США и Европа уже более столетия спасают Россию от голода и разрухи. но каждый раз, чуть "нарастив жирка", Россия бросается с кулаками на своих опекунов.

Одна из двух картин Ивана Айвазовского, посвященных помощи американцев голодающим российским крестьянам. Звездно-полосатый флаг и поклонение ему голодных крестьян четко видны на полотне.
Картина Айвазовского "Раздача продовольствия", написанная художником в 1892 году, - одна из тех, которые не приветствовались к показу в современной России.
На русской тройке, груженной американским продовольствием, стоит крестьянин, гордо поднимающий над головой американский флаг. Жители деревни размахивают платками и шапками, а некоторые, упав в придорожную пыль, молятся Богу и воздают хвалу Америке за помощь.
Картина посвящена американской гуманитарной кампании 1891–1892 годов, в помощь голодающей России.
Будущий император России Николай II заявил: "Мы все глубоко тронуты тем, что к нам из Америки приходят корабли, полные продовольствия". Резолюция, подготовленная видными представителями российской общественности, в частности, гласила: "Посылая хлеб русским людям в годину лишений и нужды, Соединенные Штаты Америки проявляют наиболее волнующий пример братских чувств".
У россиян - короткая память: согласно соцопросам, они считают США врагом № 1, (Возможно, что сейчас Украина заняла место "главврага" России, оттиснув США на второе место) забыв, что Штаты неоднократно помогали их стране. Так было и в ходе обеих мировых войн - официальный Вашингтон не только был союзником, но и помогал займами и различной техникой. А незадолго до Первой мировой обычные американцы в прямом смысле спасали могучую, как казалось тогда многим, Российскую империю от голода.
Сохранились даже художественные доказательства этому - картины, нарисованные известным российским художником-маринистом Иваном Айвазовским.
В апреле 1892 года он наблюдал, как в прибалтийские порты Лиепаю и Ригу прибывали американские корабли, груженные пшеничной и кукурузной мукой. В России их ждали с нетерпением, так как уже почти год империя страдала от голода, вызванного неурожаем.
Власти не сразу согласились на предложение филантропов из США о помощи. Ходили слухи, что тогдашний российский император Александр ІІІ прокомментировал продовольственную ситуацию в стране так: "У меня нет голодающих, есть только пострадавшие от неурожая".
Однако американская общественность уговорила Санкт-Петербург принять гуманитарную помощь. Фермеры штатов Филадельфия, Миннесота, Айова и Небраска собрали около 5 тыс. т муки и отправили ее за свои деньги сумма помощи составила около $1 млн - в далекую Россию. Часть этих средств пошли также на обычную финансовую помощь. Кроме того, американские государственные и частные компании предложили российским аграриям долговременные займы на сумму $75 млн.
Айвазовский написал два полотна на эту тему - "Раздача продовольствия" и "Корабль помощи". И подарил оба вашингтонской Corcoran Gallery . Неизвестно, был ли он свидетелем сцены прибытия хлеба из США в русскую деревню, изображенную на первой картине. Однако атмосфера всеобщей благодарности американскому народу в тот голодный год была намного больше, чем в современной России.
Останься картины в РФ, возможно, россияне сохранили бы и чувство благодарности к американцам. В чем конечно я сильно сомневаюсь. Россия не умеет быть благодарной. Это мы видим в течение столетий: неблагодарность и отсутствие каких бы то ни было обязательств перед своими гражданами. А что тогда говорить о благодарности по отношению к каким-то фермерам с Небраски и Оклахомщины? Можно даже говорить о том, что в русском народе сформировалась некая, назовём её, - "Культура неблагодарности". Русский историк В. О. Ключевский считал благодарность долговым обязательством, поскольку благодеяние обрекает получателя на выражение благодарности.
В истории русской литературы существует легендарный сюжет - о том, как талантливый писатель-разночинец Николай Успенский не выдержал "пытки благополучием", которую "устроил" ему И. С. Тургенев, поселивший его в отдельном домике на всём готовом. Успенский, яркий не только писатель, но и социопат, в конце концов бежал, наложив кучу посреди письменного стола, за которым должен был писать свои замечательные тексты. Он поступил очень по-русски: каждый русский человек в глубине души - социопат. Уйдя от благодетеля, Успенский обрёл то, что искал: свободу самоуничтожения. Он спился и в конце концов зарезался.

Некоторые говорят, что голода не было, некоторые утверждают, что был, но не такой и не такое продолжительное время. Есть спор о его причинах и последствиях. Давайте в продолжении этой темы обсудим еще одну, редко упоминаемую историю.

В начале поста вы видите картину Айвазовского «Раздача продовольствия», написанная художником в 1892 году. На русской тройке, гружённой американским продовольствием, стоит крестьянин, гордо поднимающий над головой американский флаг. Картина посвящена американской гуманитарной кампании 1891-1892 годов, в помощь голодающей России.

Будущий император России Николай II заявил: «Мы все глубоко тронуты тем, что к нам из Америки приходят корабли, полные продовольствия». Резолюция, подготовленная видными представителями российской общественности, в частности, гласила: «Посылая хлеб русским людям в годину лишений и нужды, Соединенные Штаты Америки проявляют наиболее волнующий пример братских чувств».

Вот что известно об этом подробнее...

И.К. Айвазовский. «"Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию», 1892 г.

В апреле 1892 года в прибалтийские порты Лиепаю и Ригу прибывали американские корабли, груженные пшеничной и кукурузной мукой. В России их ждали с нетерпением, так как уже почти год империя страдала от голода, вызванного неурожаем

Власти не сразу согласились на предложение филантропов из США о помощи. Ходили слухи, что тогдашний российский император Александр ІІІ прокомментировал продовольственную ситуацию в стране так: “У меня нет голодающих, есть только пострадавшие от неурожая”.

Однако американская общественность уговорила Санкт-Петербург принять гуманитарную помощь. Фермеры штатов Филадельфия, Миннесота, Айова и Небраска собрали около 5 тыс. т муки и отправили ее за свои деньги — сумма помощи составила около $1 млн — в далекую Россию. Часть этих средств пошли также на обычную финансовую помощь. Кроме того, американские государственные и частные компании предложили российским аграриям долговременные займы на сумму $75 млн.

Айвазовский написал два полотна на эту тему — Раздача продовольствия и Корабль помощи. И подарил оба вашингтонской Corcoran Gallery. Неизвестно, был ли он свидетелем сцены прибытия хлеба из США в русскую деревню, изображенную на первой картине. Однако атмосфера на картине всеобщей благодарности американскому народу в тот голодный год очень заметна.

“Неожиданное” бедствие

“Осень 1890‑го была сухой,— писал в своих воспоминаниях Дмитрий Нацкий, юрист из российского города Елец, расположенного возле Липецка.— Все ждали дождя, в сухую землю боялись сеять озимые хлеба и, не дождавшись, начали сеять во второй половине сентября”.

Дальше он указывает, что посеянное почти нигде не взошло. Ведь зима была малоснежной, с первым весенним теплом снег быстро сошел, и сухая земля не насыщалась влагой. “До 25 мая стояла страшная засуха. В ночь на 25-е я услышал журчание ручьев на улице и очень обрадовался. Наутро оказалось, что прошел не дождь, а снег, сильно похолодало, и снег сошел только на следующий день, но было поздно. И угроза неурожая стала реальной”,— продолжал вспоминать Нацкий. Он также указал, что в итоге собрали очень бедный урожай ржи.
Засуха была повсеместной в европейской части России. Писатель Владимир Короленко так описывал это бедствие, постигшее Нижегородскую губернию: “По иссыхающим нивам то и дело проходили причты с молебнами, подымались иконы, а облака тянулись по раскаленному небу, безводные и скупые. С нижегородских гор беспрестанно виднелись в Заволжье огни и дым пожаров. Леса горели все лето, загорались сами собою
”.

Предыдущие несколько лет тоже были малоурожайными. В России на такие случаи еще со времен Екатерины ІІ существовала система помощи крестьянам. Состояла она в организации так называемых местных продовольственных магазинов. Это были обычные склады, в которых сохранялось зерно впрок. В неурожайные годы региональная администрация ссужала из них крестьянам хлеб.

При этом к концу ХІХ века российское правительство привыкло к постоянным денежным поступлениям от экспорта зерна. В удачные годы в Европу продавалось больше половины урожая, а казна ежегодно получала более 300 млн руб.

Весной 1891 года Алексей Ермолов, директор департамента неокладных сборов, составил записку министру финансов Ивану Вышнеградскому, в которой предупреждал об угрозе голода. Правительство провело ревизию продовольственных магазинов. Результаты были пугающими: в 50 губерниях они были наполнены на 30 % от нормы, а в 16 регионах, где урожай был самым низким,— на 14 %.

Однако Вышнеградский заявил: “Сами не будем есть, а будем вывозить ”. Вывоз зерна продолжался в течение всех летних месяцев. В тот год Россия продала почти 3,5 млн т хлеба.

Когда же стало понятно, что ситуация действительно критическая, правительство распорядилось запретить зерновой экспорт. Но запрет продержался всего десять месяцев: крупные помещики и коммерсанты, которые уже скупили хлеб для вывоза за рубеж, пришли в негодование, и власти пошли у них на поводу.

В следующем году, когда в империи уже вовсю свирепствовал голод, россияне продали в Европу еще больше зерна — 6,6 млн т.

А в это время американцы, прослышав о грандиозном голоде в России, собирали хлеб для голодающих. Не зная, что склады зернотрейдеров забиты экспортной пшеницей.

О том, чем оборачивался вывоз хлеба для российского крестьянства, писал известный агроном и публицист Александр Николаевич Энгельгардт:
«Когда в прошедшем году все ликовали, радовались, что за границей неурожай, что требование на хлеб большое, что цены растут, что вывоз увеличивается, одни мужики не радовались, косо смотрели и на отправку хлеба к немцам… Мы продаём хлеб не от избытка, что мы продаём за границу наш насущный хлеб, хлеб, необходимый для собственного нашего пропитания.

Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. Если довольно хлеба в деревнях — едят по три раза; стало в хлебе умаление, хлебы коротки — едят по два раза, налегают больше на яровину, картофель, конопляную жмаку в хлеб прибавляют. Конечно, желудок набит, но от плохой пищи народ худеет, болеет, ребята растут туже, совершенно подобно тому, как бывает с дурно содержимым скотом...

Имеют ли дети русского земледельца такую пищу, какая им нужна? Нет, нет и нет. Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят, и если бы у хозяина, имеющего хороший скот, смертность телят была так же велика, как смертность детей у мужика, то хозяйничать было бы невозможно. А мы хотим конкурировать с американцами, когда нашим детям нет белого хлеба даже в соску? Если бы матери питались лучше, если бы наша пшеница, которую ест немец, оставалась дома, то и дети росли бы лучше и не было бы такой смертности, не свирепствовали бы все эти тифы, скарлатины, дифтериты. Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаем кровь нашу, т.е. мужицких детей ».

Голод игнорировали не только торговцы — власти первое время не признавали, что в стране настоящее бедствие. Князь Владимир Оболенский, российский меценат и издатель, по этому поводу писал: “Цензура стала вычеркивать из газетных колонок слова голод, голодные, голодающие. Корреспонденции, которые были запрещены в газетах, ходили по рукам в виде нелегальных листков, частные письма из голодающих губерний тщательно переписывались и распространялись ”.

К хроническому недоеданию добавились болезни, которые при существующем тогда уровне медицины в империи обернулись настоящим мором. Социолог Владимир Покровский посчитал, что из‑за голода к лету 1892 года погибли по меньшей мере 400 тыс. человек. Это притом что в деревнях учет умерших велся далеко не всегда.

20 ноября 1891 года Уильям Эдгар, американский издатель и филантроп из Миннеаполиса, который владел достаточно влиятельным в то время журналом Northwestern Miller, отправил в российское посольство телеграмму. От своих европейских корреспондентов он узнал, что в России настоящая гуманитарная катастрофа. Эдгар предложил организовать сбор средств и зерна для страны, терпящей бедствие. А посла Кирилла Струве просил узнать у царя: примет ли он такую помощь?

Через неделю, не получив никакого ответа, издатель отправил письмо того же содержания. Из посольства отреагировали еще через неделю: “Ваше предложение правительство России принимает с благодарностью ”.

Социолог Владимир Покровский посчитал, что из‑за голода к лету 1892 года погибли по меньшей мере 400 тыс. человек

В тот же день Northwestern Miller вышел с пламенным воззванием. “В нашей стране зерна и муки настолько много, что это продовольствие вот-вот парализует транспортную систему. У нас столько пшеницы, что мы не сможем всю ее съесть. В то же время самые паршивые собаки, бродящие по улицам американских городов, питаются лучше, чем русские крестьяне ”.

Эдгар отправил письма 5 тыс. зернотрейдерам восточных штатов. Он напомнил своим согражданам, что в свое время Россия очень помогла США. В 1862-63 годах, во время Гражданской войны, далекая империя прислала к американскому побережью две военные эскадры. Тогда существовала реальная угроза, что рабовладельческому югу, с которым воевал промышленный, придут на помощь британские и французские войска. Русские корабли простояли тогда в американских водах семь месяцев — и Париж с Лондоном не решились ввязываться в конфликт еще и с Россией. Это и помогло северным штатам победить в той войне.

На призыв Уильяма Эдгара откликнулись почти все, кому он отправил письма. Движение по сбору средств для России развернулось по всем Штатам. Нью-йоркский симфонический оркестр дал благотворительные концерты. Эстафету подхватили оперные исполнители. В итоге только артисты собрали для далекой империи $77 тыс.

Для оказания гуманитарной помощи в США был организован комитет помощи голодающим (Russian Famine Relief Committee of the United States). Финансирование комитета в основном осуществлялось на общественные средства. Был сформирован так называемый «Флот голода» (Famine Fleet). Первый корабль, «Индиана», доставивший 1900 тонн еды, прибыл 16 марта 1892 года в порт Лиепая на Балтийском море. Второй корабль, «Миссури» , доставил 2500 тонн зерна и кукурузной муки, прибыл туда же 4 апреля 1892 года. В мае 1892 года другой корабль прибыл в Ригу. Дополнительные корабли прибыли в июне и июле 1892 года. Общая стоимость гуманитарной помощи, предоставленной США в 1891—1892 годах, оценивается в сумму около 1 000 000$ (долларов США).

Гуманитарную муку американцы свозили три месяца. Сам Эдгар доплыл до Берлина, а до Петербурга добирался поездом. На границе его постиг первый шок. “Русские таможенники были так строги, что я почувствовал себя крысой в ловушке”,— писал путешественник. Эдгара поразила российская столица — ее роскошь не слишком соответствовала голодающей стране. Тем более что встретили его по местной традиции с хлебом и солью в серебряной солонке.

Затем американский филантроп проехался по голодающим регионам. Там‑то он и увидел настоящую Россию. “В одной деревне я наблюдал, как женщина готовила обед на семью. В горшке варилась какая‑то зеленая трава, к которой хозяйка бросила пару пригоршней муки и долила полстакана молока ”,— писал Эдгар позже в своем журнале.

Поразили его и сцены раздачи привезенной им гуманитарной помощи. Один чиновник, занимавшийся распределением, разрешил голодным крестьянам взять столько, сколько они смогут унести на себе. “Изможденные люди взваливали на плечи по мешку муки и, едва передвигая ноги, тащили его своим семьям ”,— сообщал Эдгар.

Не обошлось и без привычных для России курьезов, которые для американца были непонятны. Уже в Лиепае часть гуманитарки бесследно исчезла. Эдгара предупредили, что местные торговцы пойдут на любые хитрости ради выгоды. Месяцем ранее правительство закупило 300 тыс. фунтов зерна. Оказалось, что почти все оно перемешано с землей и потому было непригодно для употребления.

Есть и такое мнение обо всей это кампании: Роль США Малозначительная. Дело в том что США действительно в те годы получили стабильные урожаи, но чтобы не сбивать цену-капиталисты сжигали зерно, это было выгоднее чем продавать по низкой. Всего от США было 5 кораблей примерно по 2000 тонн. Они пришли весной под самый конец голода. И в основном это зерно пошло на Весенний посев, а не на пропитание.

А еще можно почитать статью - Развенчание мифа о голоде в России в 1891-1911 годах , где утверждается, что голод был вызван только природными катаклизмами, государство активно решало проблемы голода и «голод» не только наносил удар по крестьянскому хозяйству и экономике страны, но и стимулировал их: резко увеличилось производство картофеля, технических и других, не зерновых культур, развивалось животноводство (к примеру, появились новые, степные породы лошадей), ускорился переход к интенсивным формам ведения хозяйства, наконец, за «Царь-голодом» 1891-92 последовал настоящий бум железнодорожного строительства.

П.С. Кстати, эти два полотна Айвазовского в 2008 году продали на аукционе Sothеby’s за $2,4 млн. Покупатели — частные лица — неизвестны.

источники
http://www.situation.ru/app/j_art_164.htm
http://a.kras.cc/2015/09/blog-post_97.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_(1891%E2%80%941892)
http://maxpark.com/user/20074761/content/531271
http://www.rbc.ru/opinions/society/13/03/2016/56e2a7739a7947f8afe48a05
http://www.xliby.ru/istorija/_golodomor_na_rusi/p8.php

Вот еще достаточно интересная тема: и

Давненько я не писал сюда историй о русско-американских отношениях. Не потому, что они кончились, - совсем нет, просто времени становится все меньше, а дедлайнов - все больше. И все же...

Давайте поговорим об Иване Константиновиче Айвазовском. Да, он тоже побывал с США, и, как смог, внес свой вклад в формирование образа России в этой стране. Художник-маринист оказался в США в 1892-1893 годах.

ИИ.К.
И.К.Айвазовский. Автопортрет . 1892 г.

Прибыв за океан в год празднования открытия Америки, Айвазовский не мог обойти молчанием "колумбову тему". В Нью-Йорке он пишет "Отплытие Колумба из Палоса".


И.К Айвазовский. Отплытие Колумба из Палоса. 1893 г.


Айвазовский путешествовал по США, и даже попробовал свои силы в изображении непривычного ему состояния воды, - не морской стихии, а падающего потока:

И.К.Айвазовский. Ниагарский водопад . 1894 (?) г.


Работы Айвазовского были представлены в русском отделе Колумбовой выставки в Чикаго (наряду с полотнами Ф. Васильева, К. Коровина, К. Маковского. В. Перова, И. Репина, Г. Семирадского, П. Трубецкого, И. Шишкина и др., - всего 133 картины):






Художник прибыл в США в разгар развернувшейся в стране кампании помощи страдающей от голода 1891-1892 гг. России; еще до отъезда он был свидетелем восторженной встречи, устроенной в России кораблям с продовольствием, отправленным американскими филантропами (так называемый "флот голода" - Famine Fleet). В 1892 году Айвазовский запечатлел это событие в двух картинах, - "Корабль помощи" (по другим сведениям, первоначальное название этой картины "Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию") и "Раздача продовольствия".



И.К.Айвазовский. Корабль помощи . 1892 г.


И.К.Айвазовский. Раздача продовольствия. 1892 г.


Особенно интересна вторая картина. На русской тройке, груженной, очевидно, американским продовольствием, стоит крестьянин, гордо поднимающий над головой американский флаг. Жители деревни размахивают платками и шапками, а некоторые, упав в придорожную пыль, молятся Богу и воздают хвалу Америке за помощь.

Во время своего визита в США русский художник преподнес картины в дар вашингтонской галерее Коркорана. Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании, полотна неоднократно экспонировались в США, С 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме. Инициатором экспозиции стала жена Дж.Ф.Кеннеди Жаклин. Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил конференции. Первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу, к которому они всегда приходили на помощь и которого, кстати сказать, воспринимали отдельно от правительства. Так во второй половине ХХ века живопись Айвазовского способствовала поддержанию "романтического" образа народной России.

В свою очередь, сам художник в 1893 году в интервью газете "The New York Evening Post" постарался смягчить негативный образ официальной России как страны насилия и произвола, подчеркнув, что американцы искажают смысл дискриминационной политики по отношению к русским евреям. Они, просвещал граждан США Айвазовский, - не дискриминируемая этническая группа, а столь же тяжелое бремя для России, каковым являются китайские иммигранты для Америки.

Журнал "Free Russia" выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью. В редакционной статье говорилось: "Безусловно, искусство - не лучшее поле для борьбы против тирании, и мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма, какой присутствует в полотнах Верещагина. Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому, вместо занятий живописью считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"... Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех, кто выступает за введение закона против китайской иммиграции, руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи ".


Были в истории России страницы, которые она тщательно пыталась скрыть. Однако, как говорится, из песни слов не выбросишь... Так сложилось исторически, что русскому народу часто и густо приходилось голодать, и не потому,что не хватало запасов хлеба, а от того, что ее правители и власть имущие ради собственной наживы, ободрав народ до нитки, решали только свои финансовые интересы. Одной из таких запрещенных страниц истории был голод, охвативший Юг и Поволжье страны в 1891-92 годах. И как следствие - гуманитарная помощь, собранная американским народом и отправленная в Россию пятью пароходами, для голодающего населения.

"Неожиданное” бедствие в России

Как бы ни пытались политологи свалить причину голода 1891-92 годов на неблагоприятные погодные условия, основная проблема заключалась в хлебной политике государства. Пополняя казну за счет сельскохозяйственных ресурсов, Россия ежегодно отправляла на экспорт пшеницу. Так, в первый голодный год было вывезено со страны 3,5 млн тонн хлеба. В следующем году, когда в империи уже вовсю свирепствовал голод и эпидемия, российское правительство и предприниматели продали в Европу зерна 6,6 млн тонн, что было почти в два раза больше предыдущего года. Эти факты просто шокируют. А что и вовсе было ужасающим - император категорически отрицал наличие голода в России.


И это говорилось в то время, когда люди вымирали деревнями.


Ситуация в стране была катастрофической, и эта ужасная новость охватила Европу и дошла до Америки. Американская общественность во главе с Уильямом Эдгаром, редактором еженедельника «North Western Miller», предложила гуманитарную помощь России. Однако император тянул с разрешением и, лишь спустя время, позволил накормить голодающий русский народ.

Лев Толстой так описывал ситуацию, сложившуюся по деревням, в то время: «Люди и скот действительно умирают. Но они не корчатся на площадях в трагических судорогах, а тихо, со слабым стоном болеют и умирают по избам и дворам... На наших глазах происходит не перестающий процесс обеднения богатых, обнищание бедных и уничтожение нищих... В нравственном же отношении происходит упадок духа и развитие всех худших свойств человека: воровство, злоба, зависть, попрошайничество и раздражение, поддерживаемое в особенности мерами, запрещающими переселение... Здоровые слабеют, слабые, особенно старики, дети преждевременно в нужде мучительно умирают» .


Сбор гуманитарной помощи для голодающих россиян американцами

Организовал и курировал это движение филантроп У.Эдгар, который еще летом 1891 года опубликовал в своем журнале первые статьи, где говорилось о начавшемся голоде в России. К тому же он разослал в северные штаты около 5 тысяч писем зернотрейдерам с просьбой о помощи.

А еще в средствах массовой информации Эдгар напомнил своим согражданам, что во время Гражданской войны 1862–63 годах Российский флот оказал неоценимую помощь их стране. Тогда далекая Россия прислала к берегам Америки две военные эскадры. В то время действительно существовала реальная угроза со стороны Англии и Франции, которые в любой момент могли прийти на помощь Южанам. Однако русская флотилия простояла у американских берегов около семи месяцев - и британцы с французами не посмели ввязаться в конфликт с Россией. Это и помогло Северянам выиграть гражданскую войну.


Воззвания американского активиста нашли отклик в сердцах сограждан, и повсеместно начался сбор пожертвований. Работа проводилась неофициально и на добровольных началах, так как правительство Америки не одобрило жест дружеской помощи, но и запретить ее оно тоже не могло.

Ведь между супердержавами всегда велась как идеологическая, так и политико-экономическая борьба. К тому же сказалось обострение конкуренции на мировом хлебном рынке. К удивлению, невзирая на бушующий голод в стране, Российские магнаты продолжали отправлять хлеб на экспорт, а это конкретно задевало финансовые интересы Америки.

Но как бы там ни было, простых американцев не охладило негативное отношение своего правительства и филантропическое движение под лозунгом: «Это вопрос не политики, это вопрос гуманности», приобрело новый виток. Америка, что называется, всем миром собирала гуманитарный хлеб, для голодающих россиян. Это были представители всех слоев американского общества: «фермеры и мельники, банкиры и религиозные деятели, владельцы железнодорожных и морских транспортных линий, телеграфных компаний, газет и журналов, государственные деятели, учащиеся и преподаватели высших и средних учебных заведений, журналисты, рабочие и служащие».

Однако не могли знать тогда простые американцы, по крупице собирающие продовольствие, того, что склады с экспортным зерном в России были забиты под завязку и зерно готовилось к отправке на рынки Европы.

Прибытие гуманитарного груза в Россию

Три северных штата и общество Красного Креста несколько месяцев свозили в порты Америки гуманитарную помощь, а к концу зимы первых два суда, груженных мукой и зерном, отправились в далекую Россию.


И уже в начале весны 1892 года пароходы с ценным грузом прибыли в порт Прибалтики. На одном из судов отправился в Россию и сам организатор сбора продовольствия - Уильям Эдгар. Ему многое пришлось пережить и увидеть воочию: и помпезность северной столицы и голод в губерниях, и несправедливое распределение помощи, и безбожное воровство американского продовольствия еще в портах. Удивлению и негодованию американца не было предела.

Но как бы там ни было, с начала весны и до средины лета в Россию прибыло пять пароходов с гуманитарным грузом общим весом более 10 тысяч тонн, что в общей сложности было оценено в 1 миллион долларов.


Хотя в ближайшем времени об этом жесте братской помощи правительство России постаралось напрочь забыть.

Айвазовский - очевидец исторического события

Как бы ни пытались русские политики принизить и покрыть забвением факт дружеской помощи одного народа другому, все же существует и множество документов, и необычные художественные свидетельства, запечатленные на полотнах художника-очевидца.

Корабль помощи" и "Раздача продовольствия".

Раздача продовольствия", где видим несущуюся русскую тройку, груженную продовольствием. А на ней крестьянин, гордо размахивающий американским флагом. Жители деревни в ответ машут платками и шапками, а некоторые, упав в придорожную пыль, молятся Богу и воздают хвалу Америке за помощь. Мы видим необычайную радость, восторг и нетерпение голодных людей.

Картины, написанные Айвазовским, категорически были запрещены показу публике в России. Императора раздражало настроение народа, переданное на художественных полотнах. А также они служили напоминанием его никчемности и несостоятельности, кинувшей страну в пучину голода.

Айвазовский в Америке


Айвазовский на рубеже 1892-1893 годов отправился в Америку и увез с собой неугодные для российской власти картины. Во время этого визита живописец преподнес свои работы в знак благодарности за помощь России в дар вашингтонской галерее Коркорана. С 1961 по 1964 годы эти полотна были выставлены в Белом доме по инициативе Жаклин Кеннеди. А в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании и долгие годы были не доступны просмотру. А в 2008 году на аукционе Sotheby’s обе исторических картины Айвазовского были проданы за 2,4 миллиона долларов одному из меценатов, который тут же передал их в галерею Коркорана, что в Вашингтоне.

Ко всему вышесказанному хочется добавить - эти полотна, написанные художником в 1892 году, не были разрешены к просмотру и в современной России. И кто знает, останься тогда картины Айвазовского в России, возможно, россияне сохранили бы и чувство дружеской благодарности американцам.

В будущность Крыма украинской территорией я на протяжении 8 лет подряд летний отдых проводил исключительно в Феодосии. Ну полюбил я этот город, несмотря на переполненные пляжи и набережную. В обязательном порядке при каждом приезде в Феодосию я посещал картинную галерею Айвазовского (и только иногда по два раза за приезд). В конце концов, я настолько примелькался к персоналу, что они пригласили меня в хранилище фонда Айвазовского и разрешили ознакомиться с теми работами, которые не демонстрируются для широкой публики.
Скажу честно, сначала было интересно, потом познавательно, но посмотрев свыше тысячи акварелей великого художника мне уже стало тошнить.
Тем удивительнее мне было увидить приведенные ниже две картины, о которых я ранее даже не подозревал.

Картина Айвазовского «Раздача продовольствия» , написанная художником в 1892 году - одна из тех которые не приветствовались к показу в современной России.

Именно поэтому указанное полотно вместе с другим полотном «Корабль помощи» были проданы в 2008 году на аукционе Sotheby’s за $2,4 млн. одному из меценатов, который сразу же передал их музею “Corcoran Gallery” в Вашингтоне, где они до сих пор хранятся.

Не слишком знаменитые картины Айвазовского посвящены широкомасштабной американской гуманитарной помощи 1891-1892 годов голодающей России. В то время Айвазовский лично стал свидетелем встречи кораблей с долгожданным продовольствием, прибывшим из США в рамках кампании “Famine Fleet” (“флот голода”), организованной американскими филантропами.

На полотне «Раздача продовольствия» Айвазовский изобразил прибытие американского продовольствия в одну из русских деревень и восторженную встречу повозок с едой для голодного местного населения.

Заинтересовавшись этой темой я разыскал информацию в одном из постов ЖЖ . Во время своего визита в США русский художник преподнес картины в дар вашингтонской галерее Коркорана. Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании, полотна неоднократно экспонировались в США, С 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме. Инициатором экспозиции стала жена Дж.Ф.Кеннеди Жаклин. Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил конференции. Первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу, к которому они всегда приходили на помощь и которого, кстати сказать, воспринимали отдельно от правительства. Так во второй половине ХХ века живопись Айвазовского способствовала поддержанию "романтического" образа народной России.

В свою очередь, сам художник (Айвазовский) в 1893 году в интервью газете "The New York Evening Post" постарался смягчить негативный образ официальной России как страны насилия и произвола, подчеркнув, что американцы искажают смысл дискриминационной политики по отношению к русским евреям. Они, просвещал граждан США Айвазовский, - не дискриминируемая этническая группа, а столь же тяжелое бремя для России, каковым являются китайские иммигранты для Америки.

Журнал "Free Russia" выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью. В редакционной статье говорилось: " Безусловно, искусство - не лучшее поле для борьбы против тирании, и мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма, какой присутствует в полотнах Верещагина. Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому, вместо занятий живописью считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"... Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех, кто выступает за введение закона против китайской иммиграции, руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи ".

Понятно, что в свете современных событий, помощь американцев кому бы то ни было рассматривается официальной Россией исключительно в виде данайских даров. Однако, как мы видим, так было не всегда.