Конспект фронтального урока по произношению в 1 классе
учителя-логопеда Фетисовой А.В.
Тема: Звук и буква Ц
Цель: знакомить учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц.
Задачи:
Образовательные : вырабатывание умения правильно произносить звук [ц] опираясь на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;
Коррекционные: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; работа над слоговой структурой слова. Развитие навыков словообразования. Отрабатывать навыки звукового анализа слова. Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные: формирование положительной мотивации к занятиям; воспитание усидчивости, самоконтроля за речью.
Оборудование: зеркала; презентация, экран, компьютер; предметные картинки; раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
1,2,3,4,5 – будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, рассуждать,
Но друг другу не мешать!
Говорить мы будем четко, внятно,
Чтобы было всем понятно!
Сообщение темы урока. Постановка цели.
Артикуляционная гимнастика (работа с презентацией)
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Бабочки» - на ладошках –«цветах» сидят бабочки. Чтобы они полетели, нужно плавно подуть, сделать правильный речевой выдох.
Знакомство со звуком [Ц].
Послушайте внимательно чистоговорку.
Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву «Ц»:
Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып!
Если выучишь урок, подарю тебе цветок!
Про кого чистоговорка?
Какой звук первый слышится в слове цапля! (Вывешивается картинка на доске)
Как вы думаете с каким звуком мы будем сегодня знакомится?
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Показ перед зеркалом и объяснение артикуляции звука [Ц]:
Характеристика звука [ц] по схеме.
Давайте произнесём звук «ц»
Что делают губы? (улыбаются)
Что делают зубы? (заборчик)
Что делает язык? (приподнимается)
Какой дует ветерок? (холодный)
А есть ли в горлышке звоночек? (нет)
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий квадрат.
Найти образное сравнение звука (на доске вывешиваются символы звука)
Как стрекочет кузнечик?
Как стучат мамины каблучки?
Выделение изучаемого звука изолированно и в словах.
Упражнение «Светофоры» - необходимо поднять синий светофор, когда вы услышите звук среди других.
Логопед произносит ряд звуков, ученики поднимают светофор на звук Ц.
Звуковой анализ слов – определение позиции звука «ц» в словах (работа по индивидуальным карточкам)
Звуков мы узнали много,
Добрались до звука Ц.
Есть слова, где ц – в начале
В середине и в конце.
Физминутка «Цыпленок»
Встал цыпленок наш на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево – вправо
Приседанья сделал плавно.
Клювиков почистил пух –
И на травку - плюх!
«Назови слова правильно» - словообразование существительных (работа с презентацией). Проговаривание слов сложного слогового состава: песочница, салфетница, супница, мельница.
Знакомство с буквой Ц,ц.
Развитие мелкой моторики – работа с буквой «Цветная буква Ц» (на индивидуальных карточках). Учащиеся украшают букву кусочками цветной бумаги.
Кинезиологическое упражнение «Цепи – пальцы»
С чего же мы начнем? Что же сделаем самым первым?
Ребята, птицы тоже учат звуки в лесу. Под деревом доска с заданием.
Наши губы, язычок
Все время занимаются.
Знать им нужно как
Звуки получаются!
Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ц]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ц].
Губы открыты или закрыты при произношении звука Ц ?
А зубы открыты или закрыты?
Кончик языка находится вверху или внизу?
А спинка язычка?
Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ц . Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая?
А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ц . Дрожат или не дрожат голосовые складки?
Ребята, воздушная струя встречает преграду?
Звук [Ц] звонкий или глухой?
Звук [Ц] мягкий или твердый?
Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братика мягкого звука.
Ребята, теперь мы знаем, как образуется звук, мы можем его произнести, как скворчата. Вокруг себя повернитесь и в скворчат превратитесь.
Молодцы, скворчата, теперь могу я вас отпустить полетать по лесу, послушать, как другие птицы щебечут. Но будьте осторожны, в лесу много хищников! Если услышите звук [Ц], остановитесь и ни в коем случае не шевелитесь, так вас хищнике и не заметят. Педагог поочередно называет звуки, слоги.
Вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.
Птицы по лесу летали
И немножечко устали.
Ребята, посмотрите птицы сели на ветви дерева отдохнуть. Давайте осторожно подойдем и посмотрим.
Посмотрите на нижнюю ветку дерева, кто здесь?
СКВОРЕЦ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КУКУШКА - певчая птица.
ЦАПЛЯ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА - хищная птица.
ЖАР-ПТИЦА, ПИНГВИН, ПОПУГАЙ, ФЛАМИНГО - сказочная птица.
СИНИЦА, ДИКИЙ ГУСЬ, ДИКАЯ УТКА, ЛЕБЕДЬ - не перелетная птица, не водоплавающая.
Скворец, цапля, жар-птица, синица - какие разные все птицы. А есть ли у них что-то общее?
Где же теперь птицы будут жить?
Ребята, поможем птичкам заселиться в домик. В первом скворечнике будут жить птицы в названиях которых звук [Ц] в начале и т.д.
Слова: скворец, цапля, синица, жар-птица.
С первым заданием справились! Все узнали о звуке. Теперь второе.
О чем это? Что же мы можем увидеть, написать и прочитать?
Чем же отличается звук и буква?
Сейчас мы познакомимся с буквой! Это буква Ц.
Буква Ц - внизу крючок,
Будто с краником бачок.
Ребята, посмотрите у буквы Ц есть крючок, хвостик.
Из скольки палочек состоит буква Ц?
Все ли палочки одинаковые по длине? (покажите одинаковые, самую длинную, самую короткую).
Как же написать букву Ц? СЛАЙД! Один - средняя палочка, два - длинная палочка, три - средняя, оставляем маленький хвостик, четыре - короткая.
Теперь мы знакомы с буквой Ц, мы можем ее вернуть на место! Педагог разворачивает плакат.
Екатерина Шерстнёва
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»
Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц .
Задачи :
1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц ; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука .
2. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, способами произнесения звука ;
3. Познакомить с буквой Ц , упражнять в дифференциации понятий «звук » и «буква » .
4. продолжить работу по развитию воображение, память, логическое мышление;
5. Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;
6. развивать внимание, усидчивость.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Улыбнемся друг другу
И нашим гостям
Чудесных открытий
Желаем всем вам.
Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте , поговорим о звуках и буквах .
2. Артикуляционная гимнастика. Сегодня я вам хочу рассказать сказку. Но для начала, отгадайте загадку.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
Правильно, это цыплёнок.
В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце и покажем, как он вылезает из скорлупки : сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое. И вот он вылез из скорлупки.
И что сказал цыпленок, как вы думаете?
(Цып-цып-цып)
Посмотрел цыплёнок вокруг себя и удивился : «Ац - оц - уц!»
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.
Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают) .
- Цыплёнок испугался : «Ца - цо - цу!»
Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,
Погреем его : глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.
Цыплёнок успокоился и улыбнулся : «Ци-ци-ци.» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, а давайте пригласим цыпленка вместе с нами в страну звуков . Кто скажет, что это за страна? (страна в которой живут звуки и буквы ) Правильно ребята, а вот какие звуки живут в этой стране , вы сейчас сами попробуйте догадаться.
3. Актуализация опорных знаний
Упражнение «Лучики солнца» .
Мы каждый день в садике совершаем маленькие открытия . Каждое открытие для нас как лучик солнца! Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? Солнышко, а на лучиках солнца размещены, что? Правильно, буквы , которые вы уже знаете.
У вас на столах есть свои лучики солнца, подвиньте к себе работы! Вы видите, на каждом лучике написаны буквы ! А теперь задание, постарайтесь, разместите лучики по домикам. Но для начала, давайте вспомним. Ребята, а чем буква отличается от звука ? (букву видим и пишем , звук слышим и произносим ) Какие бывают звуки ? (гласные и согласные) Чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, гласные - звуки мы можем петь и тянуть и живут они в красном домике, а согласные звуки мы не можем петь и тянуть, потому что всегда мешает какая-то преграда и живут в синем домике.
А сейчас пришло время разместить буквы по домикам . А у доски разместят буквы Василиса и Саша . Размещаем лучики в каждый домик. Ребята, у кого так же? Молодцы! А теперь Василиса назови буквы , которые вы разместили в синий домик, а Саша в красный? Почему эти буквы вы разместили в этот домик, а Егор Киселёв, Жора, Миша какие буквы разместила в красный, синий дом, почему?Саша обясни, почему ты размести эти буквы в красный дом… . Василиса, почему ты разместил эти буквы в синий дом ?
Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие по стране звуков .
4. Формирование представлений о звуке .
4.1. Отгадывание загадок. - Вы любите загадки? Я хочу вам
загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим в нашей стране.
По ходу отгадывания загадок на экране появляется картинка – отгадка.
Итак, первая загадка :
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
У детей к нему огромный интерес
Сюда всегда открыты двери ,
Здесь выступают даже звери.
(цирк)
4.2. Выделение звука .
Ребята, а теперь давайте, произнесём слова отгадки, выделяя первый звук .
А теперь скажи Саша?Маша?Алёна?
Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь ?
Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Ц» .
Сначала давайте познакомимся со звуком «Ц» .
4.3. Учимся произносить звук .
«Ц» - это имя звука , а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык и зубы)
Возьмите в руки зеркала и произнесите звук ц
Что делают губы? (улыбаются)
Произносим ц зубы видны? (зубы видны)
Произносим Ц…Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)
4.4. Характеристика звука
Отложит зеркала. Звук ц гласный или согласный? Почему (Ц – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)
Ребята, я вам открою секрет , звук ц - он всегда твёрдый.
А сейчас, определите, пожалуйста, звук ц - звонкий или глухой? (глухой)
Итак, звук ц -согласный , твёрдый, глухой.
4.5. Упражнения в выделении звука ц из потока речи
Игра «Внимательные ушки»
Давайте поиграем в игру : «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц» . Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах . Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове :
Слова : Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры .
4.6. Фонетическая зарядка со звуком ц : Подбор слов со звуком [ Ц ] .
А теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.
Молодцы!
5. Физкультминутка.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)
6. Формирование представления о букве Ц
6.1. Знакомство с буквой Ц . Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука . Каждый звук в этой стране живёт в своём доме. Как вы думаете в каком домике живет звук Ц ?
Правильно, в букве ц .
Ребята, а на что похожа буква ц ?
Посмотрите (показываю букву ) :
Вот какая буква Ц-
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
6.2. Написание буквы в воздухе Ц .
Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий) .
Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе . Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву . Дети за мной повторяют.
Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.
6.3. Написание буквы Ц на столе . А теперь также, давайте напишем букву ц на столе .
7. Зрительная гимнастика. Ребята, пока вы писали, ваши глаза устали.
Посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком…. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.
8. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы ц .
8.1. А теперь возьмите листочек, переверните его и что вы видите? Правильно, перед вами буква ц . Давайте ее заштрихуем. Каким карандашом будем рисовать? (синим) . Почему? (обозначает согласный, твёрдый звук )
8.2. Нарисуйте рядом с буквой ц предмет , начинающий на звук ц . Ребята, подумайте, что можно нарисовать?
9. Итог занятия . Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу, и посмотрите в окно, нам светит солнышко. И в стране звуков тоже засветило солнышко, и на лучике солнца засиял звук ц . Ребята, с какой буквой мы сегодня понакомились (С буквой Ц )
-«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков ?»
-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»
-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы , а значит это тоже твой домик.»
А нам ребята пора прощаться с жителями страны звуков и букв и возвращаться в родной наш детский сад.
Молодцы, ребята! Урок закончен!
Задачи:
Цель : Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».
Программное содержание:
ОО «Познавательно-речевое развитие»
1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова.
3.Учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании.
4. Закрепить умение анализировать предложение и составлять его из букв.
5. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;
6. Развивать память, мышление, устойчивое внимание.
7. Формировать умение анализировать правильность выполнения своих заданий и заданий товарищей при проверке.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Воспитывать усидчивость, умение добиваться полного выполнения задания, умение слушать своих товарищей, не перебивая.
3. Воспитывать адекватно реагировать на замечания и исправления товарищей, умение доброжелательно оценивать ответы друзей, формировать верную самооценку.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Способствовать становлению устойчивого интереса к родной речи.
2.Стимулировать детей к сопереживанию персонажам художественных произведений (Карлсон) в процессе восприятия художественной литературы.
Использование современных образовательных технологий:«Корзина идей»
Оборудование : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.
Демонстрационный материал :
1. «Корзина идей» панно;
2. Компьютерная презентация физминутки «Карлсон, смешной человечек».
3. Конверт с заданиями:
схемы предложений
а) « __ __ |__ __»,
б) «__ __ __ __»,
в) «__ __ __».
5. Карточки с буквами «Ц», «ц».
6. Касса букв с выученными буквами.
7.«Корзина идей» для записи предложения буквами.
8. Экран для самоанализа.
9. Карточки с именами детей для самоанализа.
10. Игрушка или картинка с изображением Карлсона.
Раздаточный материал:
1. Кассы букв с выученными буквами и буквой «Ц,ц».
2. Фишки для обозначения звуков: синий квадрат – согласный твердый, зеленый квадрат – согласный мягкий, красный квадрат – гласный.
3. Листы для чтения с буквой «Ц - ц».
Дети становятся полукругом у доски, на которой прикреплен Карлсон
с конвертом в руке.
Воспитатель: «Ребята, к нам прилетел Карлсон. Давайте посмотрим, что у него в конверте.»
Воспитатель берет конверт и вынимает из него листы с заданиями.
Воспитатель: «Ребята, здесь какие-то задания. По-видимому, Карлсон просит у нас помощи. Ну, что, поможем Карлсону? Давайте читать задания по порядку.»
I задание.
Воспитатель: Разделитесь на две группы. Задание для первой команды: Какая схема подойдет к предложению «У цапли птенцы»?
Задание для второй команды: Какая схема подойдет к предложению «Цветы цветут в саду»?
Нарисуйте свои идеи схем на листочках, скиньте свои идеи в нашу «корзину идей» для обсуждения.
Воспитатель: «Как вы думаете, правильно ли составлены схемы предложений?»
Дети: «Нет, не правильно.»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему?»
Дети: «В схемах допущены ошибки.»
Не обозначена Большая буква в начале предложения.
Не стоит знак препинания (точка) в конце предложения.
Не обозначено маленькое слово (предлог) в предложении.
Дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку.
Воспитатель: «А теперь вы можете сказать, какая из этих схем обозначает наше предложение?»
Дети предлагают исправленную схему: « |__ __ __».
Воспитатель: «Прочитайте предложение по схеме, чтобы проверить.»
Дети правильно читают предложение по исправленной схеме.
Воспитатель предлагает продолжить выполнять задания из конверта.
II задание.
1 часть – Игра «Назови слово» на звук, с которого начинается слово «цапля».
Воспитатель: «В этом задании нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».
Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып, цыплята, цистерна, царапать, цыган, цыганка, цыганочка, цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые, церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.
2 часть – Знакомство с буквой «Ц,ц».
Воспитатель: «Какой буквой может обозначаться звук «ц»?»
Характеристика звука: звук согласный, всегда твёрдый, глухой.
Дети: «Буквой «цэ».
Воспитатель: «А какая это буква и почему?»
Дети: «Звук «ц» согласный, значит и буква – согласная.»
Воспитатель показывает карточку с изображением заглавной буквы «Ц».
Воспитатель: «Это какая буква?»
Дети: «Это заглавная или большая буква «ЦЭ».
Воспитатель показывает карточку с изображением маленькой буквой «ц».
Воспитатель: «А это какая буква?»
Дети: «Это маленькая буква «цэ».
Воспитатель: «Что вы можете сказать об этих буквах?»
Дети: «Они похожи элементами, но отличаются размерами.»
III задание.
Составление предложения на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.
Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка, а остальные дети сидя за столами пишут это предложение самостоятельно.
Воспитатель: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.»
Ребенок вслух читает предложение. Остальные проверяют записи предложений у себя и на «корзине идей»
Ребенок: «У» - маленькое слово, оно пишется отдельно. Еще оно является
первым словом в предложении, и я его написал с большой буквы. Слово «Цапли» я написал с маленькой буквы, така как это не начало предложения, не имя человека, не кличка животного и не географическое название. После «ц» я написал букву «а», так как после твердой согласной слышится звук «а» и пишется буква «а». После «л» написал букву «л» так как после мягкой согласной слышится звук «л» и пишется буква «л». «Птенцы» я написал с маленькой буквы, так как это не имя человека, не кличка животного, не географическое название. После «т» я написал букву «е», так как после мягкой согласной слышится звук «э», но пишется буква «е». После «ц» я написал букву «ы», так как после твердой согласной слышится звук «ы» и пишется буква «ы». В конце предложения я поставил точку.
Воспитатель при необходимости обращается к детям за помощью.
Воспитатель: «А теперь, ребятки, вы здорово потрудились. Карлсон и я предлагаем вам немного отдохнуть. Приглашаем вас выйти к нам. Повторяйте веселые движения за Карлсоном.»
ФИЗМИНУТКА «Карлсон, смешной человечек»
Смотри приложение презентацию.
Весёлая физминутка помогает детям расслабиться, получить позитивные эмоции, весёлая песенка поднимет настроение и поможет воспитателю настроить детей на рабочий лад.
Воспитатель: « Продолжим выполнять увлекательные задания!»
IV задание.
Чтение листов № 30, 31 с выполнением заданий.
Воспитатель раздает всем по 1 листу.
а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;
б) Чтение столбиков с заданиями:
Воспитатель: Найдите:
В 1 ряду столбиков:
В первом столбике первое слово;
В первом столбике третье слово
Во втором столбике первое слово;
Во втором столбике второе слово;
Во 2 ряду столбиков:
в) Работа над текстом «Год».
Чтение по одному предложению по очереди.
Индивидуальная работа с быстро читающими детьми:
г) Чтение и отгадывание загадок.
Воспитатель: Карлсон принес отгадки к загадкам (показывает ножницы и морковку).
Фонетическое упражнение. Поиграем со звуками.
«Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «ЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите!». Звук произносится отрывисто.
«Кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦ……
Воспитатель: «А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.»
Речевая гимнастика:
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать»
Дидактическое упражнение. «Один – много». Воспитатель просит, изменить последний слог в словах (Работа над словообразованием).
Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … ., рукавица -, пуговица - … ., луковица -, граница - … .
Подведение итогов:
Карлсон: «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру «По звуковой дорожке слов».
Светлана Цедиленко
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 33 «Ручеек»
с. Михайловка Михайловского муниципального района
Конспект занятия
по ЗКР, звук «ц»
воспитатель Цедиленко С. А.
с. Михайловка
Тема : Конспект занятия по ЗКР , звук «ц»
Цель : формирование правильного произношения звука «ц» в словах и предложениях
Задачи :
Образовательные :
упражнять детей в отчетливом произношении звука «ц» (изолированного звука , в словах и предложениях) ;
формировать умение определять на слух наличие звука «ц» в словах;
формировать умение произносить слова со звуком «ц» в предложении;
совершенствовать интонационную выразительность речи;
упражнять в словообразовании;
Развивающие :
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать артикуляционный аппарат детей;
развивать фонематический слух и слуховое внимание.
Воспитательные :
воспитывать доброжелательность, внимание, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Планируемые результаты :
ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику; с желанием принимает участие в играх; проявляет интерес к рисованию в технике «Граттаж» .
Материал :
1. картина, на которой изображена синица;
2. предметы к игре «Чудесный мешочек» (ножницы, цветок, заяц, книга, кольцо, краски, кукла, телефон) ;
4. предметы к игре «Что звучит» (ложки, гармошка, бубен, барабан, колокольчик, погремушка, счеты) ;
5. картинки : львенок и львица, тигренок и тигрица, медвежонок и медведица, волчонок и волчица, цыпленок и курица;
6. картина, на которой изображены курица, цыпленок и цапля;
7. картина, на которой изображены цыпленок и петух;
8. образец рисования цыпленка в технике «Граттаж» ;
9. листы зеленого цвета;
10. кисточки, стеки, клей-карандаш, декоративные глазки, салфетки, тарелочки, стаканчики;
11. костюм цыплят для детей, курочки для воспитателя.
Предварительная работа :
был сочинен рассказ «Синица» ;
выучили артикуляционные упражнения «Часики» , «Качели» , «Почистим зубы» и т. д. ;
разучили пальчиковую гимнастику «Фруктовая ладошка» ;
приготовили листы к рисованию технике «Граттаж» .
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям потереть ладошки, размять пальцы, сжать и разжать кулачки, встряхнуть кисти рук.
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка» .
(Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого и произносят слова).
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит : «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Затем предлагает разработать язычок.
Артикуляционные упражнения.
«Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка :
– Эй, какая там погодка?
«Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
«Часики» (движение языка то влево, то вправо) .
«Кошка лакает молоко» (широким языком производить движения вперед-назад) .
«Качели» (языком тянуться то к носу, то к подбородку) .
«Горка» (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута) .
«Почистим зубы» (производить движения языком то за верхними зубами, то за нижними) .
Воспитатель : Вот какие чистые у нас зубы. Читает рассказ «Синица» (выставляет карточку с синицей на доску) .
«Синица»
Была холодная, снежная зима. И птицам все труднее приходилось добывать корм. Синица подлетела к дому и села на крыльцо. Дверь в дом была открыта. Она влетела на веранду. Ее увидели дети и дали ей хлебные крошки. Синица была голодна. Она стала клевать хлебные крошки и весело запела «ц-ц-ц» и улетела. А вы умеете петь песенку синицы?
(Как запела синица? Споем все вместе песенку синицы) . Индивидуальные и хоровые ответы.
Игра «Чудесный мешочек» (в мешочке : ножницы, цветок, кольцо, заяц, книга, краски, кукла, телефон).
Дети достают предмет из мешочка и говорят, есть песенка синицы или нет.
Игра «Что звучит?»
Дети рассматривают звучащие предметы (гармошка, колокольчик, счеты, погремушка, ложки, металлофон) . Затем предметы убираются за ширму, и дети должны определить, что звучит.
Воспитатель хвалит детей, что они правильно определили на слух, что звучит, даже не видя предмет.
Воспитатель : Ребята, у каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) – показ картинки.
Воспитатель читает рассказ про курицу, цыпленка и цаплю (на доску выставляется картинка к рассказу) .
Мама-курица снесла яйцо, а из яйца вылупился цыпленок Цып. Мама-курица радуется и приговаривает : «Цып-цып-цып, цыпленок мой!» . Цапля пришла поздравить курицу и подарила ей зеркальце.
Дети должны назвать, в каких словах из текста есть песенка синицы (курица, яйцо, цыпленок, Цып, цапля, зеркальце) .
– Как приговаривала мама-курица? (Цып-цып-цып, цыпленок мой)
Танцевальная пауза
«Цып-цып-цып, мои цыплята! (у детей шапочки цыплят)
Воспитатель : Расскажите, какой цыпленок (маленький; слабый; пушистый, как комочек) . Какого он цвета? (желтого, золотистого) .
А курица-мама какая? (добрая, заботливая, внимательная) .
Затем выставляется картина, на которой изображен цыпленок и петух. Воспитатель вызывает ребенка, и тот рассказывает, какой цыпленок.
Воспитатель : А петух какой? (большой, сильный, важный, яркий, разноцветный, пестрый) .
– Ребята, а вам нравятся маленькие, желтые, пушистые, как комочки, цыплята? (Да)
– А давайте мы с вами нарисуем их (рисование цыпленка в технике «Граттаж» ).
– Чью песенку мы учились сегодня петь?
В заключении дети поют песню «Цыпленок» .