоединился молодой да Гама.

Впрочем, пограничные стычки довольно скоро приелись юноше – его голодная до подвигов душа жаждала чего-то большего, и он знал, где это большее нужно искать. Конец 80-х годов XV века он провёл под палящим марокканским солнцем, участвуя в осаде Танжера крестоносным ополчением. Тогда же Васко вступил в католический воинский орден рыцарей Сантьяго, окончательно избрав войну с «неверными» делом всей жизни. Однако, как водится, судьба вновь перетасовала колоду, и ремесло крестоносца стало очередной несостоявшейся карьерой молодого да Гамы (наряду с монашеством).

Портрет молодого Васко

Марокканская кампания принесла Васко первую известность. По возвращении домой он отправился в Лиссабон, где был представлен ко двору. Попал он, что называется, «из огня да в полымя» - у побережья страны свирепствовали французские пираты, которые, ко всему прочему, захватили королевский «золотой» конвой, шедший из Гвинеи. Жуан II рассудил, что молодой герой Марокко, знакомый, к тому же, с корабельным ремеслом, отлично подойдёт на роль проводника монаршего гнева и в 1492 году приказал нанести ответный удар по французским торговым эскадрам, курсировавшим вблизи португальских берегов. Да Гама на мощном военном корабле прошёл вдоль побережья страны, захватывая и сжигая всё, что плавало под флагом с лилиями. Каперство стало третьей и последней из его несостоявшихся профессий.

Когда весной 1493 года Васко да Гама с победными вестями вернулся ко двору, произошло событие, изменившее как его жизнь, так и весь ход мировой истории. Из Нового Света на доверху нагруженной диковинами каравелле под испанским флагом вернулся Христофор Колумб. В ярко освещённой зале в окружении придворных король Жуан II принимал человека, сделавшего, как тогда казалось, невозможное. Он уже не был простым сыном генуэзского ткача и мечтателем – перед благородной публикой стоял герой. Многие, включая короля, пожалели, что не приняли некогда его рассказы всерьёз и отказали в снаряжении экспедиции. Присутствовал на этой аудиенции и Васко да Гама. Возможно, именно там, среди толпы перешёптывающихся придворных, он, наконец, понял, какой жребий ему уготовила переменчивая фортуна.

При всей сенсационности совершённого Колумбом открытия, в нём угадывалось одно серьёзное несоответствие. В распоряжении европейцев уже были определённые сведения об Индии, полученные, в том числе, и от Марко Поло, и эти описания никак не соотносились с рассказами дона Христофора. Нет, земля, которую открыл Колумб, определённо не была Индией.

На край света

Герои вышли в океан открытый

И бороздят валов мятежных гривы.

Корабль летит и, пеною омытый,

Взрывает гладь жемчужную заливов.

И белый парус, ветрами обвитый,

Над океаном реет горделиво.

И прочь несутся, в страхе цепенея,

Стада детей бесчисленных Протея.

Луиш де Камоэнш, «Лузиады», песнь I, стих 19

В 1495 году, после смерти Жуана, на португальский престол взошёл новый король. Ввиду отсутствия у усопшего монарха живых сыновей им стал представитель младшей ветви Ависской династии герцог Мануэл Визеу, короновавшийся под именем Мануэла I. Уже потом, спустя годы, народ дал ему прозвище «Счастливый».

Мануэл I Счастливый

Новый король всерьёз вознамерился закончить начатое Бартоломеу Диашем и достичь берегов Индии. К слову, в адмиралы нового похода прочили именно Диаша, но Мануэл решил по-другому. Никто не знал, как встретят в сказочной Индии португальцев, поэтому тут нужен был не только опытный мореход, но, в первую очередь, человек с военным опытом, стойкий и решительный. Именно такими качествами, по мнению короля, обладал бывший крестоносец и капер Васко да Гама. Историк XVI века Гаспар Корреа дал весьма высокопарное описание встречи короля и будущего первооткрывателя:

«Однажды король сидел в зале, где он работал за столом, давая приказания. Случайно король поднял глаза, когда по залу проходил Васко да Гама. Он был его придворным, человеком благородного происхождения… Этот Васко да Гама был скромным, смышлёным и смелым человеком. Король задержал на нём свой взор, сердце его дрогнуло, он подозвал его, и, когда тот преклонил колено, король сказал: «Я буду рад, если вы возьмётесь совершить поручение, где придётся много потрудиться». Васко да Гама поцеловал руку короля, ответив: «Я, государь, слуга ваш и исполню любое поручение, хотя бы оно стоило мне жизни» .

Доподлинно неизвестно, так ли было на самом деле, тем более что сам Корреа появился на свет лишь спустя год после этих событий.

Король не жалел средств на подготовку экспедиции. Для кораблей был выделена превосходная древесина, заготовленная ещё при Жуане II. Постройкой руководил лично Бартоломеу Диаш. Именно ему принадлежала идея заменить косые паруса четырёхугольными, а сами корпуса сделать более массивными и обладающими большим водоизмещением. В соответствии с его коррективами были построены «Сан-Габриэль» и «Сан-Рафаэль», оба с водоизмещением в 120–150 тонн. Двумя другими кораблями эскадры стали чуть меньшая в размерах каравелла «Берриу» и так называемая «ретонда» - судно-склад, перевозящее провизию, ремонтные материалы и прочее необходимое. Сам да Гама поднял свой штандарт на флагмане «Сан-Габриэль». Командование «Сан-Рафаэлем» принял его брат Паулу, на мостик «Берриу» заступил опытнейший Николау Коэлью, а «ретонда» была доверена Гонсало Нуньешу.

Пока на верфях шли работы, придворные картографы тоже не сидели без дела – они собирали воедино все сведения, которыми располагали и которые могли пригодиться экспедиции. Переводились на португальский и известные записки арабских мореходов. Не побрезговали и весьма популярной в то время астрологией, обратившись за предсказанием к известному астроному и прорицателю, еврею Аврааму Закуту, который посулил экспедиции удачный исход. Оставим другим рассуждения о роли высших сил в начинании да Гамы. Заметим лишь, что несколькими годами ранее Авраам Закут аналогичным образом предсказал открытие Индии и Христофору Колумбу.

По приказу короля экспедицию должны были усилить самые опытные моряки страны, в том числе и те, кто когда-то плавал с Диашем. Общее число участников похода составило приблизительно 170 человек. На корабли грузили порох, оружие, провизию и товары, которые, по замыслу короля, могли стать предметом торговли с заморскими купцами. В их число входили стеклянные бусы, сукно, мёд в деревянных бочонках, зеркала и прочая утварь, произведённая руками европейских умельцев. Понимая всю важность миссии да Гамы, король Мануэл наделил его широчайшими полномочиями:

«В зависимости от того, что он считал более подходящим, мог вести войну или заключать мир, делаться купцом, воином или послом и, в свою очередь, посылать посольства к королям и правителям и писать письма за своей подписью, как он находил нужным… ибо король считал, что Васко да Гама сам будет знать, что нужно делать, так как он всё более и более нравился королю» .


Маршруты португальских и испанских первооткрывателей эпохи Великих географических открытий

Наконец, к лету 1497 года все приготовления были закончены. Жарким днём 8 июля, отстояв торжественный молебен в присутствии короля, моряки и офицеры взошли на корабли и покинули гавань Лиссабона, отправляясь в неизвестность. Остаток лета и большую часть осени эскадра шла на значительном расстоянии от африканского берега, опасаясь сильных встречных ветров. Дни сменялись днями, матросская рутина поглотила экипажи, а сам адмирал коротал вечера над записями Марко Поло, снова и снова рисуя в своём воображении вожделенную Индию.

В начале ноября было решено причалить к берегу, чтобы провести необходимые ремонтные работы и пополнить запасы пресной воды. Бухту, лежащую между 32 и 33 градусами южной широты, в которую 4 ноября вошла эскадра, назвали Святой Еленой. Пока одни приводили корабли в порядок, другие исследовали новую землю в поисках людей. Уже на второй день португальцам встретились несколько аборигенов, одного из которых удалось поймать. С большим трудом, при помощи жестов европейцы смогли ему объяснить, что они не враги его народу. Негра усадили за стол и накормили, а вскоре к лагерю вышли ещё полтора десятка его соплеменников. Очевидец так описал местных жителей:

«У жителей этой страны кожа тёмно-коричневая. Еда их состоит из мяса тюленей, китов и газелей и из корней трав. Они одеты в шкуры и вооружены копьями из масличного дерева, на концах копий укреплены закалённые на огне рога. У них много собак, и эти собаки похожи на португальских и лают так же. Птицы в этой стране тоже очень похожи на португальских – это кормораны, галки, горлицы, жаворонки и многие другие» .

И хотя было очевидно, что торговать с небогатыми аборигенами не выйдет, а переводчики вряд ли смогут найти с ними общий язык, отношения между европейцами и африканцами установились вполне благожелательные, так что моряки могли отдыхать и делать свои дела, ничего не опасаясь.

Однако вскоре всё изменилось. В один из дней португалец Фернао Велозо решил подробнее разведать, как живут аборигены, и увязался за их маленькой группой, следовавшей в родную деревню. Солнце клонилось к закату, когда размеренную жизнь португальского лагеря потревожили вопли Велозо, а через несколько мгновений на берегу показался и он сам, улепетывающий от толпы разъярённых негров. Что такого сделал в местной деревеньке этот солдат, чтобы так разозлить её население, осталось загадкой, однако за ним давно закрепилась репутация задиры и любителя ввязываться в конфликты, поэтому, вероятно, такой исход был делом вполне закономерным.

Португальцы бросились на защиту товарища, завязалась потасовка, в ходе которой появились раненые с обеих сторон, включая самого да Гаму, получившего стрелу в ногу. Уступавшие в численности, но превосходящие местных во всём остальном, европейцы смогли отразить этот натиск и отбить своего, однако всем стало ясно, что спокойным дням в бухте Святой Елены пришёл конец. Спустя два дня, 16 ноября, португальская эскадра вышла в открытое море и продолжила свой путь. 22 ноября флотилия обогнула мыс Доброй Надежды и стала двигаться на Северо-Восток.

Литература:

  • Камоэнс Л. Сонеты. Лузиады, пер. О. Овчаренко, М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 504 с.
  • Келли Д. Порох. От алхимии до артиллерии: история вещества, которое изменило мир, пер. А. Турова, М.: Колибри, 2005. – 340.
  • Кунин К. И. Васко да Гама, М.: Молодая гвардия, 1947. - 324 с.
  • Можейко И. В., Седов Л. А., Тюрин В. А. С крестом и мушкетом, М: Наука, 1966. – 256 с.
  • Субботин В. А. Великие открытия. Колумб. Васко да Гама. Магеллан. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 272 с.
  • Харт Г. Морской путь в Индию, пер. Н. В. Банникова, М.: Издательство иностранной литературы, 1954. – 339 с.

После открытия испанской экспедицией Христофора Колумба «Западной Индии», португальскому правительству нужно было спешить, чтобы закрепить за собою права на Восточную Индию, тем более что определенные успехи у португальцев в этом направлении имелись. Еще при Генрихе Мореплавателе (португальский принц 1394-1460) португальцы хорошо изучили северный берег Африки и часть западного берега этого континента. Генрих Мореплаватель всего один раз вступил на борт корабля, однако он всячески поддерживал мореплавание в Португалии. Заслуга его и в том, что он заставил морских путешественников отказаться от бытовавшего еще в античные времена мнения, что на юг плавать нельзя – южное море кипит. После него маленькая Португалия устремилась на поиски (terra incognito) неизвестной Южной Земли.

Бейкер разделил все экспедиции португальцев, связанные с открытием морского пути в Индию, на пять хронологических этапов:

1– этап 1415-1434 года. Португальцам удалось обогнуть мыс Болдар.

2–этап 1434-1462 года ознаменовался успешным продвижением вглубь Африки до Гвинейского залива.

3–этап 1470-1475 гг. Португальские путешественники достигли экватора.

4–этап 1482-1488 гг. занят экспедициями двух исследователей: Диего Кана и Бартоломеу Диаса. Вместе они закончили исследование западного побережья Африки, и Диас обогнул южную часть этого континента – мыс Доброй Надежды, названный им Мысом Мучений.

5–этап 1497-1500 гг. После открытия испанцами Америки, завершить открытие морского пути в Индию было поручено португальцам во главе с Васко да Гамой. Его основной задачей было пройти те 800 миль неисследованного берега, которые отделяли достигнутый Диасом рубеж от района хорошо известного арабским морякам. Уже одно это обеспечивало Васко да Гаме почетное место среди великих исследователей; но выполнение этой задачи составляет лишь небольшую часть его достижений, и отняло у него один месяц, остальное время – 20 месяцев он занимался изучением и описанием вновь открытого побережья Африканского материка.

В 1497 году была снаряжена экспедиция Васко да Гамы. В его распоряжение было три корабля и одно вспомогательное судно с провиантом. Экипаж всех судов составил 150 — 170 человек. Летом 1497 года экспедиция вышла из Лиссабона, через 4,5 месяца достигла мыса Доброй Надежды. В конце января 1498 года Васко да Гама открыл устье огромной реки Замбези и ввел туда свои корабли. Он объявил эту область владениями португальского короля и поставил на берегу Замбези «гербовый столб». Больные цингой моряки нуждались в лечении, и экспедиция провела здесь целый месяц. Эта часть Африки была густо населена, местные негры понимали некоторые арабские слова и носили хлопковые ткани. Это был хороший знак: если не Индия, то Аравия была сравнительно недалеко, и Васко да Гама назвал Замбези «рекой Добрых предзнаменований». К северу от Замбези лежал город Мозамбик, здесь жили арабские купцы. Арабы очень удивились, увидев здесь европейцев, но затем, когда они узнали, что экспедиция идет в Индию, они дали Васко да Гаме опытного лоцмана – араба Ахмед ибн Маджида, который должен был помешать экспедиции, посадив корабли португальцев на мель. Благодаря счастливой случайности, португальцам удалось избежать страшной опасности, и 20 мая 1498 года эскадра бросила якорь перед Каликутом. Сотни людей окружили невиданные европейские корабли. Португальцы слышали приветствия на всевозможных языках, т.к. Каликут был в то время одним из важнейших портов в мире. За этой триумфальной встречей последовало отрезвление. Первыми опомнились арабские купцы. Васко да Гама нагружал свои корабли пряностями, арабы поняли, что они теряют нити торговли, и начали настраивать местные власти и населения против чужеземцев. После нескольких инцидентов Васко да Гама «приветствовал индусов пушечными ядрами» и отплыл на родину. День 20 мая 1498 года, когда Васко да Гама бросил якорь у Каликута, оказался роковым днем в истории Индии. С этого времени начались, как писал Маркс, «первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии». Экспедиция Васко да Гамы принесла огромную прибыль португальской короне. Счастливый мореплаватель привез на родину драгоценные камни, шелка, ювелирные изделия из серебра и слоновой кости и большой груз пряностей. Немедленно в Лиссабоне был организован целый флот из 13 кораблей, с экипажем 1500 человек. Начальником этой большой экспедиции был назначен Кабрал, которому был знаком (по картам) путь, но в тропической части Атлантического океана его корабли попали в полосу безветрия и были отнесены экваториальным течением далеко на запад. Порыв ветра прибил португальские суда к неизвестной земле, к восточной части Южной Америки, названой впоследствии Бразилией. Кабрал не нашел ничего интересного на берегах Новой земли. Он не знал и не мог знать, что она составляет часть Западной Индии (Америки), открытую . Все-таки Кабрал отослал один корабль в Португалию с сообщением об открытии новой земли, и португальское правительство вскоре отправило экспедицию для дальнейших открытий в западной части Атлантического океана (в этой экспедиции, вероятно, принимал участие Америго Веспуччи).

Еще в 1494 году между Испанией и Португалией был заключен Тордесильясский договор. Он установил условную демаркационную линию между владениями Испании и Португалии. Она проходила в Атлантическом океане, к западу от островов Зеленого мыса по 50 меридиану. Все земли «западнее» 46 градусов 30 минут западной долготы принадлежали Испании, восточнее — Португалии. Договор был утвержден папой Александром VI Борджиа. Этот договор заранее лишил французов, англичан, немцев права в будущем открывать какие-либо земли. Он был лишен внутренней убедительности и уже французский король Франциск I заявил, что если папа не уполномочен нашим прародителем Адамом распоряжаться земным шаром, значит и он, Франциск I, такой же прямой потомок Адама, не обязан соблюдать этот договор. Эта шутка отражала реальное положение вещей – авторитет пап был не высок. Тем более это относится к Александру VI Борджиа, который «прославился» нарушениями не только христианской морали, но и всех статей уголовного права. Это он, пригласив однажды на обед одиннадцать кредиторов, отравил их всех и так покончил со своими долговыми обязательствами. Этот договор «не запрещал» португальцам искать дорогу к Островам Пряностей. Вскоре мореплаватели освоились в Юго-Восточной Азии, вытеснив мусульманских купцов. В 1511 году они хитростью захватили Малакку, куда доставлялись пряности с Молуккских островов. Через год подданные короля Мануэля Счастливого нашли путь и к Островам Пряностей. Поток перца и гвоздики хлынул в Лиссабон. Португалия стала величайшей и богатейшей морской державой. Через несколько лет ее корабли достигли Китая и Японии.

Неизвестно, был бы португальцами открыт морской путь в Индию в конце XV века, если бы в этом открытии не был заинтересован сам король, и оно не влекло за собой существенные политические и материальные изменения положения страны в мире. Ведь как бы искусны и бесстрашны не были мореходы, но без поддержки (прежде всего, финансовой) в лице короля такие масштабные экспедиции имели мало шансов на успех.

Так зачем же был нужен морской путь в Индию?

Надо сказать, что добраться до далекой, но такой манящей своими богатствами Индии по морю было просто необходимо Португалии в то время. По своему географическому положению эта европейская страна находилась вне основных торговых путей XV века, а потому не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Своих изделий, которые можно выставить на продажу, у португальцев было не так уж много, а всевозможные ценные товары с Востока (пряности и прочее) приходилось покупать очень дорого. Страна же была ослаблена в финансовом отношении Реконкистой и войнами с Кастилией.

Однако расположение Португалии на географической карте мира, безусловно, обеспечивало ей большие преимущества в исследовании западных берегов Африки и все же давало надежду открыть морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал осуществлять португальский принц Энрике, который стал известен в мире как Генрих Мореплаватель (он приходился дядей королю Португалии Афонсу V). При том, что сам принц ни разу не выходил в море (считается, что он страдал морской болезнью), он стал идейным вдохновителем морских походов к африканским берегам.

Самое интересное для Вас!

Постепенно португальцы продвигались дальше на юг и привозили все больше и больше рабов и золота с берегов Гвинеи. С одной стороны, инфант Энрике был инициатором экспедиций на Восток, привлекал астрономов, математиков, разработал целую программу для флота, и в тоже время, все действия его были подчинены корыстным соображениям – добыть побольше золота и рабов, занять более весомое положение среди знати. Такое уж было время: добродетель и порок смешались в не распутываемый клубок…

После смерти Генриха Мореплавателя морские экспедиции на некоторое время приостановились. К тому же, несмотря на многочисленные попытки, моряки, снаряженные Энрике, не достигли даже экватора. Но вскоре ситуация изменилась. В конце 80-х годов XV века португальский офицер, добравшийся до Индии по суше, подтвердил, что до «страны пряностей» можно добраться по морю. И параллельно с этим Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды: сумел обогнуть африканский материк и вышел из Атлантического океана в Индийский.

Таким образом, были окончательно разбиты предположения древних ученых о том, что Африка – это континент, распростертый до Южного полюса. К слову, возможно, именно Бартоломеу Диашу могла бы принадлежать слава открытия морского пути в Индию, но его матросы после выхода в воды Индийского океана наотрез отказались плыть дальше, поэтому он вынужден был вернуться в Лиссабон. Позднее Диаш помогал Васко да Гама в организации его экспедиций.

Почему именно Васко да Гама?

Сегодня, мы не можем достоверно узнать, почему же именно Васко да Гама был избран возглавить экспедицию на Восток, потому что в истории сохранилось не так много сведений об этом знаменательном путешествии. Все исследователи хроник того периода сходятся в едином мнении, что для события такого масштаба, записей о подготовке экспедиции на удивление мало.

Скорее всего, выбор пал на Васко потому, что помимо его превосходных навигационных знаний и опыта, он обладал еще и «нужным» характером. Подробнее о биографии Васко да Гамы . Он хорошо знал человеческую натуру, умел обращаться с судовой командой, мог укротить взбунтовавшихся матросов (что не раз демонстрировал). Кроме того, глава экспедиции должен был уметь вести себя при дворе и общаться с иностранцами, как цивилизованными, таки и варварами.

В да Гаме как раз и сочетались все эти качества: он был прекрасным мореходом – осторожным, искусным и ловким, в совершенстве владел навигационной наукой того времени, в то же время он умел вести себя при дворе, быть прислужливым и настойчивым одновременно. При этом особой сентиментальностью и нежностью не отличался — ему было вполне по силам взять в плен рабов, отнять силой добычу, завоевать новые земли — что и было основной целью португальской экспедиции на Восток. Хроники отмечают, что род да Гама был известен не только своей отвагой, но и своеволием, склонностью к ссорам.

Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Экспедиция в Индию должна была состояться сразу же после получения обнадеживающих сведений, которые бы подтвердили наличие морского пути в Индию. Но смерть сына короля Жуана II на несколько лет отодвинула это событие: король оказался настолько опечален, что не был в состоянии вести столь масштабные проекты. И только после смерти Жуана II и вступления на трон короля Мануэла I, при дворе вновь активно заговорили об открытии морского пути на Восток.

Все было подготовлено самым тщательным образом. Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами.

Помимо прочего, по устоявшемуся обычаю, были заготовлены и погружены на борт три каменных столба-падрана, для обозначения принадлежности вновь открытых или завоеванных земель Португалии. По приказу Мануэла I эти падраны были названы «Сан-Рафаэл», «Сан Габотэал» и «Санта-Мария».

Помимо моряков в этой экспедиции приняли участие астроном, писарь, священник, переводчики, владеющие арабским языком и языками туземцев, и даже с десяток преступников, которых брали специально для выполнения самых опасных поручений. В общей сложности в экспедицию отправилось не менее 100 человек (по подсчетам отдельных историков – от 140 до 170).

Трехлетнее плавание требовало немалых запасов продовольствия. Основным продуктом питания были сухари, для их сушки по приказу Мануэла I в порту были установлены специальные печи. Трюмы до отказа были загружены сыром, солониной, вяленой и соленой рыбой, водой, вином и уксусом, оливковым маслом, а также рисом, чечевицей и другими бобами, мукой, луком, чесноком, сахаром, медом, черносливом и миндалем. С избытком были взяты порох, каменные и свинцовые ядра, оружие. Для каждого корабля предусматривались по три смены паруса и канатов, в расчете на несколько лет плавания.

Надо отметить, что в качестве подарков африканским и индийским правителям, были взяты самые дешевые вещи: бусы из стекляшек и олова, штаны в широкую полоску и ярко-алые шапки, мед и сахар… ни золота, ни серебра. Такие дары были больше рассчитаны на дикарей. И это впоследствии не останется незамеченным.Все корабли были великолепно оборудованы артиллерией (от 12 до 20 пушек на каждом судне), личный состав также был вооружен – холодным оружием, алебардами, арбалетами. Перед выходом в море в церквях были проведены торжественные службы и всем участникам дальнего похода заранее были отпущены грехи. Во время этого плавания Васко да Гама не раз проявит не лучшие свои качества: жестокость, нередко бессмысленную, алчность, однако у него заранее уже была индульгенция.

Прощание короля с экспедицией

Торжественное прощание дона Мануэла с да Гамой и его офицерами состоялось в Монтемор-у-нову, одном из старейших городов Португалии, в 18 милях к востоку от Лиссабона. Все было обставлено с поистине королевской пышностью и величием.

Король произнес речь, в которой выражал надежду, что его подданные сделают все возможное и невозможное, чтобы совершить это богоугодное дело, потому что расширение земель и владений Португалии, а также увеличение ее богатства – есть лучшее служение стране. В ответной речи Васко да Гама благодарил короля за предоставленную ему высокую честь, и принес клятву служить своему королю и стране до последнего вздоха.

Первое путешествие в Индию (1497-1499)

8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Первые месяцы экспедиции прошли достаточно спокойно. Португальцы не стали останавливаться на Канарских островах, чтобы не выдавать испанцам цели своего путешествия, пополнили запасы пресной воды и провизии на островах Зеленого мыса (тогда это были владения Португалии).

Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды, который в этот раз повел себя как мыс Бурь (его первое название).

Шторма были такие сильные, что почти все моряки требовали от капитана возвращения на родину. Но мореход на их глазах выбросил в море все квадранты и навигационные приборы в знак того, что обратного пути нет. Хотя историки сходятся во мнении, что, наверное, все-таки не все, а почти все. Скорее всего, запасные приборы у капитана все же остались.

Итак, обогнув южную оконечность Африки, флотилия сделала вынужденную остановку в бухте Моссел бей. Транспортное судно, перевозившее припасы, было настолько сильно повреждено, что решено было его разгрузить и сжечь. К тому же часть моряков умерло от цинги, не хватало людей для обслуживания даже оставшихся трех кораблей.

16 декабря 1497 года экспедиция оставила позади последний столб-падран Бартоломеу Диаша. Далее их путь лежал вдоль восточного побережья Африки. Воды Индийского океана, в которые вступил Васко, уже не одно столетие составляли морские торговые пути арабских стран, и португальскому первопроходцу пришлось непросто. Так в Мозамбике он получил приглашение в покои султана, но товары европейцев не впечатлили местных торговцев.

Португальцы произвели негативное впечатление на султана, и флотилия была вынуждена поспешно ретироваться. Оскорбленный Васко да Гама отдал приказ дать несколько залпов из пушек по прибрежным селениям. Чуть позже в портовом городе Момбаса, куда корабли экспедиции вошли в конце февраля, португальцами было захвачено и разграблено арабское судно, а 30 человек экипажа взято в плен.

Более гостеприимно их встретили в Малинди. Здесь, после долгих поисков, да Гама смог нанять опытного лоцмана, знавшего путь до Индии, так как понимал, что им предстоит пересечь неведомый до этого Индийский океан. На личности этого лоцмана стоит остановиться подробнее. Ибн Маджид Ахмад (полное имя Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, приблизительные годы жизни 1421-1500) – арабский моряк родом из Омана, лоцман, географ и писатель XV века. Происходил из семьи навигаторов, его дед и отец водили суда в акватории Индийского океана.

Когда пожилой моряк и его матрос с достоинством поднялись на борт «Сан-Габриаэл» Васко да Гама еле сдерживал свое волнение, вглядываясь в непроницаемое лицо араба, пытаясь понять, многое ли он понимает в навигации. Оно и понятно, от этого человека зависела судьба всей экспедиции.

Васко да Гама продемонстрировал Ахмаду ибн Маджиду астролябию и секстант, но на того эти приборы не произвели должного впечатления. Араб лишь мельком взглянул на них и ответил, что арабские навигаторы используют другие инструменты, достал и дал посмотреть их да Гаме. Кроме того, перед Васко была разложена подробная и точная арабская карта всего индийского побережья с параллелями и меридианами.

После этого общения у предводителя португальской экспедиции не осталось сомнений, что в этом лоцмане он приобрел большую ценность. Сами арабы и турки называли Ахмада ибн Маджида «львом моря», португальцы же дали ему прозвище Малемо Кана, что значит «знаток морского дела и астрономии».

24 апреля 1498 года арабский лоцман вывел португальские корабли из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. И 20 мая 1498 года все три португальских корабля пришвартовались у индийского города Каликут (сегодня Кожикоде).

Несмотря на то, что Каликутский правитель встретил португальцев более чем гостеприимно – их приветствовал парад из более чем трех тысяч солдат, а сам Васко да Гама был удостоен аудиенции правителя, пребывание на Востоке нельзя было назвать успешным. Подарки португальцев арабские торговцы, служившие при дворе, сочли не достойными, а сам да Гама напоминал им скорее пирата, чем посла европейского королевства.

И хотя торговля португальцам была разрешена, их товар шел плохо на местном рынке. К тому же возникли разногласия по выплатам пошлин, на которых настаивала индийская сторона. Не видя смысла больше оставаться, Васко отдал приказ отплывать из Каликута, а заодно прихватил с собой двадцать рыбаков.

Возвращение в Португалию

Португальцы не ограничивались торговыми операциями. На обратном пути они разграбили несколько торговых кораблей. На них самих также нападали пираты. Правитель Гоа пытался хитростью заманить эскадру, чтобы использовать корабли в своих военных походах на соседей. Плюс ко всему те три месяца, что длился путь до берегов Африки, стояла невыносимая жара, и экипаж сильно болел. В таком плачевном состоянии 2 января 1499 года флотилия подошла к городу Магадишо. Встать на якорь и сойти на берег да Гама не решился — слишком малочисленной и измученной была команда,- но чтобы «заявить о себе» приказал обстрелять город из судовых орудий.

7 января мореплаватели бросили якорь в порту Малинди, где несколько дней отдыха, хорошая еда и свежие фрукты позволили команде поправиться и вновь набраться сил. Но все же потери экипажа были столь велики, что один из кораблей пришлось сжечь. 20 марта миновали мыс Доброй Надежды. 16 апреля от островов Зеленого мыса Васко да Гама отправил один корабль вперед, и 10 июля король Португалии принял весть о том, что морской путь в Индию проложен. Сам Васко да Гама ступил на родную землю лишь в конце августа – начале сентября 1499 года. Его задержали в пути болезнь и смерть брата Паулу.

Из 4 кораблей и 170 моряков возвратилось лишь 2 судна и 55 человек! Однако если смотреть по финансовой составляющей, первая португальская морская экспедиция в Индию была очень успешной – привезенные товары были проданы на сумму, в 60 раз превышающие траты на ее снаряжение!

Второе путешествие в Индию (1502-1503)

После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.

Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.

В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.

В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.

Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.

Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

zkzakhar

Так сложилось, что большинство грандиозных географических открытий припадает на эпоху Возрождения. Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Эрнандо Кортес – вот неполный список первооткрывателей новых земель того времени. К когорте славных путешественников присоединяется и португальский покоритель Индии Васко да Гама.

Молодые годы будущего мореплавателя

Васко да Гама – один их шестерых детей алкайда португальского городка Синиш Эштевана да Гама. Предок Васко Алвару Анниш да Гама служил во времена Реконкисты верой и правдой королю Афонсу III. За выдающиеся заслуги, проявленные при борьбе с маврами, Алвару был награжден и посвящен в рыцари. Приобретенный титул впоследствии унаследовали потомки отважного воина.

В обязанности Эштевана да Гама входило от имени короля курировать выполнение законов во вверенном ему городке. Вместе с потомственной англичанкой Изабель Содре он создал крепкую семью, в которой в 1460 году и родился третий сын – Васко.

Мальчик с детства бредил морем и путешествиями. Уже, будучи школьником, он с удовольствием изучал основы навигационного дела. Это увлечение впоследствии пригодилось ему в дальних путешествиях.

Приблизительно в 1480 году молодой да Гама вступает в Орден Сантьяго. С молодых лет юноша активно участвовал в сражениях на море. Он преуспел настолько, что в 1492 году захватил французские суда, которые завладели португальской каравеллой, везшей из Гвинеи значительные запасы золота. Именно эта операция была первым успехом Васко да Гама, как мореплавателя и военного.

Предшественники Васко да Гамы

Экономическое развитие Португалии эпохи Возрождения напрямую зависело от торговых международных маршрутов, от которых на то время страна находилась весьма отдаленно. Восточные ценности – пряности, драгоценности и другие товары, приходилось приобретать по очень высокой стоимости. Изможденная Реконкистой и войной с Кастилией, португальская экономика не могла позволить таких затрат.

Однако географическое расположение страны способствовало открытию новых торговых путей на берегах Черного континента. Именно через Африку португальский принц Энрике надеялся найти дорогу в Индию, чтобы в дальнейшем беспрепятственно получать товары с Востока. Под руководством Энрике (в истории – Генрих Мореплаватель), был исследован весь восточный берег Африки. Оттуда привозили золото, рабов, там создавались опорные пункты. Однако, несмотря на все старания, корабли подданных Энрике не достигли экватора.

После смерти инфанта в 1460 году внимание к экспедициям на южные побережья несколько угасло. Но после 1470 года интерес к африканской стороне снова возрос. Именно в тот период были открыты острова Сан-Томе и Принсипи. А 1486 год ознаменовался открытием большой части южного берега Африки вдоль экватора.

При правлении Жуана II неоднократно было доказано, что, обогнув Африку, можно с легкостью достичь берегов вожделенной Индии – кладезя восточных чудес. В 1487 году Бартоломео Диашом был открыт мыс Доброй Надежды, доказав, что Африка не простирается до самого полюса.

Но само достижение индийских берегов произошло значительно позже, уже после смерти Жуана II и при правлении Мануэла I.

Подготовка экспедиции

Путешествие Бартоломео Диаша дала возможность построить четыре корабля, соответствующих требованиям длительного путешествия. Одним из них, флагманским парусником «Сан-Габриэл» командовал сам Васко да Гама. Три остальных – «Сан-Рафаэл», «Берриу» и транспортное судно шли под руководством брата Васко Паулу, Николау Коэльо и Гансало Нуниша. Проводником путешественников был легендарный Перу Алекер, ходивший еще с самим Диашем. Кроме моряков, в состав экспедиции входили священник, писарь, астроном и несколько толмачей, знающих туземские наречия.

Кроме разнообразной провизии и питьевой воды, судна были оснащены и многочисленным оружием. Алебарды, арбалеты, пики, холодные клинки, пушки были призваны защищать экипаж в случае опасности.

В 1497 году после длительной и тщательной подготовки экспедиция под руководством Васко да Гама покинула родные берега и двинулась навстречу вожделенной Индии.

Первое плавание

8 июля 1497 года армада Васко да Нама отошла от берегов Лиссабона. Экспедиция держала курс на мыс Доброй Надежды. Обогнув его, суда с легкостью достигали берегов Индии.

Маршрут армады простирался вдоль Канарских островов, принадлежащих уже в то время Испании. Далее флотилия пополнила запасы на островах Зеленого мыса, и, углубившись в Атлантический океан, достигнув экватора, корабли повернули на юго-восток. Долгие три месяца моряки были вынуждены плыть по бесконечной воде, прежде чем земля показалась на горизонте. Это была уютная бухта, названная впоследствии островом Святой Елены. Запланированный ремонт кораблей был прерван внезапным нападением на моряков местных жителей.

Жестокие погодные условия ставили перед моряками настоящие испытания. Союзниками штормов были цинга, поломка кораблей и негостеприимные аборигены.

На пути в Индию путешественники останавливались на берегах Мозамбика, в порту Момбаса, на территории Малинди. Прием португальских кораблей был разным. Султан Мозамбика заподозрил Васко да Гама в нечестности, и морякам пришлось в спешке покидать берега страны. Шейх Малинди был в восхищении от подвигов да Гамы, который по дороге к Кении успел разбить арабское доу и захватить в плен 30 арабов. Правитель заключил с Васко союз против общего врага и дал опытного лоцмана для пересечения Индийского океана.

несмотря на некоторое разочарование от торговли с индийцами, большие человеческие потери и то, что в родную бухту вернулись два корабля из четырех, первый опыт путешествия в Индию был весьма позитивен. Доходы от продажи индийских товаров превысили затраты на экспедицию португальцев в 60 раз.

Второе путешествие на Восток

В перерыве между первым и вторым походом к индийским берегам Васко да Гама успел жениться на Катарине ди Адаиди, дочери алкайда Алвора. Однако, непомерные амбиции и жажда к путешествиям принудили Васко принять участие во второй аркаде Португалии. Организована она была с целью усмирения индийцев, сжегших португальскую факторию и выгнавших европейских торговцев из страны.

Вторая экспедиция к индийским берегам состояла из 20 кораблей, 10 из которых шли на Индию, пять препятствовали арабской торговле и пять охраняли фактории. Экспедиция вышла в море 10 февраля 1502 года. В результате проведения ряда операций были открыты португальские фактории в Софале и Мозамбике, побежден и обложен данью эмир Килвы и сожжено арабское судно вместе с пассажирами-паломниками.

В борьбе с непокорным заморином Каликуты, Васко да Гама был беспощаден. Обстрелянный город, повешенные на мачтах индийцы, отрубленные конечности и головы несчастных, присланные заморину – все эти зверства были ответом на ущемления интересов португальцев. Вследствие подобных действий в октябре 1503 года португальская флотилия без особых потерь и с огромной добычей вернулась в порт Лиссабона. Васко да Гама был награжден графским титулом, повышением пенсии и земельными владениями.

Третье плавание Васко да Гамы и его кончина

Цель достичь Индии – страны богатой и красочной, вне всяких тогдашних европейских мерок – была поставлена принцем Энрике Мореплавателем как наиглавнейшая задача внешней и внутренней политики Португалии в первой половине XV века. Это был амбициозный геополитический проект, для осуществления которого на протяжении десятилетий не жалели средств, кораблей, их команд и прочих ресурсов.

Высадка Кабрала в Порту-Сегуру. Художник Оскар Перейра да Силва

Принц Энрике справедливо считал, что путь, проложенный на восток, станет прямой дорогой, которая приведет его страну к богатству и величию, трансформирует ее из захолустной европейской окраины в одного из главных политических игроков. В 1498 году, после бесчисленных усилий, эскадра под командованием неутомимого Васко да Гамы достигла, наконец, Каликута. Домой вернулась едва ли не треть личного состава экспедиции, однако начало было положено. Теперь руководство Португалии в лице Мануэла I и его приближенных стремилось закрепить первоначальный успех. Почетная обязанность стать вторым после сурового Васко да Гамы выпала Педру Алваришу Кабралу.

Второй

Лиссабон вновь провожал уходящие корабли – не в первый раз, и таких проводов будет еще много. Король, пестрая толпа придворных – богатые наряды вельмож, уже почувствовавших вкус колониальной роскоши, были разбавлены строгими сутанами духовенства, тоже имевшего свою долю в заморской торговле. Зеваки, солдаты, торжественные речи, молитвы и напутствия. 9 марта 1500 года 13 тяжело груженных кораблей покинули устье реки Тахо и стали медленно продвигаться к горизонту.


Флот Педро Кабрала в его плавании к берегам Бразилии. Фрагмент из Libro das Armados

Эта экспедиция была гораздо более многочисленной и лучше оснащенной, нежели предприятие Васко да Гамы. Известия о том, что при дворе индийского раджи вовсю заправляют мавританские купцы, было встречено в Лиссабоне со своеобразным пониманием. Враг старый, враг известный, мавры были величиной небезопасной даже в далекой Индии. Посему в составе экспедиции было много военных – теперь, при случае, можно было не валять дурака, представляясь мирными негоциантами, ищущими христианские страны, а без лишних церемоний извлекать из ножен стальные лезвия. придется пускать в ход тем более, если местные власти окажутся не достаточно понятливыми на предмет нежелательности дружбы с неверными.

Разумеется, Католическая церковь никак не могла оставить без своего строго внимания столь масштабное предприятие, как экспедиция в Индию. И совершенно очевидно, что церковь как структура всеобъемлющая имела в этом деле свои интересы, часть из которых, впрочем, была весьма далека от спасения души и прочих теологических изысканий. Из-за таких непростых обстоятельств монашеские рясы были отнюдь не редким вкраплением на палубах уходящих в плавание кораблей. В многочисленных инструкциях, полученных Кабралом, указывалось, что прежде чем прибегать к силовым методам воздействия на индийские власти, следует предоставить слово представителям церкви, чтобы они дали шанс еретикам и идолопоклонникам обратиться в истинную веру.

Третьей важной составляющей экспедиции были купцы и прочий деловой люд. Кроме меча и слова имелся еще один, не менее действенный фактор – золото. Торговцы отправлялись в Индию для заключения сделок, завязывания отношений и, разумеется, для получения прибыли. На долгие десятилетия, если не века, формула колониальной экспансии: солдат, священник и купец – стала эталонной.

Сам же руководитель такого масштабного проекта, как экспедиция в Индию, Педру Алвариш Кабрал происходил из знатного рода, имевшего давние корни. У него не было каких-либо выдающихся заслуг перед королем за исключением частого присутствия в его окружении. Кабрал находился в числе советников короля, пользовался расположением и доверием Его Величества Мануэла I. Васко да Гама, который первым из португальцев достиг Индии морским путем, также принял самое активное участие в подготовке экспедиции. По его настоятельному совету, флотилии Кабрала следовало двигаться не вдоль западного побережья Африки, что сокращало путь, но предполагало борьбу с сильными встречными ветрами и течениями, а забрать юго-западнее.

К югу от Островов Зеленого Мыса следовало поймать северо-восточные попутные ветра и двигаться примерно до 20 градусов южной широты, а там, используя юго-восточные воздушные потоки, идти к мысу Доброй Надежды. Предполагалось, что подобный маршрут будет, несмотря на свою кажущуюся растянутость, более быстрым. Кроме того, Васко да Гама рекомендовал Кабралу и его капитанам хранить пресную воду не в бочонках, а, по примеру арабов, в специальных деревянных резервуарах, что удлиняло сроки ее сохранности.

Из опытных ветеранов в плаванье вместе с Кабралом уходил и Бартоломеу Диаш, первым достигший мыса Доброй Надежды. Его предполагалось назначить губернатором золотых месторождений Софалы на восточном берегу Африки, которые обнаружил Васко да Гама в своей экспедиции. Правда, это будущее место службы Диаша еще надо было завоевать, но в успехе никто не сомневался. В числе ближайших советников Кабрала был Николау Коэлью, опытный соратник Васко да Гамы. Кроме того, как знаток местных тонкостей и нравов в экспедиции присутствовал некто сеньор Гашпар да Гама. Впрочем, сеньором он стал относительно недавно, поскольку на самом деле являлся бывшим гранадским евреем Монсаидом. После падения Гранады этот человек перебрался сначала в Северную Африку, потом в Турцию. Оттуда добрался до Индии, где и осел. После калейдоскопа драматических событий бывший гранадец оказался на борту каравелл Васко да Гамы и вновь очутился на Пиренейском полуострове. Почувствовав свою значимость и нужность, Монсаид решил пойти на выгодную службу к португальцам, приняв христианство.

Шел на Каликут, а вышел к Бразилии

Корабли Кабрала углублялись в Атлантику – примерно 22 марта остались позади Острова Зеленого Мыса. Далее эскадра шла, всё более отклоняясь на юго-запад. Возможно, Педру Алвариш Кабрал слишком буквально воспринял советы Васко да Гамы и удалился от африканского берега на очень значительное расстояние. Можно представить, что у организаторов предприятия имелись предположения о существовании на западе огромного материка, который де факто входил в сферу влияния Португалии согласно договору с Испанией от 1495 года.

В Лиссабоне знали, что в 1498 году Христофор Колумб открыл какую-то внушительную землю, находящуюся западнее острова Тринидад. Вероятно, имело место стечение обстоятельств, на которые обычно все списывается – и хорошее, и плохое. Через месяц нахождения в безбрежном океане, в 20-х числах апреля 1500 года, экипажи кораблей начали замечать усиливающиеся признаки близкой земли: большие стаи птиц, водоросли, плавающие куски древесины. Ближе к вечеру 22 апреля 1500 года впередсмотрящий с вороньего гнезда флагманского корабля громким криком возвестил об обнаружении земли.

Спустя некоторое время стала заметна большая конусовидная гора. Дело было к вечеру и, опасаясь близко приближаться к незнакомому берегу, Кабрал отдал приказ встать на якорь в нескольких милях от суши. Открытие было сделано в среду Страстной недели, и обнаруженная гора была без промедления названа Монте Паскуаль – Пасхальная гора. Португальцы восприняли открытую ими землю как остров и обозначили его как Вера Круш – остров Истинного Креста.

Во главе передового отряда разведки на «остров» высадился Николау Коэлью. Ему без особого труда удалось наладить контакт с местными туземцами, в изобилии собравшимися поглазеть на удивительные большие лодки и еще более странных загорелых людей, одетых в диковинные одежды.

Налаживание дипломатического контакта между португальцами и аборигенами было прервано внезапно разразившейся непогодой. Подул сильный ветер, поднялось волнение. Коэлью и его людям пришлось срочно вернуться на корабли, после чего Кабрал отдал приказ поднять якоря. Он двинулся вдоль берега с целью отыскать удобное и защищенное место для стоянки. Подходящая бухта была обнаружена в 40 милях от места первой высадки. Она получила название Порту-Сегуру, что означает Надежная гавань.


Первая месса в Бразилии. Художник Виктор Мейреллис де Лима

Португальская эскадра простояла здесь 8 дней, занимаясь профилактическим ремонтом, заготовлением провианта и общением с дружелюбно настроенными туземцами. Командам к тому же требовался отдых перед переходом к мысу Доброй Надежды. Наслаждаясь умиротворением тихого уголка экзотического острова, Кабрал тем не менее не забывал и про высокую политику. Чтобы закрепить за Его Величеством Мануэлом I новую и, возможно, весьма обширную территорию, по указанию командующего экспедиции на одной из возвышенностей, господствовавших над бухтой, был установлен крест. Для исключения каких-либо сомнений в государственной принадлежности на нем был вырезан герб Португалии. Чтобы придать солидности в принципе случайно произошедшему географическому открытию, Кабрал решил отправить в Португалию один из своих кораблей под командованием Гаспара де Лемуша с обстоятельным рапортом королю. В послании руководитель экспедиции подробно описал открытые им земли, указывая на дружелюбность местного населения и большое количество произрастающих там деревьев. Для убедительности капитану было поручено доставить ко двору нескольких попугаев, чей внешний вид произвел большое впечатление на португальцев.

1 мая 1500 года корабль под командованием Гаспара де Лемуша отбыл с радостным известием в Лиссабон – точки назначения он достиг благополучно. 2 мая эскадра Кабрала покинула гостеприимный Порту-Сегуру и двинулась по направлению к мысу Доброй Надежды. Долгое время открытая им земля, без промедления, кстати, принятая под власть Португалии, именовалась на картах как Земля Истинного Креста.

Впоследствии уже новые экспедиции обнаружили в этом месте дерево, которое давало желтую краску. Подобный материал был известен в Европе несколько веков и ввозился через многочисленных посредников с Востока. Древесину, которая служила сырьем для получения красителя, называли бразил. Уже много позже выяснилось, что это разные, хоть и родственные растения – известное португальцам произрастало в основном в Малайзии. Однако за открытой Кабралом землей прочно установилось название, ставшее по прошествии лет общеизвестным – Бразилия.

В Индию и обратно

Переход через Атлантику для эскадры Кабрала стал весьма драматичным. В конце мая в районе мыса Доброй Надежды корабли попали в жестокий ураган, которому предшествовал почти недельный полный штиль. Стихия разметала корабли – четыре из них погибли. На одном из кораблей нашел свою смерть Бартоломеу Диаш, первый из португальцев, достигший оконечности Африки. Потерявшие друг друга из виду мореплаватели с трудом собрались вместе у берегов Мозамбика.


Схема плавания Кабрала

Кабрал отдал приказ, вполне разумный в тех обстоятельствах: высадиться на берег и осуществить ремонт весьма потрепанных штормами кораблей. Всего под его командованием их осталось шесть. Один корабль был потерян в начале экспедиции по неизвестным причинам, еще один отправлен в Европу с известием об открытии Санта-Круш, четыре затонули во время шторма. Корабль под командованием Диогу Диаша, брата Бартоломеу Диаша, из-за полученных повреждений отстал и впоследствии находился в самостоятельном плавании.

Ремонт потрепанной и сократившейся наполовину флотилии занял почти месяц. Лишь 20 июля 1500 года, оставив за кормой Мозамбик, Кабрал двинулся к Индии. Разумеется, в силу большой убыли личного состава ни о каком захвате золотоносных месторождений по пути к месту назначения уже и речи быть не могло. Большим подспорьем португальцев оказались хорошо знавшие местные воды арабские лоцманы. При их непосредственной помощи 13 сентября эскадра Кабрала бросила якоря на рейде Каликута.

Почти сразу же по прибытии выяснилось, к глубокому огорчению негоциантов, хоть и вооруженных до зубов, что местная обстановка более благоприятствует началу боевых действий, чем торговле. Арабские торговцы, уже не первый век имеющие очень плотные экономические связи со странами Азии, были отнюдь не воодушевлены появлением конкурентов, причем опасных и пускающих в дело оружие по любому поводу и вовсе без него. Было очевидно, что относительно размеренной торговле с индийцами пришел конец, более того, теперь ставились под вопрос и посреднические функции в деле поставок товаров в Европу.

Васко да Гама во время своего первого пребывания в Каликуте отправил на берег одного из своих матросов изучить обстановку (для подобных рискованных миссий в экспедиции специально брали из тюрем преступников, которым, кроме головы, все равно терять было нечего). Каково было удивление разведчика, когда первый встретившийся ему торговец-араб любезно поинтересовался у него на хорошем кастильском: «А какого дьявола вы тут делаете?!»

Разумеется, не во власти арабских деловых кругов, к большому их сожалению, было запретить индийским правителям торговать с «неверными». Но кое-что сделать было можно. Была развернута пропагандистская кампания, в которой отчетливо проступало то, что в современном информационном мире называют «черным пиаром». Как радже Каликута, так и индийским торговцам португальцы и другие возможные пришельцы из Европы преподносились во всей своей неприглядной мерзости.

Справедливости ради надо отметить, что кампания по очернению португальцев имела под собой вполне реальную подоплеку, чтобы не быть просто набором голословных обвинений. Арабы, правда, тоже были весьма далеки от почетного звания самого миролюбивого народа, но они в Индии были уже завсегдатаями, а португальцы только нащупывали путь. Правда, последние имели преимущество в том, что располагали серьезными аргументами для доказательства своей правоты в виде пуль, ядер и клинков отменного качества.

Так что, когда потрепанные каравеллы Кабрала достигли Каликута, их ждал холодный прием. Местный правитель, Самудрия Раджа, которого португальцы для удобства именовали Саморином, скрепя сердце разрешил пришельцам высадиться на берег и построить временные торговые склады и лавки. Его впечатления от предыдущего визита Васко да Гамы были отнюдь не радужными, но экономика Каликута базировалась в первую очередь на торговле. Очевидно, желание получить выгоду возобладало над осторожностью.

Но фракция арабских торговцев не собиралась сдаваться. Они начали подстрекать своих индийских коллег, именитых граждан, да и просто население не покупать и не продавать пришельцам ничего. Страсти накалялись, а торговля у португальцев не шла. В конце концов, информационная кампания с правильно расставленными акцентами привела к общественному взрыву, который трудно назвать стихийным. Толпа туземцев и мусульман напала на временную португальскую факторию, разгромив и предав ее огню. В ходе инцидента были убиты несколько десятков европейцев.

Кабрал пытался добиться вразумительной реакции Саморина, но тот сделал вид, что вообще не понимает, о чем речь, и ответа на послание португальского командующего не последовало. Пустить всё на самотек и перевести резню соотечественников в невинную ссору из-за связки гнилых бананов, по ошибке выданных за спелые, было не в традиции португальцев при общении с туземцами. Из назначения экспедиции как коммерческо-военной внезапно исчезло первое слово, и над гаванью Каликута заговорили орудия.

До «дружеского обстрела» нейтрального Копенгагена многопушечными линкорами сэра Горацио Нельсона было еще весьма далеко, однако того, что имелось у сеньоров из Лиссабона в последнюю осень XV века, было достаточно для индийского города. Борта португальских каравелл окрашивались дымами с регулярностью, которую позволяла техническая мысль позднего Средневековья. В Каликуте начались пожары, погибли мирные жители. Кроме того, было сожжено несколько арабских торговых судов, имевших несчастье оказаться в гавани. Осуществить масштабную высадку и провести ускоренные курсы по вежливому обращению с «сагибами» у Кабрала не хватало ни наличных сил, ни пороха. Подняв якоря, эскадра покинула негостеприимный для нее Каликут.

Несмотря на арабские экономические санкции, португальцам удалось выторговать у населения некоторое количество пряностей. Но этого Кабралу показалось мало. Зная, какое добрососедское миролюбие и единство царят среди прибрежных индийских городов, он направил корабли в близкорасположенные гавани. Ими были Каннанур и Коччи. Правители этих городов, безусловно, знали о свирепых пришельцах на больших кораблях от многочисленных в здешних местах торговцев-арабов. Слышали они и о злодеяниях, хитрости и коварстве этих вооруженных до зубов мирных путешественников.

Однако в Каликуте раджи Каннанура и Коччи видели в первую очередь собственного конкурента, который был для них едва ли не более опасен, чем какие-то бородачи с пушками. К тому же, надо ведь побеспокоиться и о целостности и наполняемости государственной (она же личная) сокровищницы. Поэтому, когда Кабрал предложил правителям и деловым кругам соседних с Каликутом городов взаимовыгодное торговое сотрудничество, они с энтузиазмом согласились. Подобный деловой прагматизм позволил уважаемым западным партнерам плотно набить свои корабли пряностями, благовониями, дорогими индийскими тканями и другими ценными товарами. В середине января 1501 года Кабрал отправился домой.

Возвращение

Путь предстоял далекий и не располагал к расслаблению. В районе Мозамбика один из кораблей сел на мель, и все попытки снять его окончились безрезультатно. Неудачник был полностью разгружен, а его корпус сожжен. Мыс Доброй Надежды по злой иронии вновь встретил мореплавателей штормами. Поредевшую флотилию разбросало, и лишь в июне 1501 года уже в Атлантике у африканского берега Кабралу удалось собрать четыре корабля. Впоследствии оказалось, что пятый корабль, наиболее быстроходный, добрался до Лиссабона самостоятельно.

У Островов Зеленого Мыса произошла и вовсе неожиданная встреча: флотилия Кабрала встретила корабль Диогу Диаша, который потерялся среди шторма еще по пути в Индию в районе мыса Доброй Надежды. Тогда и погиб брат Диаша – Бартоломео. Посчитав остальных участников похода погибшими, Диогу Диаш отправился в самостоятельное плавание, имевшее цели скорее исследовательские, чем коммерческие. Двигаясь вдоль африканского побережья, он достиг входа в Красное море, после чего принял решение возвращаться.

Двигаясь на родину, Диогу Диаш открыл острова Реюньон и Маврикий, побывал у берегов Мадагаскара, и уже на подходе к дому случайно встретил Кабрала с четырьмя кораблями. В конце июля 1501 года практически уполовиненная флотилия бросила якоря в Лиссабоне. Несмотря на потери, миссия Кабрала была признана успешной, а сам он щедро награжден и обласкан королем Мануэлом I. Общая стоимость проданных товаров вдвое покрыла масштабные расходы на организацию и снаряжение экспедиции.

Однако подробности инцидента в Каликуте ожидаемо привели монарха и его окружение в состояние праведного гнева – поведение индийцев было признано неприемлемым. Негостеприимных хозяев требовалось покарать, католическое духовенство призывало наказать еретиков. Очень скоро началась подготовка к новой, прекрасно оснащенной и вооруженной экспедиции в Индию. В ней уже отчетливо преобладали военные, а среди важнейших ставилась задача наказать Каликут за злодейства. Эскадра получила полуофициальное название «Флот Возмездия». Во главе его должен был стать человек опытный, решительный и безжалостный. Не без следования лабиринтом придворных интриг на эту почетную должность был возведен не кто иной, как Васко да Гама, которому предстояло вновь достичь берегов Индостана.