Транскрипт

1 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 1 ПРОБЛЕМА СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Шафранова Анна Викторовна Стресс, как известно, в современном мире касается каждого из нас без исключения. Так как человек в мирской суматохе не способен противостоять напряжению, который выражается в особых ситуациях жизни, вызванные множеством по своей природе причин. Что же на самом деле представляет собой стресс в научном представлении? Стресс обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье одно из условий достижения успеха в любой деятельности . Как выявить стресс? Признаки стрессового напряжения Невозможность сосредоточиться на чем-то. Слишком частые ошибки в работе. Ухудшается память. Слишком часто возникает чувство усталости. Очень быстрая речь. Мысли часто улетучиваются. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка). Повышенная возбудимость. Работа не доставляет прежней радости. Потеря чувства юмора. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

2 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 2 Пристрастие к алкогольным напиткам. Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде. Невозможность вовремя закончить работу . Причины стрессового напряжения Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности. Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения. Вам постоянно хочется спать никак не можете выспаться. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день. Вы много курите. Потребляете алкоголя больше, чем обычно. Дома, в семье, на работе у вас постоянные конфликты. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться. У вас появляется комплекс неполноценности. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания. Вы не чувствуете уважения к себе ни дома, ни на работе . Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.. Итак, причин возникновения стрессов бесчисленное множество и выйти из стресса можно только одним путем: не думать и беспокоиться о том, что произошло, а думать о том, что нужно сделать для того, чтобы разрешить ситуацию, о том, что делать дальше. Это очень правильная позиция, здесь вы не теряете свои жизненные силы, без конца «пережевывая» неприятное событие. Что случилось, уже случилось, и изменить мы его не можем, мы только можем смотреть вперед, получить новый взгляд на жизнь и всегда научиться выходить из сложных ситуаций победителем . 10 секретов борьбы со стрессом Секрет 1. Убежденность в том, что ситуация под контролем Никто не застрахован от внезапных (приятных или не очень) событий, влекущих за собой изменения привычного уклада жизни. Но, по большому счету, только мы в ответе за наш собственный распорядок. Другие люди и внешние обстоятельства в большинстве случаев ничего не решают. Ощущение контроля над происходящим это то, что необходимо для душевного спокойствия.

3 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 3 Вы считаете, что вашей жизнью управляет кто-то другой? Тогда вам гарантирован стресс. Конечно, если у вас авторитарные родители, упрямый друг сердца или неуравновешенный босс, сложно считать себя кузнецом своего счастья. Постарайтесь избежать амплуа жертвы. Научитесь ежедневно находить время только для себя. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день реально. Секрет 2. Оптимизм... Всем известна шутка, что один и тот же стакан воды может быть полупустым для пессимиста и наполовину заполненным для оптимиста. Выбор спокойной и счастливой женщины очевиден: позитивный взгляд на вещи. Кому-то он дается от природы, а кому-то приходится его формировать. Ситуация складывается в нашу пользу, если мы делаем все то, что считаем нужным. Так почему же мы позволяем страху перед потенциальным провалом возобладать над надеждой на лучшее? А страх неудачи порождает стресс. Секрет 3...и одновременно реализм Очень полезно повторять себе, что все будет хорошо. Но бормотать это, закрыв глаза и направляясь прямиком в канализационный люк, неразумно. Увы, но слепой оптимизм не панацея. Иногда лучше принять обстоятельства и терпеливо переждать неблагоприятную ситуацию. Это вовсе не значит, что те, кого стресс обходит стороной, не хотят и не умеют мечтать. Ничего подобного! Они делают это «профессионально»: разрабатывают планы действий и могут посмеяться над наивностью собственных заблуждений. Верно и то, что эти люди, взявшись за осуществление плана А, всегда держат в голове запасной план Б. Секрет 4. Способность видеть всю картину целиком Если хотите избавиться от стресса не переживайте по мелочам. Проблема, от которой и следа не останется через пару месяцев, попросту не стоит ваших нервов. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные. Всегда старайтесь утром оценить предстоящий день и выбрать самые важные дела. Когда вас что-либо будет сильно отвлекать, спросите себя: «С толком ли я трачу время?». Ответили «Нет» отложите до лучших времен решение проблемы, предварительно оценив ее масштаб. Например, если в разгар работы вам звонит знакомая, вежливо скажите ей, что лучше поговорить в более удобное время. Но если у подруги случилось что-то очень важное настоящее несчастье или, наоборот, радостное событие, тогда разговор может оказаться действительно очень значимым делом. Секрет 5. Не обещать ничего лишнего Часто мы сами обеспечиваем себе стрессы. Одна из распространенных ошибок говорить людям то, что они хотят услышать, а не то, что соответствует вашим возможностям. Так можно наобещать столько, что выполнить все это просто невозможно.

4 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 4 Вы не справляетесь с заявленным объемом, и стресс удваивается ведь вы подводите людей. Выход прост: учитесь обещать меньше, чем в состоянии сделать. Вот увидите, друзья обрадуются, если вы, хотя и с опозданием, приедете на вечеринку ведь вы сказали, что вообще не успеете. Будет доволен и ваш начальник, если вы закончите отчет днем раньше, а не неделей позже. Секрет 6. Контакты с людьми Сотни психологических исследований говорят о том, что в результате общения при условии доброжелательного настроя сторон стабилизируется сердечный ритм и снижается кровяное давление, а значит, люди становятся более спокойными. Поэтому поддерживайте добрые отношения с окружающими. И при этом не будьте всегда только жилеткой, в которую все плачутся, сами ищите поддержки, когда вам плохо. Секрет 7. Укрепление здоровья Стресс, вызванный какими-либо заболеваниями, бывает довольно сильным и при этом действует исподтишка. Не стоит недооценивать мелкие неполадки в работе вашего организма, пообещав себе заняться ими, как только кончатся «трудные времена». В правила борьбы с депрессией входит поддержка и подпитка нервной системы. Селен, а также антиоксиданты и витамины группы B хорошо дополнят любой витаминный комплекс, особенно если у вас напряженный период. Но они, конечно, не заменят двух основных составляющих здоровой жизни без стресса - сна и правильного питания. Секрет 8. Беречь свою энергию Защищайте свою энергетику от внешних вторжений. Нас окружают энергетические «черные дыры»: те, кто вечно раздражены и недовольны жизнью, не находят лучшего занятия, кроме как пытаться затащить вас в их скорбный мир. Вы хорошо знаете таких людей. Держитесь подальше от энергетических вампиров, но если столкновений избежать не удается, то старайтесь отгородиться от их негативного влияния. Если вы даже мысленно возведете вокруг себя защиту из белого сияния, то потеряете меньше сил. И, может, даже зарядите своей позитивной энергией несчастного «вампира». Секрет 9. Гибкость Желая достичь определенных результатов, меняйте всё и даже собственное поведение. Гибкость очень важная черта для борьбы со стрессом. Например, если вы не можете переспорить вашего коллегу, хотя, и уверены, что правы, попробуйте для разнообразия прислушаться к его аргументам. Во-первых, в них наверняка есть здравый смысл, во-вторых, проследив за ходом мыслей оппонента, вы поймете, где он ошибся, и вам будет легче направить его рассуждения в нужное русло. А в-третьих, когда слушаете вы, то стараются слушать и вас. Секрет 10. «Смотреть далеко вперед!» Что бы ни случилось, не принимайте ничего на свой счет и не ищите собственной вины. Вместо

5 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 5 того чтобы заниматься самобичеванием, постарайтесь вынести урок из сложной ситуации, в которую вы попали. Не опускайте рук и спрашивайте себя: «Почему это случилось именно сейчас? Что я могу сделать, чтобы обернуть все в свою пользу?». Возможно, в ближайшей перспективе вы не найдете ответов на эти вопросы. Но тот факт, что ваши мысли позитивны, обеспечивает вам будущее без стрессов . Список литературы 1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. 320 с. 2. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции с Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. 4. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции с Игебаева Ф.А. Значение социально-психологического фактора в развитии предприятий АПК.// Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК. Материалы научнопрактической конференции. Саратов, С Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, с. 7. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, С Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», С Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», с. 10. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. Уфа: Башкирский ГАУ, с. 11. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal" с Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО» С


Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка 1280 Составила: педагог-психолог Журавлева Ирина Николаевна 2014 СТРЕСС

Страх Экзамен Тревога Волнение Испытание Стресс Следует различать два вида стресса: 1- кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать

Социально-психологическое самочувствие Физиологический элемент (здоровье) Приобретение социального опыта Психологические факторы Здоровье это Состояние полного физического, психического и социального благополучия,

NovaInfo.Ru - 53, 2016 г. Психологические науки 1 СТРЕСС, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ Абдуллина Алия Мавлетбаевна Слово «стресс» впервые ввел в обиход канадский врач и биолог

УДК 316.7 Хлопотина Е.А., магистр, ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия культура делового

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ Стресс индивидуальная неспецифическая реакция организма на агрессивное воздействие окружающей среды. Невербальные признаки стресса 1. Знаки это сигналы, значение которых совершенно

УДК 316.7 Багаутдинов Э.К., магистр, ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности культуры делового

Йога для всех это уникальная комбинация физических упражнений, созданных проверенной временем восточной традицией оздоровления всего организма и адаптированных для людей европейского и американского склада

АЛЛЕН КАРР КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ НЕКУРЯЩИМ Вдохновение на каждый день Москва 2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Большинство курильщиков убеждено, что избавиться от никотиновой зависимости очень трудно. Требуется огромная

10 точных фактов, которые ваши друзья могут не знать о наркотиках Сможешь ли ты пройти этот тест о наркотиках? ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ? 1. Существуют легкие и тяжелые наркотики? 2. Некоторые наркотики не вредят

Сама постановка вопроса, сам факт его зарождения у вас внутри говорит о том, что психотерапевт, скорее всего, нужен. Все мы носим в себе непрожитые конфликты, и когда они обостряются, начинаем испытывать

ТМО ДЛЯ ПРОЦЕССА С ЦЕЛЯМИ Следующая техника является применением ТМО для разрешения внутренних конфликтов, которые у вас есть в отношении вашей цели. Наилучший способ прояснить ваши внутренние конфликты

Как стресс расшатывает наше здоровье? Постепенно! Сначала у тебя возникает небольшая проблема, решение которой проходит через негативные эмоции. Ты переживаешь, плачешь, злишься, страдаешь, обижаешься,

Персональный успех модуль 17 управление стрессом Брайан Трейси. Все права защищены. содержание данной документации не может быть воспроизведено полностью или частично, в любой 1 заметки и примечания 2

Что такое стресс? Занятие 6 Стресс и здоровье Стрессоры. Что это такое? Социальная адаптация Факторы риска, формирующие стресс Как оценить уровень стресса? Как преодолевать стресс? Стресс и вредные привычки

Всемирный день здоровья в 2017 году посвящен теме борьбы с депрессией Как мы получаем стресс? Должен! Жесткая конкуренция Должен! Постоянно учиться Больше и лучше работать Приспосабливаться к постоянно

Как вести себя в суде. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СУДЕ? ЧАСТЬ 1. Подготовка к событию Предстоит судебный процесс? Не уверены, как правильно одеться и вести себя перед судьей или присяжными? Эта статья поможет почувствовать

УДК 316.7 Латыпова Э.А., аспирант, Латыпов Э.Р., аспирант ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ТЕЛЕФОННОГО ЭТИКЕТА Аннотация: В статье рассматриваются особенности делового телефонного

Иногда в жизни случаются такие ситуации, когда начинает казаться, что ничего нельзя исправить, а душевная боль никогда не кончится В такой момент могут посетить мысли о нежелании жить В кризисном состоянии

УДК 316.7 Исянова Д.Д., магистр, ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ», г.уфа, Россия КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрены основные виды и классификации коммуникативных

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВОЛОНТЕРОВ 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Термин "эмоциональное выгорание" впервые ввел в оборот американский психиатр Герберт Фрейденберг в 1974 году. Синдром эмоционального выгорания представляет

Результативный Тайм-менеджменТ результатиâнûй тайм-менеджмент модуль 11 баланс между работой и семьей заметки и наблюдения INTRODUCTION модуль 11 Баланс между работой и семьей Успешные люди знают, что

ОПЛАКИВАЯ ПОТЕРЮ КОГО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОГО Разработала Marge Heegaard Перевела Татьяна Панюшева Для заполнения детьми Имя Возраст Ты пережил очень трудное время. И то, что у тебя путаются мысли и чувства

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Нужно ли всегда слушаться родителей? ДА, ПОТОМУ ОМ ЧТО ВЗРОСЛЫХ.. Да, но Взрослые заслуживают уважения детей? Все ли взрослые достойны уважения? Всегда ли послушание выражает уважение? Можно ли проявить

ПРОГРАММА «КОРРЕКЦИЯ ВЕСА» Считаю это важным 3 2 1 0 1 2 3 Хочу Мне это необходимо 3 2 1 0 1 2 3 Хочу Подумал/а, что это 3 2 1 0 1 2 3 Хочу пригодится Думаю, что это правильно 3 2 1 0 1 2 3 Хочу Считаю,

Развивайте меня, или я стану историей! Развивайте меня, или я стану историей! 1 Развивайте меня, или я стану историей! Еженедельно я провожу на работе от 40 до 80 часов. Хотелось бы иметь какую-то цель.

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ Профессия педагога одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального

Что нужно знать, чтобы победить гнев. Негативные и неконтролируемые эмоции не только лишают нас ежедневных радостей жизни, но и мешают достигать поставленных целей. Сильные негативные эмоции самыми разными

УДК 316.7 Сайдиев Е.Н., магистрант, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ Россия, г.уфа СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Аннотация: в данной статье рассмотрены способы управления и предупреждения конфликтов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ (А.А.РУКАВИШНИКОВ) НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания, включающей различные подструктуры личности. ИНСТРУКЦИЯ:

ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Что такое экзамен (2 сл) Тревожность, фазы стресса Признаки стрессового напряжения Проблема подростков Условия успеха Рекомендации: -преодоление

Профессиональное здоровье учителя «Здоровый учитель здоровые дети» (Абакумова М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 9) Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога У нездорового

УДК 316.7 Муртазина Д.К., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ», Россия, г.уфа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ Аннотация. В статье рассмотрены различные классификации психологических типов деловых партнеров.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

СТРЕСС НА РАБОТЕ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ. Человек в большом городе пребывает в состоянии постоянного напряжения. Важно везде и все успеть: утром привести себя в порядок, позавтракать,

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут

Суицид намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 12 «Красная шапочка» Консультация для воспитателей. «Стресс и его профилактика» Подготовила: музыкальный

Выявление ограничивающих убеждений Отрывок из новой книги Джека Макани «Self-коучинг: 7 шагов к счастливой и осознанной жизни» Шаманы верят: «Мир это то, что мы о нем думаем». Если это так, то следовать

УДК Мигранова А.М., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ПРОБЛЕМА МОББИНГА В СОВРЕМЕННОСТИ Аннотация: Статья посвящена одной из серьезнейших проблем современной организации проблеме моббинга.

Профессиональное здоровье педагога «Здоровый учитель здоровые дети» Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога У нездорового учителя 1. Ниже качество работы 2. Ученики хуже усваивают

Ваш творческий потенциал Если для вас это актуально, то попробуйте выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Выберите один из вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть

Профилактика суицида у подростков Суицид умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода

Психическое здоровье личности. Норма и отклонения Проектная работа по обществознанию и психологии учащихся 10 класса Цель исследования Познакомиться с различными научными представлениями о психическом

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ГБПОУ РД «ДАГЕСТАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ На тему: «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ» Составители Юсупова

УДК 316.7 Исмагилова Д.Р., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» г.уфа, Россия ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ Аннотация: В статье рассмотрены психологические типы деловых партнеров. Зная особенности

12 Возьми судьбу в свои руки! Если сегодня вы недовольны жизнью, своим путем или результатами труда, вам просто необходимо изучить все уроки данной книги. На этом пути вы сможете: понять себя и свои цели,

Результативный Тайм-менеджменТ результативнûé таéм-менедæмент модуль 8 Преодоление прокрастинации заметки и наблюдения INTRODUCTION введение модуль 8 Преодоление прокрастинации Прокрастинация - это вор

БИОФОН КОРРЕКЦИЯ ДЕПРЕССИИ Депрессия серьезное психологическое расстройство, от которого нередко страдает не только сам больной, но и его близкие. Чаще всего депрессия развивается на фоне стресса или длительно

УДК 316.7 Шагалина Л.Р., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ИСКУССТВО ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА Аннотация: Статья посвящена искусству телефонного делового разговора, поскольку общение по телефону

О РАБОТЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ Дорогие ребята, эта информация для Вас! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью,

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

Школа Класс Тестовая тетрадь ученика Фамилия Имя Пол Дата рождения 2010 ТЕСТ 1. «Лесенка» Инструкция: В этом тесте есть 40 «лесенок». Рядом с каждой лесенкой находятся с левой стороны качества, которые

Степа, одноклассник Вовы Вова, волонтер, одноклассник Степы Знакомьтесь, это Вова мой одноклассник. Хочу вам рассказать про него, потому что Вова - волонтер молодежного клуба. Все наши одноклассники прислушиваются

Приходит время, когда у пьющего человека проблем становится столько, что он поневоле начинает думать что делать дальше? Не пора ли бросить пить, или хотя бы пить поменьше? Если у вас появились мысли о

Инструкция: Перед Вами 14 утверждений, касающихся Ваших устремлений и некоторых сторон Вашего образа жизни. Выскажите Ваше отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов, отметив в соответствующих клетках

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ - ОПЫТ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ Джумагазиева Л.М. педагог-психолог, ГБДОУ 93 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Зюзина Н.А. педагог-психолог, ГБДОУ 41 Фрунзенского

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Десять правил успеха Первое Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя. Второе Помни: нет безвыходных положений, кроме смерти. Никогда не опускайте руки.

Преувеличение неприятностей Многим людям свойственно преувеличивать свои неприятности. Может быть, и у вас есть привычка, то и дело повторять: «Ужас», «Кошмар», «Хуже не бывает», «Катастрофа». Тогда как

Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете

Лифанова И.В., Казаков Е.Ю. Стресс и способы его преодоления // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 03 (март). АРТ 107-эл. 0,3 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Тест эмоционального выгорания (В.В. Бойко) Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые направлены на изучение Вашего эмоционального состояния. Если утверждение соответствует Вашему

Адаптация детей в детском саду Воспитатель: Бельмегина Ольга Витальевна МБДОУ «Детский сад 188» Наш малыш - «наше сокровище, наше счастье, свет наш в окошке» - уже немного подрос, начал ходить, бегать

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка» Подготовила старший воспитатель I категории Тюлюш Е.К. Хову Аксы 2017 г Наверное, ничто и никто не вызывает у человека столь

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ Остапенко П.С. аспирант Все мы знаем, как важен для сотрудников положительный психологический климат в коллективе, чем позитивнее люди,

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М. : Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007 . - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

9. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

Стресс – это состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют несколько типов стрессов. Одна из классификаций выделяет физиологические и психологические стрессы, последние подразделяются на информационные и эмоциональные. Физиологический стресс возникает под воздействием физиологических стрессоров, например, повышенной температуры. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Мне кажется, данный вид стресса особенно актуален в современном мире, где большинство людей стремятся к успешному построению карьеры и занятию ответственных постов. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Все перечисленные виды стрессов могут оказывать как положительное мобилизующее воздействие на жизнедеятельность организма, так и отрицательное.

На сегодняшний день крайне распространена точка зрения, согласно которой стресс – это редкое и яркое явление в жизни обычных людей. Мнение Г.Селье на этот счёт крайне отличается. Он считает, что человек даже в состоянии полной расслабленности, как ему кажется, испытывает стресс. Кровеносная, дыхательная, нервная и пищеварительная системы непрестанно работают. Полное отсутствие стресса означало бы смерть. Однако уровень физиологического стресса наиболее низок в периоды отдыха и расслабленности, хотя никогда не равен абсолютному нулю. Эмоциональное возбуждение любой направленности сопровождается возрастанием степени физиологического стресса.

Подводя промежуточные итоги, хотелось бы сказать, что особенности стресса довольно многообразны: стресс бывает нескольких видов, в зависимости от вида стрессора и последствий. Также стресс имеет три фазы своего протекания. И, наконец, стресс – довольно распространённое явление в жизни любого человека, независимо от рода его деятельности, социального положения и возраста. Если психологического стресса человек ещё как-то может избежать, то физиологический стресс ему неподвластен.

Очевидно, что человек не может полностью обезопасить и оградить себя от стресса, который является неотъемлемым спутником человека и всех животных на протяжении всей их жизни. В настоящее время довольно распространено мнение о том, что стресса можно и нужно избегать.

Значение стресса в современном мире

В современном мире идёт довольно широкая пропаганда идеи о том, что стресс наносит человеку исключительно деструктивное влияние, способствуя развитию различных психических нарушений и общему износу организма. Возможно, в какой-то степени это, действительно, так, и я не буду опровергать это. Однако я убеждена, что стресс может оказывать и положительное влияние, и далее я попробую доказать свою точку зрения.

Во-первых, я считаю, что глупо приписывать какие-либо полярные качества чему-либо. Не думаю, что можно однозначно назвать что-то хорошим, а что-то плохим. Мне кажется, всё относительно, даже те вещи, которые на первоначальный взгляд кажутся исключительно отрицательными и негативными, могут обнаружить в себе какие-то позитивные стороны. Поясню на примере. Допустим, человека уволили с работы. Конечно, на первый взгляд кажется, что это крайне отрицательное событие в жизни любого, ведь человек потерял источник средств для существования, а также способность трудиться и самореализовываться. Однако данная ситуация заставляет человека мобилизировать все свои силы и возможности для поступления на другую работу, которая, возможно, является более перспективной и высокооплачиваемой. Если бы человека не уволили, он, скорее всего, в силу своей привычки к стабильности, не решился бы на смену места работы. Хотя возможен и другой исход. Например, человек не смог найти работу и впал в депрессию. Тогда, конечно, вся череда этих событий несёт негативный характер. Однако, не зря ведь говорят: «Кто ищет, тот всегда найдет». Я думаю, что способность человека найти новую работу в данной ситуации зависит исключительно от его личных качеств и упорства. Таким образом, я считаю, что то, какое влияние оказывают на нас те или иные события, зависит только от нашего восприятия и отношения к ним, а также от нашего поведения в данной ситуации. Итогом всему выше сказанному может послужить моя точка зрения, согласно которой, любое событие или явление, в том числе и стресс, носит двойственный характер. Нельзя однозначно назвать что-то хорошим, а что-то плохим.

Во-вторых, мне кажется, что само по себе глупо – наделять негативным смыслом явление, которое имеет место в жизни любого человека и которое неизбежно. Ведь никому не придёт в голову сказать, что рост волос или дыхание, например, это плохо. Я считаю, относительно стресса ситуация складывается аналогичным образом. Ведь стресс, хотя бы на физиологическом уровне, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, подобно росту волос или ногтей.

В-третьих, даже если стресс и носит негативный характер, все равно его общее глобальное влияние на организм, на мой взгляд, позитивно. Ведь человек, не познавший несчастья, не сможет быть поистине счастливым. Так же и со стрессом. Стресс придаёт нашей жизни яркую окрашенность. Болезни сменяются периодами здоровья, слезы сменяются смехом, а тяжёлая ежедневная работа сменяется отдыхом. Именно эта контрастность даёт нам настоящую возможность почувствовать вкус жизни, ведь «всё познается в сравнении». Стресс даёт человеку возможность наслаждаться минутами стабильности и гармонии, ценить их, что особенно важно, на мой взгляд, в современном мире, когда жизнь приобретает бешеный ритм, когда люди часто лишены свободной минуты для того, чтобы просто задуматься о своей жизни, когда человек заботит только его денежная стабильность.

Подведя итоги, хотелось бы сказать, что стресс оказывает влияние на организм человека на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, что, как мне кажется, может повлиять на жизнь человека двояко, как положительно, так и отрицательно. Конечно, каждый человек индивидуален, каждый воспринимает то или иное событие особым, субъективным образом. Однако стресс даёт любому из нас возможность ощутить вкус жизни через сравнение и принятие всех неожиданных поворотов судьбы. А вот воспользоваться этой возможностью или же жаловаться на жизнь, это уже решать нам. Надеюсь, мне удалось показать, что стресс может оказывать существенное позитивное и положительное влияние наряду с негативным.

Скрыться от стресса невозможно: он возникает даже при банальной смене температуры воздуха. Важно, как наш организм справляется и насколько он устойчив.

Человек на протяжении жизни не может полностью избежать стресса

Стресс в современном мире модифицировался: на смену необходимости сбежать от хищника пришла потребность в самореализации; поиск пищи заменился в наше время на сложную схему диет и упражнений; да и отношения стали чем-то большим, чем просто рядовым продолжением вида. Сюда можно добавить конфликты на работе, в семье, трудности социальной адаптации, проблемы со здоровьем, нехватку денег.

Что такое стресс

Это понятие появилось в 1930 г. благодаря канадскому физиологу Гансу Селье. Несмотря на короткий промежуток времени, термин прочно закрепился в нашем лексиконе.

Стресс - состояние, возникающее в ответ на условия внешней среды и их изменения; он характеризуется не только психическим, но и физическим проявлением. И вопреки расхожему мнению, стресс не всегда отрицательное явление, позитивные события нагружают нашу психику ничуть не меньше.

Разновидности стресса

  • острый;
  • хронический;
  • информационный;
  • физико-психический.

Острый - мгновенный ответ на проблему в жизни: утрата близкого человека, серьезная ссора, болезнь, любое непредвиденное событие, выводящее из равновесия.

Хронический возникает при постоянном нервном напряжении или частых потрясениях. Он может приводить к депрессии, болезням нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, общему истощению. Хронический стресс - ответ на низкую способность нашего организма адаптироваться к современным реалиям.

Информационный - современный вид стресса, актуальный для 21 века. Данных вокруг слишком много, и наш организм просто не успевает реагировать на всю поступающую информацию. Особенно это можно заметить у жителей мегаполиса. Человеческий мозг устроен так, чтобы реагировать на очертания предметов в дикой природе, анализировать их, воспринимать опасность; в городах же ландшафт совершенно идентичен, отчего возникает информационный «вакуум». Городские застройщики в нынешнее время пытаются исправить эту проблему, создавая разнообразный дизайн домов, разбивая парки и зеленые зоны.

Физико-психический-интенсивная физическая и психическая нагрузка оказывает большое влияние на наше тело и разум.

В зависимости от того, как стресс влияет на человека, выделяют стресс положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).

Эустресс активирует человеческий организм на борьбу и преодоление препятствий, дает ощущение победы, когда неприятность остается позади.

Если же проблема надолго осталась в жизни, а учитывая многие факторы среды, это возможно, то эустресс переходит в дистресс. Организм быстро расходует свои ресурсы, возникает ощущение постоянной подавленности, начинаются депрессия, агрессия, раздражительность.

Стоит помнить, что депрессия - это серьезное заболевание, а не просто «плохое настроение» и лечить его следует, совмещая психологические и медикаментозные методы. Серьезное лечение может потребоваться, если депрессия оказывает сильные физиологические влияния на организм.

Депрессия — серьезное расстройство

Борьба со стрессом

Стресс в современном обществе - опасное явление, способное приводить к болезням (депрессии, физико-психическим расстройствам), но полностью избавиться от него нереально, даже если сменить привычный ускоренный ритм жизни на более медленный (переехать из города в сельскую местность).

Есть несколько способов, способных снизить влияние стресса на организм:

  • Спортивные нагрузки. Во время занятия спортом выделяется эндорфин и адреналин, которые положительно влияют на организм. Помимо мощной дозы «гормона счастья» человек также получает красивую фигуру и крепкое здоровье, что уже само по себе прекрасно.
  • Питомцы. В психологии существует метод «животной терапии», который применяется для людей со сложностями в социальной адаптации. Наличие собаки или кошки продлевает жизнь человека, так как владельцы их ведут более активный образ жизни. Питомцы помогают расслабиться после напряженного дня и обрести гармонию.
  • Медитация. В жизни нужно успевать не только делать все и сразу, но и расслабиться, замедлиться и остановиться, наблюдая за окружающим миром. Йога сегодня набирает актуальность среди людей, т.к. это физическая нагрузка, вырабатывающая соответствующие гормоны, положительно влияющие на организм.
  • Путешествия. Ничто так не бьет по депрессии, как смена обстановки, потребность в адаптации к новым условиям, избавление от рутины, новые впечатления. Необязательно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно съездить в соседний город, на море летом, исследовать неизвестный район собственного города. Есть множество бюджетных однодневных экскурсий. Приятный новый опыт на время переключит внимание, даст возможность отвлечься от напряженной жизни.
  • Лекарственные препараты. Стресс может вызывать бессонницу, болезни сердца, пищеварительные расстройства. Многие справляются с последствиями, глотая бесчисленные таблетки успокоительных и улучшающих пищеварение средств. По назначению врача следует принимать лекарства, способствующие восстановлению организма: седативные средства, антидепрессанты, комплексы витаминов, такие лекарства помогают избавиться от источника болезни, восстановить внутреннюю систему, поднять иммунитет и улучшить собственную адаптацию.

Домашние животные отлично снимают стресс

Влияние стресса на организм неизбежно, с ним сталкиваются все в независимости от района проживания, социального статуса, пола, возраста. Нет единственно верного решения, что избавит от всех проблем немедленно.

Бороться со стрессом нужно повышая собственную устойчивость, комбинируя разные методы, подбирая тот, который будет иметь наиболее благотворное влияние.

В современном обществе человек испытывает все большее пси хоэмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей со циальной жизни. Требования социального окружения, противоре чия между обществом и личностью, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благо приятную среду для различных стрессовых ситуаций.
Стресс (от англ. stress - напряжение) - состояние напряже ния, возникающее у человека под влиянием различных неблаго-приятных факторов. При стрессе в организме человека в ответ на негативное внешнее воздействие возникают защитные физиоло гические реакции.
Принципиальная схема стресса показана на рис. 11.7.
Среди причин стресса - не только нездоровый образ жизни и неумение правильно распределять свое время. Часто стресс возни кает из-за неблагоприятной психологической атмосферы на рабо те, сложных взаимоотношений с коллегами, особенно с началь ством. Например, оказать стрессовое воздействие может недоста точно четкое описание работы или указаний руководителя, не-достаток времени для качественного исполнения задания. Также причиной стресса могут быть отсутствие вознаграждения или благодарности за хорошее выполнение работы. Наконец, неуве ренность в завтрашнем дне, в стабильности в работе и личной жизни - все это, естественно, выводит многих людей из состоя ния равновесия. / К понятию «стресс» все привыкли, забыв, что оно означает не просто состо-яние усталости, а доволь но серьезные изменения в человеческом организме. Расстройства, связанные со стрессом, развиваются, как правило, у людей, чья работа связана не столько с физическими, сколько с психоэмоциональными пе-регрузками.
Потребности человека
Позитивный результат
Реакция на потребности
Негативный результат
Стресс
Последствия стресса
Рис. 11.7. Принципиальная схема стресса
На начало стресса ука зывают постоянная уста лость, раздражительность, хандра или частая смена настроении по незначи-тельным причинам, де- 4. прессия. Работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызы вает утомление, скуку и раздражение. Трудно сосредоточиться, под водит память, появляется рассеянность. Далеко не все люди отда ют себе отчет в том, что с ними происходит. Еще меньше людей предпринимают необходимые усилия для изменения создавшего ся положения.
Различают четыре основных вида неверной реакции на стресс.
Бездействие. Тот, кто совершает эту ошибку, может получать удовольствие от своего состояния, жалуясь окружающим. Эти люди чувствуют себя невинными жертвами, но не хотят ничего пред принимать лично, чтобы изменить ситуацию.
Депрессия (от лат. depressio - подавление). Для ее жертв харак терно чувство обреченности. Они теряют самоуважение, становят ся беспомощными, самоустраняются от реальной жизни. Находясь в подавленном, угнетенном состоянии, люди испытывают посто янную усталость, обвиняют во всем происходящем себя.
Отрицание. Человек старается не терять бодрости, делая вид, что все хорошо и унывать нет причины. Не признавая серьезности положения, такие люди часто превращают эмоциональные про блемы в физические симптомы.
Возмущение. Негодующие по причине стресса люди обвиняют во всем происходящем других. Они не желают принимать на себя никакой ответственности.
Многие жертвы стресса вроде бы понимают, что надо заняться собой, но из-за нехватки времени постоянно это откладывают. На * повышенную утомляемость или ухудшившуюся память люди, как правило, не обращают должного внимания, а состояние здоровья тем временем становится все хуже. Беспокойство начинают вызы вать более грозные симптомы, говорящие уже о длительном и хро ническом стрессе. И если сначала человек вполне может справить ся со стрессом собственными силами, то потом изменить положе ние сумеет только специалист.
v Чтобы бороться со стрессом, надо прежде всего осознать, на сколько серьезны могут быть его последствия. Эта борьба требует определенных усилий и времени. Естественным шагом при появ лении признаков стресса может быть смена обстановки, отдых и восстановление своих сил. Однако нужно отчетливо понимать, что возвращение в прежнюю среду не изменит ситуацию, а именно ее и нужно изменить. Прежде всего надо проанализировать, как по строен распорядок рабочего дня. Необходимо помнить, что моно тонная работа без перерыва на самом деле будет гораздо менее эффективной, чем та, при которой человек время от времени дает себе передышку и берется за дело с новыми силами.
* Рецепты от стресса широко известны: спорт, массаж, общение с приятными людьми и, наконец, семья. Однако все это требует определенных усилий и, главное, веры. Наконец, не надо забы-
I 253

вать, что смысл жизни не сводится к работе, что помимо работы в жизни есть очень много интересного: театры, музеи, природа и др. Однако, если дело дошло до длительного и хронического стресса, то без помощи специалиста не обойтись.
Стресс - это необходимое условие жизни, и полное его устра нение столь же нереально, сколь и вредно. Хотя устойчивость че ловека к стрессовым нагрузкам высока, она, однако, далеко не безгранична. Поэтому актуальной проблемой менеджера является регулирование уровня допустимых физических и эмоциональных нагрузок в коллективе.
Особого внимания заслуживает проблема аврала в работе, спо собствующего возникновению стресса. Аврал (от англ. over - на верх и all - все) - мобилизация коллектива сотрудников на вы полнение срочной работы. Это - не что иное, как фактор, высво бождающий скрытые ресурсы человека. При аврале человек ста вится в такие условия, при которых он не может что-либо не сде-лать. Именно в этой обстановке проявляются потенциальные фи зические и интеллектуальные возможности человека. Впрочем, пе ренапряжение далеко не всегда способствует качественной работе. И дело здесь не только в обычной усталости; далеко не все люди приспособлены для работы в экстремальных условиях.
По мнению специалистов, по своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на три основных типа:
бессильные. При малейших признаках напряжения они становят ся беспомощными и своим поведением только раздражают окру жающих;
беспокойные. Люди этого типа начинают без толку суетиться, хватаются за все подряд, тут же бросают начатое дело и при этом страшно нервничают;
хладнокровные. Такие люди идеально подходят для авральной работы, поскольку стресс мобилизует их волю, заставляет прини мать быстрые решения и действовать. Но даже эти работники не могут работать в режиме такого сверхнапряжения постоянно. Не планомерный режим работы чреват появлением стресса и, как след ствие, депрессией и физическим истощением людей.
В условиях, когда работу необходимо все-таки завершить, ме-неджер должен активно мотивировать своих подчиненных. К каж дому из перечисленных выше типов людей надо подобрать соот ветствующий вариант мотивации: успех, деньги, слава и т.д.
Краткое содержание главы
Конфликты являются объективной реальностью, поскольку источником конфликтов являются люди, наделенные значитель ным многообразием потребностей, жизненных целей и привычек, которые они стремятся реализовать.

Существуют различные виды конфликтных ситуаций, требую щих от менеджера соответствующих усилий для их предотвраще ния и ликвидации.
Между конфликтами и стрессами имеется определенная взаи мосвязь.
Менеджеру необходимо различать позитивные и негативные стрессы, знать методы снятия стрессов и уметь предупреждать стрес совые ситуации.
Контрольные вопросы и задания
Какова природа конфликтов?
Кратко опишите основные виды конфликтов.
З В чем суть управления конфликтными ситуациями?
Почему работа по предотвращению конфликтов в коллективе явля ется важной для менеджера?
Что такое стресс? Какова его сущность?
Какие существуют методы снятия стресса?
Опишите основные пути предупреждения стрессовых ситуации.