«Растительный и животный мир» - Растительноядные животные. Климат Грунтовые воды Почва Деятельность человека Рельеф(высотная поясность). Растительный мир. Факторы, влияющие на растительность. Особенности животного мира России. Олень - обитатель леса. Степи Леса. Животные степей. Пустыни. Животный мир. Птицы. Растительный и животный мир России.

«Развитие растительного мира» - Расставить в нужном порядке: Этапы. Основные этапы развития растительного мира. Развитие растительного мира на Земле. Низшие растения. Возникновение жизни Водная 2-3 млрд. лет назад на Земле. Задачи урока: Покрыто- семенные. Тема урока. Высшие растения. Семенные растения. Водоросли. Хламидомонада Ламинария Кукушкин лён Сосна.

«Клетка животного» - «Внутренняя» среда клетки - цитоплазма. Взаимодействие митохондрии. Животная клетка. «Лабиринт» клетки – эндоплазматическая сеть. Взаимодействие лизосом. Главная составляющая клетки - ядро. Взаимодействие мембраны. «Генераторы» клетки - митохондрии. «Строители» клетки - рибосомы. «Склад» клетки – Комплекс Гольджи.

«Строение животной клетки» - Строение растительной клетки. Сходство и различие растительной и животной клетки. Различия в строении растительной и животной клетки. Единство химического состава. Сходное строение мембран. Единство принципа передачи наследственной информации при делении клетки. Общие черты, характерные для животной и растительной клеток.

«Тема клетка» - Занятие 1: История изучения клетки. Поурочный план занятий. Занятие 5: Особенности строения и жизнедеятельности эукариотической клетки. Проверь себя. Биосинтез белков. Контрольный тест по модулю. (пароль «шок»). Занятие 4: Органические вещества клетки. Дополнительный материал. Тест. тест «Белки». Эукариотическая клетка.

«Растительный мир» - Засухоустойчивые растения. Растительность степей. Карта природных зон евразия. Раскрась и запомни. Раннецветущие растения. Растительный мир степей. Мы и окружающий мир. Тюльпан Шренка. Карта растительности ростовской области.

Растительная клетка имеет целлюлозную оболочку, чем значительно отличается от животной клетки . Эта оболочка выполняет защитную, формирующую и транспортную функцию. Кроме органоидов , характерных для всех эукариот, растительная клетка содержит пластиды и вакуоль с клеточным соком.

Типы растительных тканей.

Ткань - это совокупность однотипных клеток и межклеточного вещества, которые выполняют одну и ту же или несколько функций.

Растительные ткани бывают следующих видов:

1) Покровные

2) Образовательные

3) Проводящие

4) Механические

5) Выделительные

Покровные ткани растений находятся на внешней стороне частей растения. Они выполняют барьерную, защитную и питательную функции. К покровным тканям относится эпидерма, ризодерма, перидерма и корка .

Образовательные ткани обеспечивают рост растения, образуя новые клетки. Именно благодаря этим клеткам растение может продолжать расти в течение всего периода жизнедеятельности. Образовательные ткани бывают верхушечными, боковыми, раневыми (травматическими) и вставочными.

Проводящие ткани транспортируют питательные вещества по всем частям и органам растения . Проводящие ткани включают в себя флоэму (луб) и ксилему (древесина). Про флоэме органические вещества могут двигаться как сверху вниз, так и снизу вверх - к цветкам или плодам. По ксилеме питательные вещества и вода идут восходящим потоком снизу вверх.

Механические ткани выполняют защитную и опорную функцию. Существует два вида механической ткани: склеренхима и колленхима . Склеренхима состоит из отмерших ороговевших клеток, которые, собственно, и выполняют главные функции по защите и опоре растения. Колленхима представляет собой еще живые клетки , которые служат и для роста растения, и для образования склеренхимы после отмирания.

Выделительные ткани растений контролируют обмен веществ и взаимодействие со внешней средой. Различают ассимиляционную (фотосинтезирующую), воздухоносную, водоносную и запасающую выделительные ткани.

Клетка – элементарная единица живой системы. Различные структуры живой клетки, которые отвечают за выполнение той или иной функции, получили название органоидов, подобно органам целого организма. Специфические функции в клетке распределены между органоидами, внутриклеточными структурами, имеющими определенную форму, такими, как клеточное ядро, митохондрии и др.

Клеточные структуры:

Цитоплазма . Обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром. Цитозоль – это вязкий водный раствор различных солей и органических веществ, пронизанный системой белковых нитей – цитоскелетам. Большинство химических и физиологических процессов клетки проходят в цитоплазме. Строение: Цитозоль, цитоскелет. Функции: включает различные органоиды, внутренняя среда клетки
Плазматическая мембрана . Каждая клетка животных, растений, ограничена от окружающей среды или других клеток плазматической мембраной. Толщина этой мембраны так мала (около 10 нм.), что ее можно увидеть только в электронный микроскоп.

Липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину, погружены на разную глубину в липидный слой или располагаются на внешней и внутренней поверхности мембраны. Строение мембран всех других органоидов сходно с плазматической мембраной. Строение: двойной слой липидов, белки, углеводы. Функции: ограничение , сохранение формы клетки, защита от повреждений, регулятор поступления и удаления веществ.

Лизосомы . Лизосомы – это мембранные органоиды. Имеют овальную форму и диаметр 0,5 мкм. В них находится набор ферментов, которые разрушают органические вещества. Мембрана лизосом очень прочная и препятствует проникновению собственных ферментов в цитоплазму клетки, но если лизосома повреждается от каких-либо внешних воздействий, то разрушается вся клетка или часть ее.
Лизосомы встречаются во всех клетках растений, животных и грибов.

Осуществляя переваривание различных органических частиц, лизосомы обеспечивают дополнительным «сырьем» химические и энергетические процессы в клетке. При голодании клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, не убивая клетку. Такое частичное переваривание обеспечивает клетке на какое-то время необходимый минимум питательных веществ. Иногда лизосомы переваривают целые клетки и группы клеток, что играет существенную роль в процессах развития у животных. Примером может служить утрата хвоста при превращении головастика в лягушку. Строение: пузырьки овальной формы, снаружи мембрана, внутри ферменты. Функции: расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов, уничтожение отработавших клеток.

Комплекс Гольджи . Поступающие в просветы полостей и канальцев эндоплазматической сети продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в аппарате Гольджи. Этот органоид имеет размеры 5–10 мкм.

Строение : окруженные мембранами полости (пузырьки). Функции: накопление, упаковка, выведение органических веществ, образование лизосом

Эндоплазматическая сеть
. Эндоплазматическая сеть является системой синтеза и транспорта органических веществ в цитоплазме клетки, представляющая собой ажурную конструкцию из соединенных полостей.
К мембранам эндоплазматической сети прикреплено большое число рибосом – мельчайших органоидов клетки, имеющих вид сферы с диаметром 20 нм. и состоящих из РНК и белка. На рибосомах и происходит синтез белка. Затем вновь синтезированные белки поступают в систему полостей и канальцев, по которым перемещаются внутри клетки. Полости, канальцы, трубочки из мембран, на поверхности мембран рибосомы. Функции: синтез органических веществ с помощью рибосом, транспорт веществ.

Рибосомы
. Рибосомы прикреплены к мембранам эндоплазматической сети или свободно находятся в цитоплазме, они располагаются группами, на них синтезируются белки. Состав белка, рибосомальная РНК Функции: обеспечивает биосинтез белка (сборку белковой молекулы из ).
Митохондрии . Митохондрии – это энергетические органоиды. Форма митохондрий различна, они могут быть остальными, палочковидными, нитевидными со средним диаметром 1 мкм. и длиной 7 мкм. Число митохондрий зависит от функциональной активности клетки и может достигать десятки тысяч в летательных мышцах насекомых. Митохондрии снаружи ограничены внешней мембраной, под ней – внутренняя мембрана, образующая многочисленные выросты – кристы.

Внутри митохондрий находятся РНК, ДНК и рибосомы. В ее мембраны встроены специфические ферменты, с помощью которых в митохондрии происходит преобразование энергии пищевых веществ в энергию АТФ, необходимую для жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Мембрана, матрикс, выросты – кристы. Функции: синтез молекулы АТФ, синтез собственных белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, образование собственных рибосом.

Пластиды
. Только в растительной клетке: лекопласты, хлоропласты, хромопласты. Функции: накопление запасных органических веществ, привлечение насекомых-опылителей, синтез АТФ и углеводов. Хлоропласты по форме напоминают диск или шар диаметром 4–6 мкм. С двойной мембраной – наружней и внутренней. Внутри хлоропласта имеются ДНК рибосомы и особые мембранные структуры – граны, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта. В каждом хлоропласте около 50 гран, расположенных в шахматном порядке для лучшего улавливания света. В мембранах гран находится хлорофилл, благодаря ему происходит превращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФ используется в хлоропластах для синтеза органических соединений, в первую очередь углеводов.
Хромопласты . Пигменты красного и желтого цвета, находящиеся в хромопластах, придают различным частям растения красную и желтую окраску. моркови, плоды томатов.

Лейкопласты являются местом накопления запасного питательного вещества – крахмала. Особенно много лейкопластов в клетках клубней картофеля. На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты (в результате чего клетки картофеля зеленеют). Осенью хлоропласты превращаются в хромопласты и зеленые листья и плоды желтеют и краснеют.

Клеточный центр . Состоит из двух цилиндров, центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу. Функции: опора для нитей веретена деления

Клеточные включения то появляются в цитоплазме, то исчезают в процессе жизнедеятельности клетки.

Плотные, в виде гранул включения содержат запасные питательные вещества (крахмал, белки, сахара, жиры) или продукты жизнедеятельности клетки, которые пока не могут быть удалены. Способностью синтезировать и накапливать запасные питательные вещества обладают все пластиды растительных клеток. В растительных клетках накопление запасных питательных веществ происходит в вакуолях.

Зерна, гранулы, капли
Функции: непостоянные образования, запасающие органические вещества и энергию

Ядро
. Ядерная оболочка из двух мембран, ядерный сок, ядрышко. Функции: хранение наследственной информации в клетке и ее воспроизводство, синтез РНК – информационной, транспортной, рибосомальной. В ядерной мембране находятся споры, через них осуществляется активный обмен веществами между ядром и цитоплазмой. В ядре хранится наследственная информация не только о всех признаках и свойствах данной клетки, о процессах, которые должны протекать к ней (например, синтез белка), но и о признаках организма в целом. Информация записана в молекулах ДНК, которые являются основной частью хромосом. В ядре присутствует ядрышко. Ядро, благодаря наличию в нем хромосом, содержащих наследственную информацию, выполняет функции центра, управляющего всей жизнедеятельностью и развитием клетки.

Клетка – это мельчайшая структурно-функциональная единица живого организма . Каждая клетка осуществляет функции, от которых зависит ее жизнь: поглощает вещества и энергию, избавляется от отходов жизнедеятельности, использует энергию для построения сложных структур из более простых веществ, растет, размножается . Кроме того она выполняет отдельные специализированные функции в качестве вклада в общую жизнедеятельность многоклеточного организма. Все высшие растения относятся к надцарству эукариотов (содержащих ядра) и имеют общий план строения клеток . Растительная клетка состоит из клеточной оболочки, включающей клеточную стенку и цитоплазматическую мембрану и протопласта, состоящего из цитоплазмы и ядра.


Клеточная оболочка

Клеточная стенка

Клеточная стенка бывает только у растительных клеток, бактерий и грибов, но у растений состоит преимущественно из целлюлозы. Придает клетке форму, определяя рамки ее роста, обеспечивает структурную и механическую поддержку, тургор (напряженное состояние оболочек), защиту от внешних факторов, запасает питательные вещества. Клеточная стенка пористая, чтобы пропускать воду и другие малые молекулы, жесткая, чтобы придавать телу растения определенную структуру и обеспечивать ему опору и гибкая, чтобы растение под напором ветра гнулось, но не ломалось .

Цитоплазматическая мембрана

Тонкой, гибкой и эластичной пленкой покрывает всю клетку, отделяя ее от внешней среды. Через нее осуществляется перенос веществ из клетки в клетку, обмен веществами со средой . Состоит в основном из белков и липидов, обладает избирательной проницательностью. Вода проходит сквозь клеточную мембрану совершенно свободно путем осмоса .

Полярным молекулам и ионам мембранные белки помогают перемещаться в обоих направлениях. Крупные частицы поглощаются клеткой путем фагоцитоза: мембрана окружает их, захватывает в вакуоли, содержащие клеточный сок и перемещает в клетку . Для выведения веществ наружу клетки используют обратный процесс – экзоцитоз.

Протопласт

Цитоплазма

Содержит воду, различные соли и органические соединения, структурные компоненты – органеллы . Находится в постоянном движении, объединяет все клеточные структуры и способствует их взаимодействию друг с другом. В цитоплазме расположены все органоиды клетки :

  • Вакуоль – полость, содержащая клеточный сок, занимающая большую часть растительной клетки (до 90%), отделенная от цитоплазмы тонкопластом. Поддерживает тургорное давление, накапливает молекулы питательных веществ, соли и другие соединения, красные, синие и пурпурные пигменты, отходы жизнедеятельности. В ядовитых растениях здесь хранятся цианиды, не причиняя вреда растению.
  • Пластиды – органеллы, окруженные двойной мембраной, отделяющей их от цитоплазмы. Из пластид наиболее широко распространены хлоропласты – структуры, от которых зависит зеленая окраска многих растительных клеток. В хлоропластах находится зеленый пигмент хлорофилл, необходимый для фотосинтеза. Во многих растениях присутствуют другие типы пластид с красными, желтыми и оранжевыми пигментами — хромопласты, именно они придают цветам, плодам и осенним листьям соответствующую окраску. В бесцветных пластидах лейкопластах синтезируется крахмал, образуются липиды и белки, их особенно много в клубнях, корнях и семенах. На свету лейкопласты превращаются в хлоропласты.
  • Митохондрии – состоят из наружной и внутренней мембран, создают большую часть клеточного запаса энергии в форме молекул АТФ(аденозинтрифосфорной кислоты.
  • Рибосомы – состоят из большой и малой субчастиц, в них происходит синтез белка;
  • Эндопламатическая сеть (ретикулум) – сложная трехмерная система мембран, состоящая из цистерн, каналов, трубочек и пузырьков. Из ретикулума образуются вакуоли, он делит клетку на компартменты (ячейки), на поверхности его мембран протекают многие химические реакции
  • Аппарат Гольджи — участвует в образовании клеточных оболочек, представляет собой стопку мембранных мешочков, в которые упаковываются белки и прочие материалы для выведения из клетки.

Клеточное ядро

Ядро – самая заметная органелла клетки, которая обеспечивает важнейшие метаболические и генетические функции . В ядре находится ДНК – генетический материал клетки, объединенный с большим количеством белка в структуры, называемые хромосомами. Оно окружено ядерной мембраной, в которой имеются крупные поры. Участок ядра, где происходит образование субчастиц рибосом, называется ядрышком .

Все в живой клетке пребывает в непрерывном движении. Для ее разнообразной двигательной активности необходимы два типа структур – микротрубочки, образующие внутренний каркас и микрофиламенты, представляющие собой белковые волокна. Перемещение клеток в жидкой среде и создание тока жидкости у своей поверхности осуществляется с помощью ресничек и жгутиков – тонких выростов, содержащих микротрубочки.

Сравнение строения растительных и животных клеток

Растительная клетка Животная клетка
Максимальный размер 100 мкм 30 мкм
Форма Плазматическая или кубическая Разнообразная
Центриоли Отсутствуют Есть
Положение ядра Периферическое Центральное
Пластиды Хлоропласты, хромопласты и лейкопласты Отсутствуют
Вакуоли Крупные Мелкие
Запасные питательные вещества Крахмал, белок, масла, соли Белки, жиры, углевод гликоген
Способ питания Автотрофный – потребление неорганических соединений и создание из них углеводов с помощью солнечной или химической энергии Гетеротрофный – с использованием готовых органических соединений
Фотосинтез Есть Отсутствует
Клеточное деление Дополнительная фаза митоза — препрофаза Митоз – деление ядра, приводящее к образованию двух дочерних ядер с таким же набором хромосом
Синтез АТФ В митохондриях и хлоропластах Только в митохондриях

Сходства строения растительной и животной клетки

У растительной и животной клетки имеются следующие общие признаки:

  • Универсальное мембранное строение;
  • Единые структурные системы – цитоплазма и ядро;
  • Одинаковый химический состав;
  • Сходные процессы обмена веществ и энергии;
  • Сходный процесс деления клеток;
  • Единый принцип наследственного кода;

Вариант 1.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 6 и 7? Раскройте особенности строения и функций этих структур.

Вариант 2.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 5 и 6? Раскройте особенности строения и функций этих структур.



Вариант 3.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 5, 6, 7?


Вариант 4.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 3?


______________________________________________________________________________

Вариант 5.


Вариант 6.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2?

Вариант 7.

Вариант 8.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 2? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 9.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 4? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

____________________________________________________________________________

Вариант 10.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 9? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 11.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 5? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 12.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 1? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 13.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какими цифрами обозначены ее мембранные органоиды? Укажите их названия.

Вариант 14.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 7? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 15.

Рассмотрите рисунок. Какие органоиды клетки на нем изображены? В каких клетках они встречаются? Каковы их функции?

1. 2.

Вариант 16.

Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами 4 и 5? Какие функции они выполняют в клетке?

Вариант 17.

Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами буквами Д и З? Какие функции они выполняют в клетке?

Вариант 18.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции она выполняет в клетке?


Вариант 19.

Рассмотрите рисунок. Какой процесс на нем изображен? Какова его роль в клетке? В каких клетках он может происходить?


Вариант 20.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 7, 10, 11? Какие функции они выполняют в клетке?


Вариант 21.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 3 и 6? Какие функции они выполняют в клетке?

Вариант 22.

Рассмотрите рисунок. Какие клетки на нем обозначены буквами А и Б? Сравните строение этих клеток.

Вариант 23.

Рассмотрите рисунок. Какой процесс в клетке обозначен номером 10? Какое значение имеет этот процесс в клетке?

Вариант 24.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? В каких клетках можно встретить эту структуру? Какие ее разновидности Вам известны?


Вариант 25.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Приведите примеры клеток человека, в которых такие структуры встречаются в большом количестве.