Не для кого не является секретом, что, величайшей в своем роде, Fallout 4 , благодаря своим уникальным и непревзойденным возможностям по крафту и строительству оставил позади Minecraft. Так, как вся интересующая вас информация по строительству была опубликована ранее, то сегодня хочу рассказать вам, дорогие игроки о более важных вещах.

Легкое строительство в Fallout 4

Уверен, что каждый из вас, хоть раз, чувствовал на себе проблему, где можно отыскать подходящее местечко, что бы можно было осуществить в реальность свои строительные фантазии? Помехами, в сложившихся обстоятельствах, были различные построения, мусорные баки, расположенные в неподходящем месте, рельеф, не такой как надо. Данные факторы негативно сказывались на вашей мечте, которая состоит в том, чтобы построить шикарную базу. Задача, как оказалось позже, решается на раз два. Разработчики, заранее подумав об этом, изобрели для подобных построек целый остров, отдельный от всего прочего. Заветный уголок расположен на юго-востоке побережья карты - Спектакль Айленд.

Но, ни в коем случае, не торопитесь отправляться туда, если ваш персонаж не достиг высокого уровня, ведь делать таким там нечего. Перед тем, как заняться строительством, территорию следует почистить от противников.

Защита Замка в Fallout 4

Также, в дальнейшем, у вас будет прекрасная возможность поучаствовать в одном из Минитменов, проявив себя в роли защитника. Для этого в ваше распоряжении поступит целый замок, в котором есть один большой минус: несмотря на то, что там огромное количество места для постройки, стены здания настолько старые и разрушены, что сводят на ноль всю свою защиту. Ваша задача-исправить данную ошибку любым возможным способом. А таких существует немного, всего один: нужно построить на пустыре стену, которая закроет брешь, и соединить ее с забором (чтобы взять в руки забор, нажмите (Е) и перетяните его в назначенное место).

Поселения в Fallout 4

В нашей игре можно выбрать одно из тридцати свободных мест для того, чтобы основать свое собственное поселение. Разница между ними состоит в том, что одни можно открыть сразу после того, как персонаж зачистить выбранную территорию от монстров, другие же станут доступными только после выполнения необходимого квеста. Для того, чтобы уважаемым игрокам было проще найти выбранную локацию, предоставляю специальную карту, которая поможет вам в этом. После того, как окончите квест или поубиваете всех врагов, быстрее посетите мастерскую, где указанны все указания для постройки нового поселения.

Торговые пути в Fallout 4

В случае, если у вас в наличии есть несколько собственных поселений, советую, как можно скорее, соединить их между собой торговыми путями. Такой шаг предоставит прекрасную возможность иметь общий доступ ко всему инвентарю между поселениями, независимо от того, в каком из них он находится.

Читайте также: Как быстро стать богатым в Fallout 4?

Соответственно, для вас открыты абсолютно любые ресурсы, которые позволят развиваться еще стремительней. Итак, наводим пример на любом сырье(пусть это будет медь). После соединения, вы можете строить генератор в поселении А, а брать медь для этого из поселения Б. Короче говоря, чем больше у вас будет ресурсов, тем выгоднее станет соединение, тогда вы уж точно почувствуете весь смысл такого действия.

Если вас заинтересовала такая перспектива, смело преступайте до объединения поселений. Для этого нужно иметь:

  1. Перка, под названием «Местный Лидер», его можете заполучить вместе с Харизмой 6;
  2. Поселенца, который ничем не занимается(свободен от работы), с помощью него вы будете перемещать нужные ресурсы, превратив его в ваш личный Корован;
  3. Также, пролаживать путь можно и с помощью напарников, что прекрасно справятся со своей ролью. Но в данную категорию не входят Псина и Кодсворт .

После того, как вы все обдумаете и сделаете свой выбор, заходите в режим Мастерской и подходите к избранному будущему корованщику, далее, укажите с каким именно поселением желаете установить торговое объединение (советую выбирать те поселения, которые находятся ближе всего от вас так, как в будущем их все нужно соединить самым кратким из всех маршрутом). Затем, после выполнения всех указаний, сможете наблюдать за тем, как ваш инвентарь соединяется со всеми поселениями, которые, благодаря вам, теперь имеют торговые пути.

Развитие поселений в Fallout 4

Ознакомившись с элементарными вещами по строительству и крафту, научившись азам соединения поселений и объединив несколько из них между собой, приступайте к следующему этапу, который позволит их развивать. В данном деле наш Fallout 4 почти идентичен (абсолютно бесплатная мобильная стратегия, предназначена для android и iOS ). В современном, огромном мире Fallout ваши задания будут, в основном, зависеть от меры убывания приоритетности и будут приблизительно в таком порядке:

  1. Удовлетворение различных потребностей всех, без исключения, поселенцев;
  2. Всевозможное развитие и строительство нужных зданий;
  3. Хорошая защита, приносящая уверенность, от частых нападений рейдеров и других жестких врагов;
  4. Управление разными ресурсами и сбор информации об всевозможных процессах.

Почти уверен, что ваше начальное поселение образуется возле уже знакомого нам под номером 111 (прямо у подножья холма). В придачу, получите под свое управление нескольких обитателей, которым очень важна ваша помощь. Ни в коем случае, не отказывайте, ведь с их помощью вам удастся, в разы быстрее, ознакомиться и понять какими являются их самые важные потребности, которые, с этого момента, будут находиться в вашей власти.

Ваша задача-контролировать число жителей вашего поселения и, вместе с тем, их потребности. Для этого нужно найти меню Мастерской и открыть его. В самом верху интерфейса можете увидеть нужную информацию: точную цифру жителей и, также, все типы ресурсов, они(выделены определенными цветами для того, чтобы игрок мог сразу, взглянув на параметры, определить статус поселения. Самым решающим показателем и мерилом развития является Счастья.

Читайте также: Кадры Fallout 4 в трейлере обновления Fallout Shelter 1.2

Перед тем, как приступать до строительства объектов, составьте планировку, которая будет детально описывать где и почему будет размещаться постройка.

Кровати

Так уж заведено, что одному жителю, в обязательном порядке, нужно выделить одну кровать, которая будет принадлежать только ему. Если данное правило проигнорировать — пеняйте на себя, ведь поселенцы станут очень раздражительными и злыми. Для благой цели, можете взять любое помещение, или же построить личный барак, где можно было бы разместить всех нуждающихся. При этом, советую, всегда иметь запасные койки. Когда поселенцы почувствуют, что время сна приближается, они сами выберут себе места и займут их.

Еда

Еда является самым базовым ресурсом, без которого жители не то что развиваться, а жить не смогут. Если желаете, чтобы ваши поселенцы всегда были сыти и не нуждались в пище, просто посадите кукурузу или же мут-фуд на этой территории. Для таких действий достаточно выбрать удачный, на ваш взгляд, участок земли, чтобы на нем смогли, безо всяких проблем, прорости нужные растения, после чего заглянуть в интерфейс Мастерской и в разделе, под названием Ресурсы, отыскать Еду. Затем, нажимайте на посадку нужной вам культуры и устанавливайте ее на выбранном ранее месте.

Сборка урожая будет куда проще, вам достаточно будет просто выбрать одного из жителей и назначить его рабочим. Для этого необходимо подойти к нему с открытым окном Мастерской и нажать на команду. Далее, отправляйтесь на ферму и указывайте ему на фронт работы, который тот должен выполнить. Если посмотрите, то показатели, указующие на ваш уровень еды значительно повысились. Следует отметить и то, что по такому же принципу нужно поступать и со всеми остальными объектами, которые требуют вмешательства физической силы.

Вода

С проблемой недостатка воды вы можете справиться в два счета, для ее решения необходимо просто соорудить на территории поселения водокачку. Для этого, соответственно, заходите в Мастерскую и открывайте секцию ресурсов, Вода. Далее, нажимайте на водокачку и устанавливайте ее в выбранном вами заранее месте. Советую разместить данный атрибут возле водоема, так как при таком исходе производительность вырастет в разы. Также, не стоит думать об экономии при выборе помпы, отдавайте предпочтение промышленной версии, безо всяких сомнений. Не забывайте и о том, что водокачка нуждается в электричестве, значит обязательно присоедините ее к генератору, который обеспечит им вполне.

Энергия

Как вам уже известно, почти все постройки требуют массы электричества не только для начальной работы, но и для их первоначального создания. Для этого следует двигаться по следующему маршруту: заходите, опять же, в меню Мастерской, открывайте вкладку Энергия, определитесь с выбором, нажав на генератор, и поставьте его в специально отведенном для него месте. Желательно, конечно же, разместить оборудование неподалеку от жилого дома, в котором обитают поселенцы.

Но и с жителями, торговыми маршрутами и торговлей как таковой. Итак, приступим!

Расставьте приоритеты

При строительстве и развитии базы не стоит хвататься за все подряд. В самом начале от вашего поселения потребуется иметь кровати, еду и воду - этого хватит, чтобы привлечь первых поселенцев. Затем вы можете заняться защитой и охраной, а также торговлей. Кстати о защите - она должна быть на высоком уровне и вам стоит ее периодически улучшать. Жесткость атак рейдеров и мутантов будет зависеть от того, насколько сильна ваша база и как долго в осаде она может продержаться, так что еды и воды всегда должно быть вдоволь.

Наиболее разумная тактика - полностью прокачать одно поселение, чтобы разблокировать возможности, связанные со строительством мощной защиты и максимально продуктивных зданий в других областях, например, больших торговых рядов, которые станут приносить намного больший доход, чем одна торговая лавка. После того, как вы все откроете, имеет смысл заняться постройкой второго поселения и установлением торговых маршрутов между ними, чтобы они могли делиться ресурсами друг с другом. Вы можете полностью «раскачать» второе поселение, а затем уже приступать к третьему.

Как и где можно строить поселение в Fallout 4 и где добывать ресурсы?

Поселение в Fallout 4 можно строить только в тех местах, где есть мастерская. Именно с ее помощью вы можете построить любое здание, ну а полный комплекс зданий есть только в одном месте - на стоянке грузовиков «Красная ракета». В других местах вам придется, хотя это совершенно не обязательно, строить станки для модификации оружия, брони и прочего, а это может отнять место.

Что до добычи ресурсов, то вы можете набирать их в пустошах, а также вокруг поселения. Прочитайте наш гайд, и вы узнаете, как легко и быстро превращать собранные материалы и хлам в полезные предметы, и помните, что все хранилища в мастерских соединены между собой, так что когда вы в «Красной ракете» складываете хлам, вы можете выдвинуться в другое место и использовать его для стройки.

Строительство же поселения очень простое - достаточно начать взаимодействовать с мастерской, и там уже выбрать то здание, что предстоит построить.

Как построить ферму или плантацию в Fallout 4?

Это довольно просто - вам нужно иметь семена пшеницы, арбузов, бритвозлака или других. На одну плантацию уходит одно семечко, поэтому собирайте семена везде, где только можете.

Вы вполне можете взять семена в других поселениях или купить их, а затем уже пользоваться своими.

Как дать поселенцу в Fallout 4 работу

Вам придется вручную задавать каждому поселенцу в Fallout 4 вид работы, если этого не делать, они сами никогда не додумаются начать работать.

Для этого необходимо зайти в меню «Мастерской», выбрать поселенца и сразу же после этого выдать ему задание, например, сбор урожая или защита, направляя мышкой в нужную область. Как только вы выберете поселенца, у вас должна появиться возможность назначить его.

После этого, не забудьте дать команду «приступить к работе», потом его можно будет остановить, не снимая с работы.

Как в Fallout 4 защитить поселение?

По началу, вам не нужно тратить много ресурсов на оборону, если вы будете начеку, поскольку, когда на поселение нападут враги, вам придет сообщение (в верхнем левом углу экрана). Вы можете быстро выдвинуться в нужное место и уничтожить врагов вручную.

Уровень защиты высчитывается исходя из суммы производимой воды и еды - помните это при закладке и развитии поселения.

Однако на более поздних этапах игры постоянная беготня между поселениями может очень надоесть, так что стоит вложиться в сторожевые посты, башни, ловушки, турели, поставить больше людей на охрану. Если вы вступили в Минитмены и являетесь их генералом, то можете поставить минометы и артиллерию.

В Fallout 4 имеется возможность даже вооружить поселенцев, так что, выдав им хорошее оружие и боеприпасы, вы сделаете каждого поселенца защитником. Мы бы не рекомендовали вооружать их гранатами, минами и другой взрывчаткой, поскольку они вполне могут подорвать не только себя, но и своих друзей, да и все поселение заодно.

Как привлечь новых поселенцев?

Основой для появления новых поселенцев является избыток пищи и воды. Выше уже упоминалось, но мы еще раз повторим, недостаточно построить две-три фермы для производства пищи, вам придется поставить на каждую плантацию работников, которые эту пищу будут производить. Учитывайте, что каждая плантация производит 0,5 единиц продовольствия, а потребление одного человека составляет 1 единицу, так что вам придется занять значительную часть поселения именно фермами, если вы хотите получить большое население.

С водой все проще - один человек потребляет 1 единицу произведенной воды, так что вам просто нужно поддерживать положительный баланс, имея про запас 3-4 единицы воды, дабы вновь появившиеся поселенцы не создали дефицита.

Однако поселенцы не начнут приходить к вам, если вы не построите им дома и кровати. Расклад здесь такой же, как и с водой - 1 поселенцу нужна 1 кровать и не на открытом воздухе, а в помещении. Будет хорошо иметь дополнительные кровати, чтобы новые люди могли присоединиться, в то время как вы отправились на поиски приключениий.

Чтобы привлечь поселенцев к своей базе, вам также надо построить вербовочный радиомаяк. Он будет работать в автоматическом режиме и вам не нужно его контролировать, однако выключите его, как только решите, что в поселении достаточно жителей.

Разумеется, все это требует электроэнергии и мы бы рекомендовали вам строить сразу максимально возможные генераторы, дабы не загромождать пространство и иметь как можно больше энергии. Дабы все ваши постройки работали, их придется соединить при помощи соединительных кабелей, ЛЭП и электромонтажных коробов.

Как разблокировать артиллерию и минометы в Fallout 4, и научить поселенцев использовать их?

Действительно, в Fallout 4 есть возможность использовать артиллерийские орудия, которые подойдут не только для защиты населения в поселениях, но и для ударов по любой точке в Содружестве (вы можете вызвать его, если окажетесь в трудной ситуации). Артиллерию можно ставить в населенных пунктах. Однако такая возможность может быть полностью пропущена, если вы не сделаете правильные действия в своем прохождении.

Во-первых, вам нужно быть генералом у Минитменов. Это случиться достаточно рано, после того, как вы сделаете несколько миссий для чернокожего персонажа Престона, с которым познакомитесь в Конкорде. Вы можете испортить с ним отношения, если будете подкармливать Маму Мерфи веществами, так что учитывайте это. Продолжайте делать миссии для Престона, пока он не попросит вас вернуть локацию «Замок» (The Castle) в миссии «Возвращение независимости» (Taking Independence).

Для ее успешного выполнения лучше использовать силовую броню, поскольку на вашем пути встретятся все типы врагов - мутанты, рейдеры, синтетики, канониры, мирелюрки, молератсы, вурадалки и другие, а в конце вас ждет битва с боссом. После победы, вы должны будете подключить радиомачту с двумя генераторами, вырабатывающими 5 единиц энергии, и миссии будет завершена.

После этого, спустя еще 2-3 часа, когда вы выполните пару миссий для Минитменов, вам будет выдано задание «Старые пушки» (Old Guns). Надо будет вернуться в Замок, взять задание у Престона и помочь персонажу по имени Ронни с парой вещей, скажите ей, что поможете без всяких условий. В таком случае она проведет вас к оружейной, расположенной в Замке. Используйте игровое меню «Мастерской», чтобы удалить строительный щебень и разблокировать дорогу. Вам придется пройти через несколько шахт с врагами и мощным сторожевым ботом в конце, так что будьте наготове.

Если все будет успешно, вы захватите арсенал и получите возможность взять схемы для артиллерийского орудия и сигнальные дымовые гранаты. Вернитесь в поселение и сконструируйте свое первое орудие. А для чего нужны гранаты? Они сигнализируют о вашем местоположении и кинув всего одну, вы получите поддержку артиллерии.

Орудия имеют хоть и большой, но все же ограниченный радиус действия, так что придется построить их в нескольких населенных пунктах. Вы можете увеличить свой запас гранат при помощи оружейного верстака.

Как повысить уровень счастья среди населения поселения в Fallout 4?

Это довольно просто - украшайте поселение строениями из «декоративного» раздела, поставьте по телевизору или хотя бы по радиоприемнику в каждый дом, стройте разнообразные торговые точки - пусть одна лавка торгует вещами, другая медицинскими препаратами, третья будет рестораном.

Кроме того, проводите побольше времени с людьми - неважно, являетесь ли вы мэром этого участка Пустоши, генералом минитменов или членом Братства Стали - вы всегда можете рассказать пару-тройку интересных историй, которые с удовольствием выслушают жители.

Как начать зарабатывать на поселении?

Для этого вам потребуется навык «Местный лидер», имея который вы можете построить несколько торговых точек в своем поселении. Они приносят небольшой пассивный доход, но чем больше людей в вашем поселении - тем больший доход от торговли вы получите.

Как проложить торговые маршруты в Fallout 4 между поселениями?

Для этого потребуется сочетание следующих факторов - наличие двух или более поселений (вы не можете торговать с другими территориями), 6 очков вложенные в «Харизму» и перк «Местный лидер» первого уровня. Кроме того, в поселении должен быть один свободный человек, который займется торговлей. Вы не можете отправить уже занятого персонажа, так как он бросит свою работу.

Откройте меню в «Мастерской», выберете свободного человека и, если у вас два и больше поселения, появится функция «отправить». Нажав по соответствующей кнопке, вы сможете выбрать из открывшегося списка, куда отправить человека. Эту операцию можно провести для нескольких свободных поселенцев, отправив их в одно или в другие поселения. Аналогично можно сделать и с другими поселениями, не важно, приходят к ним маршруты из других мест или нет.

При помощи торговых маршрутов вы сможете развить потенциал каждой базы Fallout 4 до максимума, а также сбалансировать излишки и недостачу продовольствия или воды.

Где найти медь для поселения?

Развитие поселения напрямую связано с тем, есть ли у вас медь, поскольку она используется в генераторах электричества, радиостанциях, защитных системах. Медь - очень дефицитный ресурс в Fallout 4 и ее не так-то легко найти.

Для начала, мы бы рекомендовали очистить всю территорию поселения от хлама - вполне возможно, что вы найдете там достаточно меди для производства хотя бы пары генераторов. Также собирайте хлам в Пустоши, например, лампочки, вентиляторы, магниты, кастрюли, вакуумные трубки, телефоны, включая сломанные и не сломанные, поскольку вне зависимости от состояния, в них содержится медь.

Медь также можно купить в Даймонд Сити, у Артуро, а также у женщины-продавца из Драмлин-Диннер, однако медь будет стоить достаточно дорого, а откат составляет 48 часов реального времени.

У кого можно купить материалы для строительства поселения в Fallout 4?

Сбор хлама в мире Fallout 4 является трудным и нудным процессом, да и он не безграничен и когда-нибудь закончится. Так что если у вас есть немного лишних крышек из под колы, вы можете купить необходимые материалы для строительства поселения у следующих продавцов:
  • Конни Абернати - ее можно найти на Ферме Абернати (Abernathy Farm), строго на юго-запад от «Красной ракеты». Она продает бетон, ткани, удобрения, кожу и древесину. Если вы выполните для нее квест по возвращению медальона, она даст вам некоторую скидку.
  • Карла Трашкан появляется в тех поселениях, чье население равно или превышает 10 человек. Ее можно встретить там, если использовать быстрое перемещение или же если лечь спать на 12 часов. Она продает асбест, военные электронные схемы, кристаллы, масло, и болты, однако ее расценки заметно выше, чем у других продавцов.
  • Робот Перси из Даймонд Сити пригодится тем, кто ищет клей, керамику, удобрения, пластмассы, пружины и сталь. Однако он там появляется только ночью. Удобрения у него дороже, чем у Конни Абернати.
  • Артуро также находится в Даймонд Сити, но в течение дня. Он продает алюминий, медь, шестеренки и болты. Алюминий может пригодиться для улучшения силовой брони, так что не пренебрегайте покупкой, когда будете у него.
  • Мо Кронин - еще один продавец из Даймонд Сити, которого можно встретить в течение дня. Он продает пробковое дерево и лесоматериалы. Поскольку вы можете бесплатно получить большое количество древесины из деревьев вокруг поселения, пользоваться его услугами нерационально.
  • Доктор Сунь продает в Даймонд Сити антисептик, стекло и резину, в течение дня.
  • В районе «Добрососедство» (Goodneighbor) есть два магазина. В первом девушка Дейзи продает клей, электронные схемы, стекло и серебро. Клео продает оптоволокно, медь, свинец и нефть.
  • Магазины района «Банкер Хилл» (Bunker Hill) порадуют вас кристаллами, стекловолокном, золотом, свинцом и серебром, кислотой и стеклом.

Встретил на «Lenta.ru» интересную статью, рассказывающую о том, как два жителя Вологодской области вот уже несколько лет пытаются официально зарегистрировать населенный пункт, в котором они живут. Как вы, наверно, уже догадались, это несколько сложнее, чем добавить деревню на «Родную Вятку». И пусть события происходят в соседнем регионе, думаю, что посетителям нашего портала этот материал может быть интересен, поэтому публикую его здесь как есть.

Деревня, которая будет

Как двое пенсионеров уже пять лет регистрируют населенный пункт в Вологодской области

Деревня Демидово - это край цивилизации в вологодской глубинке. Здесь живут два пенсионера, и они уже более пяти лет пытаются добиться юридического признания своего населенного пункта. «Лента.ру» отправилась в гости к семье Нечаевых, чтобы понять, зачем пенсионерам собственная деревня и сколько усилий нужно приложить, чтобы попасть на карту России.

До ближайшего крупного населенного пункта, поселка Кадуй, около 30 километров пути. Поселок, обслуживающий знаменитую череповецкую ГРЭС, разделен на две части. В новой - панельные пятиэтажки, пара сетевых магазинов и клуб «Жигули» (бывший «Поручик Голицын»), где по вечерам в выходные собираются обеспеченные люди «постарше». В старой части - пиццерия «Марио» с борщом и картофельным пюре, краеведческий музей в столетнем деревянном доме и сауна. Она же - единственная в поселке гостиница, где можно снять номер категории люкс (с удобствами в номере).

Чтобы добраться отсюда до Демидово, нужно трястись в старом ПАЗике около часа (курсирует три раза в день). Либо взять такси и тоже трястись по убитой дороге. Ставка фиксированная - 450 рублей.

Местные по привычке называют Демидово Андогской больницей. Она работала до конца 80-х и обслуживала жителей всех окрестных сельсоветов. После закрытия от больницы осталось несколько зданий, в одном из которых- еще крепком помещичьем доме - и поселилась семья Нечаевых.

Этап первый: купить дом

Дом этот Римма Петровна и Александр Александрович приобрели 20 лет назад. Кроме него на участке баня, гараж, несколько хозяйственных построек. Негромко лает крупный пес, во дворе виднеется трактор.

Меня на работу сюда направили еще в 1966-м, - рассказывает 75-летняя пенсионерка. - Была здесь больница большая (Римма Петровна разводит руками и, кажется, пытается объять все пространство) - родильное отделение, хирургическое, стоматологическое, терапевтическое, инфекционное.

Молодая семья Нечаевых приехала работать в Андогскую больницу по распределению из Вологды. Римму Петровну направили стоматологом, Сан Саныч устроился в соседней деревне культоргом в Доме культуры.

А потом все заросло, - говорит Сан Саныч. - Районная больница решила продать здание, мы и купили. Держали хозяйство, две коровы было, а теперь уже силы кончились - только куры и остались.

А в каком году больница закрылась?

Так при Горбачеве, - Сан Саныч морщится. - Мы в Кадуе жили, из Демидово уехали еще в 80-х, когда сын родился. Тут куда его было деть? Я работал, жена тоже, в доме холодно. А в районе нам дали квартиру, мы и уехали. Жена там продолжила работать стоматологом, а я с культурой завязал, переквалифицировался на бульдозериста.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Мы сюда вернулись вспомнить нашу молодость… - улыбается Римма Петровна.

Потолок здесь провалился прямо в комнату, печное отопление не действовало. Но перекрытия восстановили, печки переложили, - Сан Саныч ведет нас в дом.

В одной из дальних комнат на табуретке стоит двадцатилитровая бутыль с брагой.

Это из смородины вино - без дрожжей, без всего. Правда, малина туда добавлена.

Две дальние комнаты дома раньше занимал хирург, Нечаевы жили в помещениях нынешней кухни и спальни. Сегодня в комнатах хирурга, по словам хозяев, что-то вроде склада, где хранятся отжившие свой век вещи.

Мы тут круглый год. Пасека у нас, собираем мед. - Римма Петровна демонстрирует вазочку с медом.

А если плохо вдруг станет? Скорая к вам приезжает?

Ну-у-у-у, - Римма Петровна тянет, словно обдумывая, как лучше ответить, - приедет она, конечно. Но я сына вызываю, он из Кадуя быстрее добирается и везет меня, если что, в больницу.

А продукты?

В магазин ходим - шесть километров отсюда.

Не, пешком-то не бывали, то на попутных машинах, то на автобусе.

Этап второй: обозначить границы

Несмотря на то, что люди жили в этих местах еще два века назад, а в советские времена здесь была крупная больница, официально деревни Демидово до сих пор не существует. После того как в 1992 году Нечаевы оформили в собственность участок с домом, их активность по легализации населенного пункта временно прекратилась. Доказать, что они все же живут в деревне, а не в чистом поле, пенсионеры решили уже в двухтысячных.

Замглавы местной администрации Ольга Ростиславовна Кознева рассказывает, что пять лет назад к ней пришли Римма Петровна и Александр Александрович. С тех пор накопилась внушительная кипа документов. Первый из них - протокол публичных слушаний, на которых местные жители (Римма Петровна и Александр Александрович) утвердили название будущей деревни, ее границы и проект планировки.

Собственно границы деревни - это участок Нечаевых. Площадь - полтора гектара. По бокам от участка лес, спереди дорога, сзади - поле, за ним снова лес. Где конкретно полтора гектара собственности начинаются и где заканчиваются, неясно, да тут это никому и не важно - соседей нет, а медведи на землю пока не претендуют.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Правда, участком кормиться нынче в деревне тяжело. И дорого. Не всегда выращенные овощи окупают потраченные на них усилия и деньги. Машина навоза стоит 1800 рублей. Без учета доставки.

На столе у Нечаевых скромно, но не бедно. Хлеб, колбаса с сыром, масло - все магазинное. Мед с собственной пасеки. На запах из соседней комнаты приходит кошка Алиса. Всего кошек в доме три.

Служи, ну, служи, - Римма Петровна держит в руках кусочек колбасы.

Кошка слова хозяйки сначала игнорирует, но потом все же встает на задние лапы и замирает.

Был еще кот, - Сан Саныч, уже минут десять стоит у двери, подперев плечом печку, - но пал смертью храбрых. Он по всем окрестным деревням ходил, где-то попало ему. Потом смотрю - лиса его ест.

Где смотрите?

Да здесь, на участке. К нам тут и медведи приходят, и зайцы, и олени, и кабанчики.

Этап третий: получить разрешение

После проведения публичных слушаний пришло время получить согласие на регистрацию деревни у властей. Самое первое письмо с просьбой организовать деревню Нечаевы направили в районную администрацию. Ответ - «в компетенции областных властей». В другом документе, уже из областной администрации, чиновники пишут, что в целом только «за», однако название деревни Демидовское нужно согласовать в Росреестре - федеральной службе, отвечающей за «нейминг» всех географических объектов.

Проблемы с названиями у местных жителей возникают не в первый раз. В начале двухтысячных Великосельское муниципальное образование вошло в состав Никольского. В результате в последнем появились две деревни с одинаковыми названиями - Старина. Местных это не сильно беспокоило, но власти, чтобы избежать путаницы, стали называть одну из них Старина-Великосельская.

Чтобы добраться до Старины (та, которая обычная), нужно проехать еще несколько километров по дороге, построенной явно не в последнем десятилетии. Хотя все большие ямы аккуратно залатаны. Зимой, говорят, снег здесь расчищают в трехдневный срок, так что проблем с поездками в райцентр не возникает.

Дорогой местным жителям приходится пользоваться часто. Все социальные объекты муниципального образования Никольское (а это 78 деревень) сосредоточены в его центральной усадьбе - одноименном селе. Четыре магазина, все частные, хотя по привычке местные именуют один из них «Райпо», отделение «Почты России», единственный на всю округу медпункт. Врача, правда, не хватает - его в район забрали. По словам местных, у них всегда все хорошее забирают в район.

В Никольском работает и единственная на все 78 деревень школа. Еще есть школьный интернат и центр реабилитации для несовершеннолетних - единственные на весь район.

Там же как - мама запила, по-русски говоря, а его, значит, туда, - рассказывает замглавы Никольского. - Ребенок может там до полугода жить. Или мама одна ребенка воспитывает, а надо ехать в командировку, куда ребенка деть? Пожалуйста, центр и его возьмет.

«Сбербанк» в селе закрыли на ремонт. Чтобы не оставлять местных жителей без доступа к финансам, в село регулярно приезжает мобильный офис банка. Регулярно - это дважды в неделю.

Всего в муниципальном образовании живет 1200 человек, 450 из них - в Никольском. Большие магазины - только в райцентре.

Нумерация домов в самом Никольском появилась только в 2000 году. До этого в паспортах писали просто - Кадуйский район, село Никольское. Где кто жил в Никольском, неизвестно. У местных в обиходе была своя нумерация. Дом номер 8 - это восьмой по счету от магазина. Или от почты.

В дальние деревни продукты привозит автолавка, обычно раз-два в неделю. В теплое время года ездит еще и цистерна с молоком.

Демидово, кстати, не единственный малонаселенный пункт в районе. В соседних Калинниково и Милехино живут и вовсе по одному человеку.

Этап четвертый: согласовать название

Чтобы окончательно зарегистрировать деревню, Нечаевым осталось пройти последний этап - получить согласие Росреестра. Федеральная служба должна согласовать название населенного пункта. В документе, который семья направила в ведомство, на двух страницах подробно описывается, почему деревня будет носить название Демидово.

Если коротко - во второй половине XIX века на месте нынешнего поселения стараниями купца Демидова были возведены несколько жилых строений, церковный дом и торговая лавка. Были у Демидова магазины не только здесь, но и в Череповце и Вологде.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Директор Кадуйского краеведческого музея Геннадий Васильевич Загребин рассказывает, что, по легенде, местные крестьяне собрали денег, чтобы выкупить земли Андогских сел (именуемых так по названию самой большой местной реки) у помещика. Оформлять их отправили молодого крестьянина Демидова. Тот был не против. Правда, в итоге оформил все земли на себя, а крестьяне так и остались ни с чем.

Решение Росреестра - последнее, что требуется для того, чтобы деревня появилась на картах. После этого на повороте к Демидово можно будет установить аншлаг - дорожный знак с наименованием населенного пункта. Пока же на ближайшей к деревне остановке красуется повесивший голову цветок и надпись «Андогская больница».

На больших банках на полке в доме в Демидово стоят банки с надписями «Зверобой» и «Таволга». Римма Петровна и Сан Саныч лечатся, как и многие в деревнях, в том числе и народными средствами. Травы собирают сами. Как и грибы, которые во влажных вологодских лесах растут лучше, чем борщевик на заброшенных полях.

Мы по осени часто ходим в сельники за волнухами, - говорит Ольга Ростиславовна.

Куда и за чем?

Ну, сельники, это как ельники, только там не только ели. А волнухи… - Ольга Ростиславовна не находит слов, - ну, волнухи... Волнушками их называют еще, но у нас так не говорят.

Из окна кухни видно раскидистую, но приземистую яблоню. Раньше на этом месте был стоматологический кабинет. Попивая по утрам чай, Сан Саныч наблюдал в окно за тем, как работает его жена.

Римма Петровна просит мужа принести гармонь. В молодости она не только лечила зубы, но и была главным гармонистом больницы, ездила на фестивали. На ее инструменте до сих красуется наклейка «Смотр художественной молодежи РСФСР в Вологде».

Умелыми движениями пенсионерка растягивает меха, заводит плясовую. Ольга Ростиславовна начинает притопывать и прихлопывать. Через несколько минут хозяйка кладет инструмент на стол и комната на некоторое время наполняется тишиной.

Так и развлекаемся здесь, - говорит хозяйка, - еще в гости ходим. То в Кадуй приглашают, то в Череповец, а так в соседние деревни ходим, все здесь общаемся. Мы здесь все как родня.

Вот соседка звонила, - трясет мобильным телефоном Сан Саныч, - она в 400 метрах от нас живет, но это соседняя уже деревня. С другой стороны сосед - 500 метров, с третьей - 700.

Я тут по радио слышал, - Сан Саныч хитро улыбается, - что 7 октябрясобираются учредить праздник Вежливых людей. Как по мне, так надо каждый день в году таким праздником сделать. Вежливости нам всем очень не хватает.

Мы допиваем чай и вежливо прощаемся.

Этап последний: уехать

Когда деревня будет зарегистрирована, Нечаевы наконец смогут оформить дом. Чтобы продать. Они, в общем-то, и задумали всю историю с регистрацией деревни для того, чтобы вернуться в собственную квартиру в Кадуе, которую им выдали при советской власти. За двадцать лет жизни вдали от цивилизации пенсионеры устали от плохого транспортного сообщения, отсутствия магазинов и привычных для городского жителя коммунальных удобств. Вместе с домом пенсионеры готовы отдать потенциальному покупателю и трактор.

Кто приедет жить в новую деревню после них - непонятно. Возможно, дом приобретут дачники, которые, по словам местных жителей, скупили половину района. Возможно, новая деревня станет для этих людей домом. Хотя, скорее всего, сезонным.

Опция строительства доступна уже в начале кампании, но сделать счастливыми граждан вашего поселения не так-то просто, поэтому сначала ради интереса ознакомьтесь с потребностями граждан, выполнив несколько заданий от людей, живущих неподалеку от убежища, где вы очнулись. Это позволит вам понять, по вкусу ли вам все эти заботы, или лучше отправиться на поиски сына, приключений и тому подобного, вместо того, чтобы удовлетворять различные бытовые запросы почти незнакомых граждан.

В озводим счастливое поселение в Фоллаут 4

Лучше сразу определить, сколько граждан может прибыть под ваш кров, ознакомиться с этим можно в верхней панели меню мастерской - там точно указано и количество людей, пасущихся в регионе, и доступность нужных для счастья поселенцев ресурсов, вроде энергии, воды, еды, кроватей, счастья, защиты и энергии.

Как и в SimCity, эти шкалы отмечены своим цветом, чем зеленее каждый из показателей, тем более удовлетворена потребность в том, или ином ресурсе. Граждан не волнует, что вы строите и как, главное потакать их базовым потребностям, в остальном вы совершенно свободны.

Кровати

Даже в прошлой части можно было подпортить себе репутацию сном в чужой постели. Это вполне понятный ресурс. Без комфортного отдыха люди начинают выражать недовольство (словно в пустоши до того, как они пришли к вам, их каждый вечер ждал теплый пледик и стакан чая).

Кроватей нужно чуть большее количество, чем число самих селян, потому что могут появиться новые жильцы, а это нужно предусмотреть заранее. Кроме того, вы и сами можете восстановить силы во время сна.

Еда

Без пищи счастья в вашем поселке не будет. Если у вас в собственности уже есть населенный пункт, внимательно смотрите по сторонам в поисках культивируемых растений, не забывайте посмотреть овощи, которые можно посадить, у торговцев.

Для огорода подходит только земля и ничто больше. Смело залезайте в меню мастерской, выберите «Еда» в разделе ресурсов, определитесь с растением и сажайте его в удобном месте.

Чтобы регулярно собирался урожай, нужно привлечь к этой работе местного жителя, достаточно подойти к какому-нибудь слоняющемуся лоботрясу и через меню мастерской задать ему нужную команду, затем пойти к импровизированной ферме и укажите жителю пункт назначения. Таким образом потребность в еде будет частично удовлетворена.

Вода

Вокруг пустыня, поэтому без воды - никуда, она требуется и для роста овощей и для удовлетворенности граждан. Постройка водокачки потребует знакомой процедуры - открытия меню мастерской и выбора ресурса «вода». Водокачку можно установить только на бетонном основании. Если достаточно материала, постройте вокруг еще несколько запасных помп.

Вода понадобится не только для жителей и овощей, иногда она требуется и при крафтинге, так что построив водокачку вы навсегда обеспечите себя этим ценным ресурсом.

Разумеется, лучше всего поставить индустриальный насос для воды, но так сразу его не создать, для этого придется много побегать, разбирая на части всякий ненужный мусор. Ах, да. Водокачка не будет работать без электроэнергии, так что придется строить еще и генератор и подсоединять его к механизму забора воды с помощью проводов.

Энергия

Множеству объектов требуется обязательная доля электроэнергии, иначе построить их не получиться. Это относится к световым приборам, приборам водоочистки, вентиляторам. Поэтому для начала нужно возвести генератор. При этом, не стоит забывать, что каждый из приборов нужно подключить к генератору с помощью проводов или линии электропередач.

Для собственного же удобства ставьте генератор в заметном месте, лучше всего рядом со зданием, где непосредственно вы и живете - это позволит легко размещать и дополнять поселение новыми приспособлениями. Каждый генератор вырабатывает определенное количество энергии, отмеченное цифрой рядом с пиктограммой молнии.

Защита

Местность вокруг вашего поселка, как вы уже заметили, не особенно дружелюбна, поэтому ваших жителей необходимо защищать. Можно делегировать роль защитников самим поселенцам, для этого нужно построить специальные посты вокруг поселка и назначить на них своих дежурных, это делается через меню команд мастерской, также как и с огородными делами и сбором урожая.

Необходимо отдать соответствующий приказ, а потом задать жителю нужную точку, указав местом его работы защитный пост.

Вокруг поселения можно возвести комплекс ловушек и турелей, не требующий рабочей силы, также неплохо приобрести собаку, она добавляет сразу пять пунктов к безопасности. Если рейтинг безопасности селения низок - высока вероятность, что ваш поселок в ваше отсутствие разграбят или разрушат рейдеры.

Дополнительные способы сделать поселенцев счастливее

Русские поселения разнообразны по форме, назначению и характеру. Строительство поселения зависело от того, кто будет проживать в этой общине, каков их род занятий, цели и идеалы.

Долгое время наши предки почти не строили укреплений, защитой служили труднопроходимые леса и болота. Строились на правом берегу по течению реки, не на буйной воде, то есть при впадении рек, около озера, на солнечном месте.

Строились родовыми гнездами, то есть маленькими поселениями, где проживала большая семья из нескольких поколений. Поначалу славяне жили в полуземлянках, крыша которых опиралась на землю. Затем полуземлянка стала вырастать из земли и постепенно превратилась в наземное жилище - избу. Полы были земляные, промазанные глиной. Печь также совершенствовалась от печки-каменки и глинобитной, у которых дым выходил прямо в помещение. Такие жилища называли "курными", "черными".

Распространенной формой стали круговые поселения или "кольцевые". Прежде всего, это концентрация жизненной силы, а также энергетический круг- оберег. Такая деревня могла окружать озеро, а иногда в своем центре иметь пашню, луг, выгон для скота, но чаще всего священное обрядовое место.

При гнездовой форме не просматривается система. Домики расположены свободно, как бы гнездами.

Лучевая система постройки похожа на солнечное излучение. Улицы как бы расходятся из центра и имеют общие небольшие улицы, похожие на лучи.

Рядовая, линейная планировка селения самая распространенная. Почти все деревни на Руси по сей день строятся именно так. Улица в два ряда имеет свои прелести: удобно иметь общую дорогу, все хозяйства хорошо просматриваются с лицевой стороны и одновременно скрыты изнутри.

Вервь - термин, бытующий в южных областях Руси. Ученые подозревают, что данное поселение связали уже не только родственные узы, но и предполагают, что этих людей могла объединять вера – традиции.

"Слободой - свободой называли поселения пленников-рабов, со временем отпущенных на свободу (как было заведено у древних славян). С другой стороны, слободские были и люди, освободившиеся от своих, покинувшие свои родовые общины. Слободой называли также поселок рабов на господской земле. Хозяева выделяли рабам землю и превращали их в крепостных. По сравнению с рабством, это была уже некоторая свобода

Острог - деревянное укрепление в пограничной полосе древнерусских княжеств.

Выселки - поселения, все жители которого переселились из другого населенного пункта.

Околы - окольный город, часть древнерусского города, окружавшая кремль или примыкавшая к нему. В Москве, например, существовал Китай-город под стенами Кремля.

Хутор - поселение, образовавшееся при освоении новых земель (однодворное, позднее многодворное).

Города - богатство земли славянской

Название "город" принималось в различных смыслах. Первоначально это слово означало огороженное место.

Города отличались по силе крепости. Крепчайшие, хорошо отстроенные, с большим населением делались центрами власти, и им подчинялись другие. Таким образом, слово "город" постепенно стало означать господствующее место - столицу над краем. Так, Киев был городом земли полян или Земли Русской, Чернигов - земли Северской. Слово "столица" появилось с основанием и объединением вокруг Москвы.

Города располагались так, чтоб около них находилась естественная защита: вода или ущелья, часто одна сторона или несколько примыкали к озеру, пруду или болоту.

Часто город окружали деревянная стена и ров, а также он был еще раз обведен осыпью или деревянною стеною -так называемым острогом, а между городом и острогом находилось поселение.

Посады ("подолы") -поселения торговой и промышленной деятельности. Они строились близ городов, так что окаймляли укрепленные стены городов. Можно сказать, что кремль - город, а все, что за стеной, - посад.

Посад разделялся на две части: острог, или укрепленная часть близкого к городу поселения и поселок вне острога или собственно посад, а за ним слободы.

Под защитой крепости и живущих в них воинов охотно селились, строились, устраивались, "садились" ремесленники, а купцы заводили торговые склады. О богатстве города судили по жизни посада.

Почти все наши древние города имеют отдельные части крупного поселения вблизи города и назывались они "концами". Это самостоятельные, довольно развитые районы, нередко самоуправляющиеся, с развитой внутренней организацией, ритмом и законами. Концы издревле соперничали друг с другом.

Каждый конец имел свое святилище,кладбище, вече, предводителя, торговое место.

Древнерусские города чаще имели кремль (кром - укромное место) - это центральное место, обнесенное крепостными стенами с башнями, комплекс оборонительных, хоромных и позже церковных сооружений.

В Пскове и других городах кремль называли "детинцем". Имеется несколько предположений по поводу его названия. Детинец - место защиты детей и стариков во время опасности. Детинец мог получить такое название и от размещенной там княжеской или боярской дружины, члены которой считались как бы детьми предводителя. И все защитники носили отчество князя. Детинец - центр живой городского организма и похож на чрево матери, отсюда и еще одно предположение происхождении его названия. Детинец - место, откуда исходит жизнь.